Дело № 2-816/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2013 года Озерский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Дубовик Л.Д.
при секретаре Каталовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 <> к Собранию Депутатов Озерского городского округа Челябинской области о назначении ежемесячной денежной доплаты к трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 был избран ДД.ММ.ГГГГ на должность главы администрации города Озерска Челябинской области и проработал в указанной должности в течение четырех лет по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был избран на должность главы Озерского городского округа Челябинской области и проработал в указанной должности в течение четырех лет по ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Собранию Депутатов Озерского городского округа Челябинской области о назначении ежемесячной денежной доплаты к трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 40% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с учетом увеличения доплаты на величину районного коэффициента, указав, что статьей 17 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 г. № 245-ЗО ( с изменениями) предусмотрено право граждан РФ, осуществлявших полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: при исполнении лицом полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в течение одного полномочного срока полномочий – 20%, двух и более сроков – 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности, который увеличивается на районный коэффициент.
В судебное заседание истец не явился, отбывает наказание в виде лишения свободы, о слушании дела извещен через администрацию учреждения. В удовлетворении заявленного им ходатайства об отложении слушания по делу судом отказано.
Представитель ответчика - Собрания Депутатов Озерского городского округа Гребнева Е.Е. иск не признала. Считает, что основания для установления такой выплаты истцу отсутствуют. Обязательным условием реализации права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборному должностному лицу местного самоуправления является наличие утвержденного Собранием депутатов нормативного правового акта, регулирующего условия, порядок назначения и выплаты такой доплаты. Такой акт Собранием депутатов Озерского городского округа Челябинской области не принят. Кроме того, в силу абзаца 4 п. 1 ст. 9, п.п. 1 и 2 ст. 86 БК РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Озерским городским округом на 2010 – 2013 г.г. были приняты расходные обязательства только в отношении обеспечения дополнительных гарантий в виде пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, на основании решения Собрания депутатов от 07.07.2010 № 159. Администратором данных расходов является администрация Озерского городского округа Челябинской области. Поскольку муниципальный правовой акт, регулирующий условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам, осуществлявшим полномочия главы Озерского городского округа Челябинской области, депутата Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области на постоянной основе, на территории Озерского городского округа не принят, расходы на данные выплаты не были предусмотрены в бюджете Озерского городского округа в 2010 - 2013 годах.
Полагает, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 24.01.2013 № 63-О, предоставляемые отдельным категориям граждан (государственные, муниципальные служащие, выборные должностные лица) за счет средств соответствующего бюджета выплаты в виде доплаты к пенсии, либо пенсии за выслугу лет являются дополнительным обеспечением к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования, трудовым пенсиям.
Субъекты РФ (муниципальные образования) вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, такого дополнительного обеспечения. Такое правовое регулирование, направленное на обеспечение самостоятельности муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом, исходя из интересов, обусловленных потребностями в непосредственном обеспечении жизнедеятельности местного сообщества, не может рассматриваться как нарушающее права депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещавших выборные должности глав городских поселений, муниципальными актами которых не предусмотрено предоставление указанных дополнительных социальных гарантий.
Заявитель получает трудовую пенсию, а также дополнительное материальное обеспечение, как специалист, осуществлявший деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ С учетом изложенного считают, что непринятие Собранием депутатов правового акта, регулирующего порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам органов местного самоуправления, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Кроме того ссылалась на то, что решением Челябинского областного суда от 15.05.2013 части 1, 2, 3 ст.17 Закона № 245-ЗО от 27.03.2008 г. ( в редакции закона от 22.02.2010) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. В связи с чем нормы главы 30, 31 Устава Озерского городского округа Челябинской области подлежат приведению в соответствие с решением суда и Законом Челябинской области от 04.10.2013 № 538-ЗО, и в настоящее время применению не подлежат.
Представитель третьего лица – администрации Озерского городского округа Челябинской области ФИО2 возражала против иска. Указала, что в связи с отсутствием утвержденного Собранием депутатов городского округа нормативного правового акта, регулирующего порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной доплаты к трудовой пенсии выборному должностному лицу местного самоуправления и запланированных расходов на данные выплаты в 2010 -2013 г.г. в бюджете округа, оснований для удовлетворения требований нет.
Выслушав участников процесса, огласив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска.
Суд считает, что исковые требования о возложении на Собрание Депутатов Озерского городского округа обязанности назначить истцу ежемесячную денежную доплату к трудовой пенсии с 20.03.2010 г. в размере 40% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с увеличением на районный коэффициент, удовлетворению не подлежат.
Ч.2 ст.17 Закона Челябинской области № 245-ЗО от 27.03.2008 г. ( в редакции закона от 22.02.2010) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» было предусмотрено право граждан РФ, осуществлявших полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: при исполнении лицом полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в течение одного полномочного срока полномочий – 20%, двух и более сроков – 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности, который увеличивается на районный коэффициент.
Согласно ч.3 п.2 ст.17 указанного закона, положения, изложенные в ч.2 указанной статьи, не действуют в случаях вступления в отношении выборного должностного лица местного самоуправления в законную силу обвинительного приговора суда.
