НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Осинского районного суда (Иркутская область) от 19.06.2019 № 2А-111/19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 июня 2019 года с.Оса

Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Суховеркиной Т.В., при секретаре Сириной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-111/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области к Москвитиной Е. А. о взыскании задолженности по обязательным платежам,

установил :

Межрайонная ИФНС России № 16 Иркутской области (далее инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Москвитиной Е.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам. В обоснование заявленных исковых требований указано, что Москвитина Е.А. с <дата обезличена> по <дата обезличена> осуществляла предпринимательскую деятельность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом.

С 1 января 2017 года Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) дополнен главой 34 «Страховые взносы в Российской Федерации» (п. 8 ст.2, п.1 ст.5 Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели. Нормами действующего законодательства плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов (п. 1 ст. 425 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 425 НК РФ установлены тарифы страховых взносов в следующих размерах: 26% - на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для их исчисления (подп. 1), 5, 1% - на обязательное медицинское страхование (подп. 3).

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, индивидуальными предпринимателями производится самостоятельно. Суммы страховых взносов исчисляются отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п.п. 1, 2 ст. 432 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в фиксированном размере.

В соответствии с ч.ч. 1.1, 1.2. ст. 430 НК РФ плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

Таким образом, для расчета соответствующих сумм страховых взносов используется следующая формула: СВПФР = МРОТ х 26% х 12 - при доходе 300000 рублей и менее; СВПФР = МРОТ х 26% х 12 + (А рублей - 300000 рублей) х 1% - при доходе, превышающем 300000 рублей, где МРОТ - сумма минимального размера оплаты труда на начало финансового года; А рублей - сумма дохода плательщика за налоговый период. Доход учитывается для плательщиков (п. 9 ст. 430 НК РФ): уплачивающих налог на доходы физических лиц - в соответствии со статьей 210 НК РФ; налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - в соответствии со статьей 346.29 НК РФ; применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог) - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 НК РФ; упрощенную систему налогообложения - в соответствии со статьей 346.15 НК РФ; патентную систему налогообложения - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 НК РФ; более одного режима налогообложения - облагаемые доходы от деятельности суммируются.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 02 июня 2016 года №164-ФЗ на 1 января 2017 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 7500 рублей в месяц.

Индивидуальный предприниматель, сумма дохода которого в текущем году не превышает 300000 рублей, должен уплатить за 2017 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 23400 рублей (7500 рублей х 12 х 26%).

Сумма страховых взносов, уплачиваемая на обязательное пенсионное страхование, при этом не может быть более размера, определяемого как произведение 96-кратного (8x12) минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 26%.

Следовательно, максимальная величина страховых взносов, которую придется уплатить отдельным индивидуальным предпринимателям на обязательное пенсионное страхование в 2017 году, составит 187200 рублей (7500 рублей х 12 х 8 х 26%), которую необходимо уплатить предпринимателям, у которых доход в текущем году достигнет 16680000 рублей (187200 рублей - 23400 рублей) : 1% + 300000 рублей) и более.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного размера определяются как произведение двенадцатикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 НК РФ, - 5, 1%.

Для расчета суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование можно использовать следующее выражение: СВффомс = МРОТ х 5, 1% х 12.

Таким образом, индивидуальному предпринимателю за 2017 год необходимо уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 4590 рублей (7500 рублей х 5, 1% х 12).

Суммы страховых взносов за расчетный период 2017 года предприниматели должны уплатить не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода, превышающей 300000 рублей за расчетный период, им надлежит уплатить не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Индивидуальные предприниматели, которые начали осуществлять предпринимательскую деятельность (прекратили осуществлять такую деятельность) в течение расчетного периода, определяют размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности (в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) (п. 3 - 5 ст. 430 НК РФ).

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплату страховых взносов ему надлежит осуществить не позднее 15 календарных дней с даты снятия его с учета в налоговом органе как индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за следующие периоды (п. 7 ст. 430 НК РФ): прохождения военной службы, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода, осуществляемого за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли вести предпринимательскую деятельность, проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах.

Налогоплательщику необходимо произвести уплату за 2017 год страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 4590 рублей, страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в сумме 23400 рублей.

