Дело №2а-85/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Панкрушиха 02 марта 2021 года
Судья Панкрушихинского районного суда Алтайского края Терпугова Ю.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Панкрушихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании размещенной информации запрещенной к распространению,
установил:
Прокурор Панкрушихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании размещенной на Интернет-сайте <данные изъяты> информации, запрещенной к распространению.
В обоснование иска прокурор указал, что посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет установлено, что на Интернет-сайте <данные изъяты> размещена информация о продаже справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ неопределенному кругу лиц независимо от наличия либо отсутствия места работы для последующего получения кредитов и других целей. Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанные Интернет-ресурсы доступны для неограниченного круга лиц.
Положениями статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Размещенная на вышеуказанном Интернет-сайте информация может способствовать совершению преступлений.
Просит признать информацию о продаже справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ неопределенному кругу лиц независимо от наличия либо отсутствия места работы для последующего получения кредитов и других целей, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Административное дело на основании ч. 7 ст. 150 и ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района по обращению граждан проведена проверка о размещении на Интернет-сайте <данные изъяты> информации, запрещенной к распространению. Посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет установлено, что в свободном доступе на указанном сайте, размещена информация о продаже справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ неопределенному кругу лиц независимо от наличия либо отсутствия места работы для последующего получения кредитов и других целей. При этом, вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанного сайта и копировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
В ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 3 ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правоотношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления.
Согласно п. 4 ст. 5 указанного Закона информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даны основные понятия, используемые в указанном законе.
Так, информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 5 ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 8.
В п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Таким образом, по смыслу вышеприведенной нормы, сайт в сети «Интернет» представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Частью 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.Согласно Приказу ФНС России от 02.10.2018 г. № ММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц» под справкой, указанной в п. 3 ст. 230 НК РФ, подразумевается справка по форме 2-НДФЛ.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Приобретение справки 2-НДФЛ может образовывать составы преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст. 159.1 УК РФ (мошенничество в сфере кредитования).
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Так, при мониторинге информации в сети «Интернет» установлено, что на сайте: <данные изъяты> содержится объявление с конкретным предложением неопределенному кругу лиц приобрести за деньги справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ независимо от наличия либо отсутствия места работы для последующего получения кредитов и других целей. Текстовая информация в совокупности с изображениями недвусмысленно направлена на продажу указанного продукта.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продаже справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ вводит в заблуждение неопределенный круг лиц о допустимости и широкой распространенности возможности приобретения и использования поддельных документов установленного образца, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, административных правонарушений и способствуют их совершению. Тем самым, создается возможность нарушения публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Статьей 9 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр).
В реестр включаются:
- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
-сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет;
б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети Интернет;
в) информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, размещенная в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к вышеуказанной странице в сети «Интернет» необходимо запретить.
Пунктом 17 статьи 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определено, что владелец сайта в сети «Интернет» - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Частью 8 статьи 15.1 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.
Согласно справочному whois-сервису www.reg.ru, http://www.1whois.ru и http://www.2ip.ru доменное имя moskva.sindom.ru/prodazha-spravok-2-ndfl-s-podtverzhdeniem-ot-organozaciy-goroda-moskvy-a11696818.html зарегистрировано и находится на обслуживании аккредитованного регистратора, однако установить администратора доменного имени не представляется возможным. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст.293 и 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Панкрушихинского района Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Панкрушихинский районный суд Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ю.В. Терпугова