РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2021 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО2,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «АКХ «Виктория» ФИО4, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО5, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «АКХ «Виктория» к Правительству Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АКХ «Виктория» (далее по тексту - ООО «АКХ «Виктория», Общество) обратилось в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ( далее также - БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что является арендатором двух земельных участков, расположенных в городе Ливны Орловской области.
Кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в уточненных отчетах об оценке от 3 февраля 2021 года, составленных оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Оценка+» ФИО3, тем самым, затронуты права административного истца, уплачивающего арендные платежи, исчисляемые исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
По изложенным основаниям Общество, с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объектов недвижимости следующим образом:
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2230003 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для растениеводства, для сельскохозяйственного производства, для прочих объектов лесного хозяйства, в размере его рыночной стоимости 8763912 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 522000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для растениеводства, для сельскохозяйственного производства, для прочих объектов лесного хозяйства, в размере его рыночной стоимости 2119320 руб.
Определением Орловского областного суда от 30 декабря 2020 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержал с учетом их уточнения.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных административных исковых требований.
Представители административных ответчиков БУ ОО «МР БТИ», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представители заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области, Администрации Должанского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив отзыв, представленный БУ ОО «МР БТИ», не возражавшим против удовлетворения административного иска, а также отзыв, представленный Администрацией Должанского района Орловской области, возражавшей против удовлетворения требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ввиду снижения объема поступления арендных платежей в бюджет муниципального района, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент подачи административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов административного дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2230003 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для растениеводства, для сельскохозяйственного производства, для прочих объектов лесного хозяйства, а также земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 522000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для растениеводства, для сельскохозяйственного производства, для прочих объектов лесного хозяйства.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельные участки; договором аренды земельного участка от 12 января 1992 года, заключенным между Администрацией Должанского района Орловской области и Обществом на срок 25 лет, соглашением к указанному договору от 6 октября 2008 года (л.д.13-15,16-18,19, 20-22).
По условиям договора аренды, арендная плата за пользование землей рассчитывается с учетом показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости (л.д.23).
Таким образом, Общество заинтересовано в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года определена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером № в размере 11506815 руб. 48 коп.; земельного участка с кадастровым номером № в размере 2693520 руб. (л.д.11,12).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В процессе судебного разбирательства данного дела Общество в подтверждение своих доводов представило уточненные отчёты об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 3 февраля 2021 года, выполненные оценщиком ООО «Оценка+» ФИО3, являющейся членом саморегулируемой организации Ассоциация «Русское общество оценщиков», имеющей квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности «оценка недвижимости».
Согласно выводам, содержащимся в уточненных отчетах об оценке, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 8763912 руб.; земельного участка с кадастровым номером № в размере 2119320 руб.
Отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков выполнены на дату, по состоянию на которую сведения об этих объектах имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. на 1 января 2019 года (л.д.179-259 т.1, л.д.1-81 т.2).
При составлении отчетов оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
По убеждению суда, уточненные отчёты об оценке от 3 февраля 2021 соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 12 названного Закона, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельных участков, приведенную в отчетах об оценке от 3 февраля 2021 года, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков заявлены не были.
Суд, исследовав уточненные отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 3 февраля 2021 года, сопоставив их содержание с исследованными письменными доказательствами, считает, что эти отчеты об оценке отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные Обществом административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков было направлено Обществом в суд 28 декабря 2020 года, то указанный день следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АКХ «Виктория» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2230003 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для растениеводства, для сельскохозяйственного производства, для прочих объектов лесного хозяйства, в размере его рыночной стоимости 8763912 (восемь миллионов семьсот шестьдесят три тысячи девятьсот двенадцать) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 522000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для растениеводства, для сельскохозяйственного производства, для прочих объектов лесного хозяйства, в размере его рыночной стоимости 2119320 (два миллиона сто девятнадцать тысяч триста двадцать) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «АКХ «Виктория» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 28 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 17 февраля 2021 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова
1версия для печатиДело № 3а-86/2021 (3а-310/2020;) ~ М-328/2020 (Решение)