НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Парабельского районного суда (Томская область) от 31.12.2017 № 2А-120/2016

Дело № 2а-120/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


30 июня 2017 года село Парабель Томской области


Парабельский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Санжаровской Н.Е.,

при секретаре Мазиной К.В.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Парабельского района Томской области ДеревнинаР.С.,

представителя административного ответчика Барсагаева Д.А., действующего на основании доверенности без номера, выданной 17.01.2017 на срок до 31.12.2017 без права передоверия,

рассмотрев административное исковое заявление прокурора Парабельского района Томской области к Муниципальному образованию «Парабельский район» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Парабельского района Томской области» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Парабельского района Томской области (далее - прокурор, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Парабельский район» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Парабельского района Томской области» (далее – МО «Парабельский район», Администрация Парабельского района, административный ответчик) о признании незаконным бездействие МКУ «Администрация Парабельского района» по непринятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – ограждающей дамбы, протяженностью 1010 м., находящейся на территории с. Нарым Парабельского района Томской области (далее дамба, ГТС) в соответствии с требованиями Федерального закона от21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Парабельского района Томской области проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, в результате которой было установлено, что в собственности МО«Парабельский район», находится гидротехническое сооружение – дамба в с.Нарым Парабельского района Томской области, общей протяженностью 1010 м, собственником которой согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.05.2017, является муниципальное МО «Парабельский район».

В нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Администрация Парабельского района Томской области не обеспечила мер безопасности гидротехнического сооружения, а именно: административным ответчиком не составлена и не утверждена в уполномоченном органе надзора декларация безопасности гидротехнического сооружения; сведения о гидротехническом сооружении не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений; не получено разрешение на эксплуатацию дамбы; не произведен расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии; собственником не произведено страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии.

Таким образом, по мнению административного истца, отсутствие вышеуказанных документов на гидротехническое сооружение – дамбу в с. Нарым не подтверждает его безопасность, что может способствовать наступлению тяжких последствий в случае возникновения чрезвычайной ситуации на данном гидротехническом сооружении.

В случае разрушения дамбы в с. Нарым и прорыве воды возможно затопление территории села Нарым Парабельского района с причинением вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.

Полагает, что непринятие Администрацией Парабельского района Томской области мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, предусмотренных федеральным законодательством, не позволяет поддерживать надлежащее техническое состояние дамбы, что ставит под угрозу жизнь и здоровье жителе с. Нарым, особенно в период паводка.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 статьи 39, ч. 4 статьи 218 КАС РФ, статьями 15, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 3, 7, 8, 9, 10, 15, 17 Федерального закона от21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктами 2-4 Положения о декларации безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от06.11.1998 № 1303, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 №876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», статьями 24 и 29 Устава муниципального образования «Парабельский район», утвержденного решением Думы Парабельского района от 27.04.2016 № 13, просит суд признать незаконным бездействие МКУ Администрация Парабельского района Томской области по непринятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – ограждающей дамбы, протяженностью 1010 м., находящейся на территории с. Нарым Парабельского района Томской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; обязать Администрацию Парабельского района Томской области составить и утвердить в уполномоченном органе надзора декларацию безопасности эксплуатируемого гидротехнического сооружения - ограждающей дамбы, протяженностью 1010 м., находящейгося на территории с. Нарым Парабельского района Томской области; внести сведения о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений; получить разрешение на эксплуатацию дамбы; произвести расчет размера вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на гидротехническом сооружении; произвести страхование риска гражданской ответственности по обстоятельствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении; определить МКУ Администрация Парабельского района Томской области срок для совершения указанных действий до 30.12.2017.

В судебном заседании помощник прокурора Парабельского района Томской области Деревнин Р.С. заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что прокуратурой Парабельского района Томской области в ходе проведённой ещё в 2015 году проверки были выявлены указанные в административном исковом заявлении нарушения. Главе Парабельского района Томской области 01.04.2015 внесено представление с требованием об их нарушении. Согласно полученному ответу на представление от 06.05.2015 № 693 в Администрации Парабельского района имеются декларация безопасности дамбы и расчет вероятностного вреда, однако данные документы не утверждены в установленном законом порядке до сих пор, а значит, не подтверждают безопасности гидротехнического сооружения. Данный факт был подтвержден в ходе проведённой в мае 2017 года проверки, а также подтверждается Актом оценки состояния и готовности к пропуску паводковых вод потенциально опасного сооружения № 23-0684-02/2017 от 22.03.2017. Считает, что отсутствие в бюджете района денежных средств на проведение указанных мероприятий, не является веским основанием для несоблюдения административным ответчиком действующего законодательства.

