НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Отрадненского городского суда (Самарская область) от 17.03.2021 № 2А-162/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2021 года Отрадненский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего Гребешковой Н.Е.

при секретаре Набока В.А.,

с участием представителя административного истца - ст. помощника прокурора Вадина А.В.

представителя административного ответчика Самсонова С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-162/2021 по административному иску прокурора г. Отрадного Самарской области в интересах Российской Федерации к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о признании незаконными действий по изъятию жилых помещений и земельного участка пропорционально площади помещений федерального уровня собственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Отрадного Самарской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о признании незаконными действий по изъятию жилых помещений и земельного участка пропорционально площади помещений федерального уровня собственности.

В обоснование своих требований административный истец указал следующее.

Прокуратурой города Отрадного Самарской области рассмотрено обращение генерального директора АО «Почта России» о неправомерном прекращении права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, находившиеся в пользовании акционерного общества, а также по иным вопросам.

Установлено, что право собственности с 12.08.2011 на нежилые помещения (№№ 1-8), расположенные на 1 этаже многоквартирного жилого дома 1955 года постройки, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> зарегистрировано за Российской Федерацией.

Распоряжениями администрации г.о. Отрадный от 02.11.2015 -р, от 10.11.2015 -р изъяты для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Указанный дом снесен в 2015 году, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 27.07.2015, что свидетельствует о его гибели, в том числе нежилых помещений, как самостоятельного объекта гражданских прав.

Таким образом, по состоянию на дату принятия решения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также на дату сноса администрацией г.о. Отрадный многоквартирного дома, на 1 этаже располагались нежилые помещения, которые находились в федеральной собственности и были утрачены.

Конклюдентные действия администрации г.о. Отрадный по изъятию помещений федерального уровня собственности в составе других, в том числе жилых помещений, и земельного участка под жилым домом в части площади, необходимой для использования этих (федеральных) помещений, противоречат положениям закона, так как были осуществлены в отсутствие положительного решения вопроса о заключении соглашения о мене нежилых помещений, а также в отсутствие обращения сторон за урегулированием в судебном порядке разногласий.

Изъятие имущества одного уровня публичной собственности в пользу иного уровня в гражданско-правовом порядке не предусмотрено, однако, признание дома аварийным делает невозможным использование федерального имущества. Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы.

Как указано в п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, при изъятии земельного участка для муниципальных нужд регламентируется статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, поскольку действующее законодательство не содержит нормы, регламентирующей порядок изъятия находящихся в собственности нежилых помещений для государственных или муниципальных нужд, надлежит руководствоваться по аналогии законодательством, регулирующим сходные отношения, а именно положения п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ст. 239.2, 279 Гражданского кодекса РФ, ст. 56.3 Земельного кодекса РФ (определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.11.2018 по делу № 309-КГ 18-13252, А50-28633/2017).

Поскольку аварийность здания влечет за собой невозможность его использования и последствием такого признания является снос аварийного недвижимого имущества, то в рассматриваемом случае для Российской Федерации принятие решения о признании дома аварийным повлекло утрату имущества (объекта) федерального уровня собственности.

При этом последствия в виде утраты имущества и имущественного права наступили не в момент сноса объекта, а с даты принятия уполномоченным муниципальным органом решения о признании здания аварийным (с этого момента использование имущества его собственником является противоправным), утрата правообладателем имущества федерального уровня собственности и права пользования земельным участком под ним по воле другого лица для публичных нужд последнего влечет необходимость компенсации потерь за счет лица, принявшего соответствующее решение.

Как следует из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В связи с не заключением соглашения с собственником нежилых помещений и обладателем права хозяйственного ведения изымаемого имущества, органу местного самоуправления подлежало разрешить вопрос об изъятии и выкупе помещений, принадлежащих Российской Федерации в судебном порядке, чего им в нарушение требований Жилищного кодекса РФ сделано не было.

При вынесении распоряжений об изъятии земельного участка и жилых помещений, а также совершению действий по сносу дома, администрацией г.о. Отрадный не разрешен вопрос об изъятии и выкупе нежилых помещений, принадлежащих Российской Федерации.

