НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Островского районного суда (Костромская область) от 07.07.2021 № 12-55/2021

М.№ 12-55/2021

УИД: 44RS0014-01-2021-000230-72

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

п. Островское 07 июля 2021 года

Судья Островского районного суда Костромской области Маслова О.В.,

с участием: защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ОГБУЗ «Островская районная больница» - Житкова А.В., действующего на основании доверенности,

при секретаре Пронозиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя – главного врача ОГБУЗ «Островская районная больница» Цветкова П.Ю. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 от 10.03.2021 г., которым ОГБУЗ «Островская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 от 10.03.2021 г. ОГБУЗ «Островская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Из постановления следует, что в ходе проведенного Государственной инспекцией труда в Костромской области административного расследования в отношении ОГБУЗ «Островская районная больница» изучены табели учета рабочего времени работников, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части оплаты труда, в том числе документы, устанавливающие систему оплаты труда,порядок индексации заработной платы, по начислению и выплате зарплаты и иных сумм, в том числе ведомости, платежные поручения, расчетные листки, проанализированы сведения о средней заработной плате за период с 2018-2020 г.г. в отношении среднего медицинского персонала и установлено, что средняя заработная плата среднего медицинского персонала ОГБУЗ «Островская районная больница» составляет: средняя заработная плата ФИО7 за 2018 год - 19 271,03 рубля, за 2019 год-20 807,99 рублей, за 2020 год-21 139 рублей (средняя заработная плата за три предшествующих года составляет 20 406,01 рубль); средняя заработная плата ФИО6 за 2018 год составляет 18 780,22 рубля, за 2019 год-21657,74 рубля, за 2020 год-21901,56 рублей (средняя заработная плата за три предшествующих года составляет 20 779,84 рубля);средняя заработная плата ФИО8 за 2018 год составляет 18414,04 рубля, за 2019 год- 20576,18 рублей, за 2020 год-21392,62 рубля (средняя заработная плата за три предшествующих года составляет 21895,44 рубля), средняя заработная плата ФИО9 за 2020 год составляет 14 500,26 рублей, ФИО10 17 172,83 рубля.

В соответствии с подпунктами «а» и «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в ОГБУЗ «Островская районная больница» повышения к 2018 году средней заработной платы среднего медицинского персонала –до 100 процентов средней заработной платы не произведено.

Согласно информации, взятой с официального интернет-сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области (http: //kostroma.gks.rn) средняя заработная плата по Костромской области за 2018 год-27724,25 рублей, за 2019 год- 31421,10 рублей, за 2020 год-31441 рубль.

Учитывая требования абз.5 п. «а» абз.2 п. «е» Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» о повышении к 2018 году средней заработной платы среднего медицинского персонала до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, учитывая среднюю заработную плату по Костромской области за 2020 год -31 441 рубль, ОГБУЗ «Островская районная больница» не исполнен Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель – главный врач ОГБУЗ «Островская районная больница» Цветков П.Ю. обратился в Островский районный суд с жалобой, в которой просит постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 от 10.03.2021 по делу об административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «Островская районная больница» по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что средняя заработная плата среднего медицинского персонала ОГБУЗ «Островская районная больница» составила в 2018 г.: фактическая-24 367,00 рублей, процент исполнения Указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012 г.-100 %; в 2019 г.: фактическая-24 536,10 рублей, процент исполнения Указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012 г.-88,7 %; в 2020 г. (за 9 месяцев 2020г.) фактическая-24 790,10 рублей, процент исполнения Указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012 г.-94,8 %. Уровень оплаты труда работников ОГБУЗ «Островская районная больница» соответствует уровню оказываемой медицинской помощи, оплата труда в учреждении осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, Положением об оплате труда, трудовыми договорами с работниками.

Заявитель- законный представитель ОГБУЗ «Островская районная больница», главный врач Цветков П.Ю. о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом, в телефонограмме ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие, с участием защитника Житкова А.В.

Прокурор Островского района о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом, в суд не явился.

Должностное лицо, вынесшее постановление от 10.03.2021 г., главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Костромской области Кашина Н.С. о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, в суд не явилась, ранее в письменном заявлении ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Представитель Государственной инспекции труда в Костромской области о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Представитель Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО5, действующий на основании доверенности, в письменном заявлении, направленном в суд, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Инспекции.

