НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Осташковского городского суда (Тверская область) от 02.10.2020 № 2-297/2020ГОДА

Дело № 2-297/2020 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Осташковский межрайонный суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,

при секретаре Кудревановой Е.С.,

с участием Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Калугина А.О.,

ответчиков Прокофьева В.М., Гавриленко Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осташкове

02 октября 2020 года

гражданское дело по исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, Осташковского городского округа в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, Администрации Осташковского городского округа к Прокофьеву В.М., Гавриленко Д.М. о запрете нецелевого использования земельного участка, возмещении ущерба, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

С учетом заявлений об уточнении исковых требований (том 2 л.д.5-7) Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, Осташковского городского округа в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, Администрации Осташковского городского округа к Прокофьеву В.М., Гавриленко Д.М., в котором просит:

- обязать Прокофьева В.М. и индивидуального предпринимателя Гавриленко Д.М. прекратить деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский»;

- обязать Прокофьева В.М. и индивидуального предпринимателя Гавриленко Д.М. освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский», от складированной древесины, отходов деревообработки в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

- взыскать с индивидуального предпринимателя Гавриленко Д.М. в пользу бюджета Осташковского городского округа Тверской области вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 670 080 рублей.

Требования мотивирует тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства при организации деятельности пунктов первичной переработки леса на территории Осташковского городского округа.

15 мая 2020 года в ходе выездной проверки природоохранной прокуратуры совместно со специалистами Управления Росреестра Тверской области и Управления Россельхознадзора по Тверской области установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский», расположены объекты деревообработки (пилорама).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.05.2020 года земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, собственником которого является Прокофьев В.М.

В ходе проверки установлено, что Прокофьев В.М. использует земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский» в нарушение ст.9,17, ч.2 ст.35, ч.1,2 ст.36 Конституции РФ, ст.ст.1,42, абз.2 пп.1 п.2 ст.45, п.2 ст.46, пп.2 п.1 ст.47, ч.3 ст.76 Земельного кодекса РФ, п.2 ст.260, п.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ, ч.3 ст.4, ч.1 ст.36, п.2 ч.11 ст.51, ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 24.06.1998 №98-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из акта административного обследования 15.05.2020 года №45/24/2020, составленного заместителем начальника Осташковского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО5, следует, что на земельном участке с кадастровым номером , расположены здания пилорамы, склады, также складирован пиломатериал, отходы деревообработки (отходы). С северной стороны за границей земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности находится здание, складирован пиломатериал, отходы деревообработки (опилки), площадь части земельного участка составляет 1030 кв.м. С северо-восточной стороны за границей земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности находится часть здания, складирован пиломатериал, отходы деревообработки (опилки), площадь части земельного участка составляет 1865 кв.м. С восточной стороны за границей участка на землях неразграниченной государственной собственности складированы пиломатериалы, площадь участка составляет 302 кв.м. С западной стороны за границей земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности складированы отходы деревообработки (опилки, горбыль), площадь участка составляет 16285 кв.м. Общая площадь самовольно занятых частей земель неразграниченной государственной собственности составляет 19482 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером предоставлен для ведения сельскохозяйственного производства. Однако фактически земельный участок используется для переработки древесины (пилорама). Таким образом, по результатам административного обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства собственником земельного участка с кадастровым номером , выразившиеся в самовольном занятии части площадью 19482 кв.м. из земельного участка неразграниченной государственной собственности, и в использовании земельного участка не по целевому назначению.

Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования от 15.05.2020 года №04-20/32, составленному старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области ФИО6, на земельном участке с кадастровым номером располагается пилорама. На участке находятся строения, складируются доски, бревна. Выявлено загрязнение земельного участка с кадастровым номером древесными опилками на площади 0,036 га, высотой 0,25 м., загрязнение деревянными обрезками на площади 0,1 га., высотой 0,20 м., а также загрязнение древесными отходами (рейка обзольная, обрезки длинномерные хвойных пород) на площади 0,019 га, высотой 0,40 м. Таким образом, установлены нарушения требований земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения, причинении вреда почвам сельскохозяйственного назначения в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, а также угроза возгораний на земельном участке.

В соответствии с письмом директора ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» от 02.06.2020 года №22-1045 произведен расчет ущерба, причиненного почвам на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , который составил 670 080 рублей.

