НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Палехского районного суда (Ивановская область) от 08.08.2022 № 2А-588/2022

Дело -

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 08 августа 2022 года

Палехский районный суд Ивановской области, в составе председательствующего судьи ФИО18 с участием:

административного истца ФИО16

представителя административного ответчика - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области ФИО17 действующего по доверенности,

представителя административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Ивановской области ФИО20 действующей по доверенности,

при секретаре ФИО19

рассмотрев в открытом судебном заседании (с использованием системы видеоконференц-связь) административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН Росси по Ивановской области ФИО7, ФСИН России о признании незаконным бездействия исправительного учреждения по непринятию мер к трудоустройству осужденного и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Осужденный ФИО2, отбывающий наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области и Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ивановской области, в котором, оспаривая бездействий администрации исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области по непринятию мер к его трудоустройству в исправительном учреждении, просил взыскать в счет компенсации морального вреда 512.195 рублей.

Как следует из представленного искового заявления ФИО2, отбывая наказание в ФКУ ИК-2 с 01.08.2019 года, при наличии в исправительном учреждении вакантных рабочих мест, являясь трудоспособным, имея желание к трудоустройству, выполняя работы без оплаты труда по благоустройству колонии, трудоустроен не был. Администрацией исправительного учреждения на заседания комиссий по трудоустройству осужденных он не приглашался, от трудоустройства не отказывался. Вследствие необоснованного нежелания и бездействия администрации исправительного учреждения по непринятию мер к трудоустройству, административный истец, лишен возможности получения трудового стажа, заработка, гарантий пенсионного обеспечения и устройства в быту в будущем, а также возможности уплаты алиментов и погашения задолженности по алиментам на содержание своих несовершеннолетних детей. Причиненный моральный вред выразился в испытываемом волнении и осознании беспомощности по отношению к своим детям, у которых может сложиться негативное к нему отношение.

Определением от 08 августа 2022 года производство по делу в части заявленных исковых требований к Управления Федерального казначейства по Ивановской области прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска к указанному ответчику.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования, с учетом их изменений, поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-2 по непринятию мер к его трудоустройству в исправительном учреждении в период с августа 2019 года по июнь 2021 года, и взыскать в счет компенсации морального вреда, 512.195 рублей. Дополнительно пояснил, что с 01.08.2019 года по 2021 год, отбывая наказание в ФКУ ИК-2, он привлекался к работам без оплаты труда, за выполнение которых получал оплату сигаретами или чаем. Вопреки доводам представленной ИК-2 характеристики, об отрицательном отношении к работам без оплаты труда, рапортов о таких фактах не имеется. С заявлениями о трудоустройстве он обращался многократно. Обещания его трудоустройства не исполнены. Трудоустроен он был в период с 01.06.2021 года, после чего был водворен в ШИЗО и 30.06.2021 года уволен. В 2020 году им принимались меры к трудоустройству, для выполнения работ по уборке территории столовой, однако в этом было отказано по причине наличия заболевания гепатит «С», препятствующего трудоустройству. Когда им подавались заявления о трудоустройстве, не помнит, однако данные заявления исчезали. Заявленная ко взысканию сумма компенсации морального вреда им определена пропорционально имеющейся сумме задолженности по уплате алиментов, с учетом периода отбывания наказания в исправительном учреждении, за вычетом периода образования задолженности вне мест лишения свободы.

Представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области ФИО6, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, осужденному не причинялось каких-либо физических и нравственных страданий, т.к. ФКУ ИК-2 предоставляло ему возможность трудоустроиться, подтверждением к чему является принятое заявление о трудоустройстве и справка о трудоустройстве осужденного. От занимаемой должности осужденный был освобожден в связи с водворением в ШИЗО, приказом от 30.06.2021 года, что соответствует ч. 4 ст. 117 УИК РФ. Со ссылками на положения ст.ст. 151, 1100 ГК РФ, п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 года №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», ст.ст. 45, 135 КАС РФ, административный ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Дополнительно представителем ФИО6 в судебном заседании указано, что вопросы о трудоустройстве и освобождении осужденных от занимаемой должности рассматриваются комиссией исправительного учреждения, при наличии заявления осужденного о трудоустройстве. Обязанности, предусмотренные ст. 103 УИК РФ, о трудоустройстве в исправительном учреждении, осужденным разъясняются. Также осужденным предоставляется возможность ознакомления с перечнем имеющихся вакансий. В период с 2019 года по 01.06.2021 года в ИК-2 вакантные рабочие места имелись. ФИО21., с заявлением о трудоустройстве обращался единственный раз 26.05.2021 года, по результатам рассмотрения которого был трудоустроен с 01.06.2021 года, а в дальнейшем в связи с водворением в ШИЗО освобожден от занимаемой должности и до настоящего времени отбывает наказание в ШИЗО и ПКТ, где возможность привлечения к труду осужденных отсутствует. Срок содержания в ПКТ у ФИО2 заканчивается 27.09.2022 года, после чего возможность трудоустройства осужденного будет иметься. Однако данный вопрос может быть разрешен комиссией исправительного учреждения с учетом состояния здоровья ФИО2 и наличия у него ограничений по состоянию здоровья, а также характера проф.учета, на который осужденный поставлен, как «склонный к поджогам», что может являться препятствием для трудоустройства без сопровождения в швейном производстве и ПСХ. Препятствий для трудоустройства осужденного на должности уборщика и грузчика не имеется.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Ивановской области ФИО4 в судебном заседании удовлетворению административных исковых требований возражала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что при наличии вакансий в исправительном учреждении, осужденный ФИО2 не принимал достаточных мер и не проявлял желания к трудоустройству, поскольку единственный раз обращался с соответствующим заявлением, которое было рассмотрено и удовлетворено. Доказательств, свидетельствующих об иных обращениях, суду не представлено. В дальнейшем осужденный освобожден от занимаемой должности по причине нарушения установленного порядка отбывания наказания и водворения в ШИЗО, где обеспечение его рабочим место затруднительно. При наличии желания трудиться осужденному необходимо соблюдать установленный порядок отбывания наказания, а также обратиться с заявлением о трудоустройстве, только при наличии которого, и по результатам его рассмотрения, подлежит разрешению вопрос о привлечении осужденного к оплачиваемому труду.

Административный ответчик - начальник ФКУ ИК-2 ФИО7, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель административного ответчика Управления Федерального казначейства по Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без участия представителя и письменные возражения к иску.

Заслушав административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

судом установлено и подтверждается представленными доказательства, что ФИО2, 11.09.1986 года рождения, уроженец с. Черемшанка Заларинского района Иркутской области, осужден:

- 12 января 2018 года приговором Палехского районного суда Ивановской области (с учетом изменений, внесенных постановлением Октябрьского районного суда г. Иваново от 02.11.2018 года) по ч. 2 ст. 264 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на срок 2 года (л.д. 121-127, 128, 131-132);

- 05 апреля 2019 года приговором Ивановского областного суда, с участием коллегии присяжных заседателей (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Верховного Суда РФ от 11.07.2019 года), по п.п. «а,к» ч. 2 ст. 105, п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 2 ст. 167 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 21 году лишения свободы с ограничением свободы на срок 1 год.

На основании ч.ч. 3,4 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным приговором Палехского районного суда Ивановской области от 12.01.2018 года, окончательно определено 22 года лишения свободы с отбыванием в исправительной клони строгого режима, с ограничением свободы на срок 1 год, с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на срок 2 года.

Приговором разрешен гражданский иск потерпевшего. С ФИО2 в солидарном порядке взыскано в пользу ФИО8 в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением 117.503 рублей (л.д. 133, 140, 141-148).

Начало срока отбывания наказания в виде лишения свободы приходится на 30.12.2017 года. Окончание срока отбывания наказания в местах лишения свободы приходится на 31.12.2039 года (л.д. 120).

За период отбытого наказания ФИО2 с 31.12.2017 года содержался в ФКУ СИЗО-1 г. Иваново.

01.08.2019 года для дальнейшего отбывания наказания прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области (в период с 19.11.2021 года по 02.12.2021 года был этапирован в ФКУ СИЗО-1 г. Иваново).

ФИО2 наблюдается в филиале «Медицинская часть №1» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России с 01.12.2021 года с диагнозом «эмоционально-неустойчивое расстройство личности. Анти НCV антитела положительные от 13.04.2018 г.» Группы инвалидности не имеет. Трудоспособен с ограничениями (кроме работ в декретированной группе) (л.д. 91).

