НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область) от 01.09.2010 №

                                                                                    Падунский районный суд г. Братска Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Падунский районный суд г. Братска Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

01 сентября 2010 года

Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гольцверт Ю.П.,

при секретаре Смирновой Н.М.,

с участием истца Пинигиной Н.В.,

представителя ответчика – директора Областного государственного образовательного учреждения начального профессионально образования Профессиональный лицей № 28 Марковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1150-2010 по исковому заявлению Пинигиной Н.В. к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональному лицею № 28 города Братска о признании незаконным выплаты вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда ниже минимального размера оплаты труда без учета тарифного коэффициента, компенсационных выплат, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, понуждении к заключению дополнительного соглашения по оплате труда,

У С Т А Н О В И Л:

Пинигина Н.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональному лицею № 28 г.Братска о признании незаконным выплаты вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда ниже минимального размера оплаты труда без учета тарифного коэффициента, компенсационных выплат, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, понуждении к заключению дополнительного соглашения по оплате труда.

В обоснование исковых требований указала следующее. Она работает в Областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональном лицее № 28 г. Братска Иркутской области (далее - ОГОУ НПО ПЛ № 28) инспектором по кадрам с 17.09.2007года.

Ей за выполнение её трудовых обязанностей инспектора по кадрам с 01.01.2010 г. установлена ставка (оклад), соответствующая 8 разряду ЕТС в размере 2719,64 руб., также доплата в размере 40 % по 8 разряду ЕТС за расширенный объем работы, плюс районный коэффициент 40 %, северная надбавка 50 %, в итоге её заработная плата за полностью отработанный месяц составляет 7234,24 руб.

Поскольку ОГОУ НПО ПЛ № 28 является бюджетным учреждением, учредителем является Министерство образования Иркутской области, оплата труда осуществляется на основе тарифной системы, на основании Постановления администрации Иркутской области от 13.02.2008г. № 17-па «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» (далее-Постановление № 17-па). Согласно п.1 Постановления № 17-па с 01.01.2008г. установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки (далее-ЕТС) по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области, в размере 1404,15 руб. Так же, Постановлением № 17-па утверждены тарифные коэффициенты ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений. Постановлением Правительства Иркутской области от 13.03.2009г. № 69-пп «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области, установленный Постановлением № 17-па повышен в 1,14 раза, и составляет 1600,73 руб., в том числе, для правоотношений, возникших с 01.01.2009 г.

В соответствии с п.1 Постановления № 17-па, тарифная система включает в себя тарифные ставки (оклады), 18-разрядную тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифные ставки (оклады) со второго по восемнадцатый разряд определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

С 1 января 2009г. Федеральным законом от 24 июня 2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» были внесены изменения относительно величины минимального размера 01шаты труда (далее МРОТ), который составил 4 330 рублей.

Поскольку она проживает и работает в местности приравненной к районам Крайнего Севера, постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г. Братск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка (далее - северная надбавка) к заработной плате, то и МРОТ должен выплачиваться с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Факт установления одновременно на всей территории Российской Федерации единого размера МРОТ, равного 4330 рублям, свидетельствует, что он установлен без учета особенностей, связанных с работой в особых климатических условиях, с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных и т.д. Следовательно, установленный на федеральном уровне размер МРОТ не может обеспечить справедливого вознаграждения за труд, справедливой дифференциации за труд, выполненный в неодинаковых условиях.

Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Основанием установления северной надбавки и порядка её выплаты является ст.ст. 10 и 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Доказательством тому, что районный коэффициент и северная надбавка должны начисляться и выплачиваться на вознаграждение в размере МРОТ, является позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в Определении от 1 октября 2009 г. № 1160-0-0, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. № 1557-0-0.

Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 1 октября 2009 г. № 1160-0-0 сказал, что правовая природа МРОТ и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений. Основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования, является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Изменения, внесенные в ст. 129 и 133 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. Работодателем должна соблюдаться норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже МРОТ.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. № 1557-0-0 сказано, что оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Президиум Верховного суда Российской Федерации своим постановлением от 10 марта 2010г. также подтвердил позицию, согласно которой компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут включаться в МРОТ.

Разъясняя вопрос, включаются ли в величину МРОТ при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты. Верховный Суд РФ пояснил, что из содержания частей второй - пятой ст. 129 ТК РФ следует: тарифные ставки (должностные оклады), а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, т.е. минимальные оклады (минимальные должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и не могут быть ниже МРОТ, указанного в части первой ст. 133 Трудового Кодекса, так же без учета компенсационных, стимулирующих, социальных выплат, которые в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного МРОТ.

