Дело №2-997/2020
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
02 декабря 2020 года г. Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Павлычевой С.В., при секретаре Киселевой С.Г.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Павловскому району Нижегородской области ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ по Павловскому району Нижегородской области о признании действий по отказу в начислении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве незаконным, обязании произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Павловский городской суд Нижегородской области с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ по Павловскому району Нижегородской области о признании действий по отказу в начислении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве незаконным, обязании произвести перерасчет.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в УПФ РФ по Павловскому району с заявлением о начислении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, как <данные изъяты>, не работающему пенсионеру и проживающему в сельской местности.
В своем ответе Пенсионный фонд ответил, что сведениями об основном виде деятельности организации «Павловская сельхозтехника», в которой истец работал, Управление ПФ не располагает, кроме того должности в которых истец работал, в списках на выплату «сельской надбавки» к пенсии нет. Считает, что Пенсионный фонд нарушил пункт 2 и пункт 4 Поста6новления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ., истец вновь обратился в ПФ по Павловскому району, собрал для них дополнительные сведения о 2Павловской сельхозтехнике», копию исторической справки о «Павловской сельхозтехнике» № от ДД.ММ.ГГГГ., копию статистических отчетов «Павловской сельхозтехники» за ДД.ММ.ГГГГ г. № от ДД.ММ.ГГГГ., а также ознакомил работников ПФ о новом Постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором в списки включены работы и должности по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной технике в растениеводстве и производственного оборудования в животноводстве.
ДД.ММ.ГГГГ г., ПФ отказал в перерасчете размера пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ. После отказа, истец обратился за разъяснениями в Министерство труда и Социальной защиты РФ.
ДД.ММ.ГГГГ. письмом № Министерства труда дано разъяснение: что касается зачета в сельский стаж периодов работы в объединении «Сельхозтехника» для приобретения права установления фиксированной выплаты в повышенном размере, с учетом правоприменительной практики ПФ РФ сообщили следующее: если межхозяйственное предприятие создавалось с участием организации, представляющей услуги в области сельского хозяйства (например «Сельхозтехника», «Сельхозхимия» и т.д.), то право на повышение фиксированной выплаты по страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, может быть предоставлено работникам межхозяйственных предприятий, при условии осуществления ими трудовой деятельности в профессиях, должностях, предусмотренных Списком.
Вся трудовая деятельность истца в «Павловской сельхозтехнике» предусмотрена новым Списком Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.- это техническое обслуживание и ремонт сельхозтехники в растениеводстве и производственного оборудования в животноводстве.
ДД.ММ.ГГГГ., истец вновь обратился в ПФ по Павловскому району и ознакомил их с письмом Минтруда и Соцзащиты.
ДД.ММ.ГГГГ, истец получил отказ по тем же мотивам, что и ранее, не принимая разъяснений Минтруда РФ.
При акционировании в ДД.ММ.ГГГГ «Павловская сельхозтехника» стала называться – Акционерное общество открытого типа «Павловская сельхозтехника».
Согласно решению Комитета по управлению госимуществом № от ДД.ММ.ГГГГ «Павловская сельхозтехника» выделяет квоты на распределение акций сельхоз производителям Павловского района, как структурным подразделениям.
Для получения «сельской надбавки» за работу в сельском хозяйстве согласно Постановлений Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ., требуется три условия- это не работающий пенсионер, проживающий в сельской местности и имеющий стаж работы в сельском хозяйстве 30 лет.
Пенсионный фонд по Павловскому району, выдвигает требования не предусмотренные этими постановлениями.
Просит:
Признать действия РФ по Павловскому району в отказе истцу в начислении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве- незаконным.
Обязать ПФ по Павловскому району признать работу ФИО1 в «Павловской сельхозтехнике» в зачет сельского стажа.
Обязать ПФ по Павловскому району произвести перерасчет пенсии истца с 01 января 2019 года.
Истец ФИО1, в судебном заседании свои исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик представитель Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ по Павловскому району Нижегородской области ФИО2, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании исковые требования не признал, отзыв на исковое заявление приобщен к материалам дела.
Третье лицо Отделение Пенсионного фонда по Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Согласно требованиям ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными… Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив согласно ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст.11 Закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержались в ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которым в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно ч.16 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, Правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года №1441, определяют порядок исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление предусмотренного ч.14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на весь период их проживания в сельской местности.
При исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (далее Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (Далее Правила) в соответствии с ч.14. ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях», утвержденные постановлением Правительства российской Федерации от 29.11.2018г. №1440.
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
-периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
-периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил (пункт 5 Правил).
При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
-периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
-периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 6 Правил).
В соответствии с п.6 вышеназванных Правил, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
-взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст., ст.11 и 12 Закона №400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
В соответствии с п.11 указанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года за №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии со ст.14 Закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2). При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно вышеуказанным документам при подсчете стажа, дающего право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве. Исключение установлено для периодов работы до 01 января 1992 г. на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машино- тракторная станция, крестьянское ( фермерское) хозяйство, сельскохозяйственная артель и межколхозное предприятие). Любая работа в указанных организациях до ДД.ММ.ГГГГ. засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, а также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
В соответствии с Правилами, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, и условии начисления за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до ДД.ММ.ГГГГ., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком. Также в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в УПФР по Павловскому району с заявлением о перерасчете размера пенсии, в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве.
Решением УПФР по Павловскому району ему было отказано в перерасчете страховой пенсии ввиду недостаточности стажа работы в сельском хозяйстве (требуется 30 лет, имеется 11 лет 06 месяцев 13 дней).
В сельский стаж не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве <данные изъяты> в Павловском объединении «Сельхозтехники»; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве <данные изъяты> управляющего по производству в «Павловской райсельхозтехнике»; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве <данные изъяты>.
Перечень «Наименование работ, производств сельского хозяйства» в разделе «Растениеводство» данного Списка предусматривает производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочную обработку сельскохозяйственной продукции, заготовку, хранение, мелиорацию. Указанный перечень в разделе «Животноводство» предусматривает разведение, содержание, уход, выращивание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводство и животноводства. При этом растениеводство- это выращивание однолетних, многолетних культур и рассады, в животноводстве- выращивание и разведение всех видов сельскохозяйственных животных.
Согласно ОКВЭД предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, относится к деятельности, вспомогательной по отношению к сельскому хозяйству.
Рассматривая положения Списка и ОКВЭД во взаимосвязи и взаимозависимости, а также, исходя из концепции установления повышения фиксированной выплаты, для целей пенсионного обеспечения к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство (структурным подразделениям растениеводческого и животноводческого направления), следует относить организации (структурные подразделения), созданные для производства сельскохозяйственных культур и (или) животных.
В этой связи работа, вспомогательная по отношению к сельскому хозяйству, в том числе предусмотренная Списком, дает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, если основным видом деятельности организации (структурного подразделения) является производство сельскохозяйственных культур и (иди) животных.
Указанные организации могут заключать договоры о предоставлении услуг с другими организациями, основным видом деятельности которых является предоставление услуг в растениеводстве и животноводстве, например, такие организации, как ремонтно- техническая станция, «Сельхозтехника», «Сельхозхимия», районные племобъединения и т.д.). Поскольку застрахованные лица организаций, оказывающих услуги в области растениеводства или животноводства, не относятся к работникам организаций (структурных подразделений) по производству сельскохозяйственных культур и (или) животных, то право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии у них отсутствует.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, предусматривает повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах, связанных с растениеводством, животноводством и рыбоводством, профессии, должности, специальности которых поименованы в данном Списке (пункты 1 - 3). Также данным Списком предусмотрена работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г. независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности. Вместе с тем истцом не представлено доказательств как занятости в спорные периоды на работах, связанных с растениеводством, животноводством и рыбоводством в должности, предусмотренной Списком, так и осуществление в данные периоды, имевшие место до 1 января 1992 г., работы в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных).
При этом при определении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в стаж работы в сельском хозяйстве включаются не все периоды, подлежащие зачету в страховой стаж при назначении пенсии. При исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяются поименованный выше Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", также утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440.
Такое правовое регулирование, определяющее условия предоставления льготы в пенсионном обеспечении (повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности), осуществлено в пределах компетенции законодателя и делегированных им Правительству Российской Федерации полномочий, в равной мере распространяется на лиц, проработавших в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет, и не может расцениваться как нарушающее права заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь приведенными положениями закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании действий по отказу в начислении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве незаконным, обязании произвести перерасчет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ по Павловскому району Нижегородской области, о признании действий по отказу в начислении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве незаконным, обязании произвести перерасчет отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья: С.В. Павлычева
Мотивированное решение изготовлено 09.12.2020 года.
Судья С.В. Павлычева