Как следует из справки ИК-2 от 20.07.2022 года, в период с 16.06.2021 года осужденный в исправительном учреждении трудоустроен не был, с заявлениями о трудоустройстве не обращался, при наличии вакансий для трудоустройства осужденных, задействованных на работах по хозяйственному обеспечению, а также на производстве ЦТАО (л.д. 93).

За период отбытого наказания в ИК-2 осужденный ФИО15 по его заявлению, принятому 26.05.2021 года, был трудоустроен с 01.06.2021 года по 16.06.2021 года подсобным рабочим (л.д. 92, 84-85). Освобожден от занимаемой должности в связи с водворением в ШИЗО (л.д. 89-90).

С 27.08.02021 года поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства (л.д. 191, 193). С 27.01.2022 года поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к совершению поджогов (л.д. 208).

25.08.2021 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. 217, 218).

С 25.08.2021 года переведен в строгие условия отбывания наказания (л.д. 194).

Согласно справке ИК-2 от 08.08.2022 года, в исправительном учреждении на исполнении находятся исполнительные листы в отношении должника ФИО11

- от 26.07.2019 года, о возмещении материального ущерба в пользу ФИО12 на сумму 117.503 рублей, по которому из заработной платы осужденного произведены удержания в размере 4.123,88 рублей;

- от 07.02.2018 года, о взыскании задолженности в пользу ТФОМ на сумму 157.896,42 рублей. Удержаний не производилось;

- от 30.12.2014 года, о взыскании алиментов в размере 1/3 части заработной платы и иных доходов и задолженности в размере 954.133,48 рублей в пользу ОГКОУ дли детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шуйский детский дом». Удержаний не производилось.

В исправительном учреждении осужденный поощрений не имел. Допустил ряд нарушений установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, был подвергнут дисциплинарным взысканиям:

- 10.01.2020 года – за невежливое обращение к сотруднику учреждения, водворен в ШИЗО на 12 суток (принят в ШИЗО 10.01.2020 года, освобожден 22.01.2020 года) (л.д. 154);

- 08.07.2020 года за невежливое обращение к сотруднику учреждения, водворен в ШИЗО на 10 суток (принят в ШИЗО 08.07.2020 года, освобожден 18.07.2020 г.) (л.д. 155);

- 18.07.2020 года за нарушение распорядка дня водворен в ШИЗО на 5 суток (принят в ШИЗО 18.07.2020 года, освобожден 23.07.2020 г.);

- 23.01.2021 года за нарушение распорядка дня водворен в ШИЗО на 15 суток (принят в ШИЗО 23.01.2021 г., освобожден 07.02.2021 г.) (л.д. 160);

- 07.02.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению, водворен в ШИЗО на 9 суток (принят в ШИЗО 07.02.2021 г., освобожден 16.02.2021 г.) (л.д. 162);

- 12.02.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению объявлен выговор (л.д. 166);

- 16.02.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению водворен в ШИЗО на 10 суток (принят в ШИЗО 16.02.2021 г., освобожден 26.02.2021 г.) (л.д. 164);

- 26.02.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению водворен в ШИЗО на 15 суток (принят в ШИЗО 26.02.2021 г., освобожден 13.03.2021 г.) (л.д. 167);

- 13.03.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению водворен в ШИЗО на 15 суток (принят в ШИЗО 13.03.2021 г., освобожден 28.03.2021 г.) (л.д. 170);

- 19.03.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению объявлен выговор (л.д. 169);

- 28.03.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению водворен в ШИЗО на 12 суток (водворен в ШИЗО 28.03.2021 г., освобожден 09.04.2021 г.) (л.д. 173);

- 09.04.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению водворен в ШИЗО на 8 суток (принят в ШИЗО 09.04.2021 г., освобожден 17.04.2021 г.) (л.д. 175);

- 16.06.2021 года за невежливое обращение к сотруднику учреждения водворен в ШИЗО на 11 суток (принят в ШИЗО 16.06.2021 г., освобожден 27.06.2021 г.) (л.д. 177);

- 27.06.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению водворен в ШИЗО на 15 суток (принят в ШИЗО 27.06.2021 г., освобожден 12.07.2021 г.) (л.д. 189);

- 12.07.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению, водворен в ШИЗО на 15 суток (принят в ШИЗО 12.07.2021 г., освобожден 07.07.2021 г.) (л.д. 200);