Оба постановления Президиума Верховного Суда РФ, утвердившие обзор судебной практики, содержат однозначный вывод: МРОТ, установленный одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом: не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (а он в каждом регионе устанавливается самостоятельно); размеры тарифных ставок (окладов), базовых ставок (окладов), а следовательно заработная плата любого работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не могут быть ниже МРОТ; компенсационные, стимулирующие, социальные и иные поощрительные выплаты, учитывающие особенности труда, условия его выполнения, отличающиеся от нормальных, не входят в размер МРОТ и начисляются сверх его размера.

Вместе с тем, с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. она, работая в должности документоведа по 6 разряду ЕТС, получала заработную плату, в которую входило: вознаграждение за труд в виде тарифной ставки по 6 разряду ЕТС в размере 2252,23 руб., т.е. ниже 4330 руб. МРОТ; доплата в размере 50% по 8 разряду за исполнение обязанностей специалиста по кадрам в размере 1359,82 руб., что тоже ниже МРОТ; компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях - районный коэффициент 40% и северная надбавка в размере 50%, по совокупности - 3250,84 рубля.

С 01.01.10г. по 30.04.2010г. она, работая в должности инспектора по кадрам, получает заработную плату, в которую входит: тарифная ставка по 8 разряду ЕТС, в размере 2719,64 рубля, т.е. ниже МРОТ; доплата 40% по 8 разряду ЕТС, за расширенный объем работы, в размере 1087,86 рублей; компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях, в совокупности — 3426,75 рубля.

Учитывая, что размер МРОТ в субъекте Российской федерации не может быть ниже МРОТ (ч. 4 ст.133 ТК РФ) установленного Федеральным законом, а также то, что в Иркутской области размер МРОТ, который бы учитывал региональные особенности, не установлен, то установленный на федеральном уровне МРОТ должен являться «базовым» и выплачиваться с учетом местных особенностей, т.е. с учетом всех условий, в которых выполняется работа.

Исходя из вышеприведенных правовых норм минимальный размер начисляемой работодателем заработной платы в г. Братске, при условии выработки нормы рабочего времени, и начисления 40% районного коэффициента и северной надбавки 50%, должен составлять с 01.01.2009 года - 4330 х 40% х 50% = 8227 рублей, и т.к. вознаграждение за труд, заработная плата, не может быть ниже 8227 рублей, следовательно, эта сумма должна быть равна начислению месячной заработной платы по 1 разряду ЕТС (4330 руб.), а тарифные ставки (оклады) со второго по восемнадцатый разряд должны определяться путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда (4330 руб.) на соответствующий тарифный коэффициент. Тарифный коэффициент на основании принятой и действующей Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы составляет по 6 разряду ЕТС 1,4; по 8 разряду ЕТС составляет 1,69.

Учитывая, что по основной работе она отработала месячную норму рабочего времени - 36 часов, её заработная плата, согласно приведенных выше доводов, должна состоять из следующих частей. За период 01.01.2009г. по 31.12.2009г.: основной оклад = МРОТ (базовый оклад) 4330 руб. х тарифный коэффициент 6 разряда ЕТС 1,4 = 6062 руб., доплата 50% по 8 разряду (8 разряд = 4330 руб. х 1,69) за исполнение обязанностей специалиста по кадрам = 3658,85 руб., районный коэффициент 40%), северная надбавка 50%)= 8748,76 руб.

Таким образом, ежемесячной заработной платой к начислению с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. должна быть сумма 18469,61 руб., а она составляла 6862,9 руб. Разница между фактической заработной платой и справедливой составляет 11606,71руб. Следовательно, сумма недоначисленной и невыплаченной мне заработной платы за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. составляет 116 тысяч рублей, и это без перерасчета оплаты за отпуск.

За период 01.01.2010г. по 30.04.2010г.: основной оклад = МРОТ (базовый оклад) 4330 руб. х тарифный коэффициент 8 разряда 1,69 = 7317,7 руб., доплата 40% за расширенный объем работы = 2927,08 руб., районный коэффициент 40%, северная надбавка 50%= 9220,3 руб.

