НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область) от 15.07.2021 № 2-1115/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2021г. город Братск

Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,

при секретаре Чепизубовой Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-1115/2021 по исковому заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по (адрес) к ФИО8Е. Е. о взыскании излишне выплаченной суммы компенсации и ежемесячной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по (адрес) (сокращенное наименование – ОПФР по (адрес)) обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО8 Е. Е., в котором просит взыскать с ФИО8 Е.Е. в пользу ОПФР по (адрес) переполученную сумму компенсационной выплаты и ежемесячной выплаты в размере 197340 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5146,80 руб.

В обоснование исковых требований истец указал, что Царегородцева (Голубева) Е. Е., (дата) года рождения, место рождения (адрес), (дата) обратилась в Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в (адрес) и (адрес) с заявлением о назначении компенсационной выплаты, так как не работала (уволена (дата) пр. к), не состояла на учете в Центре занятости населения (адрес) (справка от (дата)) и ухаживала за инвали(адрес) группы ФИО2, (дата) года рождения.

ФИО8 Е.Е. была назначена компенсационная выплата трудоспособному неработающему лицу с (дата), так как она осуществляла уход за инвалидом первой группы ФИО2

Получателем компенсационной выплаты являлся ФИО2, так как в соответствии с п. 3 Правил, компенсационная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину, в период осуществления ухода за ним в порядке, предусмотренном для выплаты соответствующих пенсий.

Согласно п. 10 Правил лицо, осуществляющее уход, в случае поступления его на работу, назначения ему пенсии, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, обязано в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) указанную компенсацию, о наступлении таких обстоятельств.

ФИО8 Е.Е. была уведомлена об этом при обращении в Управление. ФИО8 Е. Е. (дата) обратилась в Управление с заявлением о назначении компенсационной выплаты, так как не работала (уволена (дата) пр. к), не состояла на учете в Центре занятости населения (адрес) (справка от (дата)) и ухаживала за ребенком-инвалидом ФИО3, (дата) года рождения.

ФИО8 Е.Е. была назначена компенсационная выплата трудоспособному неработающему лицу с (дата), так как она осуществляла уход за ребенком-инвалидом ФИО3

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от (дата) «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» и пункта 2 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы (утв. Постановлением Правительства РФ от (дата)), с (дата)ФИО8 Е.Е. была назначена ежемесячная выплата.

ФИО8 Е. Е. (дата) обратилась в Управление с заявлением о назначении компенсационной выплаты, так как не работала, не состояла на учете в Центре занятости населения (адрес) (справка от (дата)) и ухаживала за ребенком-инвалидом ФИО4, (дата) года рождения.

ФИО8 Е.Е. была назначена ежемесячная выплата трудоспособному неработающему лицу с (дата), так как она осуществляла уход за ребенком- инвалидом ФИО4 Согласно п. 10 Правил и п. 13 Правил лицо, осуществляющее уход, в случае поступления его на работу, назначения ему пенсии, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной (ежемесячной) выплаты, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении таких обстоятельств.

ФИО8 Е.Е. была уведомлена об этом при обращении в Управление. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО8 Е.Е. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (дата), о чем она своевременно не сообщила в Управление в нарушении п. 10 Правил и п. 13 Правил .

В результате неправомерных действий ФИО8 Е.Е. образовалась переплата компенсационной выплаты по уходу за ФИО2 за период с (дата) по (дата) в сумме 46 800,00 руб., образовалась переплата ежемесячной выплаты по уходу за ФИО3 за период с (дата) по (дата) в сумме 147 420,00 руб., по уходу за ФИО4 за период с (дата) по (дата) в сумме 3 120 руб. Всего переплата составила 197 340 руб.

Решение о возмещении излишне выплаченных сумм компенсационной выплаты от (дата), решения о возмещении излишне выплаченных сумм ежемесячной выплаты от (дата), от (дата) были направлены почтовыми отправлениями на имя ФИО8 Е.Е. (дата) и предложено возместить переполученную сумму на расчетный счет. Дополнительно было выслано письмо с предложением возвратить переполученную сумму (дата). До настоящего времени незаконно полученная сумма в размере 197340,00 руб. ответчиком не возвращена.

Представитель истца ОПФР по Иркутской области – Ефимова И.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в письменном заявлении просила дело рассматривать в отсутствие представителя истца.

Ответчик ФИО8 Е.Е. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причины неявки суду неизвестны.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив исковое заявление, письменные возражения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и пунктом 2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343, неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет имеют право на ежемесячные компенсационные выплаты.

В силу пункта 1 Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и пункта 2 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397, неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы, имеют право на ежемесячные выплаты.

Согласно п. 10 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Подпунктом «д» пункта 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397, предусмотрено, что осуществление ежемесячной выплаты прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, работы и (или) иной деятельности, в период которой указанное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 13 указанных правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячной выплаты, прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Как указано в ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции на момент спорных правоотношений) выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае: утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица..

Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции на момент спорных правоотношений) пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции на момент спорных правоотношений) в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Царегородцева (Голубева) Е.Е. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (адрес) и (адрес) (управление) о назначении компенсационной выплаты, так как являлась неработающей, что подтверждается копией трудовой книжки, уволена (дата) на основании приказа к, не состояла на учете в Центре занятости населения (адрес) согласно справке от (дата) и ухаживала за инвали(адрес) группы ФИО2, (дата) года рождения, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК , выданной бессрочно инвалиду по зрению.