В связи с вышеизложенным просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель МКУ Администрации Парабельского района Томской области Барсагаев Д.А., действующий на основании доверенности, признав заявленные прокурором района требования законными, тем не менее, против их удовлетворения возражал, указав, что в 2013 году МО «Парабельский район» передал дамбу с.Нарым безвозмездно в собственность МО «Нарымское сельское поселение», что подтверждается договором дарения № 08 от 24.10.2013. Однако по непонятной причине одаряемая сторона не зарегистрировала произведённую сделку в Управлении Росреестра по Томской области, в связи с чем право собственности на ГТС осталось зарегистрированным за МО «Парабельский район» В настоящее время в бюджете МО «Парабельский район» отсутствуют средства для финансирования проведение требуемых работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии п.п. 3, 7, 21, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водопропускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Собственниками ГТС могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Обеспечение безопасности ГТС осуществляется путем разработки и осуществления мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с п.п. 2 и 5 п. 6 ст. 29 Устава муниципального образования «Парабельский район», утвержденного решением Думы Парабельского района от 27.04.2016 № 13 Администрация Парабельского района владеет, пользуется имуществом, находящимся в муниципальной собственности Парабельского района, а также участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Парабельского района.

Судом установлено, что в собственности МО «Парабельский район» находится гидротехническое сооружение – ограждающая дамба, протяженностью 1010 м., находящаяся на территории с. Нарым Парабельского района Томской области и предназначенная для защиты от затопления сельскохозяйственных земель паводковыми водами.

Указанные обстоятельства подтверждаются: копией свидетельства о праве собственности 70-АВ 392061 от 07.05.2013 (л.д. 9), выпиской из ЕГРН от 18.05.2017 № 70/042/001/2017-219 (л.д. 10-12), актом проведения оценки состояния и готовности к пропуску паводковых вод потенциально опасного гидротехнического сооружения «Ограждающая дамба с. Нарым Парабельского района» в 2017 году от 22.03.2017 № 23-0684-02/2017 (л.д. 14-15), административным ответчиком признаются и не оспариваются.

Таким образом, эксплуатируя гидротехническое сооружение – ограждающую дамбу, расположенную на территории с. Нарым Парабельского района Томской области, Администрация Парабельского района Томской области должна соблюдать требования Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность ГТС обеспечивается путем осуществления мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установлению критериев их безопасности.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС обязан обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Нормами ст.ст. 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в том числе предусмотрено, что собственник ГТС обязан заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник ГТС, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

В соответствии с п.п. 2, 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2011 № 876, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Также, статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и предоставления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Пунктами 2-4 Положения о декларации безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303, установлено, что декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации.

Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность ГТС, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

Орган надзора организует проведение государственной экспертизы декларации безопасности, после чего рассматривает декларацию безопасности и заключение экспертной комиссии и выносит решение об из утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления этих документов в орган надзора.

Форма декларации безопасности гидротехнических сооружений утверждена приказом Ростехнадзора от 02.07.2012 № 377 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)».

На территории Томской области полномочиями по утверждению декларации безопасности гидротехнического сооружения обладает Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзора).

В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о ГТС вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в нем после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности ГТС.

Согласно абзацу 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» внесение в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехническом сооружении, находящимся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

В судебном заседании установлено, что в марте 2015 года при проведении проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, проведенной прокуратурой Парабельского района Томской области, было выявлено, что Администрацией Парабельского района, как собственником дамбы в с. Нарым, не утверждена в уполномоченном органе надзора декларация безопасности эксплуатируемого гидротехнического сооружения, сведения о гидротехническом сооружении не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений и не получено разрешение на его эксплуатацию, не проведен расчет размера вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии собственником не произведено.

