Дело № 3а-111/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Врацкой А.Ю.,
с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Териной Н.Н.,
представителя административного истца Рыбина Д.С., представителя административного ответчика Правительства Орловской области Бондаревой Ж.В., представителя заинтересованного лица некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» Чумакова С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-111/2020 по административному исковому заявлению Ветрова Валерия Тихоновича к Правительству Орловской области о признании недействующим в части постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года № 480 «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 – 2023 годах»,
установил:
постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года № 480 утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах, приложением 2 к которому является Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках выполнения основного мероприятия краткосрочного плана.
В указанный Перечень включен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <...> с планируемым периодом проведения капитального ремонта – 2021 год.
Ветров В.Т., являющийся собственником квартиры № <...> в данном многоквартирном доме, обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области о признании указанного Перечня многоквартирных домов не действующим в части включения в него многоквартирного дома <...>
В обоснование административного иска указывает, что оспариваемые положения противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 года № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Орловской области», а также областной адресной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах на территории Орловской области», согласно которой данный жилой дом подлежит капитальному ремонту в 2020 году.
Кроме того, указанный многоквартирный дом также включен в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах на территории Орловской области» в 2018 – 2020 годах, утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 28 ноября 2017 года № 500 (в редакции постановления от 22 июня 2020 года № 390) с планируемым периодом проведения капитального ремонта в 2020 году.
Перенос периода проведения капитального ремонта данного объекта в оспариваемом краткосрочном плане на более поздний срок (2021 год) произведен без решения собрания собственников многоквартирного дома, а также нарушает права административного истца на благоприятные и безопасные условия проживания.
В судебном заседании представитель административного истца Рыбин Д.С. заявленные требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Бондарева Ж.В. просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят ответчиком в пределах полномочий и компетенции, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу. Полагает, что то обстоятельство, что многоквартирный жилой <...> включен в два краткосрочных плана – 2018-2020 и 2021-2023 г.г., не противоречит положениям статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрен запрет на перенос установленного срока капитального ремонта, что в данном случае не имеет место, оспариваемый акт не нарушает права административного истца, поскольку региональным оператором проводятся мероприятия по проведению капитального ремонта дома в 2020 году (т. 2 л.д. 7-11).
Представитель заинтересованного лица некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» Чумаков С.Ю. поддержал позицию административного ответчика. В письменном объяснении указал, что в период с 2015 по 2019 годы имели место попытки переноса планируемого срока ремонта жилого дома административного истца на более ранний период, вследствие чего плановый срок его капитального ремонта был установлен на 2018-2020 г. Впоследствии выяснилось, что проведение капитального ремонта в связи с увеличением общего количества объема выполняемых работ по каждому дому не удалось обеспечить опережающими темпами. Поэтому жилой дом административного истца был включен на 2021 год в краткосрочный план 2021-2023 г.г. Позднее произошла актуализация краткосрочного плана на 2018-2020 годы. Имеющееся несоответствие может быть устранено путем внесения изменений в региональные нормативные акты. В настоящее время в отношении рассматриваемого дома подготавливается документация для объявления электронного аукциона по отбору подрядчика (т. 2 л.д. 45-46).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4).
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7).
Приказом Минстроя России от 29 октября 2015 г. № 774/пр утверждены Методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в подпункте «б» пункта 7 которых предусмотрено, что обращения о внесении изменений в отношении сроков проведения капитального ремонта и (или) перечня работ по капитальному ремонту могут быть направлены в уполномоченный орган в случае переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (срока оказания отдельных услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту) на более поздний период в случаях, если:
запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторное оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о переносе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более поздний срок и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что отсутствует необходимость в проведении капитального ремонта (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в предусмотренный региональной программой срок;
собственники помещений в многоквартирном доме, формировавшие фонд капитального ремонта на специальном счете, не провели капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в срок, предусмотренный региональной программой, в связи с чем после изменения способа формирования фонда капитального ремонта в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса возникает необходимость определить иной срок для проведения капитального ремонта многоквартирного дома региональным оператором.
В развитие приведенных выше положений федерального законодательства принят Закон Орловской области от 23 июня 2013 года № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» (т. 4 л.д. 1-40).
Согласно части 2 статьи 12 упомянутого Закона Орловской области очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев:
год проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома;
год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. № 96 (т. 4 л.д. 41-85).
Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что при формировании краткосрочных планов очередность проведения капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком, определяется с учетом установленных региональной программой сроков проведения капитального ремонта и очередности следования таких многоквартирных домов в региональной программе.
В судебном заседании установлено, что Ветров В.Т. является собственником жилого помещения <...> расположенного в многоквартирном жилом доме <...> (т. 1 л.д. 47).
Указанный многоквартирный жилой дом включен под номером <...> в перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора согласно постановлению администрации города Орла от 10 июля 2014 года № 2711/1 (в редакции от 24 августа 2016 года № 3818) (т. 2 л.д. 61-63).
Постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года № 482 (действует в редакции постановления от 22 июня 2020 г. № 387) утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (т. 2 л.д. 64-212, т. 3 л.д. 1-293).
Срок реализации областной адресной программы определен – 2014 – 2044 годы, ответственный исполнитель - Некоммерческая организация «<...>» (<...>).