- 27.07.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению водворен в ШИЗО на 10 суток (принят в ШИЗО 27.07.2021 года, освобожден 03.08.2021 года) (л.д. 179);

- 03.08.2021 года за невежливое обращение к сотруднику учреждения водворен в ШИЗО на 3 суток (принят в ШИЗО 03.08.2021 г., освобожден 06.08.2021 г.) (л.д. 181);

- 06.08.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению, водворен в ШИЗО на 12 суток (принят в ШИЗО 06.08.2021 г., освобожден 18.08.2021 г.) (л.д. 186);

- 10.08.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению объявлен устный выговор (л.д. 183);

- 16.08.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению объявлен устный выговор (л.д. 187);

- 18.08.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению водворен в ШИЗО на 7 суток (принят в ШИЗО 18.08.2021 г., освобожден 25.08.2021 г. (л.д. 184);

- 25.08.2021 года за невежливое обращение к сотруднику учреждения водворен в ПКТ на 6 месяцев (принят в ШИЗО 25.08.2021 г., освобожден 07.03.2022 г.) (л.д. 209);

- 25.08.2021 года за осуществление членовредительства, водворен в ШИЗО на 6 месяцев (л.д. 82);

- 25.10.2021 года за воспрепятствование видеонаблюдению, объявлен устный выговор (л.д. 196);

- 01.11.2021 г. за воспрепятствование видеонаблюдению, объявлен устный выговор (л.д. 198);

- 02.11.2021 г. за воспрепятствование видеонаблюдению, объявлен устный выговор (л.д. 197);

- 03.01.2022 года за невежливое обращение к сотруднику учреждения водворен в ШИЗО на 10 суток (принят в ШИЗО 03.01.2022 г., освобожден 13.01.2022 г.) (л.д. 202);

- 05.01.2022 года за воспрепятствование видеонаблюдению объявлен устный выговор (л.д. 205);

- 13.01.2022 года за воспрепятствование видеонаблюдению водворен в ШИЗО на 10 суток (принят в ШИЗО 13.01.2022 г., освобожден 23.01.2022 г.) (л.д. 204);

- 26.01.2022 года за воспрепятствование видеонаблюдению объявлен устный выговор;

- 29.01.2022 года за воспрепятствование видеонаблюдению объявлен устный выговор (л.д. 207);

- 07.03.2022 года за невежливое обращение к сотруднику учреждения водворен в ШИЗО на 5 суток (принят в ШИЗО 07.03.2022 г., освобожден 12.03.2022 г.) (л.д. 220);

- 12.03.2022 года за невыполнение условия передвижения в сопровождении – водворен в ШИЗО на 15 суток (принят в ШИЗО 12.03.2022 г., освобожден 27.03.2022 г.) (л.д. 222).

Как следует из характеристик осужденного от 25.08.2021 года и 01.08.2022 года, ФИО2, за период отбывания наказания в ИК-2 характеризовался отрицательно, как многократно допускавший нарушения установленного порядка содержания, не проявлявший желания к трудоустройству, отрицательно относившийся к работам без оплаты труда в порядке ст. 106 УИК РФ, требующий дополнительного контроля со стороны администрации. Слабо реагировавший на воспитательные мероприятия, не всегда вежливый в общении с представителями администрации, не проявлявший желания к погашению иска (л.д. 81, 195).

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд признает оспаривание решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их в совокупности не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказать факт нарушения прав и законных интересов, а также соблюдения срока обращения в суд возложена на административного истца, обязанность доказать законность действий (бездействия) возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иные публичными полномочиями.

Согласно ч. 1 ст. 43 Уголовного кодекса РФ, наказание является мерой государственного принуждения, назначаемой по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных названным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Специальным законом, закрепляющим порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, правовое положение и средства исправления осужденных, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ (статьи 1 - 4), нормы которого должны быть согласованы между собой, а с ними - и нормы других правовых актов, затрагивающих эту сферу (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 декабря 2020 года N 50-П).

Как указано в части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Уголовно-исполнительным законодательством РФ устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 2 УИК РФ), к которым относится и общественно полезный труд (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка), определяются основные обязанности осужденных, неисполнение которых влечет установленную законом ответственность (статья 11 данного Кодекса) (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 г. №805-О-О).

