Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Оса 25 января 2022 года
Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Таранюк М.С.,
с участием истца Богданова В.А., представителей ответчика – администрации Осинского муниципального района Эрдынеева А.Э. и Бардамова Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1/2022 по исковому заявлению Богданова В. А. к администрации Осинского муниципального района об оспаривании распоряжения администрации от <дата обезличена>№.... «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.», взыскании невыплаченной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости и приведении размера ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствие с ч.3 ст.38 Устава Осинского муниципального района,
установил:
Богданов В.А. обратился в Осинский районный суд с исковым заявлением к администрации Осинского муниципального района об оспаривании распоряжения администрации от <дата обезличена>№.... «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.» и взыскании невыплаченной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в сумме 34759 рублей 17 копеек, указав следующее:
Администрацией Осинского муниципального района вынесено распоряжение от <дата обезличена>№.... «О ежемесячной пенсии Богданова В.А», согласно которого с <дата обезличена> уменьшена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Богданову В. А., замещавшему должность мэра МО «Осинский район», до суммы 13336 рублей 56 копеек.
С вынесенным распоряжением истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частями 1, 4 статьи 7 которого предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или)органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-Ф3 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На федеральном уровне в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, в отличие от муниципальных служащих (п.5 ч1 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопрос о доплатах по выслуге лет к трудовой пенсии названной категории лиц.
Из системного толкования положений ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункта 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» во взаимосвязи с нормами абзаца первого части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещавшего муниципальную должность на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.
Такие гарантии в Иркутской области были установлены Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-03 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области".
В соответствии с частью 4 статьи 10 (в редакции закона от 03.12.2012 года) порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", определяется муниципальными правовыми актами.
Статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).
В числе гарантий осуществления полномочий мэра муниципального образования «<адрес обезличен>» статьей 38 Устава МО «<адрес обезличен>» (в редакции от <дата обезличена>) была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицу, замещавшему выборную муниципальную должность мэра МО «<адрес обезличен>» на постоянной основе и получавшему денежное содержание за счет средств местного бюджета, а также установлен порядок определения ее размера, в соответствии с которым лицу, замещающему должность мэра района не менее срока, на который оно было избрано и имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, устанавливается за счет средств местного бюджета ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» в размере 10% месячной оплаты труда лица, замещающего должность мэра муниципального района. В случае замещения должности мэра муниципального района более одного срока, на который оно было избрано (не менее пяти лет) и наличия стажа муниципальной службы не менее пятнадцати лет за каждый полный год замещения должности мэра муниципального района сверх пяти лет размер доплаты увеличивается на 3% месячной оплаты труда.
Истец Богданов В.А. был избран в <дата обезличена> мэром муниципального образования «Осинский район» сроком на пять лет. После прекращения полномочий в связи с вступлением в должность вновь избранного мэра МО «Осинский район» распоряжением мэра МО «Осинский район» от <дата обезличена>№.... «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии Богданову В.А.» ему была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в размере 31 % месячной оплаты труда мэра МО Осинский район».
В соответствии с распоряжением мэра Осинского муниципального района от <дата обезличена>№.... «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.» ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости была установлена в размере 48095 рублей 73 копеек.
Решением Думы МО «Осинский район» от 28.10.2015 года № 71 Устав МО «Осинский район» был принят в новой редакции, в соответствии с которым п.3 ст.38 гласит, что лицу, замещающему должность мэра района не менее срока, на который оно было избрано и имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, устанавливается за счет средств местного бюджета ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» в размере 10 % месячной оплаты труда лица, замещающего должность мэра муниципального района. В соответствии с пунктом 4 решения Думы указано, что оно вступает в силу со дня официального опубликования.
Распоряжением администрации Осинского муниципального района от 12.08.2021 года № 239 «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.» с 01 августа 2021 года размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии уменьшен до суммы 13336 руб. 56 копеек.
В соответствии с ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
По смыслу Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 года №-17-П).
Истец считает, что распоряжением администрации Осинского муниципального района от <дата обезличена>№.... ограничены его права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в том размере, который существовал ранее, до <дата обезличена>, что привело к ухудшению его правового положения.
Размер невыплаченной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за август 2021 года составляет 34759 рублей 17 копеек. Расчет невыплаченной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии:
48095 рублей 73 копеек - 13336 рублей 56 копеек = 34759 рублей 17 копеек.
На основании изложенного истец просит признать незаконным распоряжение администрации Осинского муниципального района от 12.08.2021 года № 239 «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.» и взыскать с администрации Осинского муниципального района в пользу истца невыплаченную ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в размере 34759 рублей 17 копеек.
