НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Осташковского городского суда (Тверская область) от 01.12.2015 № 2-161/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пеновский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,

при секретаре Рейверт Т.А.,

с участием истца Никитина В.П. и его представителя Журавлёвой Е.Ф.,

представителя ответчика Ивановой Е.П.,

прокурора Сергеенко И.М.,

в открытом судебном заседании 01 декабря 2015 г. в п. Пено Тверской области, рассмотрев гражданское дело по иску Никитина В.П. к Совету депутатов Ворошиловское сельское поселение и к Администрации Ворошиловское сельское поселение Пеновского района о признании недействующим решения об отмене ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и о взыскании задолженности ежемесячной доплаты к трудовой пенсии

установил:

Никитин В.П. обратился в суд к ответчикам, с требованием о признании недействующим решения Совета депутатов Ворошиловское сельское поселение Пеновского района от 25 октября 2013 г. №9 «Об отмене решения Совета депутатов Ворошиловского сельского поселения от 07 апреля 2011 г. №6 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим Ворошиловское сельское поселение». Данное решение было опубликовано в газете «Звезда» от 31 октября 2013 г..

В основании иска Никитин В.П. указал, распоряжением Главы администрации Ворошиловское сельское поселение от 02 декабря 2011 г. №50-р, ему как муниципальному служащему имеющем стаж муниципальной службы 23 года, с 01 мая 2011 г. была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере <данные изъяты>.

В связи с принятием решения Совета депутатов Ворошиловское сельское поселение Пеновского района от 25 октября 2013 г. №9 с 01 декабря 2013 г., указанная ежемесячная доплата ему не производится.

Задолженность за 23 месяца составила <данные изъяты>.

Истец полагает, что решение об отмене порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим Ворошиловское сельское поселение противоречит федеральному законодательству и просит взыскать с Администрации Ворошиловское сельское поселение в свою пользу указанную выше сумму.

Истец Никитин В.П. и его представитель Журавлёва Е.Ф. поддержали заявленные требования.

Представитель истца Журавлёва Е.Ф. в своих объяснениях по иску указала на то, что решением Совета депутатов Ворошиловское сельское поселение от 25 октября 2013 г. №9 не отменило распоряжение Главы администрации Ворошиловское сельское поселение от 02 декабря 2011 г. №50-р.

Представитель ответчика Глава Ворошиловское сельское поселение Пеновского района Иванова Е.П. иск не признала, пояснив, что в бюджете поселения отсутствуют средства на выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим. Также указывает, что истцом пропущено 3-х месячный срок обжалования решения Совета депутатов.

Представитель прокурора Пеновского района Сергеенко И.М. полагал иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку в компетенции муниципального образования принимать решения в части расходования бюджетных средств поселения.

Привлеченное к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований, МКУ «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования «Пеновский район» своих представителей на рассмотрение дела не направило, отношения к иску не выразило.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проведя судебные прения, находит, исследовав материалы дела, проведя судебные прения, находит, что заявленный иск Никитина В.П. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательство было установлено, что решением Совета депутатов Ворошиловского сельского поселения от 07 апреля 2011 г. №6 был утвержден порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим Ворошиловское сельское поселение.

Никитин В.П. 08 апреля 2011 г. обратился с заявлением в Администрацию Ворошиловское сельское поселение об установлении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Распоряжением Главы администрации Ворошиловское сельское поселение от 02 декабря 2011 г. №50-р, ему как муниципальному служащему имеющем стаж муниципальной службы 23 года, с 01 мая 2011 г. была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере <данные изъяты>.

Решением Совета депутатов Ворошиловское сельское поселение Пеновского района от 25 октября 2013 г. №9 в связи с отсутствием финансирования бюджета сельского поселения было отменено ранее принятое решение Совета депутатов Ворошиловского сельского поселения от 07 апреля 2011 г. №6.

На основании распоряжения №10-р от 01 ноября 2013 г. Главы администрации Ворошиловское сельское поселение «Об отмене распоряжения» Никитину В.П. с 1 ноября 2013 г. была прекращена выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Никитин В.П. также на основании пп.2 п.1 ст.27 Закона РФ от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является получателем трудовой пенсии по старости, что подтверждается справкой Пенсионного фонда РФ.

Положениями ст. 72 (пп. «ж» и «н» ч. 1) Конституции Российской Федерации закреплено, что социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Закона РФ от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Постановление от 16 июля 2007 года №12-П; Определения от 8 февраля 2001 года №45-О, от 10 октября 2013 года N№1591-О и др.). При этом наряду с гарантированием всем муниципальным служащим пенсионного обеспечения, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10 октября 2013 года №1591-О, законодатель обязан не допускать произвольное, чрезмерное повышение уровня пенсионного обеспечения органами местного самоуправления в порядке реализации их собственной компетенции вопреки финансовым возможностям местного самоуправления и его конституционному предназначению, связанному с удовлетворением основных жизненных потребностей населения муниципального образования.

