Дело № 2-738/2021
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года Пермский край, город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Томиловой И.С.,
при секретаре судебного заседания Саваляевой И.Р.,
с участием истца Косолаповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косолаповой Тамары Васильевны к администрации Осинского городского округа Пермского края о возложении обязанности произвести индексацию пенсии, взыскании недоначисленной пенсии, возмещении морального вреда, судебных расходов,
установил:
Косолапова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Осинского городского округа Пермского края о возложении обязанности произвести индексацию пенсии, взыскании недоначисленной пенсии в размере 152 953,24 руб., возмещении морального вреда в сумме 200 000 руб., судебных расходов. В обоснование заявленных исковых требований указала, что решением Осинского районного суда Пермского края от 11.06.2014 на администрацию администрацию Гремячинского сельского поселения возложена обязанность производить Косолаповой Т.В. ежемесячную выплату пенсии по выслуге лет, как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность более одного полного срока полномочий в размере 75% месячного денежного вознаграждения с 01.05.2014. Решение вступило в законную силу 08.09.2014. Выплата пенсии за выслугу лет ей осуществлялась на основании Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в Гремячинском сельском поселении от 11.10.2011 №195. В соответствии с представлением прокурора Осинского района Пермского края от 19.06.2018 № 2-21-2018/1660 «Об устранении нарушений пенсионных прав граждан», вынесенного в адрес главы Гремячинского сельского поселения Осинского района, ей установлен коэффициент 2,8 (ранее - 2,1) при перерасчете пенсии за выслугу лет с 01.01.2017, в связи с изменениями, внесенными в Закон Пермского края от 09.12.2009 года № 546-ПК Законом Пермского края от 08.11.2016. В соответствии с Законом Пермского края от 23.02.2019 №356-ПК «Об образовании нового муниципального образования «Осинский городской округ» были упразднены сельские поселения и их исполнительные органы - администрации сельских поселений, осуществляющие назначение, перерасчет и выплату пенсий за выслугу лет. С образованием Осинского городского округа произошло значительное увеличение должностных окладов муниципальных служащих с учетом индексации прошлых лет. В этой связи, решением Думы Осинского городского округа от 25.10.2019 № 36 «О денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Осинского городского округа», вступившим в силу со дня его принятия, (с изменениями от 27.03.2020 №129), установлены размеры должностных окладов муниципальных служащих по группам должностей. 01.09.2020 она обратилась к главе Осинского городского округа - главе администрации Осинского городского округа Григорьеву А.В. по вопросу индексации пенсии за выслугу лет, на что получила ответ, что решением о бюджете Осинского городского округа на 2020 год не предусмотрена индексация размеров окладов денежного содержания, в связи с этим, основание для индексации пенсии за выслугу лет отсутствует. Таким образом, следует, что в бюджете Осинского городского округа имеются денежные средства на повышение окладов муниципальных служащих Осинского городского округа, но денежных средств на индексацию пенсий за выслугу лет в бюджете городского округа нет. Индексация пенсий не предусмотрена и в 2021 году. В результате того, что не происходит индексация пенсии за выслугу лет в связи с увеличением (индексацией) размеров окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы, ее пенсия за выслугу лет значительно уменьшается. В ее случае индексация пенсии за выслугу лет не осуществлялась с 01.01.2018 по настоящее время, то есть по август 2021 года - 3 года 8 месяцев. На основании представленных расчетов, администрация Осинского городского округа должна осуществить доплату пенсии за выслугу лет в сумме 152 953,24 руб. за истекшие три года - срок исковой давности. В результате того, что не осуществляется индексация пенсии за выслугу лет в соответствии с увеличением (индексацией) размеров окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы и пенсия за выслугу лет уменьшается, а пенсия по старости увеличивается в связи с применением индексов для неработающих пенсионеров (в соответствии с действующим законодательством), две ее пенсии — пенсия по старости и пенсия за выслугу лет - увеличиваются только на сумму повышения валоризации пенсионных прав.
В судебном заседании истец Косолапова Т.В. на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Осинского городского округа в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что Косолапова Т.В. с 01.10.2013 является получателем пенсии за выслугу лет.
Решением Осинского районного суда Пермского края от 11.06.2014 исковые требования Косолаповой Тамары Васильевны удовлетворены частично. Периоды работы Косолаповой Тамары Васильевны в должности председателя исполнительного комитета Гремячинского сельского совета народных депутатов с 26.06.1987 по 03.05.1990, с 04.05.1990 по 24.02.1992 признаны выборными муниципальными должностями. На администрацию Гремячинского сельского поселения возложена обязанность производить Косолаповой Тамаре Васильевне ежемесячную выплату пенсии по выслуге лет как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность более одного полного срока полномочий в размере 75% месячного денежного вознаграждения с 01.05.2014 в сумме 6 089,03 рублей. С администрации Гремячинского сельского поселения в пользу Косолаповой Тамары Васильевны взыскана задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.10.2013 по 30.04.2014 в размере 27 211,81 рублей. В остальной части иска отказано.