Таким образом, ежемесячно к начислению с 01.01.2010г. по 30.04.2010г. должна быть сумма 19465,08 руб., а она составляет 7234,24 руб. Разница между фактической заработной платой и справедливой составляет 12230,84 руб. Следовательно, сумма недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы за период с 01.01.2010г. по 30.04.2010г. составляет 48923,23 руб. Считает, что начисление заработной платы с 01.01.2009г. по 30.04.2010г. не соответствует трудовому законодательству РФ и нарушает её права. Согласно расчету, сумма недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы с 1 января 2009 г. по 30 апреля 2010 г. составляет 164 923,36 рубля.

Просит суд:

1. Признать незаконным выплату ей, Пинигина Н.В., вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности) ниже МРОТ и без учета тарифного коэффициента, компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях - районного коэффициента и северной надбавки.

2. Взыскать с ОГОУ НПО ПЛ № 28 в её пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 164 923,36 рубля.

3. Возложить на ОГОУ НПО ПЛ № 28 обязанность по начислению и выплате заработной платы в дальнейшем ей, Пинигина Н.В., в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, т.е. тарифной ставки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, тарифного коэффициента, выплаты районного коэффициента и северной надбавки, а также стимулирующие выплаты - сверх фиксированного размера оплаты труда.

4. Понудить ОГОУ НПО ПЛ № 28 заключить с нею, Пинигина Н.В., дополнительное соглашение по оплате труда в соответствии с трудовым законодательством.

Истец Пинигина Н.В.   в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, подтвердила изложенные в исковом заявлении доводы и пояснила следующее. Она работает по 8 разряду, ее оклад должен составлять не менее 4330 рублей. В связи с тем, что она работает в районе, приравненном к Крайнему Северу, она должна получать заработную плату с учетом районного и северного коэффициента, так как исходя из условий труда она не может получать так же, как работник, работающий в иных климатических условиях. Ее оклад на спорный период времени составляет ниже минимального размера оплаты труда – 4330 рублей, что противоречит требованиям законодательства, поскольку на оклад должны быть начислены процентные надбавки, районный коэффициент и тарифная ставка. Она знала о размере своей заработной платы за спорный период времени, так как получала расчетные листы.

Представитель ответчика – директор областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального лицея № 28 г.Братска Маркова С.В.   в судебном заседании исковые требования не признала. В письменном отзыве директор ОГОУ НПО ПЛ № 28 Маркова С.В. указала следующее. ОГОУ НПО ГШ № 28 г.Братска на исковые требования о взыскании недоначислений и невыплаченной заработной платы, о понуждении к заключению дополнительного соглашения по оплате труда Пинигина Н.В., инспектора по кадрам, возражает.

Ст. 392 ТК РФ содержит сроки искового обращения работника в суд за разрешением индивидуального спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Дата заявления истца 21 мая 2010 года. Таким образом, исковой срок составляет февраль, апрель, март 2010 года, а не с 01.01.2009 года.

Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит определения минимального размера оплаты труда. Но с учетом статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная минимальная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, включает должностной оклад (вознаграждение за исполнение трудовых обязанностей), что соответствует тарифной ставке за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации), компенсационные выплаты (доплаты, надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и должна быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, который в настоящее время составляет 4 330,00 рублей.

Выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям относятся к выплатам компенсационного характера и являются составной частью заработной платы в соответствии с ТК РФ (ст.ст. 146 ч. 2; 148, 164, 313, 315, 316), Законом РФ от 19.02 1993 года № №-4520-1 О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Законом Иркутской области от 04 декабря № 102-03 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета».

Пинигина Н.В. работает в ОГОУ НПО ПЛ № 28 в должности специалиста по кадрам с тарифной ставкой по 8 разряду ЕТС (2 719,64 рублей) - Постановление правительства Иркутской области № 69-пп от 13.032009 года, 50% северная надбавка, 40% районный коэффициент согласно приказу 332/л от 29.12.2009 года. В соответствии с приказом 337/л от 30.12.2009 года Наталье Витальевне производится доплата за расширенный объем работы (архив) в размере 40% по 8 разряду ЕТС с начислением 50% северной надбавки и 40% районного коэффициента.

Федеральными законами минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4330 рублей с 1 января 2009г.