Прокурор обращается в суд с исковым заявлением в интересах РФ и неопределенного круга лиц, так как несоблюдение Прокофьевым В.М. требований законодательства создает угрозу загрязнения и истощения земель, чем нарушаются интересы РФ и неопределенного круга лиц.

Определением суда от 27 июля 2020 года из числа материальных истцов исключено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, оно привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в качестве материального истца привлечена Администрация Осташковского городского округа (том 1 л.д.155-157).

Определением суда от 10 сентября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель Гавриленко Д.М. (том 2 л.д.18-21).

В судебном заседании Осташковский межрайонный природоохранный прокурор Калугин А.О. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Одновременно, прокурор не возражал против предоставления ИП Гавриленко Д.М. отсрочки исполнения решения суда в части требования о взыскании в пользу бюджета Осташковского городского округа вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, установив порядок оплаты: 335 040 рублей в срок до 01 апреля 2021 года, 335 040 рублей в срок до 01 октября 2021 года, также не возражал против установления ответчикам срока для освобождения спорного земельного от складированной древесины, отходов деревообработки до 01 апреля 2021 года.

Представитель материального истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, исковые требования поддержал в полном объеме, о чем представил письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие (том 2 л.д.34).

Представитель материального истца Администрации Осташковского городского округа о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, возражений относительно заявленных требований не представил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (том 2 л.д.32).

Ответчики Прокофьев В.М., индивидуальный предприниматель Гавриленко Д.М. в судебном заседании исковые требования признали частично. Не оспаривая обстоятельств, указанных в исковом заявлении, не возражали против удовлетворения требований о прекращении деятельности по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению, просили предоставить срок для освобождения земельного участка с кадастровым номером от складированной древесины, отходов деревообработки до 01 апреля 2021 года. Ответчик Гавриленко Д.М. подтвердил факт осуществления им предпринимательской деятельности по деревообработке на спорном участке с согласия собственника участка Прокофьева В.М., просил предоставить отсрочку по оплате исполнения решения суда в части требования о взыскании в пользу бюджета Осташковского городского округа вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, установив порядок оплаты: 335 040 рублей в срок до 01 апреля 2021 года, 335 040 рублей в срок до 01 октября 2021 года.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства дела, а также о рассмотрении дела без его участия не просил (том 2 л.д.30).

Выслушав участвующих в деле лиц, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с ч.2 ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Частями 1 и 2 статьи 36 Конституции РФ установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

При этом, законодательство об охране окружающей среды строится на принципах, закрепленных в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к которым относятся, в том числе, следующие принципы:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ст.51 данного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно абз. 1-2 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно п.1 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу п.1 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно п.1 ст.88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Как следует из преамбулы постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем.

Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.

Из материалов дела следует, что Прокофьев В.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 19741 кв.м., имеющего категорию земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Тверская область Осташковский район СПК «Осташковский» (том 1 л.д.34-44).

Указанный земельный участок принадлежит Прокофьеву В.М. на основании решения единственного участника ООО «Осташковское» №4/р от 04.04.2018 года (том 1 л.д.90).

На данном земельном участке расположены незарегистрированные в ЕГРН объекты недвижимости – здания пилорамы, склады, которые по устной договоренности с Прокофьевым В.М. переданы ИП Гавриленко Д.М. под деревоперерабатывающее производство (пилорама), где он, будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности производство пиломатериалов, профилированных по кромке; производство древесного полотна, древесной муки; производство технологической щепы или стружки, а также дополнительным видом деятельности лесозаготовки, осуществляет предпринимательскую деятельность – переработку древесины.

Как установлено судом, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства при организации деятельности пунктов первичной переработки леса на территории Осташковского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Тверская область Осташковский район СПК «Осташковский», что подтверждено копией письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №10/19-09/19671-20 от 21.05.2020 года, актом административного обследования №45/24/2020 от 15.05.2020 года.

