Орловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Орловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 ноября 2010 года г. Орёл
Орловский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Зубовой Т.Н.
при секретаре: Плескачёвой Е.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Орле, в помещении Орловского областного суда дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области к Орловской областной общественной организации «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр- Инвест» о ликвидации общественного объединения и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области обратилось в суд к Орловской областной общественной организации «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр- Инвест» с иском о ликвидации общественного объединения и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Орловская областная общественная организация «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр-Инвест» зарегистрирована Управлением юстиции администрации Орловской области 07.08.1996 года.
Управлением в период с 10.03.2009 года по 10.04.2009 года осуществлялся контроль за соответствием деятельности данной организации своим уставным целям и законодательству Российской Федерации.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях и статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», выразившиеся в нарушении положений Устава организации, а также непредставлении в Управление установленных форм отчётности.
По результатам проверки 14.05.2009 года в адрес общественной организации было вынесено письменное предупреждение с указанием выявленных в ходе проверки нарушений и предписанием их устранения в срок до 19.06.2009 года.
01.07.2009 года в Управление поступило ходатайство Поляковой В.В. о продлении срока устранения нарушений.
В связи с этим срок по устранению нарушений, указанных в предупреждении от 14.05.2009 года, был продлён до 04.09.2009 года, о чём ответчику было письменно сообщено.
Однако 21.07.2009 года уведомление вернулось в адрес Управления с почтовой отметкой «организация не значится».
После чего Управлением в адрес Поляковой В.В. было направлено письменное предупреждение от 04.08.2009 года с указанием срока устранения нарушений до 18.09.2009 года.
Однако указанные нарушения в срок устранены не были.
20.04.2010 года Управлением вновь было вынесено письменное предупреждение в адрес ответчика о недопустимости нарушения законодательства РФ.
Предупреждение, направленное в адрес организации, вернулось в Управление с почтовой отметкой «Организации нет».
Поскольку нарушения, указанные в предупреждениях от 14.05.2009 года, 04.08.2009 года и 20.04.2010 года, устранены не были, распоряжением Управления от 26.07.2010 года была приостановлена деятельность общественного объединения сроком на два месяца с 27.07.2010 года по 27.09.2010 года.
О приостановлении деятельности организация и председатель совета организации были уведомлены письменно.
Вместе с тем, никаких мер по устранению нарушений принято не было.
В связи с чем Управление просило ликвидировать Орловскую областную общественную организацию «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр-Инвест» и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представители Управления по доверенности Матвеева О.В. и Яськов В.С. в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснив, что при осуществлении контроля за соблюдением Орловской областной общественной организацией «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр-Инвест» законодательства РФ, а также за соответствием его деятельности целям и задачам, предусмотренным Уставом общественной организации были установлены нарушения ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях и статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», для устранения которых в региональное отделение Управлением были направлены письменные предупреждения с указанием срока по их устранению, однако нарушения устранены не были.
В связи с этим распоряжением Управления от 26.07.2010 года была приостановлена деятельность общественного объединения сроком на два месяца с 27.07.2010 года по 27.09.2010 года.
Однако допущенные этой организацией нарушения норм действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления её деятельности, до настоящего времени не устранены, что в силу ст. 44 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации общественного объединения.
Представитель Орловской областной общественной организации «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр-Инвест» Полякова В.В. исковые требования признала в полном объёме, пояснив суду, что она является председателем Совета общества. До 2001 года она представляла во все органы отчёты о деятельности общественной организации. С 2001 года деятельность организации практически прекратилась. В 2009 и в 2010 годах в адрес организации Управлением направлялись предупреждения, в которых предлагалось устранить нарушения законодательства. Данные предупреждения были получены ею лично. Однако никаких мер по устранению указанных в предупреждениях нарушений не предпринималось, поскольку Совет общества не работал из-за преклонного возраста его членов. В 2010 году в адрес организации поступило распоряжение Управления о приостановлении деятельности организации сроком на два месяца, которое обжаловано не было, а допущенные организацией нарушения норм действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления её деятельности, не устранены до настоящего времени. Поскольку общественная организация не осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и её Уставом, просила ликвидировать его.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла Чижова Ю.А. возражала против удовлетворения требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о ликвидации Орловской областной общественной организации «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр-Инвест», мотивируя свою позицию тем, что у данной общественной организации имеются долги по обязательным налоговым платежам в общей сумме которые до настоящего времени не погашены. Несмотря на то, что представителем ответчика представлены банковские платёжные документы об уплате задолженности по налогам, вместе с тем указанная сумма ещё не поступила на соответствующие счета УФК МФ РФ по Орловской области.