Из материалов проверки в отношении ОГБУЗ «Островская районная больница», представленных Государственной инспекцией труда в Костромской области по запросу суда, следует, что 17.11.2020 г. в прокуратуру Островского района поступило коллективное обращение медицинских сестер терапевтического отделения ОГБУЗ «Островская районная больница» ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 по вопросу повышения средней заработной платы среднему медицинскому персоналу в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

18.11.2020 года указное обращение направлено для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Костромской области.

Обращение медицинских сестер терапевтического отделения ОГБУЗ «Островская районная больница» ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 по факту нарушения их трудовых прав было рассмотрено должностным лицом Государственной инспекции труда в Костромской области, однако они не были привлечены главным государственным инспектором труда к участию в деле в качестве потерпевших, им не разъяснялись права, предусмотренные ст. 25.2 КоАП РФ, не предоставлялась возможность их реализации, в том числе давать объяснения, представлять доказательства.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" исходя из части 3 статьи 25.2 КоАП РФ, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Определением Островского районного суда от 20.05.2021 г. к участию в деле в качестве потерпевших привлечены медицинские сестры терапевтического отделения ОГБУЗ «Островская районная больница» : ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, которые о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены своевременно и надлежащим образом, в суд не явились, об уважительности неявки в судебное заседание не сообщили.

Участвуя в судебном заседании 24.05.2021 г., потерпевшие ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10 оставили вопрос относительно удовлетворения жалобы на усмотрение суда.

Потерпевшая ФИО6 на вопросы суда пояснила, что медсестры терапевтического отделения обратились к главному врачу Островской районной больницы с вопросом о повышении заработной платы среднему медицинскому персоналу, но ответа так и не получили. Полагает, что заработная плата в ОГБУЗ «Островская районная больница» зависит от распоряжения главного врача. С 2018г. заработная плата медсестрам терапевтического отделения ОГБУЗ «Островская РБ» не повышалась, при этом в 2019г. младшему медицинскому персоналу -санитаркам -увеличили заработную плату за счет стимулирующих выплат на 8000 рублей, что свидетельствует о том, что в учреждении имеются денежные средства на эти цели. Оклад медсестры составляет 8848 рублей, производится доплата за переработку (совмещение), доплата за работу в ночное время суток, стимулирующие выплаты составляют 1,5 оклада. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» относительно заработной платы медицинских сестер в районной больнице не исполняется.

Защитник Житков А.В. доводы жалобы главного врача ОГБУЗ «Островская районная больница» поддержал в полном объеме, просил постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 от 10.03.2021 г. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ОГБУЗ «Островская районная больница» состава административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы Житков А.В. в судебном заседании пояснил, что обжалуемое постановление содержит ряд несоответствий. В абзаце 4 на странице 3 постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 от 10.03.2021г. указано, что ОГБУЗ «Островской РБ» не исполнен п. «а» Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации Государственной социальной политики» от 07.05.2012г. №597 о повышении к 2018г. средней заработной платы среднего медицинского персонала до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Однако данный пункт регулирует обеспечение средней заработной платы врачей до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Все медицинские работники, указанные в постановлении главного государственного инспектора труда: ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, относятся к категории «средний медицинский персонал». Пункт «а» Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации Государственной социальной политики» от 07.05.2012г. №597 не регламентирует размер заработной платы среднего медицинского персонала, в связи с чем данный пункт ОГБУЗ «Островская районная больница» не нарушен. Во-вторых, пунктом 1 п.п. «е» Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации Государственной социальной политики» от 07.05.2012г. №597 предусмотрено увеличение заработной платы среднему и младшему медицинскому персоналу до 100% средней заработной платы в соответствующем регионе. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012г. №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» рекомендуется разработка соответствующих Программ в регионах. Чтобы реализовать Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на уровне Костромской области, должен быть утвержден некий порядок по реализации данной Программы. Департамент здравоохранения Костромской области никакого Порядка реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012г. р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» в ОГБУЗ «Островская районная больница» не направлял, а принятие Программы на уровне региона учреждением невозможно без утверждения такого порядка, которым могло бы руководствоваться ОГБУЗ «Островская районная больница». Согласно Распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012г. №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» действие Программы распространяется на работников федеральных государственных учреждений, для регионов эта Программа только рекомендуется, следовательно, утверждать, что данный пункт Указа Президента нарушен ОГБУЗ «Островская районная больница», нельзя. Для распространения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы необходимо принять соответствующие разъяснения на уровне региона. В Департаменте здравоохранения Костромской области пояснили, что такая программа в регионе не утверждалась, следовательно, и разъяснения по реализации данной программы для районных медицинских учреждений отсутствуют. Департамент здравоохранения поясняет, что каждый работник получает заработную плату в соответствии с квалификацией, сложностью работы, объемом и качеством затраченного труда. Если бы в ОГБУЗ «Островская районная больница» имелись нарушения по оплате труда работникам, в том числе среднему медицинскому персоналу, то Департамент здравоохранения в ходе контролирующих мероприятий выявил это.

