НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Осташковского городского суда (Тверская область) от 06.09.2018 № 2А-345/18

Дело № 2а-345/2018 г

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 сентября 2018 года г. Осташков Тверской области

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Фёдоровой М.В.,

с участием представителя административных истцов Архипова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трошиной И. Н. и Трошина Н. А. к администрации Осташковского городского округа о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в утверждении схемы расположения территории земельного участка на кадастровом плане и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Трошина И.Н. и Трошин Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Осташковского городского округа о признании незаконным отказа от 27 апреля 2018 года в утверждении схемы расположения территории земельного участка на кадастровом плане и возложении обязанности на администрацию Осташковского городского округа утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, площадью 1092 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.

Свои требования мотивировали тем, что им на праве общей долевой собственности в равных долях по 1/2, доли каждому принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> 20 апреля 2018 года в администрацию Осташковского городского округа было подано заявление с целью утвердить схему расположения земельного участка и предоставления в долевую собственность по 1/2 доли каждому земельного участка площадью 1092 кв.м. расположенного по адресу: <адрес><адрес>.

29 апреля 2018 года администрации Осташковского городского округа отказала в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка. Основанием для отказа послужило то, что согласно правилам землепользования и застройки МО «Сиговское поселение» и Генерального плана МО «Сиговское сельское поселение», населенный пункт д. Осцы расположен на землях лесного фонда, в связи с чем по мнению администрации полномочиями по отчуждению лесных участков обладает Министерство лесного хозяйства РФ.

С указанными отказом административные истцы не согласны, поскольку при этом, нарушаются их права как собственников жилого дома.

Административные истцы Трошина И.Н. и Трошин Н.А. в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Определением суда от 22 августа 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» и Министерство лесного хозяйства Тверской области

Представитель истцов Архипов А.С. исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, пояснил, что считает, что администрации Осташковского городского округа, получив заявление Трошиных об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с законом, должна была направить его в Министерства лесного хозяйства Тверской области для согласования, а затем дать ответ заявителям.

Представители административного ответчика - администрации Осташковского городского округа, заинтересованных лиц: ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» и Министерства лесного хозяйства Тверской области в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в своих письменных отзывах пояснили, что спорный земельный участок относится к землям государственного лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, в связи с чем ответчики не имеют правомочий на распоряжение земельными участками, сформированными на землях лесного фонда.

Выслушав представителя административных истцов Архипова А.С., исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.

Согласно п.3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Как следует из материалов дела, Трошиной И.Н. и Трошину Н.А. на праве общей долевой собственности в равных долях по 1/2, доли каждому принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес> (л.д.16-17).

20 апреля 2018 года в администрацию Осташковского городского округа представитель административных истцов обратился с заявлением с целью утвердить схему расположения земельного участка и предоставления в долевую собственность по 1/2, доли каждому земельного участка площадью 1092 кв.м. расположенного по адресу: <адрес><адрес> (л.д.15).

29 апреля 2018 года администрация Осташковского городского округа отказала в утверждении схемы расположения земельного участка. Основанием для отказа, в связи с тем, населенный пункт п. Осцы расположен на землях лесного фонда. Полномочиями по отчуждению лесных участков обладает Министерство лесного хозяйства РФ (л.д.18).

Согласно выписке № 14 из государственного лесного реестра земельный участок, на котором располагается д. Осцы относится к категории защитных лесов- леса, расположенные в водоохранных зонах (л.д. 73).

В соответствии с ч.1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

В соответствии со ст. 3.5 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.

В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании.

В ходе судебного разбирательства установлено, что указанные нормы права Администрацией Осташковского городского округа были не соблюдены, после обращения административных истцов с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в установленный законодательством срок не направило схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, что не оспаривается административным ответчиком.

В связи с изложенным суд считает необходимым удовлетворить требования Трошиной И.Н. и Трошина Н.А. о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в утверждении схемы расположения территории земельного участка на кадастровом плане и возложить обязанность на администрацию Осташковского городского округа рассмотреть заявление Трошиной И. Н. и Трошина Н. А. об утверждении схемы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1092 кв. м. в соответствии со ст. 3.5, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Срок обращения с административным иском в суд истцом не пропущен.

Руководствуясь п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Трошиной И. Н. и Трошина Н. А. к администрации Осташковского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Осташковского городского округа в утверждении схемы расположения земельного участка, утвердить схему земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1092 кв. м.

Обязать администрацию Осташковского городского округа рассмотреть заявление Трошиной И. Н. и Трошина Н. А. об утверждении схемы расположения земельного участка, по адресу: <адрес>, площадью 1092 кв. м. в соответствии со ст. 3.5, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме –10 сентября 2018 года.

Судья Н.В. Ракитский