По итогам проверки прокуратурой Парабельского района Главе Парабельского района внесено представление № 33-2015 от 01.04.2015 с требованием об устранении выявленных нарушений.

Представление прокурора от 01.04.2015 № 33-2015 собственником ГТС было рассмотрено, Администрацией Парабельского района Томской области был дан ответ от06.05.2015 № 693, согласно которому, необеспечение мер безопасности гидротехнического сооружения связано с тем, что гидротехничесоке сооружение было подарено МО «Нарымское сельское поселение», но переход права собственности от МО «Парабельский район» к МО «Нарымское сельское поселение» не получил надлежащего оформления.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что право собственности на ГТС до сих пор сохранено за административным ответчиком, однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. В частности, проект декларации безопасности дамбы с Нарым Парабельского района по-прежнему не утвержден Сибирским управлением Ростехнадзора, проект расчета размера вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, также не утвержден уполномоченным органом, сведения о гидротехническом сооружении не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на его эксплуатацию не получено, страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии не произведено, что подтверждается актом проведения оценки состояния и готовности к пропуску паводковых вод потенциально опасного гидротехнического сооружения «Ограждающая дамба с. Нарым Парабельского района» в 2017 году от 22.03.2017 № 23-0684-02/2017 (л.д. 14-15); решением прокурора Парабельского района Томской области о проведении проверки от 11.05.2017 № 57 (л.д. 16); актом проверки от 30.05.2017 (л.д. 17); копией проекта декларацией безопасности ограждающей дамбы с. Нарым Парабельского района (л.д. 27); расчетом вероятного вреда № 42-2006-00-РВВ (л.д. 26), в которых отсутствуют сведения об их утверждении надзорным органом, административным ответчиком также не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика, непринятие им мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – дамбы с. Нарым Парабельского района не позволяет поддерживать её надлежащее техническое состояние, что, особенно в период паводка, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителе с. Нарым, грозит причинением физического и имущественного вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде. Отсутствие в бюджете района в период с 2015 по 2017 годы денежных средств на проведение указанных мероприятий, не является веским основанием для несоблюдения административным ответчиком действующего законодательства как и основанием от освобождения административного ответчика от ответственности.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора о признании незаконным бездействия МКУ Администрации Парабельского района Томской области по непринятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – ограждающей дамбы, протяженностью 1010 м., находящейся на территории с. Нарым Парабельского района Томской области с возложением обязанностей по устранению выявленных недостатков и нарушений.

В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе установить разумный срок на исполнение решения суда, и в данном случае такой срок надлежит установить до 30 декабря 2017года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Парабельского района Томской области к Муниципальному образованию «Парабельский район» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Парабельского района Томской области» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения Администрации Парабельского района Томской области по непринятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – ограждающей дамбы, протяженностью 1010 м., находящейся на территории с. Нарым Парабельского района Томской области.

Обязать муниципальное казенное учреждение Администрацию Парабельского района Томской области в срок до 30 декабря 2017 года:

- составить и утвердить в Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору декларацию безопасности эксплуатируемого гидротехнического сооружения – ограждающей дамбы, протяженностью 1010 м., находящейся на территории с.Нарым Парабельского района Томской области;

- внести сведения о гидротехническом сооружении – ограждающей дамбе, протяженностью 1010 м., находящейся на территории с. Нарым Парабельского района Томской области, в Российский регистр гидротехнических сооружений;

-получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения - ограждающей дамбы, протяженностью 1010 м., находящейся на территории с. Нарым Парабельского района Томской области;

-произвести расчет размера вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на гидротехническом сооружении - ограждающей дамбе, протяженностью 1010 м., находящейся на территории с. Нарым Парабельского района Томской области;

-произвести страхование риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении - ограждающей дамбе, протяженностью 1010 м., находящейся на территории с. Нарым Парабельского района Томской области.

Решение в окончательной форме принято 04.07.2017.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Томского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Парабельский районный суд Томской области.

Судья (подписано) Н.Е. Санжаровская

Копия верна

Судья Н.Е. Санжаровская