Решение суда вступило в законную силу 08.09.2014.
Заключением Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района от 20.03.2018 в результате проверочных мероприятий установлены, что в 2017, 2018 году размер пенсии Косолаповой Т.В. был завышен в результате неправомерного увеличения предельного значения размера месячного денежного содержания с 2.1 до 2.8 должностного оклада, кроме того при расчете суммы пенсии по выслуге лет не исключена сумма валоризации пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом О трудовых пенсиях в РФ, рекомендовано произвести перерасчет и привести размер пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством.
В представлении прокурора Осинского района от 19.06.2018 сделан вывод о том, что с учетом внесенных изменений в часть 2 статьи 5 Закона Пермского края от 09.12.2009 N 546-ПК у администрации Гремячинского сельского поселения возникла обязанность по перерасчету Косолаповой Т.В. пенсии за выслугу лет с 01.01.2017 с применением коэффициента «2,8» к месячному денежному вознаграждению. Последующий перерасчет пенсии за выслугу лет с применением коэффициента «2,1» является незаконным. В представлении потребовано устранить выявленные нарушения пенсионных прав граждан, исчислить и выплатить Косолаповой Т.В. пенсии за выслугу лет в соответствии с изменениями, внесенными Законом Пермского края от 10.11.2016 № 4-ПК, со дня действия данного закона, то есть 01.01.2017, а также исключить сумму валоризации пенсионных прав при расчете размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 53).Закон Пермского края № 546-ПК от 09.12.2009 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края» (далее – Закон № 546-ПК) определяет условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также правовые основы пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальных образования Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, муниципальная должность - муниципальные должности и выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа.
В соответствии со ст. 5 Закона № 546-ПК размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего государственную должность, исчисляется из месячного денежного вознаграждения, полученного им за последние 12 полных месяцев, предшествовавших дате прекращения полномочий по государственной должности либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях» (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, с учетом ограничения, установленного частью 2 настоящей статьи.
Из системного толкования положений статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункта 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьи 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» во взаимосвязи с нормами абзаца первого части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ следует, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.
Законом Пермского края о пенсии за выслугу лет предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, за счет средств местных бюджетов устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с названным законом, порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, - муниципальными правовыми актами (статья 14).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, финансирование доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим. Решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Следовательно, органы местного самоуправления, обладая в системе действующего правового регулирования полномочиями по установлению порядка и условий предоставления такой дополнительной гарантии, вправе изменять размер пенсии по выслуге лет, назначаемой лицам, замещающим муниципальные должности, за счет собственных средств с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Согласно п. 4 ст.7 Закона № 546-ПК перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится организацией, уполномоченной осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, в том числе при индексации пенсий за выслугу лет в соответствии с увеличением (индексацией) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Пермского края, предусмотренным законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год.
При этом индексация пенсии за выслугу лет производится путем индексации размера месячного денежного вознаграждения, из которого исчислялась пенсия за выслугу лет, на индекс, установленный в законе Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год (при последовательном применении всех предшествующих индексов), и последующего определения размера пенсии за выслугу лет исходя из размера проиндексированного месячного денежного вознаграждения.
Размер проиндексированного месячного денежного вознаграждения, из которого определяется размер пенсии за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии, увеличенного на районный коэффициент и проиндексированного с применением указанного индекса (при последовательном применении всех предшествующих индексов).
Решениями о бюджете Осинского городского округа индексация размеров окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы не предусматривалась.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.
Отсутствие такой индексации права истца не нарушает, поскольку порядок и основания выплаты пенсии за выслугу устанавливаются органом местного самоуправления исходя из финансовых возможностей местного бюджета.
Кроме того следует отметить, что предоставляемая Косолаповой Т.В. пенсия за выслугу лет за счет средств бюджета Осинского городского округа является дополнительным обеспечением помимо назначенной ей на общих основаниях пенсии, в силу чего отсутствие перерасчета размера рассматриваемой пенсии за выслугу лет право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Косолаповой Тамары Васильевны к администрации Осинского городского округа Пермского края о возложении обязанности произвести индексацию пенсии, взыскании недоначисленной пенсии, возмещении морального вреда, судебных расходов оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Томилова
Мотивированное решение составлено 17.11.2021.
Судья И.С. Томилова