В ходе судебного заседания 29 декабря 2021 года были приняты уточнения истца к иску, согласно которых он также, кроме вышеуказанных требований, просит суд привести размер ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствие с ч.3 ст.38 Устава Осинского муниципального района.
В судебном заседании истец Богданов В.А. исковые требования и уточнения к ним поддержал в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении, просил признать незаконным распоряжение администрации Осинского муниципального района от 12.08.2021 года № 239 «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.», взыскать с администрации Осинского муниципального района в его пользу невыплаченную ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в размере 34759 рублей 17 копеек и привести размер ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствие с ч.3 ст.38 Устава Осинского муниципального района. Суду показал, что он ушел на пенсию в 2014 году по Уставу, который действовал в то время и сейчас ему не понятно, почему сейчас применяют Устав 2015 года, хотя закон обратной силы не имеет. В представлении прокурора указано, что он ушел на пенсию в 2015 году, хотя он ушел на пенсию в 2014 году. Он не относится к муниципальным должностям, его должность была выборная. В настоящее время многие пенсионеры получают пенсию более, чем он, сейчас он получает 13 тысяч рублей, менее, чем у остальных. Сегодня замещает должность мэра ФИО4, даже если 10% от его заработной платы, ему должно было быть начислено в пределах 26 тысяч рублей. То есть, ему начислили пенсию по Уставу, который действует на сегодняшний день, считает, что это политическое гонение в его адрес, хотя его положение не должно ухудшаться.
Представитель ответчика Администрации Осинского муниципального района Эрдынеев А.Э. в судебном заседании заявленные истцом требования и уточнения к ним не признал, в обоснование возражений указал, что мэр, председатель думы, председатель контрольно-счётной палаты являются лицами, замещающими муниципальные должности. Все иные сотрудники - заместители главы, заместители мэра, заканчивая специалистами, являются муниципальными служащими. Здесь просто такая особенность юридической терминологии применительно к местному самоуправлению. К истцу в данном случае применяются нормы, посвященные лицам, замещавшим муниципальные должности. Распоряжение ответчика от 12 августа 2021 № 239 вынесено в соответствии с новой редакцией Устава Осинского муниципального района, утвержденной решением Думы Осинского муниципального района от 28 октября 2015 года № 71. Частью 3 ст.38 Устава в новой редакции установлен новый размер доплаты к пенсии Мэру. Новая редакция Устава вступила в силу 29 января 2016 года. Истец в своём исковом заявлении не указывает, каким нормативным правовым актам противоречит распоряжение ответчика от 12 августа 2021 года № 239. Проверка муниципальных правовых актов на соответствие Конституции РФ осуществляется в порядке конституционного, а не гражданского судопроизводства. Часть третья ст.38 новой редакции Устава Осинского муниципального района, утвержденной решением Думы Осинского муниципального района от 28 октября 2015 года № 71, полностью соответствует абз.2 ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Абзац 2 ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ введён Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ. При этом, распоряжения ответчика не должны противоречить Уставу Осинского муниципального района (ч.1 и 2 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3). Истец не оспаривает ч.3 ст.38 Устава Осинского муниципального района, что производится в соответствии с главой 21 КАС РФ путем подачи соответствующего административного искового заявления в Иркутский областной суд. Ответчик считает, что оспариваемое распоряжение ответчика не ухудшает положение истца, так как оспариваемым распоряжением уточнен порядок выплаты и размер доплаты к страховой пенсии истца. При этом ответчик не отменил оспариваемым распоряжением само право истца на доплату к пенсии. Верховный Суд РФ признает незаконными те распоряжения органов местного самоуправления, которые полностью отменяют право граждан, замещавших выборную должность, на доплату к пенсии. Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", определяется муниципальными правовыми актами (ч.4 ст.10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области». Истец Богданов В.А. в своём иске указывает на ограничение его конституционных прав путем изменения размера доплаты к его страховой пенсии. Ответчик считает, что такая позиция истца правильна, если ответчик полностью отказался бы от выплаты доплаты к страховой пенсии. Полный отказ выплачивать ранее назначенную доплату к страховой пенсии бывшему главе муниципального образования является неправомерным. В настоящем же деле речь идет не об отмене доплаты к страховой пенсии истца, а об изменении её размера, что не только допустимо, но в случае недостаточности собственных средств в муниципальном бюджете обязательно. Кроме того, указал, что ранее действительно Уставом было предусмотрено, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии за выслугу лет индексируется при увеличении размера оплаты труда мэра муниципального района. На момент принятия оспариваемого распоряжения от <дата обезличена>№.... действовал Порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления Осинского муниципального района, утвержденный решением Думы Осинского муниципального района от <дата обезличена>№..... В настоящее время действует Порядок, утвержденный решением Думы Осинского муниципального района от <дата обезличена>№..... Размер доплаты к пенсии Богданова В.А. установлен в размере 10% от среднемесячной заработной платы за 12 месяцев, предшествовавших моменту прекращения полномочий Богданова В.А. – п.12 Порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности местно самоуправления Осинского муниципального района, утвержденного решением Думы Осинского муниципального район от <дата обезличена>№.... и аналогично в п.12 Порядка, утвержденного решением Думы Осинского муниципального района от <дата обезличена>№..... Полномочия Богданова В.А. как мэра истекли <дата обезличена> в связи с избранием нового мэра, поэтому для расчета доплаты к пенсии Богданова В.А. взят период с 08.2013-08,2014. Среднемесячная заработная плата мэра за этот период составила 133365,88 рублей. 10% от этой суммы составляет 13336,69 рублей. Размер доплаты индексации не подлежит – п.13 Порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления Осинского муниципального района, утвержденного решением Думы Осинского муниципального района от <дата обезличена>№.... и аналогично п.13 Порядка, утвержденного решением Думы Осинского муниципального района от <дата обезличена>№..... Таким образом, довод истца о зависимости размера доплаты с текущей заработной платой действующего мэра не основан на указанной норме. Тем самым, как указывает представитель ответчика, иск не может быть удовлетворен.