В ходе проведения административного обследования объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , установлено, что земельный участок не имеет ограждения, на нем расположены объекты недвижимости – здания пилорамы, склады, также складирован пиломатериал, отходы деревообработки (опилки). С северной стороны за границей земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности находится здание, складирован пиломатериал, отходы деревообработки (опилки), площадь части земельного участка составляет 1030 кв.м. С северо-восточной стороны за границей земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности находится часть здания, складирован пиломатериал, отходы деревообработки (опилки), площадь части земельного участка составляет 1865 кв.м. С восточной стороны за границей участка на землях неразграниченной государственной собственности складированы пиломатериалы, площадь участка составляет 302 кв.м. С западной стороны за границей земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности складированы отходы деревообработки (опилки, горбыль), площадь участка составляет 16285 кв.м. Общая площадь самовольно занятых частей земель неразграниченной государственной собственности составляет 19482 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером предоставлен для ведения сельскохозяйственного производства, однако, фактически используется для переработки древесины (пилорама). По результатам административного обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства (ст.ст.25,26,39.1,42 Земельного кодекса РФ) собственником земельного участка с кадастровым номером , выразившиеся в самовольном занятии части площадью 19482 кв.м. из земельного участка неразграниченной государственной собственности, и в использовании земельного участка не по целевому назначению (том 1 л.д.28-33).

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в Осташковском, Андреапольском, Пеновском, Селижаровском районах, ЗАТО «Солнечный» по использованию и охране земель, заместителя начальника Осташковского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области Гаращенко А.П. – Прокофьев В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ (использование земельного участка с кадастровым номером не по целевому назначению) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (том 1 л.д.219-226). Штраф Прокофьевым В.М. уплачен.

Таким образом факт использования принадлежащего Прокофьеву В.М. земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , собственником и пользователем участка Гавриленко Д. М. не по целевому назначению, для производственных целей – для деревообработки доказан материалами дела и ответчиками не оспаривается.

Использование спорного земельного участка для приема, отгрузки, размещения, хранения и переработки древесины, лесопиления является незаконным, нарушает фундаментальный принцип Земельного кодекса РФ об использовании земельного участка по целевому назначению, а также ст.42 Земельного кодекса РФ, п.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ, а также положения ч.3 ст.4, ч.1 ст.36, пункта 2 части 11 ст.51, часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Осуществление ответчиками Прокофьевым В.М., ИП Гавриленко Д.М. хозяйственной деятельности в сфере деревопереработки на земельном участке сельскохозяйственного назначения может негативной отразиться на состоянии почв, предназначенных для сельскохозяйственного использования.

В этой связи требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности прекратить деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Актом планового (рейдового) осмотра, обследования №04-20/32 от 15.05.2020 года установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , расположенного вблизи д.Замошье Осташковского городского округа Тверской области, площадью 1,9741 га. с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства, к видам сельскохозяйственных угодий не относится, располагается пилорама. На участке находятся строения, складируются доски, бревна. На площадке №1 выявлено загрязнение древесными опилками на площади 0,036 га высота размещения 0,25 м. Отходы относятся к 5 классу опасности. Плотность отходов – 288 кг/м3. На площадке №2 выявлено загрязнение деревянными обрезками на площади 0,1 га, высотой размещения 0,20 м. Отходы относятся к 5 классу опасности. Плотность отходов – 575 кг/м3. На площадке №3 выявлено загрязнение древесными отходами: рейка обзольная, обрезки длинномерные хвойных пород на площади 0,019 га, высота размещения 0,40 м. Отходы относятся к 5 классу опасности. Плотность отходов – 0,30-0,35 т/м3. В действиях Прокофьева В. М. усматриваются нарушения земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения отходами производства и потребления, на земельном участке с кадастровым номером , что является нарушением требований ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ (том 1 л.д.108-110).

Из объяснений Прокофьева В.М. от 26.05.2020 года, данных Осташковскому межрайонному природоохранному прокурору (том 1 л.д.54-55), в судебном заседании, объяснений ответчика Гавриленко Д.М. прокурору (том 1 л.д.233-234) и в суде следует, что на спорном земельном участке деятельность по переработке древесины осуществляет ИП Гавриленко Д.М. с использованием находящихся в его собственности 2 ленточно-пильных станков Wood-Mizer LT-15. Приём, отгрузка, размещение, хранение и переработка древесины, лесопиление осуществляются непосредственно на спорном земельном участке. Пилорама расположена в здание зерносушилки. С какого года осуществляет ддеятельность по деревообработке Гавриленко Д.М. пояснить не может. Отходы деревообработки передаются компании СДЛ, часть дров и пиломатериалов также безвозмездно передаются местному населению.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО8, ФИО9 пояснили, что здание пилорамы, расположенное на спорном земельном участке, находилось с 1985 года, ранее данное здание служило зерноскладом, (сушилка). Земельный участок под зданием зерносклада (сушилки) в 1985 году уже был заасфальтирован. Деятельность по сушке зерна прекратилась в начале 2000-х годов. Данное здание в настоящий момент используется Гавриленко Д. М. под пилораму. Спорный земельный участок забором не огорожен.