Трудовым кодексом РФ (ст. 133) субъектам РФ рекомендовано самостоятельно устанавливать размер минимальной заработной платы. 19 января 2008 г. на заседании трехсторонней комиссии Иркутской области по регулированию социально-трудовых отношений представителями сторон социального партнёрства подписано Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области: в сумме 3000 рублей в месяц со дня подписания настоящего соглашения и в сумме 3500 рублей — с 1 июля 2008г. А минимальная заработная плата в Иркутской области не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Заработная плата истца за февраль 2010 - 6617, 81 рублей; за март 2010 - 7 583, 74; за апрель 2010-6 905,42 рубля, что выше МРОТ (4 330,00 рублей).

Таким образом, считает, что исковые требования о взыскании недоначислений и невыплаченной заработной платы, о понуждении к заключению дополнительного соглашения по оплате труда незаконны и заработная плата Пинигина Н.В., полностью отработавшей норму рабочего времени и выполнивший трудовые обязанности за февраль, март, апрель 2010 года не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. (Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ).

Представитель третьего лица – Министерства образования Иркутской области   в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Выслушав истца Пинигину Н.В., представителя ответчика Маркову С.В., исследовав письменные доказательства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Пинигиной Н.В. надлежит отказать в полном объеме, по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а статья 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

В соответствии со ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права. Статьей 382 ТК РФ установлено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

В силу ст. 21 ТК РФ, работник, в том числе, имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Работодатель на основании ст.22 ТК РФ, в том числе, обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Из материалов дела установлено, что истица состоит в трудовых отношениях с ответчиком ОГОУ НПО ПЛ № 28, что подтверждается трудовым договором № 18 от 17 сентября 2007 года, дополнительным соглашением к нему, трудовой книжкой Пинигиной Н.В. АТ- VI № 0641751 от 24.10.1989 года, в которой имеется запись о принятии её на работу к ответчику.

Истицей, исходя из оснований и требований искового заявления, указано на неправильность начисления ответчиком заработной платы в период с 01 января 2009 года по 30 апреля 2010 года по основаниям, указанным в иске, и представлен расчет недополученной заработной платы, в соответствии с которым заявлены требования о взыскании недополученной заработной платы.

При разрешении исковых требований Пинигиной Н.В. суд исходит из следующего.

В силу ст.5 Трудового кодекса РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст. 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июля 2006 года № 90-ФЗ).

При этом, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального чакона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 нюня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 1007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условии выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названой статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу ст.3, 4 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Выплата процентной надбавки и районного коэффициента установлена федеральным законодательством - ст. ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, ст. ст. 10 и 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

При этом, ст.316, 317 ТК РФ указывают, что суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. В силу ст.255 НК РФ, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда; начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели; начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях; надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Таким образом, действующее законодательство относит к расходам на оплату труда все предусмотренные законодательством начисления и надбавки, в том числе, стимулирующие и компенсационные надбавки.

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Указанные выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 23.07.2010 года по делу № 75-В10-2 по иску Местного комитета первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ производственных рабочих ОАО «Сегежский ЦБК» в интересах Подберезской О.А., Хариной Л.А., Ходакайнен В.А. к ОАО «Сегежский ЦБК» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. от 24.07.2009г.) «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4330 рублей в месяц. Согласно ст. 2, 3 данного Закона, минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится: организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими организациями - за счет собственных средств. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

В силу ст.5 Конституции РФ, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Область имеет свой устав и законодательство.

Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе, вопроса материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Законом Иркутской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» от 09.10.2008 года № 82-оз, установлено, что в случае, если сумма фактически начисленной заработной платы работника государственного учреждения Иркутской области, полностью отработавшего норму рабочего времени, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Иркутской области, работнику государственного учреждения Иркутской области работодателем производится соответствующая компенсационная доплата в размере образовавшейся разницы (ст.6).

В Иркутской области на спорный период времени не был установлен минимальный размер оплаты труда, поскольку региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области от 19.01.2008 года, которым был установлен размер минимальной заработной платы в Иркутской области – с 01.07.2008 года 3500 рублей утратило силу, в связи с принятием вышеуказанного Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», которым установлена ее величина в размере 4330 рублей.

Разъяснением Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области указано, что в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации работодатели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Таким образом, налог на доходы физических лиц удерживается из начисленной заработной платы. Начисленная заработная плата в Иркутской области не может быть ниже 4330 рублей при условии, что работником полностью отработана за конкретный период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ежемесячный минимальный размер оплаты труда истицы Пинигиной Н.В., установленный законом на спорный период времени, должен был составлять не менее 4330 рублей с учетом всех ее элементов, в том числе, стимулирующих и компенсационных надбавок.

