Дело №2-43/2024 г.
УИД 36RS0028-01-2024-000020-14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Панино 31 января 2024 года
Панинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Вавакиной Г.В.,
с участием помощника прокурора Панинского района Воронежской области Нужного А.Э.,
при секретаре Воротилиной Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Панинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области об обязании зарегистрировать право собственности на водопровод,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Панинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ивановского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области об обязании зарегистрировать право собственности на водопровод и передачи в управление гарантирующей организации в сфере водоснабжения населения, указывая на то, что во исполнение задания прокуратуры Воронежской области о проведении проверки исполнения законодательства в сфере водоснабжения прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Ивановского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области законодательства о муниципальной собственности, жилищно-коммунальном хозяйстве в части водоснабжения населения, о недропользовании и лицензировании, а также антимонопольного законодательства, по результатам которой выявлены существенные нарушения законности. Установлено, что на территории администрации осуществляется холодное водоснабжение населения с использованием находящегося на балансе имущества. Право собственности на водопровод, расположенный по адресу: с. Ивановка 1-я протяженностью 1 км., на сегодняшний день не зарегистрировано. Проверкой установлено, что вопреки нормам законодательства на территории Ивановского сельского поселения водоснабжение организовано ненадлежащим образом, поскольку осуществляется при самостоятельном, непосредственном использовании администрацией поселения находящегося на балансе водопроводного имущества в отсутствие лицензии на добычу вод. Муниципальные предприятия или учреждения в целях реализации вопросов местного значения и имеющие возможность получить лицензию на добычу пресных вод, на территории поселения не созданы, гарантирующая или иная организация, осуществляющая указанный вид деятельности не определена. Вышеуказанный факт также нарушает требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, поскольку ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Таким образом, водоснабжение населения может осуществляться только хозяйствующими субъектами при содействии органов местного самоуправления и непосредственное использование водопровода администрацией поселения в обход необходимости создания или привлечения соответствующей организации и взимание платы с населения за такое использование грубо нарушает требования названного законодательства. Прокурором района 31.01.2023 направлялось представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности и водоснабжении, однако названные нарушения администрацией поселения не устранены. Вышеперечисленные нарушения законности влекут непредоставление жителям поселения качественных услуг водоснабжения, препятствуют свободной конкуренции, стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации поселения. Истец просит обязать администрацию Ивановского сельского поселения зарегистрировать право собственности на водопровод, расположенный по адресу: с. Ивановка 1-я протяженностью 1 км. и передать в управление гарантирующей организации в сфере водоснабжения населения.
В судебном заседании помощник прокурора Нужный А.Э. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, установив для исполнения шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика – администрации Ивановского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, с исковыми требованиями согласен.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п.п. 3,4 ч. 1 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), п. 1 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также владение, пользование, распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом.
Согласно требованиям ч.ч. 3, 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничение такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется в том числе по заявлению правообладателя объекта недвижимости посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Вышеуказанным федеральным законом предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 6 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ).
Согласно положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и др. Для исполнения обязанности по организации водоснабжения органы местного самоуправления в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ, а также ч.1 ст. 12 Федерального закона №416-ФЗ обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
В силу положений ст. 9, ч. 1, 3 ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Судом установлено, что во исполнение задания прокуратуры Воронежской области о проведении проверки исполнения законодательства в сфере водоснабжения прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Ивановского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области законодательства о муниципальной собственности, жилищно-коммунальном хозяйстве в части водоснабжения населения, о недропользовании и лицензировании, а также антимонопольного законодательства, по результатам которой выявлены существенные нарушения законности. На территории администрации осуществляется холодное водоснабжение населения с использованием находящегося на балансе имущества. Право собственности на водопровод, расположенный по адресу: с. Ивановка 1-я протяженностью 1 км., на сегодняшний день не зарегистрировано.
Проверкой установлено, что вопреки вышеуказанным нормам законодательства на территории Ивановского сельского поселения водоснабжение организовано ненадлежащим образом, поскольку осуществляется при самостоятельном, непосредственном использовании администрацией поселения находящегося на балансе водопроводного имущества в отсутствие лицензии на добычу вод. Муниципальные предприятия или учреждения в целях реализации вопросов местного значения и имеющие возможность получить лицензию на добычу пресных вод, на территории поселения не созданы, гарантирующая или иная организация, осуществляющая указанный вид деятельности не определена. Вышеуказанный факт также нарушает требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, поскольку ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Таким образом, водоснабжение населения может осуществляться только хозяйствующими субъектами при содействии органов местного самоуправления и непосредственное использование водопровода администрацией поселения в обход необходимости создания или привлечения соответствующей организации и взимание платы с населения за такое использование грубо нарушает требования названного законодательства.
Прокурором района 31.01.2023 направлялось представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности и водоснабжении, однако названные нарушения администрацией поселения не устранены. Вышеперечисленные нарушения законности влекут непредоставление жителям поселения качественных услуг водоснабжения, препятствуют свободной конкуренции, стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации поселения.
Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции РФ. Это право является непосредственно действующим и предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены такие способы защиты гражданских прав как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Оценив все доказательства по делу, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Ивановского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на водопровод, расположенный по адресу: с. Ивановка 1-я Панинского района Воронежской области, протяженностью 1 км. и передать в управление гарантирующей организации в сфере водоснабжения населения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Панинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной редакции изготовлено 01.02.2024.