НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орловского районного суда (Орловская область) от 19.05.2021 № 2А-929/2021

Дело № 2а-929/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2021 года г. Орёл

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Постниковой П.В.,

при секретаре Тодрик Н.В.,

с участием представителя административного истца Митрохиной О.В.,

представителя административного ответчика Харыбиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области административное дело по административному иску Караиванова Н. А. к Администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения,

УСТАНОВИЛ:

Караиванов Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование иска указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 57:10:0450101:891, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, площадью 148 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Истец обратился в администрацию Орловского района Орловской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения вышеуказанного земельного участка. Письмом администрации Орловского района от ДатаКараиванову Н.А. было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пп. 3 п. 16 ст. 11.10, пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, а именно в связи с тем, что в границах испрашиваемого земельного участка располагаются сети водоотведения <адрес>, земельный участок попадает в санитарно-защитную зону очистных сооружений канализационной системы <адрес>, а также поскольку в границах испрашиваемого участка располагаются древесные насаждения, выполняющие важную экологическую функцию. Истец полагает данный отказ незаконным, просит возложить на администрацию Орловского района Орловской области обязанность устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.

В судебное заседание административный истец Караиванов Н.А. не явился, доверил представлять свои интересы Митрохиной О.В., которая исковые требования поддержала, суду показала, что не имеется доказательств, подтверждающих прохождение системы водоотведения по участку, испрашиваемому истцом. Такой объект, как очистные сооружения канализационной системы <адрес> на кадастровом учете не стоит, его месторасположение на кадастровом плане территории неизвестно, поэтому отказ по причине прохождения по участку санитарно-защитной зоны также неправомерен. Поскольку спорный земельный участок расположен в зоне Ж-З, предназначенной для застройки объектами индивидуального жилищного строительства и блокированными жилыми домами, то произрастание деревьев, древесно-кустарниковой растительности на испрашиваемом участке также не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Представитель ответчика - Администрации Орловского района Орловской области Харыбина Е.Е. исковые требования не признала, суду показала, что указанный земельный участок, согласно Генерального плана Неполодского сельского поселения, находится в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализационной системы <адрес>. Одновременно в границах испрашиваемого земельного участка располагаются сети водоотведения <адрес>. Кроме того, в границах испрашиваемого участка располагаются древесные насаждения, выполняющие важную экологическую функцию. Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Представитель заинтересованного лица - администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании представитель заинтересованного лица Феноменова О.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований, суду показала, что действительно на территории <адрес> находятся очистные сооружения, канализационные сети, балансодержателем которых является администрация сельского поселения. Распоряжением -Р от Дата канализационные сети переданы и находятся на обслуживании МУП Орловского района Орловской области «Коммунальник». Никакой технической документации в отношении указанных объектов не изготавливалось, их месторасположение неизвестно.

Представитель заинтересованного лица МУП Орловского района Орловской области «Коммунальник» в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о слушании дела.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что Караиванов Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 57:10:0450101:891, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, площадью 148 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Истец обратился в администрацию Орловского района Орловской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения вышеуказанного земельного участка.

Письмом администрации Орловского района от ДатаКараиванову Н.А. было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пп. 3 п. 16 ст. 11.10, пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, а именно в связи с тем, что в границах испрашиваемого земельного участка располагаются сети водоотведения <адрес>, земельный участок попадает в санитарно-защитную зону очистных сооружений канализационной системы <адрес>, а также поскольку в границах испрашиваемого участка располагаются древесные насаждения, выполняющие важную экологическую функцию.

В соответствии с данными в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу подпункта 1 пункта 2 этой же статьи могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктов 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьями 39.27 - 39.29 названного Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Такое перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка и на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункты 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается ограниченный перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, который расширительному толкованию не подлежит.

Согласно подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Санитарно-защитные зоны, границы которых в обязательном порядке отображаются на картах территориального зонирования в соответствии с требованиями части 5, части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отнесены Земельным кодексом Российской Федерации к зонам с особыми условиями территорий, их установление направлено на обеспечение уровня безопасности населения при эксплуатации объектов соответствующего класса опасности в штатном режиме (статьи 104, 105, 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" при разработке схем территориального планирования, решении вопросов размещения объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установление или изменение санитарно-зашитной зоны осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.21/2.1.11200-03, разработанными на основании Федерального закона от Дата № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от Дата, установлены: ориентировочные размеры санитарно-защитных зон в зависимости от класса опасности объекта инженерной инфраструктуры, проектирование санитарно-защитных зон, подготовка экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, режим территории санитарно-защитной зоны.

С учетом приведенных норм, отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены уполномоченным органом или должностным лицом такого органа, с соблюдением требований соответствующего законодательства.

При этом отображение в указанных документах ориентировочных санитарно-защитных зон, исходя из положений пункта 2.2 Санитарных правил, требует соблюдения предписаний, предусмотренных названными правилами, и не предоставляет органу местного самоуправления полномочия на установление санитарно-защитных зон, в том числе, ориентировочных размеров таких зон, проектом документа территориального планирования без учета требований СанПин, в том числе, касающихся порядка их утверждения.

В данном случае, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров, как и соответствующее решение Главного государственного врача субъекта Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны, суду не представлены.

Из показаний представителя администрации Неполодского сельского поселения следует, что технической документации в отношении очистных сооружений, сетей водоотведения не имеется, их месторасположение неизвестно.

Утверждение административного ответчика о прохождении указанных объектов и санитарно-защитной зоны по испрашиваемому истцом участку ничем не подтверждено.

При этом санитарно-защитные зоны, границы которых в обязательном порядке отображаются на картах территориального зонирования в соответствии с требованиями части 5, части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отнесены Земельным кодексом Российской Федерации к зонам с особыми условиями территорий, их установление направлено на обеспечение уровня безопасности населения при эксплуатации объектов соответствующего класса опасности в штатном режиме (статьи 104, 105, 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

Очистные сооружения, в отношении которых, как указывает административный ответчик, установлена санитарно-защитная зона, не стоят на кадастровом учете как объект недвижимости, их координаты не определены, в установленном порядке в соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" решение уполномоченного органа об установлении санитарно-защитной зоны не принималось.

Из оспариваемого отказа также не ясно, какие именно сети водоотведения проходят через испрашиваемый земельный участок, имеется ли на указанном земельном участке охранная зона указанных сетей и какова ее площадь.

Административным ответчиком не представлено сведений о том, на основании какого нормативно-правового акта установлена санитарно-защитная зона, на которую он ссылается в своем отказе, вокруг какого объекта либо производства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, установлена зона, не указан класс опасности объекта, размер санитарно-защитной зоны, её границы.

Кроме того, одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка явилось то основание, что на образуемом земельном участке расположены деревья, поросль древесно-кустарниковой растительности.

В свою очередь, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда, в то время как в рассматриваемом случае доказательств того, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду, административным ответчиком не представлено. Произрастание на испрашиваемом земельном участке деревьев, поросли древесно-кустарниковой растительности само по себе не исключает строительство индивидуального жилого дома. Наличие на земельном участке высокоствольных деревьев, учитывая, что участок расположен в функциональной зоне индивидуальной жилой застройки, не является безусловным препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение администрации Орловского района Орловской области от Дата не основано на законе.

Поскольку оспариваемый отказ Администрации Орловского района требованиям закона не соответствует и нарушает права и законные интересы административного истца как собственника объекта недвижимости, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Караиванова Н. А., - удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Орловского района Орловской области от Дата в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 57:10:0450101:891.

Обязать Администрацию Орловского района Орловской области повторно рассмотреть заявление Караиванова Н. А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 57:10:0450101:891.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 26 мая 2021.

Судья П.В. Постникова