В соответствии с ч.4 ст.17 указанного закона условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливаются уставами муниципальных образований или иными муниципальными правовыми актами
Судом установлено, что на территории Озерского городского округа Челябинской области в действующий Устав ОГО Решением Собрания Депутатов Озерского городского округа № 69 от 24.06.2009 г.были внесены изменения в главу 31 «Гарантии осуществления полномочий главы городского округа и заместителя Председателя Собрания Депутатов» - п.1 «гарантии осуществления полномочий главы городского округа устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с Федеральными Законами и законом Челябинской области, предоставляются за счет средств бюджета городского округа на очередной финансовый год на содержание представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с п.3 главы 31 Устава Озерского городского округа, утвержденного Решением Собрания Депутатов № 69 от 24.06.2009 г., гражданин РФ, осуществлявший полномочия главы городского округа имеет право на выплачиваемую за счет средств бюджета городского округа ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ». Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой части) и доплата к ней составляла составляла: при осуществлении полномочий главы городского округа в течение одного созыва Собрания депутатов – 55%, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет – 75% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Размер ежемесячного денежного вознаграждения для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Положения, изложенные в настоящем пункте, не действуют в случаях вступления в отношении главы городского округа обвинительного приговора суда. Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливаются решением Собрания депутатов, л.д. 103-106.
Решением Собрания Депутатов Озерского городского округа № 83 от 30.05.2012 г. внесены изменения в Устав округа в главу 31, п.3 которой изложен так: гражданин РФ, осуществлявший полномочия главы городского округа имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» или законом «О занятости населения в РФ»: при исполнении лицом полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в течение одного полномочного срока полномочий – 20%, двух и более сроков – 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности, который увеличивается на районный коэффициент.
В соответствии с абзацем 3 п.3 главы 31 Устава ОГО Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливаются муниципальными правовыми актами. л.д. 107,111-112.
Судом установлено, что ни Собранием депутатов Озерского городского округа Челябинской области, ни администрацией Озерского городского округа Челябинской области не было принято специального нормативного акта регулирующего условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, закрепленной в главе 31 Устава.
Решением Челябинского областного суда от 15 мая 2013 г., вступившим в законную силу 28 августа 2013 г., признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда положения части 1,2,3 статьи 7, части 1,2,3 статьи 17 Закона Челябинской области № 245-ЗО от 27.03.2008 г. ( в редакции закона от 22.02.2010) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», л.д.91-96.
Приговором Озерского городского суда от 17 июня 2013 г. ФИО1 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.285 УК РФ, как высшее должностное лицо Озерского городского округа – главы Озерского городского округа, и ему назначено наказание в виде лишения свободы в виде лишения свободы сроком на пять лет с лишением права занимать руководящие должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на 3 года, приговор Озерского городского суда Челябинской области изменен апелляционным определением Челябинского областного суда от 29.08.2013 г., срок наказания сокращен до четырех лет 10 месяцев, л.д. 45-75.
Устав ОГО не содержит положений, возлагающих на Собрание Депутатов Озерского городского округа Челябинской области функций по назначению и выплате дополнительного денежного вознаграждения к трудовой пенсии, согласно Устава ОГО порядок назначения такой выплаты должен был быть закреплен в отдельном нормативном акте, принятом решением Собрания Депутатов, однако такой акт до настоящего времени на территории Озерского городского округа не разработан и не утвержден.
В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 9, п.п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Администратором данных расходов является администрация Озерского городского округа Челябинской области. Поскольку муниципальный правовой акт, регулирующий условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам, осуществлявшим полномочия главы Озерского городского округа Челябинской области, депутата Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области на постоянной основе, на территории Озерского городского округа не принят, расходы на данные выплаты не были предусмотрены в бюджете Озерского городского округа в 2010 - 2013 годах.
В бюджет Озерского городского округа Челябинской области на 2010 – 2013 г. были включены расходные обязательства только в отношении обеспечения дополнительных гарантий в виде пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, на основании решения Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 07.07.2010 № 159, л.д.116-119.
Дополнительным основанием отказа в иске служить то обстоятельство, что истец получает дополнительное материальное обеспечение, установленное Указом Президента РФ № 1563 от 23.08.2000 ( с последующими изменениями), Положением об установлении, выплате, перерасчете, индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, при выходе их на трудовую пенсию», утвержденного Постановлением Правительства РФ.
Собранными доказательствами установлено, что ФИО1 назначена досрочная трудовая пенсия по списку №1, и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, как работнику ядерного оружейного комплекса, с ДД.ММ.ГГГГ, указанная пенсия и ДМО продолжают выплачиваться по настоящее время, л.д. 79-83.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ № 1563 от 23.08.2000 дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется - дополнительное обеспечение) устанавливается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем:
- гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
Гражданам, имеющим право на дополнительное обеспечение в соответствии с настоящим Указом, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными правовыми актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет либо ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и (или) РСФСР, государственные должности Российской Федерации или государственные должности федеральной государственной службы, назначается дополнительное обеспечение в соответствии с настоящим Указом либо одна из указанных дополнительных выплат по их выбору.»
Поскольку ФИО1 получает дополнительное материальное обеспечение, как работник ядерного оружейного комплекса, он осуществил свой выбор вида производимой ему доплаты к трудовой пенсии, и не вправе претендовать на получение другого вида материальной выплаты за счет средств бюджета Озерского городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО1 <> к Собранию Депутатов Озерского городского округа Челябинской области о назначении ежемесячной денежной доплаты к трудовой пенсии отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме через Озерский городской суд.
Председательствующий – Л.Д. Дубовик