НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Осташковского городского суда (Тверская область) от 22.05.2014 № 2-237/2014

 Дело № 2-237/2014 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева

 при секретаре Дубинской Н. В.,

 с участием истца Финогенова Н. А.,

 представителя ответчика Администрации МО «Мошенское сельское поселение» Тихонова В. И.,

 рассмотрев 22 мая 2014 года в городе Осташкове Тверской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Финогенова Н. А. к Администрации Муниципального образования «Мошенское сельское поселение», Администрации Муниципального образования «Осташковский район» о признании права собственности на земельный участок,

 У С Т А Н О В И Л :

 Финогенов Н. А. обратился в суд с иском к Администрации МО «Мошенское сельское поселение» о признании права собственности на земельный участок, расположенный - <адрес>, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер №, с разрешенным видом использованием «для ведения личного подсобного хозяйства».

 Свое требование мотивировал тем, что в ДД.ММ.ГГГГ ему был выделен спорный земельный участок, что подтверждается архивной выпиской из первичного списка физических лиц – плательщиков земельного налога в границах земель, переданных в ведение Мошенской сельской администрации на ДД.ММ.ГГГГ.

 Постановлением Главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № установлен вид разрешенного использования земельного участка - личное подсобное хозяйство.

 На основании проведенных в ДД.ММ.ГГГГ землеустроительных работ по межеванию земельного участка были установлены и согласованы со смежными землепользователями, в т. ч. с Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» его границы и данный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет.

 При этом не может зарегистрировать свое право на спорный земельный участок, поскольку первичный список физических лиц – плательщиков земельного налога в границах земель, переданных в ведение Мошенской сельской администрации на ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий выделение участка, не является правоустанавливающим документом.

 Определением Осташковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по данному гражданскому делу в качестве соответчика привлечена Администрация МО «Осташковский район», на землях которой расположен спорный земельный участок.

 Истец Финогенов Н. А. в судебном заседании исковые требования и изложенные в заявлении обстоятельства поддержал.

 Представитель ответчика - Администрации МО «Мошенское сельское поселение» на основании доверенности Тихонов В. И. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, подтвердив факт выделения истцу спорного земельного участка.

 Представитель ответчика - Администрации МО «Осташковский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений на иск не представил.

 Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, показания свидетеля, считает исковые требования Финогенова Н. А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании ст.ст.11,12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

 Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

 В силу ст.18 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года № 1103-1, действовавшего с 09.06.1991 года по 09.11.2001 года, ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит: предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса; регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков; организация ведения земельного кадастра; планирование использования земель, находящихся в их ведении; организация разработки и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов; изъятие земельных участков (в том числе выкуп и принудительный выкуп у собственников) для государственных нужд в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса; согласование вопросов изъятия и предоставления земель вышестоящими Советами народных депутатов; взимание платы за землю; государственный контроль за использованием и охраной земель; защита прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; разрешение земельных споров.

 В соответствии со ст.23 данного Кодекса изъятие (включая выкуп, в том числе и принудительный) земельных участков в целях предоставления их гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производится по решению соответствующего Совета народных депутатов: сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.

 В силу ст.30 указанного Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.

 По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.

 Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.

 При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

 При покупке всего земельного участка или его части в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для заключения договора в нотариальном порядке. Заключенный договор и документы об оплате стоимости земельного участка служат основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право собственности на землю. Форма договора утверждается Советом Министров РСФСР.

 Расчеты, связанные с покупкой земельных участков, производятся через сбербанки, а после создания Росзембанка - через его местные отделения.

 Статьей 31 вышеприведенного Кодекса предусмотрено, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.

 Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.

 Из ст.36 вышеуказанного Кодекса следует, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются краевыми, областными, автономных областей, автономных округов Советами народных депутатов, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик.

 Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.

 Для жилищного строительства, предпринимательской деятельности, а также для иных несельскохозяйственных целей размеры земельных участков устанавливаются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с проектно - технической документацией.

 В соответствии со ст.8 Закона РСФСР от 23.11.1990 года № 374-1 «О земельной реформе», действовавшего с 29.11.1990 года по 24.12.1993 года, при проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится Советами народных депутатов за плату и бесплатно.

 Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.

 В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

 Из ч.7 ст.36 Земельного кодекса РФ следует, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

 В соответствии с п.п.9,9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

 Как следует из ч.ч.1,2 ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

 Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

 Из п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

 Материалами гражданского дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к Главе Мошенской сельской администрации <ФИО1> с заявлением о выделении ему земельного участка под приусадебное хозяйство мерою 0,15 га (л.д.7).

 Согласно выписке из земельно-шнуровой книги МО «Мошенское сельское поселение», справке налогового органа о состоянии расчетов по налогам, архивной выписке из первичного списка физических лиц – плательщиков земельного налога в границах земель, переданных в ведение Мошенской сельской администрации на ДД.ММ.ГГГГ, Финогенов Н. А. является собственником земельного участка под приусадебное хозяйство, площадью 1500 кв. м., расположенного в <адрес> (л.д.9,15-18).

 Постановлением Главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № установлен вид разрешенного использования спорного земельного участка - личное подсобное хозяйство (л.д.8).

 В соответствии с кадастровой выпиской о спорном земельном участке последний расположен - <адрес>, имеет кадастровый номер №, площадь 1500 +/- 27 кв. м., разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства», относится к землям населенных пунктов, правообладателем значится Финогенов Н. А. (л.д.11-14).

 Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля <ФИО1> показал, что в ДД.ММ.ГГГГ годах работал Главой Мошенской сельской администрации. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к нему с заявлением о выделении в собственность земельного участка в <адрес>. По данному заявлению было принято положительное решение, после чего совместно с представителем Комитета по земельной реформе и землеустройству Осташковского района выходили на спорный земельный участок и его обмеряли. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Финогенов Н. А. как собственник, использует указанный участок под огород.

 Согласно ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

     Положениями ст.56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 При этом стороной истца представлена совокупность не опровергнутых ответчиками надлежащих доказательств того, что по основаниям, установленным законом, у него возникло право собственности на земельный участок, расположенный - <адрес>, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер №, с разрешенным видом использованием «для ведения личного подсобного хозяйства».

 При таких обстоятельствах исковые требования Финогенова Н. А. подлежат удовлетворению на основании ст.12, ч.2 ст.218 ГК РФ с признанием за ним права собственности на спорное недвижимое имущество.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Признать за Финогеновым Н. А. право собственности на земельный участок, расположенный <адрес>, общей площадью 1500 кв. м., кадастровый номер №, с разрешенным видом использованием «для ведения личного подсобного хозяйства».

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Федеральный судья А. И. Лебедев