Дело №2-18/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 19 февраля 2013 года
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Куликовского О.В.,
при секретаре Щукиной А.С.,
с участием:
старшего прокурора прокуратуры Оренбургской области Толмача А.В.,
представителя ответчика ФИО1 - адвоката ФИО6, действующего по удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ордера №А-150/135 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Министерства природных ресурсов <адрес>ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургской области в защиту интересов РФ, Оренбургской области к ООО «Стройлесконтракт», ООО «Мелиоративная компания», ФИО3 о взыскании суммы в качестве возмещения ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации обратился в суд с исками ООО «Стройлесконтракт», а также к ООО «Мелиоративная компания» о взыскании суммы в качестве возмещения ущерба.
В обоснование каждого иска прокурор указал, что приговором Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Мелиоративная компания» и ООО «СтройЛесКонтракт» ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ за то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имея лицензии на осуществление добычи песчано - гравийной смеси, умышленно, из корыстных побуждений, незаконно добыл на левом берегу реки Сакмара, расположенном в <адрес> в четырех километрах от Сакмарской ТЭЦ <адрес>, в 200 м. от п. им. <адрес> и в прибрежной полосе озера <данные изъяты>, расположенном в 1 км. западнее от <адрес> песчано-гравийную смесь, которую реализовал ЗАО «Промдорстрой» на сумму <данные изъяты> рублей, ООО «Уральские дороги» на сумму <данные изъяты> руб., ООО «НИМБ» на сумму <данные изъяты> руб., ООО «ЛОТОС» на сумму <данные изъяты> руб., ДУ ГУП «Оренбургремдорстрой» на сумму <данные изъяты> руб., а всего на сумму <данные изъяты> руб. Приговор суда вступил в законную силу.
Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 3 Закона РФ «О недрах» к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
Пунктом 7 ч. 2 ст.4 Закона Оренбургской области от 19.03.2005 №1924/361-111- 03 «О предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Оренбургской области» определено, что к полномочиям органов исполнительной власти Оренбургской области в сфере регулирования отношений пользования участками недр местного значения относятся подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В рамках полномочий, определенных п. 6.1 ст. 3 Закона РФ «О недрах», распоряжением от 13.05.2005 Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 330р и Администрации Оренбургской области № 202-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Оренбургской области, в который в частности включены пески (кроме фосфатного, стекольного, абразивного, для форфоро- фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные материалы в промышленных концентрациях), известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно- бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы), галька, гравий валуны, песчаногравийные, гравийно - песчаные, валунно - гравийно-песчаные, валунно - глыбовые породы.
Основанием возникновения права пользования участками недр местного значения, согласно 4.1 ст.11 Закона Оренбургской области «О предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Оренбургской области», является решение уполномоченного Губернатором области органа исполнительной власти Оренбургской области.
В соответствии со ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Статьей 12 Закона Оренбургской области «О предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Оренбургской области» определено, что предоставление участков недр местного значения в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные положения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия на пользование участками недр местного значения подписывается уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и недропользователем.
Частью 1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающее среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 « О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» определено, что вред, причинный нарушением экологического законодательства в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подлежат возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Частью 2 статьи 15 ГК РФ установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, согласно и ст. 1064 ГК РФ, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд, согласно ст. 1082 ГК РФ, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «О недрах» вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов.
Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр.
Подлежит возмещению также вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование.
Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр.
Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Распоряжением Правительства РФ от 22.08.1998 №1214-р определено, что МПР России и МНС России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах следует применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, следует исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Постановлением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 17.03.2011 №28 ООО «Мелиоративная компания» признано виновным в совершении правонарушения в сфере недропользования по 4.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде пользования недрами без лицензии на право пользования недрами на участке левого берега реки Сакмара, расположенном в 4 км от Сакмарской ТЭЦ, в 200 м. от п. <адрес>.
Постановлением управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ директор ООО «Мелиоративная компания» ФИО1 признан виновным в правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.13 КоАП РФ, совершенного на территории прибрежной защитной полосы реки Сакмара, в 4 км от Сакмарской ТЭЦ.
