НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оренбургского районного суда (Оренбургская область) от 21.01.2021 № 12-5/2022

№12-5/2022 (№12-523/2021)

РЕШЕНИЕ

21 января 2021 года г. Оренбург

Судья Оренбургского районного суда Оренбургской области Рязяпова Д.И.,

при секретаре Рудь Е.Д.,

с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, директора ООО «МКК «КМК» Жуковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Микрокредитная Компания «Краснодарская Межрегиональная Компания» Жуковой М.Н. на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области №104 от 19 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Микрокредитная Компания «Краснодарская Межрегиональная Компания» Жуковой Марии Николаевны,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области №104 от 19 октября 2021 года директор ООО «МКК «КМК» Жукова М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1/4 размера суммы расчёта, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники – 84 02 руб. 75 коп.

В жалобе директор ООО «МКК «КМК» Жукова М.Н. просит отменить постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении. Указывает, что у Общества нет обязанности в применении контольно-кассовой техники (далее ККТ) при выдаче и возврате займа и процентов по нему, поскольку все займы в проверяемый период были выданы на цели, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг).

Директор ООО «МКК «КМК» Жукова М.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо административного органа – заместитель начальника правового отдела Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области ФИО, допрошенная в качестве свидетеля, в судебном заседании показала, что в ходе проверки установлено, что ООО «МКК «КМК» применяет общую систему налогообложения, основной вид деятельности – «предоставление займов и прочих видов кредита». Общество не имеет зарегистрированной ККТ. В проверяемом периоде с 01 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года Общество предоставляло физическим лицам финансовые услуги по выдаче денежных средств, за пользование данными денежными средствами начислялись проценты. Оплата вносилась согласно графикам платежей по соответствующим договорам потребительского займа с разбивкой на сумму платежа в погашение основного долга и сумму платежа в погашение процентов за пользованием займом. Внесение клиентом в пользу микрофинансовой организации денежных средств в виде процентов и иных вознаграждений по займам является платой за оказанные финансовые услуги и требует применения ККТ на сумму такой оплаты. В Обществе учет займов и расчеты по процентам по займам осуществляется раздельно. По условиям договоров между клиентом и микрофинансовой организацией проценты и иные вознаграждения по займам отделены непосредственно от суммы займа. В результате выборочной проверки за период с 01 сентября 2020 года по 31 августа 2021 года установлено, что заемщики вносили в кассу Общества денежные средства в виде уплаты процентов за услуги по предоставленным займам раздельно от суммы основного долга на общую сумму 341681 руб., в то время как применение ККТ не требуется в случаях, если по условиям договора между клиентом и микрофинансовой организацией проценты и иные вознаграждения по займам не отделены непосредственно от суммы займа. Директор ООО «МКК «КМК» правомерно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Заслушав мнение лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показания свидетеля – должностного лица административного органа, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниях свидетелей, а также на основании иных доказательств, предусмотренных части 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил использования контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.

Положениями части 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее Закон №54-ФЗ), контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 5 указанного Закона, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона №54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 июля 2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон №151-ФЗ) микрофинансовая деятельность представляет собой деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Федерального закона №151-ФЗ, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания «Краснодарская межрегиональная компания» (ООО «МКК «КМК») зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 09 сентября 2016 года, основным видом деятельности которого является деятельность по предоставлению займов и прочих видов кредитов.

В порядке исполнения финансового контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации, по соблюдению порядка ведения кассовых операций и полноты учёта выручки денежных средств, определяемых Указаниями Банка России должностными лицами Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области в отношении ООО «МКК «КМК» проведена проверка, в ходе которой установлено, что контрольно-кассовая техника за Обществом не зарегистрирована, и в период с 01 сентября 2020 года по 31 августа 2021 установлены факты осуществления Обществом наличных денежных расчетов при оплате заемщиками физическими лицами процентов по договорам потребительских займов без применения контрольно-кассовой техники, на общую сумму 341681 руб. 00 коп., что отражено в акте проверки от 22 сентября 2021 года №14-08/001.

На основании установленных проверкой обстоятельств должностное лицо налогового органа пришел к выводу о том, что при осуществлении наличного денежного расчета при уплате заемщиками - физическими лицами процентов за услугу по предоставлению потребительского займа Обществом не применена ККТ, в связи с чем, в отношении директора Общества Жуковой М.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения должностным лицом налогового органа дела об административном правонарушении директор ООО «МКК «КМК» Жукова М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа.

Судья не соглашается с вынесенным в отношении должностного лица постановлением, считая его незаконным и необоснованным.

Так, из анализа совокупности приведенных выше норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере микрофинансовой деятельности и в сфере применения контрольно-кассовой техники, исходя из правовой природы договора потребительского займа, определенной нормами гражданско-правового законодательства, и подразумевающего начисление процентов за пользование заемными денежными средствами, прихожу к выводу о том, что предоставление и возврат микрозайма и процентов по нему микрофинансовой организации не подпадают под определение «расчеты» Федерального закона №54-ФЗ и вопреки мнению налогового органа не требуют применения контрольно-кассовой техники. Проценты по микрозаймам внесенные в период с 01 сентября 2020 года по 31 августа 2020 года физическими лицами - заемщиками в кассу микрофинансовой организации являются неотъемлемой частью договоров микрозайма, что следует из условий данных договоров, тот факт, что в данных договорах сумма основного долга и проценты по нему отражены раздельно, не свидетельствует о том, что микрокредитной организацией физическим лицам была предоставлена какая-либо услуга, в том числе финансовая, за получение которой уплачиваются проценты.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что в действиях директора ООО «МКК «КМК» Жукова М.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку действующим законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, микрокредитная организация освобождена от обязанности использовать ККТ при проведении расчётов (наличных/безналичных) по договорам потребительских займов, предоставленных для целей, не связанных с оплатой товаров (работ, услуг), поскольку они не отнесены к расчетам, указанным в ст. 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ. Доказательств того, что при заключении Организацией с физическими лицами договоров потребительского займа, заемщикам займодавцем были предоставлены какие-либо услуги, не представлено.

Следовательно, постановление начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области №104 от 19 октября 2021 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «МКК «КМК» Жуковой М.Н. - прекращению в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу директора ООО «МКК «КМК» Жуковой М.Н. удовлетворить.

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области №104 от 19 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Микрокредитная Компания «Краснодарская Межрегиональная Компания» Жуковой Марии Николаевны, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Микрокредитная Компания «Краснодарская Межрегиональная Компания» Жуковой Марии Николаевны прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Д.И. Рязяпова