Из материалов дела установлено, что в спорный период времени истице начислялась и выплачивалась ежемесячная совокупная заработная плата (с учетом всех причитающихся доплат и надбавок) в размере, соответствующем требованиям законодательства – не менее 4330 рублей в случае выполнения нормы рабочего времени. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело сторонами письменными доказательствами - справками формы 2-НДФЛ, расчетными листками, справками о начисленной и выплаченной заработной платы. Данные документы соответствуют друг другу, истицей и представителем ответчика не оспаривались, в связи с чем, суд считает установленным факт начисления оплаты труда (заработной платы) за спорный период времени в размерах, указанных в вышеназванных документах, и выплаты с учетом произведенных удержаний. Таким образом, истице начислялась заработная плата в соответствующих законодательству размерах.

Истицей, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено иных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ответчика при начислении и выплате ей заработной платы нарушений действующего законодательства, а также условий заключенного с нею трудового договора.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что нарушений трудовых прав истицы при начислении и выплате ей заработной платы со стороны ответчика не допущено.

Кроме того, статья 10 Конституции РФ относит к основам конституционного строя Российской Федерации разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что предполагает самостоятельное выполнение каждой ветвью государственной власти своих специфических, установленных Конституцией РФ и федеральным законом функций и полномочий. При этом в соответствии со ст. 118 (ч. 1) Конституции РФ исключительную компетенцию судебной власти составляет осуществление правосудия. Согласно Конституции РФ судопроизводство в Российской Федерации осуществляется в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статьей 251 ГПК РФ установлено, что граждане, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Таким образом, в случае несогласия с вышеуказанными нормативными правовыми актами, в том числе с нормами Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», Закона Иркутской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» истица была вправе на основании главы 24 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, однако в нарушение ст.56 ГПК РФ, истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о признании указанных нормативных правовых актов недействующими либо противоречащими Конституции РФ в установленном законом порядке.

Представитель ответчика – директор ОГОУ НПО ПЛ № 28 Маркова С.В. в письменном отзыве указала на пропуск истцом срока обращения в суд.

Истица Пинигина Н.В. в судебном заседании ходатайства о восстановлении срока не заявила, уважительных причин пропуска данного срока суду не указала и доказательств в этой части также не представила.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

В соответствии с п. 56 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 17 марта 2004г. «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» следует, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока обращения в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Таким образом, в Постановлении Пленума указывается на начисленную, но невыплаченную заработную плату. В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что истице заработная плата в размерах, указанных при обращении в суд с исковыми требованиями, не начислялась и не выплачивалась, поскольку ее начисление производилось исходя из условий трудового договора и требований законодательства, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истица достоверно в период всего срока действия трудового договора знала о нарушении своих прав. При этом суд учитывает, что спор о праве на получение заработной платы является индивидуальным трудовым спором работника с работодателем. Статьей 392 ТК РФ для обращения работника в суд по такому спору установлен трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако своим правом истица не воспользовалась и не представила доказательств пропуска срока по уважительным причинам.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о пропуске истицей срока обращения в суд, в связи с чем, считает, что при разрешении исковых требований суду необходимо было проверить правильность начисления заработной платы истице за последние три месяца до дня обращения в суд, в остальной части иска в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд, поскольку данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Учитывая, что исходя из вышеизложенных обстоятельств оснований для удовлетворения исковых требований по существу не установлено, суд не находит также оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания заработной платы за последние три месяца до дня обращения в суд, поскольку размер начисленной заработной платы за последние три месяца до дня обращения в суд соответствует размеру, установленному закону.

Оценивая все доказательства и обстоятельства в совокупности, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Пинигиной Н.В. к ОГОУ НПО ПЛ № 28 о признании незаконным выплаты вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда ниже минимального размера оплаты труда без учета тарифного коэффициента, компенсационных выплат, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, понуждении к заключению дополнительного соглашения по оплате труда надлежит отказать в полном объеме, поскольку нарушений трудовых прав истицы при начислении и выплате ей заработной платы со стороны ответчика не допущено, размер начисленной и выплаченной заработной платы соответствует требованиям федерального законодательства, а также нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Пинигиной Н.В. к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональному лицею № 28 города Братска о признании незаконным выплату вознаграждение за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда ниже минимального размера оплаты труда без учета тарифного коэффициента, компенсационных выплат, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, понуждении к заключению дополнительного соглашения по оплате труда отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение десяти дней со дня изготовления полного мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 14 сентября 2010 года.

Судья: (подпись) Ю.П. Гольцверт