Таким образом собственник земельного участка Прокофьев В.М. дал согласие, пользователь участка ИП Гавриленко Д.М. осуществил размещение, хранение, загрязнение спорного земельного участка отходами деревообработки, в связи с чем, суд считает необходимым на основании вышеприведенных нормативно-правовых актов исковые требования Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить, обязав ответчиков в срок до 01 апреля 2021 года освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский», от складированной древесины, отходов деревообработки.

Указанный срок суд признает разумным и достаточным для исполнения решения суда, с учетом ходатайства ответчиков и необходимого объема работ.

Тот факт, что в ходе судебного разбирательства ответчиками принимались меры к освобождению участка от загрязнения отходами деревообработки, что нашло свое подтверждение в акте проверки государственного инспектора Россельхознадзора ФИО6 от 12.08.2020 (том 1 л.д.197-200), не может служить основанием к отказу прокурору в иске в указанной части, так как деятельность по деревообработке на спорном земельном участке на момент разрешения спора фактически ответчиками не была прекращена.

Статьей 75 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

При этом, в соответствии с пунктами 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российский Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» наступление вышеуказанных негативных последствий, является основанием для привлечения лица и к имущественной ответственности.

Статьей 78 и частью 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен альтернативный порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В частности, вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Кроме того, на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Предмет доказывания по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, определен пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде». В частности, указано, что лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Лицо, причинившее вред, в силу п.2 ст.1064 ГК РФ освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Приведенными выше доказательствами установлено, что ответчик ИП Гавриленко Д.М. в нарушение земельного законодательства, а также в отсутствии правовых оснований производил деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельном участке отнесенном к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, в результате действий Гавриленко Д.М., осуществляющего деятельность по деревообработке на спорном участке, произведено загрязнение спорного земельного участка отходами деревообработки, что ответчиком Гавриленко Д.М. не оспаривается.

Прокурором полностью доказаны основания для возложения на ИП Гавриленко Д.М. обязанности по возмещению вреда.

Доказательств того, что вред причинен не по его вине, Гавриленко Д.М. не представил.

Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу п.3 ст.76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером выявлено несанкционированное размещение древесных опилок, обрезью натуральной чистой древесины и рейки обзольной, класс опасности 5, плотность свободная, размер причиненного вреда почвам, как объекту охраны окружающее среды может быть рассчитан по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года №238 с изменениями на 11.07.2018 года).

Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, осуществляется по формуле:

где:

УЩотх - размер вреда (руб.);

Mi - масса отходов с одинаковым классом опасности (тонна);

n - количество видов отходов, сгруппированных по классам опасности в пределах одного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления;

Kисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

(в ред. Приказа Минприроды России от 11.07.2018 N 316)

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).

Согласно представленным данным, отходы размещены:

- древесные опилки на площади 0,036 га высотой 0,25 м, объемом 90 м3;

-обрезь натуральная чистая древесина на площади 0,1 га, высотой 0,20 м., объемом 200 м3;

- рейка обзольная, обрезки длинномерные хвойных пород на площади 0,019 га, высотой 0,40 м., объемом – 76 м3.

Согласно данным ряда источников: приложения 10 Сборника удельных нормативов образования отходов производства и потребления (Министерство природных ресурсов и экологии Республики Татрстан, Казань 2003), Справочник «Утилизация твердых отходов» т.1, Москва, Стройиздат,1984 г. для рыхлого состояния плотность древесных опилок составляет 288 кг/м3, обрезь натуральная чистая древесина 575 кг/м3, рейка обзольная, обрезки длинномерные хвойных пород 350 кг/м3.

Таким образом, масса отходов составит:

Mi = V x p = 90 м3*288 кг/м3+200м3*575 кг/м3+76м3*350кг/м3=25920 кг+115000 кг+26600кг=167520 кг или 167,52 т.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 года №3445) отходы древесных опилок, обрезь натуральная чистая древесина, рейка обзольная, обрезки длинномерные хвойных пород относится к 5 классу опасности.