На основании указанного заявления и в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от (дата) «О компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и п. 2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвали(адрес) группы, ФИО8 Е.Е. была назначена компенсационная выплата трудоспособному неработающему лицу с (дата), в связи с осуществлением ею ухода за инвалидом первой группы ФИО2 Получателем компенсационной выплаты являлся ФИО2, так как в соответствии с п. 3 Правил, компенсационная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину, в период осуществления ухода за ним в порядке, предусмотренном для выплаты соответствующих пенсий.

(дата)г. ФИО8 Е.Е. обратилась в Управление с заявлением о назначении компенсационной выплаты, как неработающая, уволенная (дата) на основании приказа к, не состоящая на учете в Центре занятости населения (адрес), что подтверждается справкой от (дата), и ухаживающая за ребенком-инвалидом ФИО3, (дата) года рождения, что подтверждается справкой МСЭ-2009 от (дата), выданной ребенку-инвалиду ФИО3

На основании указанного заявления и в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от (дата) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и пунктом 2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата), ФИО8 Е.Е. с (дата) была назначена компенсационная выплата, как трудоспособному неработающему лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом ФИО3

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от (дата) «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» и п. 2 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы, с (дата)ФИО8 Е.Е. была назначена ежемесячная выплата, как трудоспособному неработающему лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом ФИО3

(дата)г. ФИО8 Е.Е. обратилась в Управление с заявлением о назначении компенсационной выплаты, как неработающая, уволенная (дата) на основании приказа к, не состоящая на учете в Центре занятости населения (адрес), что подтверждается справкой от (дата), и ухаживающая за ребенком-инвалидом ФИО4, (дата) года рождения (справка МСЭ-2012 от (дата)).

На основании указанного заявления от (дата) и в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от (дата) «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» и п. 2 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы, ФИО8 Е.Е. с (дата) была назначена ежемесячная выплата как трудоспособному неработающему лицу, осуществляющему уход за ребенком- инвалидом ФИО4

В заявлениях от (дата), (дата), (дата), подписанных ФИО8 Е.Е., было разъяснено о том, что она обязуется сообщить в трехдневный срок об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты компенсации трудоспособному лицу, занятому уходом, в случае: трудоустройства (в том числе, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), призыв на военную службу, постановка на учет в центре занятости населения, назначение пенсии по любому основанию, смерть лица, за которым осуществляется уход, выявленную переплату обязуется возместить на расчетный счет ПФР.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО8 Е.Е. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (дата).

При указанных обстоятельствах и наличии регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя с (дата)г., ФИО8 Е.Е. в соответствии с положениями закона обязана была в течение пяти дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии об указанном обстоятельстве, однако ответчик в установленный законом срок сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не сообщила в нарушении п. 10 Правил и п. 13 Правил .

В результате чего, у ФИО8 Е.Е. образовалась переплата компенсационной выплаты по уходу за ФИО2 за период с (дата) по (дата) в сумме 46800 руб., образовалась переплата ежемесячной выплаты по уходу за ФИО3 за период с (дата) по (дата) в сумме 147420 руб., по уходу за ФИО4 за период с (дата) по (дата) в сумме 3120 руб.

Всего переплата составила 197340 руб., что подтверждается справками о результатах проверки выплатных дел ФИО8 Е. Е.: от (дата); от (дата); от (дата); расчетами переплаты, справками о выплаченных суммах от (дата): в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4 за период с (дата) по (дата).

Решениями от (дата), от (дата), 110/9 от (дата) о возмещении излишне выплаченных сумм компенсационной выплаты, о возмещении излишне выплаченных сумм ежемесячной выплаты ФИО8 Е.Е. предложено возместить переполученную сумму в размере 46800 руб., 147420 руб., 3120 руб., которые были направлены ответчику по адресу места жительства, что подтверждается извещениями от (дата) № СП-11/11609, № СП-11/11613, № СП-11/11614 о погашении переплаты со сроком уплаты до (дата) и повторным извещением от (дата) № СС-11/6072 о погашении переплаты в размере 197340 руб. по излишне выплаченным суммам компенсации за ФИО3, ФИО2, ФИО4, которые получены ответчиком (дата).

До настоящего времени незаконно полученная сумма в результате переплаты по излишне выплаченным суммам компенсации за ФИО3, ФИО2, ФИО4 в размере 197340 руб. ответчиком не возвращена, что не было опровергнуто стороной ответчика и доказательств иного суду не представлено, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик знала о том, что компенсационные выплаты осуществлялись ей в нарушение действующего законодательства, что свидетельствует о наличии признаков недобросовестности в ее действиях, в связи с чем, оснований для применения положений ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда не имеется.

Со стороны ответчика ФИО8 Е.Е. имеет место недобросовестность, поскольку ей достоверно было известно об ее регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с (дата), а также о необходимости сообщения в ОПФР по (адрес) (ранее Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (адрес) и (адрес)) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты компенсации трудоспособному лицу, занятому уходом, в случае: трудоустройства, в том числе, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, истец не обладал сведениями о том, что ответчик зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с (дата).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ОПФР по (адрес) к ФИО8 Е.Е. о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты и ежемесячной выплаты в размере 197340 руб. подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Исходя из размера удовлетворенных исковых требований, с ответчика ФИО8 Е.Е. в пользу ОПФР по (адрес) подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 5146,80 руб., подтвержденные платежным поручением от (дата).

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по (адрес) к ФИО8Е. Е. о взыскании излишне выплаченной суммы компенсации и ежемесячной выплаты – удовлетворить.

Взыскать с ФИО8Е. Е. в пользу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по (адрес) излишне выплаченную сумму компенсационной выплаты и ежемесячной выплаты в размере 197340 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 5146 рублей 80 копеек, а всего 202486 (двести две тысячи четыреста восемьдесят шесть) рублей 80 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 22 июля 2021г.

Судья Е.М. Литвинцева