Дело № 2-1015/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2019 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Витюковой Л.А.,
при секретаре Корчагиной А.О.
с участием ответчика Абсалямовой З.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Оренбургского районного суда Оренбургской области гражданское дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Абсалямовой Зульфие Тимуровне о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области (далее - МИФНС, налоговый орган) обратилась в суд с иском к Абсалямовой З.Т. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование исковых требований указано, что Абсалямовой З.Т. предоставлялся имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилья в 2009 году по объекту, находящемуся по адресу: <адрес>. Подтвержденная сумма фактически произведенных расходов, связанных с приобретением составила 79936 рублей. Имущественный вычет использован налогоплательщиком в полном объеме.
В 2018 году ответчиком повторно заявлен имущественный вычет по объекту: <адрес>, приобретенному в 2016 году. МИФНС была перечислена сумма налога в размере 78 208 руб..
Поскольку в соответствии со ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2014 года) повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается, налоговым органом налогоплательщику было направлено уведомление от 24.11.2018 года № с предложением предоставить пояснения, уточненные декларации, и возвратить сумму налога, которые ответчиком не исполнены.
По изложенным основаниям, с учетом уточнения МИФНС просила взыскать сумму неосновательного обогащения в виде излишне возвращенной суммы налога на доходы физических лиц по решению от 28.08.2018 года № за 2016 год в размере 74100 рублей.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что имел право на получение остатка неиспользованного имущественного налогового вычета, возникшего после 01.01.2014 года, поскольку предельный размер имущественного налогового вычета равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета.
Суд, выслушав ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установленная Конституцией Российской Федерации обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) имеет публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти, пониманием налогов в качестве элемента финансовой основы деятельности государства; тем самым предполагается, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении и характеризуются субординацией сторон; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, а соответствующие органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы.
Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая федеральный налог на доходы физических лиц, называет в качестве объекта налогообложения доходы, полученные налогоплательщиком, и указывает их основные виды (статьи 208 и 209), а также предусматривает льготы по этому налогу, включая право на получение налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных, профессиональных и др.)
В силу п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Основания и порядок предоставления имущественного налогового вычета установлены в ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в частности, в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в - них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2000 000 рублей.
В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной настоящим подпунктом, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).
Повторное предоставление налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не допускается (п. 11 ст. 220 НК РФ).
Положения ст. 220 НК РФ в вышеуказанной редакции применяются к правоотношениям, возникшим после 01.01.2014 (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Федерального закона N 212-ФЗ и не завершенным на день вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, применяются положения ст. 220 без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ (п. п. 2 и 3 Федерального закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ).
Как следует из положений ст. 220 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014), при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Повторное предоставление налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не допускается.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, в 2009 году ответчиком в налоговую инспекцию была подана налоговая декларация 3-НДФЛ, в которой заявлялся имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры по адресу: <адрес>. Заявленная сумма документально подтвержденных расходов на приобретение квартиры составила 1430 000 рублей. Налоговым органом в пользу Абсалямовой З.Т. был предоставлен налоговый вычет и возвращена излишне уплаченная сумма налога на доходы физических лиц в размере 79936 рублей (13% с налогооблагаемой базы равной 614981 рублей 07 копеек). На остаток вынесено решение о налоговом вычете по месту работы. В 2009 году получила имущественный вычет по месту работы в размере 105964 рубля. Вычет использован налогоплательщиком в полном объеме.
В апреле 2018 года ответчик предоставила в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области налоговые декларации за 2016 и 2017 годы на предоставление имущественного налогового вычета по приобретенному 05.09.2016 года жилому помещению по адресу: <адрес>, стоимость которого составила 2000 000 руб.
Решением Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области от 28.08.2018 года № Абсалямовой З.Т. была перечислена сумма имущественного вычета в размере 78208 рублей.
По смыслу вышеуказанного закона, в отношении недвижимого имущества, приобретенного до 01.01.2014 года, имущественный налоговый вычет предоставлялся только в отношении одного объекта.
Право Абсалямовой З.Т. на предоставление имущественного налогового вычета возникло до 01.01.2014 года. Действовавшая до 01.01.2014 года редакция ст. 220 НК РФ не предусматривала возможность предоставления имущественного налогового вычета в размере расходов на приобретение жилого помещения по нескольким объектам недвижимости. Правом получения имущественного налогового вычета в соответствии со ст. 220 НК РФ в редакции на дату возникновения у Абсалямовой З.Т. права на получение имущественного налогового вычета, ответчик воспользовалась в связи с приобретением жилого помещения по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам ответчика, у Абсалямовой З.Т. отсутствовало право на получение имущественного вычета в размере расходов на приобретение квартиры по адресу: <адрес>, при наличии ранее предоставленного имущественного налогового вычета.
Согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
МИФНС РФ № 7 по Оренбургской области от 28.08.2018 года № принято решение о возврате суммы излишне уплаченного налога.
14.11.2018 года в адрес ответчика направлено уведомление № о предоставлении пояснений, предоставлении уточненной декларации и возврате неправомерно полученных денежных средств.
Уведомление ответчиком получено и оставлено без ответа.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С учетом правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 марта 2017 года N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Б., К. и Ч.В.", предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, право на который предполагает безусловное соблюдение оснований, порядка и условий его получения, в нарушение предусмотренных законом требований, в частности вследствие допущенной налоговым органом ошибки, приводит к необоснованному занижению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и образованию имущественных потерь бюджета, что ставит вопрос о необходимости изъятия в бюджет соответствующих сумм, причитающихся государству в виде налога на доходы физических лиц. То обстоятельство, что налогоплательщик мог добросовестно заблуждаться относительно законности основания получения имущественного налогового вычета, а налоговый орган по тем или иным причинам не опроверг правомерность заявленных им требований, не может служить основанием для невозврата задолженности перед бюджетной системой, образовавшейся в результате неправомерного предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.
Положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 2 и статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.
Таким образом, при отсутствии правовых оснований для получения налогового вычета с налогоплательщика подлежит взыскание неосновательное обогащение в размере 74100 рублей из расчета: 570000 рублей *13%.
В силу п. 1 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Истец при подаче указанного иска в суд освобождался от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ.
Согласно части первой статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса; если иск удовлетворен частично, то судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 2423 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Абсалямовой Зульфие Тимуровне о взыскании суммы неосновательного обогащения, - удовлетворить.
Взыскать с ответчика Абсалямовой Зульфии Тимуровны в пользу истца Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области сумму неосновательного обогащения в виде излишне возвращенной суммы налога на доходы физических лиц по решению от 28.08.2018 года № за 2016 год в размере 74100 рублей.
Взыскать с ответчика Абсалямовой Зульфии Тимуровны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2423 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение тридцати дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.А. Витюкова
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2019 года