В развитие этих законоположений статья 103 УИК РФ закрепляет, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений; администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест (часть первая). Приведенные нормы действуют во взаимосвязи со статьей 105 данного Кодекса, закрепляющей, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ о труде (часть первая); размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (часть вторая).

Данные требования корреспондируют Минимальным стандартным правилам ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), принятым Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 70/175 от 17 декабря 2015 года, согласно которым заключенные за свой труд должны получать справедливое вознаграждение в рамках соответствующей системы (пункт 1 правила 103), а также Европейским пенитенциарным правилам, обновленная версия которых утверждена Комитетом министров Совета Европы 1 июля 2020 года, закрепляющим, что труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания (правило 26.1) (Определение Конституционного Суда РФ от 30.11.2021 г. №2631-О).

Пункт 24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (действовавших до 04.07.2022 г.) устанавливает для осужденных обязанность трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительного учреждения.

Согласно ч. 3 ст. 118 УИК РФ осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа или одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных.

Определение трудоспособности осужденного осуществляется по результатам проводимого в ИУ медицинского обследования и наблюдения осужденных П. 24 ПВР (от 16.12.2016 г.)

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" на ФСИН России возложены полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством РФ привлечения осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда (пп. 1 п. 7).

В силу статьи 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 18 вышеуказанного Закона учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяет перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производственную продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Таким образом, трудоустройство лица, отбывающего наказание, производится по усмотрению администрации исправительного учреждения, исходя из его возможностей и потребностей.

При этом в силу ч. 3 ст. 99 УИК РФ осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 года N 111-О).

Согласно устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, ФКУ ИК-2 является федеральным казенным учреждением уголовно-исполнительной системы РФ, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, к предметам и целям деятельности которого отнесены, в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ (л.д. 53-59).

Согласно должностной инструкции начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, утвержденной начальником ФСИН России по Ивановской области 01.11.2021 года, в обязанности начальника ИК-2 входит, в том числе, обязанность привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности (л.д. 61-80).

Из анализа приведенных норм следует, что на администрацию исправительных учреждений, в том числе начальника ИУ, возложена обязанность по принятию профилактических мер, мотивации осужденного к исправлению, в том числе трудоустройству, и организационных мер, направленных на обеспечение возможного трудоустройства с учетом трудоспособности и специальности.

Как следует из представленных характеристик осужденного от 25.08.2021 года и 01.08.2022 года, ФИО13 за период отбывания наказания в ИК-2 характеризовался отрицательно, как многократно допускавший нарушения установленного порядка содержания, не проявлявший желания к трудоустройству, отрицательно относившийся к работам без оплаты труда в порядке ст. 106 УИК РФ, требующий дополнительного контроля со стороны администрации. Не проявлявший желания к погашению иска (л.д. 81, 195).

ФИО2, не однократно привлекался к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде водворения в ШИЗО и ПКТ, состоит на профилактических учетах, как лицо, склонное к совершению поджогов, а так же лицо, склонное к суициду и членовредительству, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен в строгие условия отбывания наказания, содержался и содержится изолированно от других категорий осужденных в запираемых помещениях, под повышенным контролем и надзором, где специально организованных рабочих мест не имеется:

- в 2020 году в периоды с 10.01.2020 года по 22.01.2020 года; с 08.07.2020 года по 23.07.2020 года;

- в 2021 году в периоды с 23.01.2021 года по 17.04.2021 года; с 16.06.2021 года по 07.07.2021 года; с 27.07.2021 года по 31.12.2021 года;

- в 2022 году с 01.01.2022 года по настоящее время.

Как следует из справки психолога по результатам аудиовизуальной диагностики, в случае трудоустройства осужденного, рекомендовано осуществлять за ним надзор на рабочем месте, с ограничением доступа к колюще-режущим инструментам, а также не допускать одиночное нахождение на рабочем месте (л.д. 105).

Тот факт, что административный истец, знал о наличии у него обязательств материального характера по выплате алиментов, а также обязанности трудиться в исправительном учреждении, что обеспечит ему источник дохода в виде заработной платы, осужденным в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно материалам личного дела осужденного, и представленного дневника индивидуальной профилактической работы, требования ПВР исправительных учреждений, в том числе обязанности трудиться и добросовестно относится к труду, до осужденного также неоднократно доводились.