Из положений Закона РФ от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В соответствии с п.4 ст.7 Закона РФ от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, в настоящее время отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.24 Закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления должны руководствоваться установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Тем самым федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

В соответствии со ст. 8.2 Закона Тверской области №121-ЗО от 9 ноября 2007 года «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Тверской области.

Условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются актами органов местного самоуправления и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) государственным гражданским служащим Тверской области, установленным соответственно федеральным законодательством и законодательством Тверской области (в ред. Закона Тверской области от 07 ноября 2014 года № 81-З0).

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Тверской области, установленным настоящим Законом.

Законом Тверской области от 21 июня 2005 г. №89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» (в редакции от 03 февраля 2010 г. №9-ЗО» установлено, что пенсия за выслугу лет назначается гражданскому служащему и выплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных Положением согласно приложению 7 к настоящему Закону (статья 20.1).

Таким образом, максимальный размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего Ворошиловское сельское поселение Никитина В.П. не может быть больше размера, установленного разделом II п.4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленного приложением №7 Закона Тверской области «О государственной гражданской службе Тверской области».

Вместе с тем, п.6 Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим Ворошиловское сельское поселение, утвержденного решением Совета депутатов №6 от 07 апреля 2011 г. указанного сельского поселения установлен минимальный размер доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего – 100 рублей.

Исходя из положений чч.1 и 2 ст.53 Закона РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований и выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, что не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципального служащего Ворошиловское сельское поселение Пеновского района Никитина В.П..

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в Постановление от 24 мая 2011 г. №8-П указывал, что при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Таким образом, законодатель в лице Совета депутатов Ворошиловское сельское поселение Пеновского района, взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии муниципальных служащих, не мог действовать произвольно. При изменении правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории граждан, он должен был руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов поселения, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета.

Так в оспариваемом решении Совета депутатов Ворошиловское сельское поселение Пеновского района от 25 октября 2013 г. №9 в качестве основания отмены ранее предоставленного социального обязательства указано на отсутствие объемов финансового обеспечения бюджета муниципального образования «Ворошиловское сельское поселение», что указывает на отсутствие произвольных мотивов принятия указанного решения.

Вместе с тем, полная отмена решением Совета депутатов Ворошиловское сельское поселение Пеновского района от 25 октября 2013 г. №9 ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии муниципального служащего за выслугу лет, являющейся государственной гарантией установленной федеральным законом, при отсутствии сохранения минимального размера такой доплаты, является незаконной.

В связи с чем оспариваемое решение Совета депутатов Ворошиловское в части полной отмены доплаты трудовой пенсии без сохранения установленного в п.6 порядка минимального размера доплаты является незаконным и подлежит отмене.

С администрации Ворошиловское сельское поселение как распорядителя бюджетных средств поселения в пользу Никитина В.П. подлежит взысканию ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим Ворошиловское сельское поселение за период с ноября 2013 г. по сентябрь 2015 г. в размере 100 рублей за каждый месяц, а всего 2300 рублей.

Доводы стороны ответчика о пропуске истцом 3-х месячного срока на обращение в суд с указанным заявлением не принимаются судом, поскольку действующее гражданское судопроизводство таких требований не содержит. Срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ, ответчиком не нарушен.

На основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчики, являющиеся органами местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины, выступая, в том числе в качестве ответчика, освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, Пеновский районный суд Тверской области

решил:

исковые требования Никитина В.П. к Совету депутатов Ворошиловское сельское поселение и к Администрации Ворошиловское сельское поселение Пеновского района о признании недействующим решения об отмене ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и о взыскании задолженности ежемесячной доплаты к трудовой пенсии удовлетворить частично.

Признать решение Совета депутатов Ворошиловское сельское поселение Пеновского района от 25 октября 2013 г. №9 «Об отмене решения Совета депутатов Ворошиловского сельского поселения от 07 апреля 2011 г. №6 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим Ворошиловское сельское поселение» в части полной отмены ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим Ворошиловское сельское поселение без сохранения установленного п.6 указанного порядка минимального размера к пенсии 100 рублей недействующим со дня его издания.

Взыскать с администрации Ворошиловское сельское поселение Пеновского района в пользу Никитина В.П. ежемесячную доплату к трудовой пенсии за период с ноября 2013 г. по сентябрь 2015 г. в размере 2300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, через Пеновский районный суд Тверской области, в течение месяца со дня его составления решения в окончательной форме.

Федеральный судья В.А.Худяков

1версия для печатиДело № 2-161/2015 ~ М-134/2015 (Решение)