С 1 января 2018 года устанавливается новый фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для индивидуальных предпринимателей на собственное страхование без наемных работников. Эти платежи больше не зависят от минимального размера оплаты труда. Основная цель данных изменений - это сохранение экономически обоснованного и приемлемого уровня фискальной нагрузки на индивидуальных предпринимателей, так как Правительство Российской Федерации осуществляет планомерное повышение величины МРОТ и уже к началу 2019 года планируется доведение суммы МРОТ до прожиточного минимума. Соответственно, в связи с тем, что размер страховых взносов на собственное страхование индивидуальных предпринимателей ранее напрямую зависел от величины МРОТ, значительное повышение его суммы привело бы к резкому росту нагрузки на данную категорию плательщиков страховых взносов.

Сроки уплаты за 2018 год по ОПС, если доход не превышает 300000 рублей - не позднее 31 декабря 2018 года. В связи с тем, что 31 декабря 2018 года (понедельник) - в 2018 году является выходным днем, последний день уплаты переносится на первый рабочий день 2019 года; по ОПС, если доход превышает 300000 рублей, - не позднее 01 июля 2019 года; по ОМС - не позднее 31 декабря 2018 года, последний день уплаты переносится на первый рабочий день 2019 года.

Налогоплательщику необходимо произвести уплату за 2018 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на обязательное медицинское страхование в сумме 1865 рублей 56 копеек, страховые взносы на ОПС в сумме 8479 рублей 65 копеек.

Нормами действующего законодательства плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с ранее действующим законодательствам расчеты страховых взносов плательщиком представлялись в Пенсионный Фонд Российской Федерации. В силу изменения законодательства с 01 января 2017 года администратором данных платежей назначен налоговый орган, в который Пенсионным фондом передано сальдо по страховым взносам.

Аналогичная обязанность закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 НК РФ о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае, если в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов, а также неисполнение требований об их уплате добровольно не произведено, НК РФ налоговому органу предоставлено право обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в пределах сумм, указанных в неисполненных требованиях.

В нарушение указанной нормы налогоплательщик свою обязанность по уплате страховых взносов не исполнил, в связи с чем ему в рамках ст. 75 НК РФ начислены пени в общей сумме 64050 рублей 90 копеек.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пункт 1 статьи 69 НК РФ предусматривает, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования от 31 мая 2018 года № 7309, от 17 апреля 2018 года №№ 2296, 4139, от 18 апреля 2018 года № 6860 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, которым ему предложено уплатить задолженность в добровольном порядке.

Направление данных документов (уведомлений и требований) по почте заказным письмом либо согласно ст. 11.2 НК РФ в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика является надлежащим способом уведомления, и федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления (п.6 ст.69, п.4 ст.52 НК РФ), и данная позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации №468-0-0 от 08 апреля 2010 года.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании задолженности подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пени, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3000 рублей.

Поскольку требования инспекции об уплате задолженности по обязательным платежам в бюджет не были исполнены, инспекция в порядке ст.48 НК РФ обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика задолженности по обязательным платежам в бюджет, который был отменен, поскольку налогоплательщиком были представлены возражения относительно исполнения судебного приказа.

В настоящий момент налогоплательщик свою обязанность по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет на основании вынесенного ранее судебного приказа не исполнил.

Административный истец просит взыскать с Москвитиной Е.А. задолженность по обязательным платежам в бюджет в сумме 74396 рублей 11 копеек, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии – 8479 рублей 65 копеек, страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС – 1865 рублей 56 копеек, пени по страховым взносам – 39165 рублей 51 копейка, пени по страховым взносам- 563 рубля 95 копеек, пени по страховым взносам – 7544 рубля 14 копеек, пени по страховым взносам на медицинское страхование – 110 рублей 62 копейки, пени по страховым взносам на ОПС – 5478 рублей 52 копейки, пени по страховым взносам в ПФ РФ на выплату страховой пенсии – 11188 рублей 16 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №16 по Иркутской области был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.

Административный ответчик Москвитина Е.А. также была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явилась.

В соответствии с положениями ст.150 КАС суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие сторон, так как они были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного административного дела, в судебное заседание не явились, на своем участии в судебном заседании не настаивали.