Заявление осужденного о привлечении его к работам в порядке ст. 103 УИК РФ в качестве подсобного рабочего, адресованное начальнику ИК-2 и принятое 26.05.2021 года, рассмотрено и ФИО2 на основании приказа от 28.05.2021 года был привлечен к труду на должность подсобного рабочего жилой зоны с 01.06.2021 года с окладом в размере 3.339 рублей (л.д. 84-85).

Основанием для прекращения привлечения ФИО2 к труду, согласно приказа от 30.06.2021 года, явилось водворение в ШИЗО с 16.06.2021 года, что административным истом не оспаривалось (л.д. 89-90).

За период осуществления трудовой деятельности с 01.06.2021 года по 16.06.2021 года осужденному произведено начисление заработной платы, средства от которой зачислены на его лицевой счет и находились в его полном распоряжении. Указанные средства затрачены осужденным на приобретение товаров в магазине учреждения (л.д. 86-88).

Судом не принимаются доводы осужденного о многократных обращениях с заявлениями о его трудоустройстве, в силу следующего:

в соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с заявлениями к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание. Согласно п. 66 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (действовавших до 04.07.2022 г.), регистрация заявлений, изложенных письменно и адресованных администрации исправительного учреждения, осуществляется службой делопроизводства исправительного учреждения в течение трех дней с момента их подачи.

Пунктом 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений установлено, что ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки.

Доказательств того, что ФИО14 обращался к администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, с заявлениями, содержащими просьбу о его трудоустройстве в период с 01.08.2019 года по 26.05.2021 года, и далее в период с июля 2021 года по настоящее время, в материалы дела не представлено, как и доказательств, свидетельствующих об отказе исправительным учреждением в привлечении его к трудовой деятельности. В судебном заседании осужденный, о конкретных обращениях за трудоустройством с соответствующими заявлениями не указал, представителем административного ответчика данные факты не подтверждены.

Нахождение административного истца в ШИЗО и ПКТ свидетельствует о том, что в данные периоды он не трудоустроен в связи с наличием обстоятельств, которые напрямую связаны с его действиями, свидетельствующими о нежелании соблюдать установленный порядок отбывания наказания, обусловившие применение со стороны администрации исправительного учреждения, как органа исполняющего наказание, наиболее жестких мер уголовно-правового воздействия в виде его изолированного содержании от других категорий осужденных в запираемых помещениях (в условиях, где возможность привлечения к труду осужденных отсутствует), под повышенным контролем и надзором, проведении индивидуальной профилактической работы, направленной прежде всего на обеспечения соблюдения осужденным установленного порядка отбывания наказания.

С учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 в период с 01.08.2019 года по 26.05.2021 года, а также с июля 2021 года по настоящее время, не проявлял желания работать, именно по этой причине не обращался с просьбами его трудоустроить.

При изложенных обстоятельствах, учитывая наличие у осужденного отклонений в состоянии здоровья, ограничивающих возможность выполнения трудовых обязанностей (кроме работ в декретированной группе), наличие эмоционально-неустойчивого расстройства личности, высокую вероятность деструктивных поступков с его стороны, в том числе при выполнении трудовых функций, о чем свидетельствуют множественные нарушения установленного порядка отбывания наказания, повлекшие привлечение к дисциплинарной ответственности, прекращение привлечения осужденного к труду, признание злостным нарушителем, перевод в строгие условия отбывания наказания, содержание изолированно от других категорий осужденных в запираемых помещениях, нахождение под повышенным контролем и надзором, а также в связи с отсутствием оборудованных помещений для привлечения к труду лиц, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, ШИЗО и ПКТ, суд не находит оснований для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-2 в реализации полномочий применения средств исправления осужденных, к одному из которых относится общественно полезный труд (не имеющий основной целью получение заработка), в виде непринятия мер к трудоустройству ФИО2 на оплачиваемую работу, без его соответствующего выраженного волеизъявления.