Представитель ответчика Администрации Осинского муниципального района Бардамов Г.С. в судебном заседании заявленные истцом требования и уточнения к ним также не признал, поддержав доводы своего коллеги. Дополнительно пояснил, что здесь 10% возможно и должно индексироваться, но нет этого механизма индексации, он был раньше в 2012 году, но эту норму отменили и сейчас другие нормативы, где написано, что этой индексации теперь нет.
Заслушав объяснения сторон, всесторонне исследовав в совокупности доказательства, представленные сторонами в соответствии с требованиями ст.ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что исковые требования Богданова В.А. к администрации Осинского муниципального района об оспаривании распоряжения администрации от <дата обезличена>№.... «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.», взыскании невыплаченной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в сумме 34759 рублей 17 копеек и приведении размера ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствие с ч.3 ст.38 Устава Осинского муниципального района удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Предметом данного иска являются требования истца Богданова В.А. об оспаривании распоряжения администрации, взыскании невыплаченной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости и приведении размера ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствие с ч.3 ст.38 Устава Осинского муниципального района.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления в РФ находится в совместном ведение Российской Федерации и субъект Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Согласно ст.3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25 "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и п.5 ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу ч.2 ст.22 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25, органам местного самоуправления принадлежит право самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Богданов В.А. (истец) в марте 2009 года был избран на должность мэра муниципального образования «Осинский район», срок полномочий – пять лет.
Решением Думы МО «Осинский район» от 28 ноября 2012 № 214 внесены изменения в Устав МО «Осинский район», ст.38 Устава изложена в новой редакции. Согласно новой редакции ч.3 ст.38 Устава, лицу, замещающему должность мэра района не менее срока, на который оно было избрано имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, устанавливается за счет средств местного бюджета ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в. РФ» в размере 10% месячной оплаты труда лица, замещающего должность мэра муниципального района. В случае замещения должности мэра муниципального района более одного срока, на который оно было избрано (не менее пяти лет) и наличия стажа муниципальной службы не менее пятнадцати лет размер доплаты увеличивается на 3 % месячной оплаты труда.
Распоряжением мэра района от 24.09.2014 года № 139 Богданову В.А., замещавшему должность мэра МО «Осинский район», была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в размере 31 % месячной оплаты труда мэра, замещающего должность мэра МО «Осинский район».
Решением Думы МО «Осинский район» от 28.10.2015 года № 71 Устав МО «Осинский район» был принят в новой редакции. Согласно ч.3 ст.38 Устава лицу, замещающему должность мэра Осинского муниципального района не менее срока, на который оно было избрано и имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, устанавливается за счет средств местного бюджета ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения" в Российской Федерации» в размере 10% месячной оплаты труда лица, замещающего должность мэра Осинского муниципального района.
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением мэра Осинского муниципального района от 05.03.2018 года № 32 «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.» ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости была установлена в размере 48095 рублей 73 копеек.
Таким образом, положения, предусматривающие увеличение размера доплаты на 3 % месячной оплаты труда в случае замещения должности мэра муниципального района более одного срока, на который оно было избрано (не менее пяти лет) и наличия стажа муниципальной службы не менее пятнадцати лет, в действующем Уставе отсутствуют.