Кроме этого, защитник Житков А.В. указал, что протокол об административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «Островская районная больница» был составлен в отсутствие юридического лица без его уведомления, сведений об извещении законного представителя ОГБУЗ «Островская районная больница» о месте и времени составления протокола, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении материалы дела не содержат. В адрес Островской районной больницы было лишь направлено обжалуемое постановление от 10.03.2021 г., в рассмотрении дела главный врач больницы не участвовал, возможность дать пояснения ему не предоставлялась, чем было нарушено право на защиту.

Изучив доводы жалобы, пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Из материалов дела, поступившего по запросу суда из Государственной инспекции труда в Костромской области, следует, что определением от 18.12.2020 г. в отношении ОГБУЗ «Островская районная больница» возбуждено дело об административном правонарушении по признакам ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

Согласно сопроводительному письму от 18.12.2020 г. определение от 18.12.2020 г. адресовано ОГБУЗ «Островская районная больница», вместе с тем, сведений о вручении, получении данного определения юридическом лицом или его законным представителем материалы дела не содержат.

Из представленных Государственной инспекцией труда в Костромской области копии протокола об административном правонарушении от 25.02.2021 г.следует, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении ОГБУЗ «Островская районная больница» без участия его законного представителя –главного врача Цветкова П.Ю.

При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие об извещении юридического лица, его законного представителя о том, что составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, состоится 25.02.2021 года.

Из копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 25.02.2021 г. следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ОГБУЗ «Островская районная больница» назначено на 10.03.2021 г. в 15 час.00 мин.

Согласно сопроводительному письму от 25.02.2021 г. протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 г. и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 25.02.2021 г. адресовано ОГБУЗ «Островская районная больница», вместе с тем, сведений о вручении, получении данного определения и протокола об административном правонарушении юридическом лицом, его законным представителем материалы дела не содержат.

В силу ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В протоколе об административном правонарушении от 25.02.2021 г. указано, что права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч.1 ст.25.1 и ст.28.2 КоАП РФ, разъяснены согласно уведомлению от 12.02.2021 года , однако в деле таких документов и сведений о направлении их лицу, привлекаемому к административной ответственности, не имеется.

Между тем, как пояснил защитник Житков А.В., никаких извещений о составлении протокола об административном правонарушении 25.02.2021 г., определений о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении 10.03.2021 г. законному представителю юридического лица не поступало.

Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «Островская районная больница» был составлен в отсутствие его законного представителя без надлежащего извещения о дате и времени составления протокола, а потому он не имеет юридической силы и не мог быть взят за основу при вынесении постановления.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения жалобы защитник Житков А.В. пояснил, что главный врач Цветков П.Ю. извещение о рассмотрения дела 10.03.2021 г. не получал, в рассмотрении дела не участвовал, права ему не разъяснялись, возможность дать свои пояснения представлена не была, что нарушило его право на защиту, как законного представителя юридического лица.

Данные обстоятельства подтверждаются и постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 от 10.03.2021 г., которым ОГБУЗ «Островская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, в котором не содержится сведений об участии законного представителя юридического лица в рассмотрении дела, разъяснении ему прав и его пояснений по существу правонарушения, а имеется запись о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя ОГБУЗ «Островская районная больница», главного врача Цветкова П.Ю.

Из вышеизложенного следует, что 10.03.2021 года дело об административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «Островская районная больница» было рассмотрено при отсутствии данных о надлежащем извещении законного представителя юридического лица и без его участия.

Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого должностным лицом постановления.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 от 10.03.2021 г., которым ОГБУЗ «Островская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО4 от 10.03.2021 г., которым ОГБУЗ «Островская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей –отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.

Председательствующий судья О.В. Маслова