Таким образом, такса (Тотх) для исчисления размера вреда причиненного почвам как объекту окружающей среды, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления для отходов 5 класса опасности в соответствии с приложением 2 Методики составляет 4000 руб/тонна.

Показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения (Кисх) для сельскохозяйственного использования для не угодий принимается равным 1,0.

Ущерб от размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером составляет:

УЩотх = 167,52 т. х 4000 х 1,0 = 670 080 рублей.

Таким образом, суд находит расчет вреда, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, произведенный ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» составленный по запросу Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры, законным, обоснованным.

С учетом юридически значимых обстоятельства по делу, исследованных доказательств, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора о взыскании с Гавриленко Д.М. вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 670 080 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ указанная сумма подлежит взысканию в пользу бюджета Осташковского городского округа Тверской области.

Разрешая ходатайство ответчика Гавриленко Д.М. об отсрочке исполнения решения суда о взыскании с него 670080 рублей в пользу Осташковского городского округа, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 204 ГПК РФ суд вправе при вынесении решения суда определить срок и порядок его исполнения.

В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Статьями 12,13 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплены принципы равноправия и состязательности сторон, справедливости судебного разбирательства, обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных решений.

Судом установлено, что ответчик Гавриленко Д.М. является индивидуальным предпринимателем, осуществляет деятельность по обработке древесины.

По настоящему судебному решению на Гавриленко Д.М. возложена обязанность прекратить деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский». Данные исковые требования ответчик Гавриленко Д.М. признал.

Исходя из имущественного положения ответчика Гавриленко Д. М., необходимости обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, исполнимости судебного решения, суд, с учетом мнения прокурора полагает возможным определить срок исполнения судебного решения, предоставив ответчику ИП Гавриленко Д. М. отсрочку исполнения решения суда в части требования о взыскании в пользу бюджета Осташковского городского округа вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, установив порядок оплаты: 335040 рублей в срок до 01 апреля 2021 года; 335040 рублей в срок до 01 октября 2021 года.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Прокурор вправе обратиться в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 № 49).

Данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, подсудно Осташковскому межрайонному суду Тверской области. Правом на обращение в Арбитражный суд в интересах неопределенного круга лиц прокурор не наделен.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.2 ч.1 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками государственной пошлины признаются: физические лица.

В силу п.п. 1,3 ч 1 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей; при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.

Таким образом, с ИП Гавриленко Д. М. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9900 рублей за исковые требования имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска 670080 рублей, а также с ответчиков Прокофьева В.М. и ИП Гавриленко Д. М. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей с каждого за исковые требования неимущественного характера.

Принятые определением суда от 10 сентября 2020 года меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский» следует сохранить до дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Прокофьева В.М. и индивидуального предпринимателя Гавриленко Д.М. (ОГРНИП 308691306400014, ИНН 691369733155) прекратить деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский».

Обязать Прокофьева В.М. и индивидуального предпринимателя Гавриленко Д.М. (ОГРНИП 308691306400014, ИНН 691369733155) в срок до 01 апреля 2021 года освободить земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский», от складированной древесины, отходов деревообработки.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Гавриленко Д.М. (ОГРНИП 308691306400014, ИНН 691369733155) в пользу бюджета Осташковского городского округа Тверской области вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 670080 рублей.

Предоставить индивидуальному предпринимателю Гавриленко Д.М. (ОГРНИП 308691306400014, ИНН 691369733155) отсрочку исполнения решения суда в части требования о взыскании в пользу бюджета Осташковского городского округа вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, установив порядок оплаты: 335 040 рублей в срок до 01 апреля 2021 года, 335 040 рублей в срок до 01 октября 2021 года.

Взыскать с Прокофьева В.М. и индивидуального предпринимателя Гавриленко Д.М. судебные расходы в доход бюджета Осташковского городского округа в размере 300 рублей с каждого.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Гавриленко Д.М. (ОГРНИП 308691306400014, ИНН 691369733155) в доход бюджета Осташковского городского округа судебные расходы в размере 9900 рублей.

Принятые определением суда от 10 сентября 2020 года меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, СПК «Осташковский» отменить со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме – 09 октября 2020 года.

Судья:

Дело № 2-297/2020 года