Судом установлено, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости Богданову В.А. с 2015 года по август 2021 года по-прежнему производилась в размере 31%, тогда как правовой акт, регламентирующий выплату в указанном размере, отсутствует.
На основании ч.1, ч.2 ст.53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Из системного толкования положений статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" во взаимосвязи с нормами статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" следует, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.
Статьей 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определен принцип самостоятельности бюджетов, согласно которому "недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, обладая в системе действующего правового регулирования полномочиями по установлению порядка и условий предоставления такой дополнительной гарантии, вправе изменять размер пенсии по выслуге лет, назначаемой лицам, замещающим муниципальные должности, за счет собственных средств с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Из анализа вышеуказанных норм материального права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к страховой пенсии по старости. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления, которые вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, корректировать установленные правила, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Правовое регулирование вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет должны определяться с учетом возможностей местного бюджета и в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что оспариваемым распоряжением само право истца на доплату к пенсии не отменено. Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", определяется муниципальными правовыми актами (ч.4 ст.10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области»). Конституционные права Богданова В.А. путем изменения размера доплаты к его страховой пенсии не нарушены. Изменение размера дополнительной выплаты обязательно при недостаточности собственных средств в муниципальном бюджете.
Рассматривая доводы истца о том, что он вышел на пенсию в 2014 году, а изменения в Уставе были приняты в 2015 году, следовательно, данные изменения не должны касаться его пенсии, суд считает их не состоятельными, поскольку они не основаны на законе. Так, отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 ГК РФ не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер, порядок расчета получаемой истцом пенсии изменен на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии. Следовательно, доводы истца о том, что размер пенсии по выслуге лет ему не может быть ниже ранее установленного, нельзя признать правильным.
Далее, рассматривая доводы истца о приведении размера ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствие с ч.3 ст.38 Устава Осинского муниципального района, суд пришел к следующему.
В соответствии с п.3 абз.5 Устава МО «Осинский район», утвержденного решением Думы МО «Осинский район» от 28.11.2012 года № 214, ежемесячная доплата к трудовой пенсии за выслугу лет индексируется при увеличении (индексации) размера оплаты труда мэра муниципального района и оплаты труда других выборных должностей лиц местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, установленной муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.3 ст.38 Устава МО «Осинский район», принятого решением Думы МО «Осинский район» от 28.10.2015 года № 71, лицу, замещающему должность мэра района не менее срока, на который оно было избрано и имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, устанавливается за счет средств местного бюджета ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» в размере 10 % месячной оплаты труда лица, замещающего должность мэра муниципального района.
Однако на момент принятия оспариваемого распоряжения от 12.08.2021 года № 239 действовал Порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления Осинского муниципального района, утвержденный решением Думы Осинского муниципального района от 30.10.2019 года № 9, где пунктом 13 установлено, что размер доплаты к пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» лицам, замещавшим выборную должность муниципальной службы индексации не подлежит.
Аналогичный пункт установлен и Порядком, действующим в настоящее время, утвержденным решением Думы Осинского муниципального района от 29.09.2021 года № 121.
Как следует из представленных материалов, размер доплаты к пенсии Богданова В.А. установлен в размере 10% от среднемесячной заработной платы за 12 месяцев, предшествовавших моменту прекращения полномочий Богданова В.А. Полномочия Богданова В.А. как мэра истекли <дата обезличена> в связи с избранием нового мэра, поэтому для расчета доплаты к пенсии Богданова В.А. взят период с 08.2013-08.2014. Среднемесячная заработная плата мэра за этот период составила 133365,88 рублей. 10% от этой суммы составляет 13336,69 рублей.
Таким образом, учитывая действующие нормативные требования, размер доплаты к пенсии Богданова В.А. индексации не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая приведенные нормы права и установленные в судебном заседании обстоятельства, с учетом предоставленных сторонами доказательств в обоснование своих позиций, суд пришел к выводу о том, что ответчиком предоставлено достаточно доказательств правомерности своих действий при вынесении оспариваемого распоряжения.
Придя к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения суд считает, что требования истца о признании незаконным распоряжения администрации Осинского муниципального района от 12.08.2021 года № 239 «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.», взыскании с администрации Осинского муниципального района в пользу истца невыплаченной ежемесячной доплат к трудовой пенсии по старости в размере 34759 рублей 17 копеек и приведении размера ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствие с ч.3 ст.38 Устава Осинского муниципального района удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Богданова В. А. к администрации Осинского муниципального района об оспаривании распоряжения администрации от <дата обезличена>№.... «О ежемесячной пенсии Богданова В.А.», взыскании невыплаченной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости и приведении размера ежемесячной доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствие с ч.3 ст.38 Устава Осинского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво