НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орловского областного суда (Орловская область) от 22.10.2019 № 3А-83/19

Дело №3а-83/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2019 года город Орел

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

при секретаре Шамарине А.А.

с участием прокурора Териной Н.Н.

представителя административного истца Денисова В.Е. – адвоката Тимошевской Е.А., представителя административного ответчика Ливенского городского Совета народных депутатов Дорогавцевой Н.В., представителя административного ответчика Главы города Ливны Орловской области Ивлевой И.В., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Денисова В.Е. к Ливенскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующими отдельных положений Порядка установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения на территории города Ливны Орловской области, утвержденного решением Ливенского городского Совета народных депутатов от 24 сентября 2015 года №50/476-ГС, и отдельных положений решения Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года №35/385-ГС «О плате за содержание жилого помещения»,

установил:

24 сентября 2015 года Ливенским городским Советом народных депутатов Орловской области принято решение №50/476-ГС, которым утвержден Порядок установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения на территории города Ливны Орловской области согласно приложению к названному решению (далее - Порядок).

Абзацем четвертым пункта 1.2. Порядка устанавливается размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Согласно пункту 3.3. Порядка формирование размера платы за содержание жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (платы за наем), их экономическое обоснование производит комитет экономики, предпринимательства и торговли администрации города в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Орловской области и города Ливны.

Пунктом 3.4 Порядка установлено, что комитет экономики, предпринимательства и торговли администрации города при осуществлении расчета размера платы за содержание жилого помещения вправе запрашивать предложения управляющих компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, о размере указанной платы, перечне работ и услуг, расчете стоимости работ и услуг, входящих в перечень, калькуляции себестоимости услуг по содержанию жилого помещения, расчете изменения размера платы граждан за жилое помещение на регулируемый период, иную дополнительную информацию, необходимую для расчета размера платы за содержание жилого помещения.

Пунктом 3.7 Порядка закреплено, что комитет экономики, предпринимательства и торговли администрации города производит расчеты размера платы за содержание жилого помещения и готовит проект решения Ливенского городского Совета народных депутатов «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения».

В силу пункта 3.12 Порядка решения Ливенского городского Совета народных депутатов об установлении размера платы за содержание жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (платы за наем) подлежат опубликованию в газете «Ливенский вестник» и размещению на официальном сайте администрации города Ливны в сети Интернет, а также доводятся до сведения управляющих организаций.

В соответствии с пунктом 1 решения Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года №35/385-ГС «О плате за содержание жилого помещения» постановлено установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на общем собрании собственников многоквартирного дома, размер платы за вывоз жидких бытовых отходов, осуществляемый управляющими компаниями, согласно приложению 1.

Приложением 1 к решению Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года №35/385-ГС в пункте 2 Таблицы 1 предусмотрен размер платы за содержание жилого помещения (с учетом НДС) для категории жилого фонда: «Многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода», 16, 21 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения.

Решения Ливенского городского Совета народных депутатов Орловской области от 24 сентября 2015 года №50/476-ГС и от 30 мая 2019 года №35/385-ГС опубликованы в газете «Ливенский вестник» №22 от 30 сентября 2015 года и №16 от 31 мая 2019 года, а также на официальном сайте администрации г. Ливны.

Денисов В.Е., являющийся собственником нежилых помещений (магазины), расположенных в многоквартирных жилых домах в городе Ливны Орловской области, обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия отдельных положений Порядка, утвержденного решением Ливенского городского Совета народных депутатов от 24 сентября 2015 года №50/476-ГС, а именно: абзаца четвертого пункта 1.2. Порядка в части установления размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, как принятого с нарушением компетенции и не соответствующего пункту 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 3 Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года №75; а также пунктов 3.4, 3.7 в части производства расчета платы за содержание жилого помещения на основании предложений управляющей организации о размере указанной платы, перечня работ и услуг, как противоречащих пунктам 1, 3, 7 статьи 156, пункту 4 статьи 158, пунктам 1,2,3, 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 2, 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290, пунктам 10, 17, 28, 31, 34, 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491.

Административный истец просит также признать недействующим пункт 3.12 в части опубликования нормативного правового акта в газете «Ливенский вестник», как противоречащий требованиям статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 43 Устава города Ливны.

Кроме того, Денисов В.Е. просит суд признать недействующим со дня приятия решение Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года №35/385-ГС «О плате за содержание жилого помещения» в той части, в которой пунктом 1 постановлено установить размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на общем собрании собственников многоквартирного дома, а также в той части, в которой Приложением 1 к решению Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года №35/385-ГС в пункте 2 Таблицы 1 предусмотрен размер платы за содержание жилого помещения (с учетом НДС) для категории жилого фонда: «Многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода», 16,21 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения.

По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативных правовых актов нарушают его права, поскольку вследствие их применения с него, имеющего статус индивидуального предпринимателя, решением арбитражного суда взыскана задолженность за содержание общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены принадлежащие ему нежилые помещения (магазины), противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, приняты с нарушением компетенции представительного органа местного самоуправления и требований к порядку опубликования нормативных правовых актов.

В судебном заседании представитель административного истца Тимошевская Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала с учетом их уточнения.

Ссылалась на то, что по многоквартирным домам, в которых расположены нежилые помещения, принадлежащие административному истцу (<адрес>; <адрес>; <адрес>) не проводилось собраний собственников по вопросу установления перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, что свидетельствует о том, что в соответствии с требованиями закона перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества не установлен, статус управляющей компании в отношении указанных многоквартирных домов <...> не приобретен, договоры управления с собственниками указанных домов не заключены. При этом, указывала на то, что органам местного самоуправления по многоквартирным жилым домам, где выбран способ управления управляющей организацией, законом не предоставлено право на определение перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту дома в процессе установления размера платы по пункту 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, по мнению представителя административного истца, пункты 3.4 и 3.7 Порядка в части определения Комитетом экономики, предпринимательства и торговли администрации города Ливны при осуществлении расчета размера платы за содержание жилого помещения исходя из запрашиваемых предложений управляющих компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, перечня работ и услуг, противоречат пунктам 1,2,3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 2,3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290, а также пунктам 17, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, так как размер платы за содержание помещения определяется из перечня работ и услуг по управлению домом.

Кроме того, по мнению административного истца, без проведения конкурса по отбору управляющей организации административный ответчик не имеет полномочий на установление размера платы за содержание жилого помещения в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не был заключен договор управления и выбранный способ управления домом не был реализован.

Поддерживая заявленные требования, представитель административного истца ссылалась также на то, что размер платы за содержание жилого помещения установлен административным ответчиком произвольно, без подтверждения экономически обоснованными расчетами, осуществленными в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.

Представитель Ливенского городского Совета народных депутатов Дорогавцева Н.В., представитель Главы города Ливны Ивлева И.В., действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Ливенского городского Совета народных депутатов, с соблюдением требований к их форме и содержанию, процедуре принятия, введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу, не противоречат законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу и не нарушают права административного истца.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Орловской области Терина Н.Н. в своем заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, допросив свидетеля ФИО 1, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются нормативные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, относятся к предмету регулирования жилищного законодательства (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного управления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Плата за содержание жилого помещения входит в структуру платы за жилое помещение и включает в себя: плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанная плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (части 1 и 7 статьи 156 Кодекса).

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право органов местного самоуправления устанавливать плату за содержание жилого помещения для его собственника, предусмотрел одно условие, а именно: если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила №491), в соответствии с которыми расходы на содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставления отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29).

При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. При этом предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (пункт 31).

Размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (пункт 35).

В случае, если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 36).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» федеральный стандарт уровня платежей граждан составляет 100 % экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.

Из вышеприведенных нормативных положений следует, что размер платы за содержание жилого помещения должен быть экономически обоснованным, обеспечивающим покрытие (возмещение) затрат управляющей организации на обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома, и произведен с учетом предложений такой организации.

В судебном заседании установлено, что <...> является управляющей организацией и осуществляет деятельность по управлению, содержанию и текущему ремонту, а также предоставлению коммунальных услуг в жилых многоквартирных домах: <адрес>, ул<адрес>, <адрес>.

В указанных многоквартирных домах административному истцу Денисову В.Е. на праве собственности принадлежат нежилые помещения (магазины): <адрес>, общей площадью <...> кв.м.; <адрес>, общей площадью <...> кв.м.; <адрес>, общей площадью <...> кв.м (т. 1, л.д. 41-46).

Собственники помещений данных многоквартирных домов на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Орловской области от 14 марта 2019 года, с индивидуального предпринимателя Денисова В.Е. в пользу <...> взыскана задолженность за содержание и ремонт указанных нежилых помещений за период <дата> - <дата> в размере <...> (т. 1, л.д. 47-55).

Как следует из решения арбитражного суда задолженность по оплате за содержание и ремонт помещений в многоквартирных домах рассчитана судом исходя из площади помещений и размера платы за 1 кв.м, установленного органом местного самоуправления.

Решением Ливенского городского Совета народных депутатов от 24 сентября 2015 года №50/476-ГС утвержден Порядок установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения на территории города Ливны Орловской области согласно приложению к названному решению.

Указанным Порядком устанавливается, в том числе, размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (пункт 1.2 Порядка) (т. 2, л.д. 1-2)

Впоследствии решением Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года №35/385-ГС «О плате за содержание жилого помещения» (пункт 1) утвержден размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на общем собрании собственников многоквартирного дома, размер платы за вывоз жидких бытовых отходов, осуществляемый управляющими компаниями, согласно приложению 1.

Приложением 1 к указанному решению в пункте 2 Таблицы 1 предусмотрен размер платы за содержание жилого помещения (с учетом НДС) для категории жилого фонда: «Многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода», <...> руб. за 1 кв.м общей площади помещения (т. 2, л.д. 15-16).

Проверив в соответствии с Уставом Ливенского городского Совета народных депутатов полномочия органа на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган вправе принимать акты, процедуру их принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования (обнародования), суд установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Ливенским городским Советом народных депутатов в пределах полномочий, установленных Уставом города Ливны Орловской области, в форме решения (т. 1, л.д. 168-190).

Как следует из протокола пятидесятого заседания Ливенского городского Совета народных депутатов IV созыва №50 от 24 сентября 2015 года, в нем приняло участие 24 из 32 избранных депутатов. Оспариваемое решение, поименованное в пункте 15 повестки дня заседания, принято единогласно, правомочным составом в соответствии со статьей 37 Устава города Ливны (т.2, л.д. 4-11).

Согласно протоколу тридцать пятого заседания Ливенского городского Совета народных депутатов V созыва №35 от 30 мая 2019 года, в нем приняло участие 24 из 31 избранных депутатов. Оспариваемое решение, поименованное в пункте 2 повестки дня заседании, принято большинством голосов, правомочным составом в соответствии со статьей 37 Устава города Ливны (т.2, л.д. 18-23).

Решение Ливенского городского Совета народных депутатов от 24 сентября 2015 года №50/476-ГС после его принятия и подписания Главой города Ливны ФИО 2, опубликовано в газете «Ливенский вестник» №22 от 30 сентября 2015 года, а также на официальном сайте администрации г. Ливны www/adminliv.ru ( т. 2?л.д. 79, 269-270).

Решение Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года №35/385-ГС «О плате за содержание жилого помещения» опубликовано в газете «Ливенский вестник» №16 от 31 мая 2019 года, а также на официальном сайте администрации г. Ливны www/adminliv.ru (т. 2, л.д. 78,279-280).

Кроме того, сюжет с тридцать пятого заседания Ливенского городского Совета народных депутатов V созыва №35 от 30 мая 2019 года с информацией о принятом представительным органом местного самоуправления решении был показан в эфире на телеканале «Над Сосной/ТНТ» информационно-рекламного комплекса «ПРИНТ-ТВ» с количеством абонентов кабельной сети 5 854, в мае и июне 2019 года (т. 2, л.д. 283-284).

Проверив довод административного истца о нарушении правил введения оспариваемых нормативных правовых актов в действие, суд считает, что административным ответчиком соблюдены требования административных правовых актов, устанавливающих правила введения муниципальных правовых актов в действие.

В силу части 3 статьи 246 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Уставом города Ливны Орловской области, утвержденным решением Ливенского городского Совета народных депутатов от 16 июня 2005 года №247/141-39 ГС, предусмотрено, что муниципальные правовые акты города вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено в данном муниципальном правовом акте, за исключением нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным источником опубликования муниципальных правовых актов является газета «Ливенский вестник» (статья 39 Устава) (т. 1, л.д. 167 оборот).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомится с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Судом установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты были опубликованы в соответствии со статьей 39 Устава города Ливны, размещены на сайте администрации, доведены до сведения граждан путем подачи информации на телевидении, а также тексты указанных нормативных правовых актов находятся в муниципальном казенном учреждении г. Ливны «Центральная библиотечная система».

Доводы административного истца о том, что газета «Ливенский вестник» не зарегистрирована в качестве средства массовой информации являются несостоятельными, поскольку в силу положений статьи 12 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных правовых актов.

Проверив довод административного истца об отсутствии экономического обоснования установленного органом местного самоуправления размера платы за содержание жилого помещения, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3.11 Порядка вопрос утверждения размера платы за содержание жилого помещения отнесен к компетенции представительного органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка расчет размера платы за содержание жилого помещения был произведен комитетом экономики, предпринимательства и торговли администрации города Ливны. К проектам решений Ливенского городского Совета народных депутатов от 24 сентября 2015 года и от 30 мая 2019 года представлены пояснительные записки к расчетам платы за содержание текущий ремонт общего имущества, с указанием статьи затрат и плановой себестоимости на расчетный тарифный период (т.2, л.д. 1-26, т. 3, л.д. 75-90).

Допрошенная в судебном заседании председатель комитета экономики, предпринимательства и торговли администрации г. Ливны Орловской области ФИО 1, пояснила, что расчет размера платы за содержание жилого помещения произведен комитетом экономики, предпринимательства и торговли в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Расчет экономически обоснованного размера платы произведен на основании технико-экономических сведений о многоквартирных домах, представленных в администрацию г. Ливны <...>. Данная управляющая организация обслуживает (осуществляет управление) многоквартирные жилые дома всех типов благоустройства. При этом себестоимость ее работ по содержанию жилых помещений меньше, чем у двух других управляющих организаций, предоставивших соответствующую информацию (т. 3, л.д. 72-92).

Свидетель пояснила, что сведения в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства о размере платы за содержание жилого помещения на территории Орловской области на момент расчета платы отсутствовали. Расчет производился с учетом интересов жителей города Ливны в части не превышения установленного Постановлением администрации г. Ливны №47 от 16 мая 2019 года предельного индекса изменения размера платы за содержание жилого помещения (4,2%) (т.2, л.д.118-119). При этом применялись Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, Методика планирования, учета и калькуляции себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23 февраля 1999 года №9, Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденные Приказом Госстроя Российской Федерации от 28 декабря 2000 года №303 (п.п. 1.1,№ 1.3 ; 1.6; 2.3.2.1; 2.4.2.1; 2.7.4.1; 2.2.2.3; 2.4.2.3; 2.2.2; 2.3.2; 2.4.2; 2.2.2.4; 2.3.2.4; 2.4.2.5; 2.6.1.3; 2.7.4.2; 2.8; 2.1.4); Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденные Приказом Госстроя Российской Федерации от 9 декабря 1999 года №139 (п.п. 2.2.2.1); Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденные Приказом Госстроя Российской Федерации от 22 августа 2000 года №191, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170.

В соответствии с требованиями Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 28 декабря 2000 года №303 в размер платы включены затраты на запасные части: ГСМ, страхование, освидетельствование и техосмотр автотранспорта; по проверке дымоходов и вентиляционных каналов, техническому и аварийному обслуживанию газового оборудования, прочие расходы. В соответствии с нормативно-методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Госстроя от 15 августа 2000 года №182, учитывая специфику работы управляющих компаний, в другие расходы по приему, расчету и учету платежей населения были включены затраты на оплату услуг по доставке квитанций и сбору платежей. Кроме того, в соответствии с требованиями вышеприведенных Методических рекомендаций в расчет размера платы включены расходы на аммортизацию, оплату услуг связи, затраты на содержание производственных мастерских (зданий): поставка электрической энергии, коммунальных услуг, а также внеэксплуатационные расходы, в том числе налоги, сборы, платежи и прочие обязательные отчисления, предусмотренные законодательством (т. 3, л.д. 139-166, т. 4, л.д. 18-29).

Приведенные показания свидетеля ФИО 1, непосредственно производившей расчет размера платы за содержание жилого помещения, для представления его к утверждению Ливенским городским Советом народных депутатов, подтверждены представленными в материалы дела расчетами (т. 3, л.д. 208-244; т. 4. л.д. 45-53).

Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что утвержденный органом местного самоуправления размер платы за содержание жилого помещения не является произвольным, установлен с учетом требований действующего законодательства, дифференцированно, исходя из перечня услуг, объема и качества работ и услуг. Расчет платы произведен на основании технико-экономических сведений о многоквартирных домах, с учетом экономического обоснования, представленного по многоквартирным домам, обслуживаемым управляющей организацией <...>, с учетом необходимости обеспечить надлежащее функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Принятие указанного решения обусловлено отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирных домах, которые в установленном порядке не приняли решение о размере платы за содержание жилых помещений, не препятствует осуществлению указанными собственниками права по самостоятельному установлению данной платы.

В свою очередь административным истцом не представлено суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Комитетом экономики, предпринимательства и торговли администрации г. Ливны при расчете размера платы за содержание жилого помещения положения вышеприведенных нормативных правовых актов применены не были.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты не противоречат требованиям вышеприведенного законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы Денисова В.Е..

Доводы представителя административного истца о том, что размер платы за содержание жилого помещения должен быть установлен по конкретным видам работ суд находит несостоятельными, поскольку законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления помимо установления размера платы за содержание жилого помещения также устанавливать размер платы отдельно по каждому виду работ или услуг.

Как следует из пункта 34.1 Методических рекомендаций от 28 декабря 2000 года №303 элементами тарифа (общей потребности в финансовых средствах) на содержание и ремонт жилищного фонда являются себестоимость и прибыль.

Положениями указанных Методических рекомендаций уровень рентабельности определяется, исходя из полной себестоимости (суммарной потребности в финансовых средствах и прибыли от осуществления деятельности управляющей организации по содержанию и ремонту жилых помещений в целом, а не по конкретным видам работ и услуг.

Доводы представителя административного истца в той части, что собственниками помещений многоквартирных жилых домов по <адрес>; <адрес>; <адрес> не был реализован способ управления в виде управления управляющей организацией <...>, в связи с чем у административного ответчика не имелось полномочий на установление размера платы за содержание жилого помещения суд, также признает несостоятельными, поскольку при рассмотрении дела установлено, что с собственниками указанных многоквартирных домов были заключены договоры управления многоквартирными домами. Неотъемлемой частью указанных договоров является перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290, что (т. 2, л.д. 139- 241). В установленном законом порядке указанные договоры недействительными не признаны. Функции по управлению указанными многоквартирными жилыми домами <...> осуществляет с <дата> по настоящее время, что подтверждается решением арбитражного суда Орловской области.

Не может быть принят во внимание и довод административного истца в той части, что расчет платы за содержание жилья произведен в интересах коммерческой организации <...>, так как расчет произведен с учетом требований вышеприведенных Методических рекомендаций, а также с учетом не превышения установленного предельного индекса изменения размера платы за содержание жилого помещения (4,2%). Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство представителем административного истца при рассмотрении дела не представлено.

Также подлежат отклонению доводы представителя административного истца о том, что для расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника в многоквартирном доме должна использоваться площадь помещений общего пользования.

Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащимся в письме от 30 декабря 2016 года №45049-АТ/04, для расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника в многоквартирном доме используется площадь помещения, которым владеет собственник, а не площади помещений общего пользования.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества, исходя из требований, установленных Правилами, и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном дом, утвержденного постановлением Правительства от 3 апреля 2013 года №290.

Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается не менее чем на 1 год, годовая сумма делится на 12 месяцев, в результате получается ежемесячная сумма, которая делится на площадь помещений в собственности. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества, предъявляемый к оплате собственнику конкретного помещения, пропорционален доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество. При этом указанная доля пропорциональна размеру площади того помещения, которым указанный собственник владеет.

Не могут быть признаны обоснованными и доводы представителя административного истца о том, что в расчете размера платы за содержание жилого помещения административным ответчиком не учтен физический износ зданий.

Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденные Приказом Госстроя Российской Федерации от 28 декабря 2000 года № 303 предусматривают включение в размер платы за содержание жилого помещения нормативной величины ремонтного фонда, направляемого на капитальный ремонт жилья в период перехода к рыночной экономике (пункт 2.5).Поэтому в примерные коэффициенты для определения соотношений в затратах на содержание и ремонт жилищного фонда включен показатель физического износа зданий. Это находит подтверждение и в Ведомственных строительных нормах ВСН 53-86(р), утвержденных Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое от 24 декабря 1986 года №446, на который имеется ссылка в Методических рекомендациях №303. Указанными документами определено, что Правила оценки физического износа жилых зданий предназначены для оценки физического износа зданий, необходимой при технической инвентаризации, планировании и проектировании капитального ремонта жилищного фонда, независимо от его ведомственной принадлежности.

При этом примерные коэффициенты для определения соотношений в затратах на содержание и ремонт жилищного фонда, отраженные в Методических рекомендациях №303, определяют только процент физического износа, группу и этажность зданий и не учитывают степень благоустройства домов (наличие всех видов благоустройства, частичное благоустройство или отсутствие благоустройства), которая с учетом включения расходов на ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования оказывает значительное влияние на размер платы.

Судом установлено, что с учетом особенностей застройки г. Ливны, природно-климатических условий и других местных факторов, а также возможности корректировки коэффициентов дифференциации в каждом населенном пункте в зависимости от типа застройки и других местных условий, жилищный фонд г. Ливны, Орловской области распределен на 6 категорий многоквартирных домов в зависимости от типов многоквартирных домов и уровня благоустройства, наиболее типичных для г. Ливны и охватывающих все виды многоквартирных домов: многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, включая мусоропровод; многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода; жилые дома пониженной капитальности, имеющие все виды благоустройства; жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства; жилые дома пониженной капитальности, не имеющие благоустройства; жилые дома с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых.

При расчете оспариваемого административным истцом размера платы на 2019 год учитывались коэффициенты для определения дифференцированных ставок платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные решением Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2018 года №23/264-ГС.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку Решение Ливенского городского Совета народных депутатов Орловской области №50/476-ГС от 24 сентября 2015 года и Решение Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года №35/385-ГС «О плате за содержание жилого помещения» в оспариваемых частях не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушают, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Денисова В.Е. о признании недействующими отдельных положений Порядка установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения на территории города Ливны Орловской области, утвержденного решением Ливенского городского Совета народных депутатов от 24 сентября 2015 года №50/476-ГС, и отдельных положений решения Ливенского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года №35/385-ГС «О плате за содержание жилого помещения», отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 01 ноября 2019 года.

Председательствующий М.А. Угланова