Пунктом 546 Приложения 3 к областной адресной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» установлен плановый период проведения капитального ремонта жилого дома № <...><...> – 2018-2020 годы. Этот многоквартирный дом построен в 1960 году, его капитальный ремонт ранее не производился, имеет общую площадь <...> кв. м. (т. 2 л.д. 176 оборот).
Разделом 3 областной адресной программы предусмотрено, что в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Орловской области в установленном порядке утверждает краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
Во исполнение названных положений областной адресной программы постановлением Правительства Орловской области от 28 ноября 2017 г. № 500 утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018-2020 годах (действует в редакции постановления от 22 июня 2020 г. № 390) (т. 4 л.д. 96-242, т. 5 л.д. 1-27).
Согласно указанному краткосрочному плану в действующей редакции в Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту (Приложение 2), включен многоквартирный дом <...> с указанием срока его проведения - 2020 год (т. 5 л.д. 13).
В настоящем административном иске Ветровым В.Т. оспаривается постановление Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года № 480, которым утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах (т. 1 л.д. 105-137), которое официально опубликовано в Государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр», http://orel-region.ru, 26 августа 2019 года (т. 1 л.д. 138).
Приложением 2 к краткосрочному плану утвержден Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках выполнения основного мероприятия краткосрочного плана в 2021-2023 годах, в который включен многоквартирный дом, находящийся по адресу<...> с планируемым периодом проведения капитального ремонта – 2021 год (т. 1 л.д. 112).
В силу пункта 4 статьи 5 Устава (Основного закона) Орловской области высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство Орловской области.
Статей 29 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года № 1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» определено, что Правительство Орловской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Орловской области, нормативных правовых актов Орловской области издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (пункт 1).
Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Орловской области (пункт 2).
Правовые акты Правительства Орловской области изменяются, приостанавливаются, отменяются или признаются утратившими силу соответствующими правовыми актами Правительства Орловской области (пункт 5).
Постановления и распоряжения Правительства Орловской области подписываются Председателем Правительства Орловской области (пункт 6).
Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Орловской области считается дата первой публикации его текста в одном из источников официального опубликования нормативных правовых актов Орловской области, установленных законодательством Орловской области (пункт 9).
Порядок официального опубликования правовых актов Орловской области закреплен в статье 56 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области», согласно которой официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается публикация их полного текста в газете «Орловская правда», а также в официальных электронных источниках опубликования нормативных правовых актов Орловской области.
Официальными электронными источниками опубликования нормативных правовых актов Орловской области являются государственная специализированная информационная система «Портал Орловской области - публичный информационный центр» (http://orel-region.ru), портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф), интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) «Законодательство России» и «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Датой официального опубликования нормативного правового акта области считается дата первой публикации его текста в одном из источников официального опубликования нормативных правовых актов Орловской области.
С учетом приведенных норм регионального законодательства, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года № 480 законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд, проанализировав приведенные выше нормативные правовые акты, установил, что в областной адресной программе капитальный ремонт многоквартирного дома, находящегося по адресу: <...> запланирован на период 2018-2020 г.г.
При этом данный дом включен в два краткосрочных плана на 2018-2020 годы и 2021-2023 годы, а именно на плановый период 2020 г. и на 2021 г. с одинаковой предельной стоимостью капитального ремонта - <...> рублей и видами работ и (или) услуг по капремонту согласно разделу 4 программы.
Аналогичные сведения о сроке начала капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает административный истец, размещены на сайте регионального оператора Некоммерческой организации «<...>» (т. 1 л.д. 67-72).
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Исходя из содержания положений статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Методических рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29 октября 2015 года № 774/пр, раздела 3 областной адресной программы в их системном истолковании, суд приходит к выводу о том, что региональным законодателем могла быть проведена актуализация региональных программ капитального ремонта, а также принятие краткосрочных планов в целях сокращения продолжительности плановых периодов проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в пределах трехлетнего срока в 2018 - 2020 годах, определенного областной адресной программой.
Однако, названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональной программой, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.
Решение о переносе периода проведения капитального ремонта многоквартирного дома, находящегося по адресу: <...> на более поздний срок общим собранием собственников помещений дома не принималось, что представителем административного ответчика не оспаривалось.
Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Таким образом, административным ответчиком с принятием оспариваемого краткосрочного плана на 2021-2023 годы фактически произведено изменение очередности проведения капитального ремонта общего имущества дома, где находится принадлежащее административному истцу жилое помещение, на более поздний срок – 2021 год, чем установлено областной адресной программой.
Между тем, такой перенос произведен произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для переноса капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что при реализации положений областной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, запланированный названной программой плановый период проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома <...> (2018 - 2020 годы) не подлежал переносу сверх установленных этой программой временных рамок.
При таких обстоятельствах оспариваемые Ветровым В.Т. положения постановления Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года № 480 «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 – 2023 годах» противоречат статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 года № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Орловской области», пункту 9 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 года № 96, и как следствие, нарушают права административного истца на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома в установленный областной адресной программой срок – 2018-2020 г.г.
На основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим, суд учитывает, что он применялся, следовательно, оспариваемое положение подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ветрова Валерия Тихоновича удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в силу решения суда Приложение 2 к краткосрочному плану реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021-2023 годах, утвержденное Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года № 480, в части включения многоквартирного дома <...> в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в 2021 году.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в Государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр», http://orel-region.ru, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 30 сентября 2020 года.
Председательствующий Л.В. Майорова
Дело № 3а-111/2020