Таким образом, действиями администрации г.о. Отрадный по изъятию нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и земельного участка, без разрешения вопроса в судебном порядке об изъятии имущества, либо без равноценного его возмещения по соглашению сторон, являются незаконными, при том что в соответствии с п.п. 1,4 п. 1 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности, и для прекращения права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке.

В связи с чем, администрацией г.о. Отрадный изъятие нежилых помещений и земельного участка пропорционально площади помещений федерального уровня собственности, используемых для общественно значимых нужд, другим публичным собственником, в законном порядке осуществлено не было, имущество было утрачено.

Прокурор <адрес> просит признать действия администрации г.о. Отрадный по изъятию нежилых помещений многоквартирного дома (№), находящихся на 1 этаже многоквартирного жилого <адрес> года постройки по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> и земельного участка, пропорционального площади помещений федерального уровня собственности, незаконными.

Определением суда от 20.02.2021 в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Комитет по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора г. Отрадного Самарской области Вадин А.В. административные исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные описательной части решения.

Представитель административного ответчика – Самсонов С.А. (доверенность на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области в судебное заседание не явился. о времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежщим образом.

Представитель заинтересованного лица АО «Почта России» в судебное заседание не явился. о времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежщим образом.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В сентябре 2020 года генеральный директор АО «Почта России» обратился к Генеральному прокурору Российской Федерации по факту неправомерного прекращении права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, находившиеся в пользовании акционерного общества, в частности на объект, расположенный по адресу: <адрес>

10.11.2020 исполняющим обязанности прокурора г. Отрадного Самарской области ФИО5 принято решение о проведении проверки по поручению прокуратуры Самарской области по вопросу правомерного прекращения права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В ходе проведения проверки установлено, что с 12.08.2011 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на нежилые помещения (№№ 1-8), расположенные на 1 этаже многоквартирного жилого дома 1955 года постройки, расположенные по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, указанные нежилые помещения были закреплены за ФГУП «Почта России» (реорганизовано путем преобразования в АО <данные изъяты> на праве хозяйственного ведения, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 3 Закона №171-ФЗ АО <данные изъяты> является непубличным акционерным обществом, 100% акций которого принадлежат Российской Федерации.

В соответствии с ч. 12 статьи 19 Закона № 171-ФЗ состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче Обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, определяется передаточным актом.

Спорное помещение было передано в уставный капитал АО <данные изъяты> в соответствии с передаточным актом от <данные изъяты>

Право собственности АО <данные изъяты> на спорное помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Распоряжениями администрации г.о. Отрадный -р от 02.11.2015 и -р от 10.11.2015 и заключением межведомственной комиссии от 25.11.2011 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, был признан аварийным и непригодным для постоянного проживания граждан и в соответствии со ст.32 ЖК РФ, ст.11, ст.56.2,56.3 ЗК РФ, земельный участок и жилые помещения многоквартирного дома изъяты для муниципальных нужд. Дом был включен в перечень программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 в соответствии с которой планируемая дата расселения была определена – 31.12.2015.

Указанный дом снесен в 2015 году, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 27.07.2015, что свидетельствует о гибели, в том числе нежилых помещений, как самостоятельного объекта гражданских прав.

Таким образом, по состоянию на дату принятия решения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также на дату сноса администрацией г.о. Отрадный многоквартирного дома на 1 этаже располагались нежилые помещения, которые находились в федеральной собственности и были утрачены.

В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1).

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2) (п. п. 3.2 п. 2).

Согласно ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1).

Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п. 1).

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (п. 2).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п. 6).

В соответствии с пп.4 ч.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ земельный участок может быть изъят по решению органов местного самоуправления для муниципальных нужд в случае принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (статья 281 ГК РФ).

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка и объектов, расположенных на нем, право собственности на которые подлежит прекращению (ч.2 ст.281 ГК РФ).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок (ч.3 ст.281 ГК РФ).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.4 ст.281 ГК РФ).

Таким образом, нормы ГК РФ и Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают специальную систему гарантий прав собственников недвижимости, расположенной на участках, изымаемых для государственных и муниципальных нужд (статьи 235, 239, 239.2, 279, 281 ГК РФ, глава VII. 1 ЗК РФ).

Конклюдентные действия администрации г.о. Отрадный по изъятию помещений федерального уровня собственности в составе других, в том числе жилых помещений, и земельного участка под жилым домом в части площади, необходимой для использования этих (федеральных) помещений, противоречат положениям закона, так как были осуществлены в отсутствие положительного решения вопроса о заключении соглашения о мене нежилых помещений, а также в отсутствие обращения сторон за урегулированием в судебном порядке разногласий.

Изъятие имущества одного уровня публичной собственности в пользу иного уровня в гражданско-правовом порядке не предусмотрено, однако, признание дома аварийным делает невозможным использование федерального имущества.

Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы.

Как указано в п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, при изъятии земельного участка для муниципальных нужд регламентируется статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, поскольку действующее законодательство не содержит нормы, регламентирующей порядок изъятия находящихся в собственности нежилых помещений для государственных или муниципальных нужд, надлежит руководствоваться по аналогии законодательством, регулирующим сходные отношения, а именно положения п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ст. 239.2, 279 Гражданского кодекса РФ, ст. 56.3 Земельного кодекса РФ.

Поскольку аварийность здания влечет за собой невозможность его использования и последствием такого признания является снос аварийного недвижимого имущества, то в рассматриваемом случае для Российской Федерации принятие решения о признании дома аварийным повлекло утрату имущества (объекта) федерального уровня собственности.

При этом последствия в виде утраты имущества и имущественного права наступили не в момент сноса объекта, а с даты принятия уполномоченным муниципальным органом решения о признании здания аварийным (с этого момента использование имущества его собственником является противоправным), утрата правообладателем имущества федерального уровня собственности и права пользования земельным участком под ним по воле другого лица для публичных нужд последнего влечет необходимость компенсации потерь за счет лица, принявшего соответствующее решение.

Как следует из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В связи с не заключением соглашения с собственником нежилых помещений и обладателем права хозяйственного ведения изымаемого имущества, органу местного самоуправления подлежало разрешить вопрос об изъятии и выкупе помещений, принадлежащих Российской Федерации в судебном порядке, чего им в нарушение требований Жилищного кодекса РФ сделано не было.

При вынесении распоряжений об изъятии земельного участка и жилых помещений, а также совершению действий по сносу дома, администрацией г.о. Отрадный не разрешен вопрос об изъятии и выкупе нежилых помещений, принадлежащих Российской Федерации.

Таким образом, действиями администрации г.о. Отрадный по изъятию нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> земельного участка, без разрешения вопроса в судебном порядке об изъятии имущества, либо без равноценного его возмещения по соглашению сторон, являются незаконными, при том что в соответствии с п.п. 1,4 п. 1 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности, и для прекращения права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке.

Администрацией г.о. Отрадный изъятие нежилых помещений и земельного участка пропорционально площади помещений федерального уровня собственности, используемых для общественно значимых нужд, другим публичным собственником, в законном порядке осуществлено не было, имущество было утрачено.

Спорные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер, порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд муниципальных образований гражданским законодательством не предусмотрен. Имущество и имущественные права имеют денежный эквивалент и на момент сноса администрацией г.о. Отрадный указанного выше многоквартирного дома и изъятия земельного участка нежилые помещения находились в федеральной собственности, при этом право собственности Российской Федерации было прекращено с нарушением законодательства Российской Федерации, в связи с чем, обращение прокурора в суд обусловлено защитой собственности Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В соответствии с позицией, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2020 № 78-КАД20-10-КЗ, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

До настоящего времени спорные правоотношения в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не оформлены, что свидетельствует об их длящемся характере.

При указанных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Признать действия администрации городского округа Отрадный Самарской области по изъятию нежилых помещений многоквартирного дома (№№ 1-8), находящихся на 1 этаже многоквартирного жилого дома 1955 года постройки по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> и земельного участка, пропорционального площади помещений федерального уровня собственности, незаконными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22 марта 2021 года.

Судья Н.Е. Гребешкова