Принимая во внимание тот факт, что в указанный осужденным период ФИО2 желания к трудоустройству не проявлял, отказов в привлечении к работам не получал, к дисциплинарной и материальной ответственности в связи с невыполнением им оплачиваемого труда не привлекался, исправительным учреждением принимались профилактические меры по мотивации осужденного к исправлению, в том числе трудоустройству, коррекции его поведения в рамках профилактических учетов, и организационные меры, направленные на обеспечение возможного трудоустройства с учетом трудоспособности осужденного и при условии наличия его волеизъявления, оснований для вывода о том, что оспариваемое им бездействие исправительного учреждения повлекло за собой нарушения прав истца, гарантированных ему Конституцией РФ, УИК РФ и другими законами, не имеется.

При таких обстоятельствах, требование административного истца о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК-2, выразившегося в не предоставлении оплачиваемой работы удовлетворению не подлежат.

Иные доводы административного истца правового значения для рассмотрения дела не имеют.

Кроме того, в соответствии с ч. 1, 6 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Оспаривая бездействия ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области по не принятию мер к трудоустройству административного истца в период с 01.08.2019 года по 01.06.2021 года (когда осужденный был привлечен к труду в должности подсобного рабочего), каких-либо убедительных доводов о наличии препятствий к обращению в суд с настоящим иском вплоть до 30.06.2022 года, ФИО2 в судебном заседании не приведено, а приведенные доводы о том, что ему устно обещали трудоустройство, являются неубедительными, не основанными на представленных доказательствах.

При изложенных обстоятельствах, пропуск установленного срока на обращение в суд, которое имело место по истечение года после окончания вышеуказанного периода, на который ссылается осужденный, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований об оспаривании бездействия исправительного учреждения по непринятию мер к трудоустройству осужденного в указанный период.

Оценивая доводы административного истца о взыскании компенсации морального вреда, выразившегося в его волнении и осознании беспомощности, в том числе в исполнении им обязанности по содержанию несовершеннолетних детей, при наличии обязанности по выплате алиментов и погашению задолженности по алиментам, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными Главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

Статья 151 ГК РФ предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что, унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности (абзац 5).

К вышеуказанным относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред, либо глубокие физические или психические страдания.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Основания ответственности за причинение вреда регулируются нормами гражданского законодательства.

Для возмещения вреда в соответствии с вышеуказанной статьей необходимо наличие как общих оснований, таких как: 1) наступление вреда, 2) бездействие либо действие, приведшее к наступлению вреда, 3) причинная связь между двумя первыми элементами, 4) вина причинителя вреда, так и наличие специальных оснований: 1) вред причинен в процессе осуществления властных полномочий, 2) противоправность поведения причинителя вреда, "незаконность его действий (бездействия)".

В качестве оснований для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя вреда, статьей 1100 ГК РФ, предусмотрены случаи, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Отношения, между лицом, осужденным к лишению свободы, и администрацией исправительного учреждения в сфере труда не являются трудовыми отношениями, а отнесены к полномочиям исправительного учреждения по применению средств исправления осужденных, не имеющих основной целью обеспечения осужденных заработком.

Как лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в местах лишения свободы, административный истец обязан соблюдать установленные правила отбывания наказания.

Наличие у ФИО2 взысканий по исполнительным листам не освобождает его от обязанности трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, желания к чему им не проявлялось.

В соответствии со статьей 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3).

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

Доказательств нарушения личных неимущественных прав либо других нематериальных благ, причинения физических или нравственных страданий в результате оспариваемого бездействия ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области по непринятию мер к трудоустройству осужденного, в исправительном учреждении, желания к трудоустройству не проявлявшего, суду не представлено, доводы ФИО2 об обратном своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.

Исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО10 о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 512195 рублей.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции плательщики уплачивают государственную пошлину в срок до подачи административного искового заявления.

Согласно части 2 статьи 114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, тот факт, что государственная пошлина при обращении в суд с настоящим иском истцом оплачена не была, ФИО2 является трудоспособным, имеет денежные средства на лицевом счету, а также возможность трудоустройства и получения источника дохода в виде заработной платы после 27.09.2022 года, суд не находит оснований для освобождения истца полностью либо частично от уплаты государственной пошлины, размер которой определяется в соответствии с п.п. 3,6 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН Росси по Ивановской области ФИО7, ФСИН России о признании незаконным бездействия исправительного учреждения по непринятию мер к трудоустройству осужденного и взыскании компенсации морального вреда в размере 512.195 рублей – отказать в полном объеме.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет Южского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Пятых Л.В.

Решение в окончательной форме вынесено 22 августа 2022 года