НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Острогожского районного суда (Воронежская область) от 16.08.2022 № 2-701/2022

УИД: 36RS0026-01-2022-000803-67

Дело № 2-701/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Острогожск 16 августа 2022 года

Острогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Горохова С.Ю.,

при секретаре Висловой Л.В.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области об отмене решения об отказе в перерасчете пенсии; о включении в стаж, дающий право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии периода работы в сельском хозяйстве и о признании права на повышение размера фиксированной выплаты к пенсии за работу в сельском хозяйстве,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области с требованиями об отмене решения об отказе в перерасчете пенсии; о включении в стаж, дающий право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии периода работы в сельском хозяйстве и о признании права на повышение размера фиксированной выплаты к пенсии за работу в сельском хозяйстве.

В обоснование заявленных требований истец ФИО1 указал, что 28.12.2021 года решением ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области ему было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости за 30-летний стаж работы в сельском хозяйстве и не был учтен в стаж период работы в добровольной пожарной команде в шофером с 01.01.1992 года по 23.06.1996 года на сельскохозяйственном производстве, однако при этом ответчиком не были учтены обстоятельства и подробности работы истца в » в вышеуказанный период в должности водителя-шофера в межхозяйственной добровольной пожарной команде, в то время как в обязанности истца помимо основной обязанности входил постоянный подвоз воды для сельскохозяйственных животных на фермах и местах выгула, обеспечение водой при посадке рассады, при посеве в поле и обеспечение полива водой в теплицах, обеспечение охраны зерноуборочной техники и полей во время уборки от пожаров, то есть осуществлял деятельность на сельскохозяйственном производстве, в связи с чем по мнению истца решение ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области является незаконным и подлежит отмене.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили удовлетворить иск.

Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области в судебное заседание не явился, предоставив письменные возражения по иску, согласно которым просили в иске отказать в связи с отсутствием правовых оснований для его удовлетворения.

Выслушав истца ФИО1 и его представителя ФИО3, свидетеля ФИО4, пояснившего, что в период времени с 1992 года по 1996 год ФИО1, работал шофером в пожарной команде, а также помимо этого осуществлял подвоз воды в сельскохозяйственных целях, для полива и водопоя животных, осуществлял охрану полей; исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 14 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона "О страховых пенсиях" на весь период их проживания в сельской местности.

Частью 16 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности.

Указанными Правилами исчисления периодов работы (деятельности), установлен порядок исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", на весь период их проживания в сельской местности.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"

Согласно разделам 1 и 2 указанного Списка, в редакции Постановления Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований".

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, следует, что включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены указанным Списком, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 года N 1440.

Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.

Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается записями трудовой книжки, что ФИО1 с 01.01.1992 года по 23.069.1996 года работал в » в должности старшего шофера в межхозяйственной добровольной пожарной команде (л.д.7). Указанное обстоятельство не оспорено сторонами, подтверждено свидетелем ФИО5, в связи с чем суд посчитал указанное обстоятельство установленным.

Кроме того, судом так же установлено, что решением ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ в Острогожском районе Воронежской области (межрайонное) № 638097/21 от 28 декабря 2021 года ФИО1 отказано в установлении повышения фиксированной выплаты в связи с отсутствием необходимого стажа, поскольку Пенсионным фондом РФ в стаж не был включен, в том числе период работы ФИО1 в должности старшего шофера в » в межхозяйственной добровольной пожарной команде с 01.01.1992 года по 23.06.1996 года, так как наименование структурного подразделения не предусмотрено Списком от 29.11.2018 г. № 1440, а также документально не подтверждена занятость ФИО1 в указанный период в сельском хозяйстве (л.д. 13-14).

Оспаривая вышеуказанное решение, истец указывает на его фактическую постоянную занятость на указанной должности в сельском хозяйстве в юридически значимый период времени.

В соответствии со статьей 60 ГПК Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьей 60 ГПК Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний, двух й более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетеле. При утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного, хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации- гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.

Вместе с тем, характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Принимая во внимание то обстоятельство, что в качестве доказательств занятости на работе в сельском хозяйстве истец ФИО1 и его представитель ФИО2 ссылались лишь на показания свидетеля ФИО5, при этом каких-либо письменных доказательств, подтверждающих факт занятости ФИО1 на сельскохозяйственном производстве в период времени с 01.01.1992 года по 23.06.1996 года в » при фактическом замещении должности старшего шофера в межхозяйственной добровольной пожарной команде, суду не представлено, то при таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных норм и разъяснений суд приходит к выводу о недоказанности факта занятости истца в сельскохозяйственном производстве.

Более того, должность, которую занимал истец ФИО1 в вышеуказанный период, Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, не предусмотрена, что согласуется с позицией ответчика, изложенной в представленных суду письменных возражениях, в связи с чем оснований для признания незаконным решения ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области об отказе ФИО1 в установлении повышенной фиксированной выплаты пенсии от 28.12.2021 года не имеется, и, соответственно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области об отмене решения об отказе в перерасчете пенсии; о включении в стаж, дающий право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, периода работы в добровольной пожарной команде в шофером с 01.01.1992 года по 23.06.1996 года на сельскохозяйственном производстве и о признании права на повышение размера фиксированной выплаты к пенсии за работу в сельском хозяйстве - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Воронежский областной суд через Острогожский районный суд Воронежской области.

Председательствующий С.Ю. Горохов

Мотивированное решение суда изготовлено 19.08.2022 года.