В судебном заседании <дата обезличена> ответчик Москвитина Е.А. исковые требования не признала, пояснила, что страховые взносы на ОПС в размере 8479 рублей 65 копеек, страховые взносы на ОМС в размере 1865 рублей 56 копеек ею оплачены <дата обезличена>. В части взыскания начисленных пеней указала, что истцом не представлены расчеты начислений пени, в связи с чем она не может определить, на какие суммы страховых взносов и за какой расчетный период, каким образом ей начислены пени. Суммы, указанные в исковом заявлении, являются несоизмеримыми с суммой основной задолженности без представления письменных разъяснений о порядке исчисления пени, сумм на которые были начислены пени и расчетный период. Требование №.... от <дата обезличена> она не получала, в указанном требовании указаны соответствующие пени за период до 2013 года, по которым истек срок исковой давности. Подлежат применению Нормы Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В требовании №.... от <дата обезличена> указаны суммы без указания расчетного периода, в связи с чем расчет указанных сумм ставится ответчиком под сомнение. Она подтверждает, что с декабря 2009 года имела статус индивидуального предпринимателя, но деятельность в качестве ИП не осуществляла, дохода не имела. Весь указанный период трудилась в качестве наемного сотрудника в организациях с официальным трудоустройством и зарплатой. Налоговые обязательства отслеживает в личном кабинете налогоплательщика, но данные об оплате обязательных платежей по страховым взносам там не отражаются, хотя администрирование этих платежей с <дата обезличена> осуществляет Федеральная налоговая служба. В кабинете отражаются исполнительные производства (судебная задолженность). Не отказывается от оплаты обязательных платежей, но истец не довел до нее надлежащим образом разъяснения по начислению пеней и штрафов за периоды до <дата обезличена>. Ответчик Москвитина Е.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Учитывая позицию административного ответчика, изучив материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела, представленные по рассмотрению иска, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит выводу о том, что в удовлетворении заявленных административных исковых требований необходимо отказать.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена ст.3 НК РФ.

В судебном заседании установлено, что предметом спора является задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, которые до <дата обезличена> регулировались Федеральным законом от <дата обезличена> №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Закон о страховых взносах).

С <дата обезличена> НК РФ предусматривает передачу налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В судебном заседании установлено, что Москвитина Е.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, в связи с чем являлась страхователем и обязана была уплачивать страховые взносы.

Инспекция просит взыскать с нее задолженность в размере 74396 рублей 11 копеек.

Из содержания искового заявления и требования №.... от <дата обезличена> усматривается, что сумма в размере 8479 рублей 65 копеек является задолженностью по страховым взносам ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год, сумма в размере 1865 рублей 56 копеек задолженностью ОМС в фиксированном размере в ФФОМС за 2018 год.

Согласно представленных ответчиком Москвитиной Е.А. квитанций от <дата обезличена> указанная задолженность по страховым взносам в размере 8479 рублей 65 копеек и 1865 рублей 56 копеек ею оплачена.

Указанные обстоятельства подтверждает инспекция в пояснениях от <дата обезличена>.

Кроме того, с Москвитиной Е.А. производятся удержания по исполнительному производству, возбужденному на основании постановления от <дата обезличена>.

Таким образом, в связи с исполнением заявленных административным ответчиком исковых требований в удовлетворении иска в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 год необходимо отказать.

Кроме того, административный истец просит взыскать с ответчика Москвитиной Е.А. задолженность по пеням по страховым взносам, общая сумма по которым составляет 64050 рублей 09 копеек. При этом истец не указал, за какой период несвоевременной уплаты страховых взносов начислены указанные пени, в связи с чем невозможно проверить обоснованность данных требований.

Судом исследованы представленные требования об уплате налога №.... от <дата обезличена>, №.... от <дата обезличена>, 4139 от <дата обезличена>, №.... от <дата обезличена>, при этом суммы пеней, указанные в требованиях, не соответствуют суммам, указанным в административном исковом заявлении. Из данных требований, представленных расчетов невозможно установить достоверно, за какой период начислены пени, насколько обоснованно их взыскание в настоящее время.

Иных документов, расчетов взыскиваемых пеней по задолженностям по страховым взносам административным истцом не представлено.

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Административному истцу было вручено определение о подготовке дела к судебному разбирательству и разъяснены юридически значимые обстоятельства по делу. Также в адрес истца были направлены возражения ответчика Москвитиной Е.А. с приложением документов, было предложено представить подробный расчет взыскиваемых сумм с указанием периодов, за который образовалась задолженность.

Относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об обоснованности и законности взыскиваемых сумм, пояснений по расчету взыскиваемых сумм суду представлено не было.

Таким образом, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области к Москвитиной Е.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам отказать полностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд

решил :

в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области к Москвитиной Е. А. о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме 74396 рублей 11 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Осинского районного суда Т.В. Суховеркина