Выслушав представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области Матвееву О.В. и Яськова В.С., представителя Орловской областной общественной организации «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр-Инвест» Полякову В.В., представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла Чижову Ю.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрена и ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В силу ст. 29 Федерального Закона от 19.05.1995 года «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано, в том числе:
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
-представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе и в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями для ликвидации общественного объединения являются, в частности:
- неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
- неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Из материалов дела видно, что 8 августа 1996 года Управлением юстиции Орловской области был зарегистрирован Устав Орловской областной общественной организации «Общество защиты прав инвесторов товарищество с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр- Инвест».
Председателем Совета данной организации на общем собрании была избрана Полякова В.В.
На основании ст. 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" в период с 10.03.2009 года по 10.04.2009 года Управлением была проведена плановая проверка соответствия деятельности Организации уставным целям и законодательству Российской Федерации, в результате которой был установлен ряд нарушений общественным объединением требований законодательства и положений Устава Организации, которые заключались в следующем:
- в нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не соблюдает требования пунктов 5.7, 5.11 Устава, а именно не переизбирался с 2001 года Совет Общества по истечении срока полномочий; не избрана ревизионная комиссия, не проводятся её заседания;
- в нарушение абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не информировала Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях организации в объёме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц в 2007- 2008 годах;
- в нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не представляла в Управление информацию об объёме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за 2006- 2007 годы;
-в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», организация не представила бухгалтерскую отчётность за 2007 год и статистическую отчётность за 2008 год органам государственной статистики; не представила в ИФНС России по Советскому району г. Орла налоговые декларации по налогу на прибыль организации за 2007-2008 годы, налоговые декларации по НДС за 2007-2008 года, налоговые декларации по налогу на имущество организации за 2007-2008 годы, налоговые декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007-2008 годы, налоговые декларации по единому социальному налогу за 2007-2008 годы, бухгалтерский баланс за 2007-2008 годы, отчёт о прибылях и убытках за 2007-2008 годы.
В связи с выявленными нарушениями в адрес постоянно действующего руководящего органа организации Управлением Министерства юстиции по Орловской области 14.05.2009 года было вынесено предупреждение об устранении допущенных нарушений в срок до 19.06.2009 года.
01.07.2009 года в Управление поступило ходатайство Поляковой В.В. о продлении срока устранения нарушений, в котором было указано, что проводится работа по устранению нарушений : подбирается новый состав Совета и готовятся отчёты в госорганы.
В связи с этим, срок по устранению нарушений, указанных в предупреждении от 14.05.2009 года, был продлён до 04.09.2009 года, о чём письменно сообщено в уведомлении о продлении срока нарушений от 07.07.2009 года.
Однако 21.07.2009 года указанное уведомление вернулось в адрес Управления с почтовой отметкой «Организация не значится».
После чего Управлением в адрес Поляковой В.В. было направлено письменное предупреждение от 04.08.2009 года о недопустимости нарушения части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» с указанием срока устранения нарушений до 18.09.2009 года.
В ходе контроля за устранением нарушений, выявленных в результате проверки, установлено, что вышеперечисленные нарушения организацией не устранены, в связи с чем 20.04.2010 года Управлением было вынесено новое предупреждение об устранении нарушений в срок до 11.06.2010 года, которое было направлено как в адрес организации, так и в адрес Поляковой В.В.
Предупреждение, направленное в адрес организации, вернулось с почтовой отметкой «организации нет».
Поскольку и в этот срок нарушения законодательства РФ и положений Устава организацией не были устранены, ее деятельность была приостановлена сроком на два месяца распоряжением Управления от 26.07.2010 года, вынесенным на основании ст. 42 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Указанное распоряжение Управления Министерства юстиции по Орловской области организацией обжаловано не было, а выявленные в результате проверок нарушения на момент рассмотрения дела не устранены.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания, предусмотренные ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", для ликвидации областной общественной организации «Общество защиты прав инвесторов товарищество с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр- Инвест».
Ссылка представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла в своих возражениях на то, что у общественной организации имеются долги по обязательным налоговым платежам в общей сумме ., является несостоятельной, поскольку на момент вынесения решения суда указанная задолженность погашена ответчиком в полном объёме, о чём свидетельствуют представленные в судебное заседание банковские платёжные документы.
То обстоятельство, что денежные средства ещё не поступили на соответствующие счета УФК МФ РФ по Орловской области, не влияет на существо рассматриваемого спора.
Поскольку состоялось решение суда в пользу истца, освобождённого от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере в бюджет муниципального образования «Город Орёл».
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области удовлетворить.
Ликвидировать Орловскую областную общественную организацию «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр- Инвест» и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Орловской областной общественной организации «Общество защиты прав инвесторов товарищества с ограниченной ответственностью финансовой компании «Хопёр- Инвест» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Орёл» в сумме ) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в 10- дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 9 ноября 2010 года.
Судья
Орловского областного суда Зубова Т.Н.