Согласно расчету Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, в ходе незаконной добычи ПГС в на участке недр на левом берегу реки Сакмара, расположенном в 4 км. от Сакмарской ТЭЦ 200 м. от п. им.<адрес>, по данным маркшрейдерского исследования, проведенного ООО «Оренбургская горная компания» объем добытого полезного ископаемого составил 41,038 тыс.м3, реальный ущерб, выраженный в стоимости добытого полезного ископаемого, составил <данные изъяты> руб.
Согласно расчету Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, в ходе незаконной добычи ПГС в прибрежной полосе озера <адрес> по, по данным маркшрейдерского исследования, проведенного ООО «Оренбургская горная компания» объем добытого полезного ископаемого составил 39,160 тыс.м3, реальный ущерб, выраженный в стоимости добытого полезного ископаемого, составил <данные изъяты> руб.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 БК РФ суммы от реализации конфискованных в установленном порядке оружий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга мо месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100%.
Просил взыскать с ООО «Мелиоративная компания» в пользу муниципального образования «<адрес>» в качестве возмещения за причиненный незаконной добычей песчано-гравийной смеси (ПГС) ущерб денежную сумму в размере <данные изъяты> руб.
Просил взыскать с ООО «СтройЛесКонтракт» в пользу муниципального образования «<адрес>» в качестве возмещения за причиненный незаконной добычей песчано-гравийной смеси (ПГС) ущерб денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе судебного разбирательства <адрес> неоднократно уточнял исковые требования, окончательно включил в число ответчиков ФИО1 и просил:
взыскать солидарно с ООО «Стройлесконтракт» и ФИО2 в пользу муниципального образования «<адрес>» в качестве возмещения вреда за причиненный незаконной добычей песчано-гравийной смеси (ПГС) денежную сумму в размере <данные изъяты>),
взыскать солидарно с ООО «Мелиоративная компания» и ФИО2 в пользу муниципального образования «<адрес>» в качестве возмещения вреда за причиненный незаконной добычей песчано-гравийной смеси (ПГС) денежную сумму в размере <данные изъяты>).
Определением Оренбургского районного суда от 19.11.2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оренбургской области в защиту интересов РФ, Оренбургской области к ООО «Стройлесконтракт», ФИО3 о взыскании суммы в качестве возмещения ущерба и гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оренбургской области в защиту интересов РФ, Оренбургской области к ООО «Мелиоративная компания», ФИО3 о взыскании суммы в качестве возмещения ущерба, объединены в одно производство.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин уважительной неявки суду не представил.
Представители третьих лиц: администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, ГУ «Оренбургское лесничество» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований прокурора Оренбургской области.
Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования прокурора Оренбургской области в интересах РФ в полном объёме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО1 адвокат ФИО6 не признал исковые требования, просил в отношении ФИО1 в удовлетворении обоих исков отказать.
В письменном отзыве представитель ответчика ФИО1 просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что приговором Дзержинского районного суда <адрес> в отношении ФИО1 установлена вина организации. Указал, что истцом не представлено доказательств причинения ущерба именно ФИО1, а не ООО «Стройлесконтракт» и ООО «Мелиоративная компания». Размер ущерба определялся в отсутствие представителей ответчиков, они даже не извещены были о проведении оценки ущерба. Первоначальное состояние земельных участков не определено.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Оренбургской области по следующим мотивам:
Приговором Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Мелиоративная компания» и ООО «СтройЛесКонтракт» ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ за то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имея лицензии на осуществление добычи песчано - гравийной смеси, умышленно, из корыстных побуждений, незаконно добыл на левом берегу реки Сакмара, расположенном в <адрес> в четырех километрах от Сакмарской ТЭЦ <адрес>, в 200 м. от п. им. <адрес> и в прибрежной полосе озера Крестовое, расположенном в 1 км. западнее от <адрес> песчано - гравийную смесь, которую реализовал ЗАО «Промдорстрой» на сумму <данные изъяты> рублей, ООО «Уральские дороги» на сумму <данные изъяты> руб., ООО «НИМБ» на сумму <данные изъяты> руб., ООО «ЛОТОС» на сумму <данные изъяты> руб., ДУ ГУП «Оренбургремдорстрой» на сумму <данные изъяты> руб., а всего на сумму <данные изъяты> руб. Приговор суда вступил в законную силу.
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Постановлением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Мелиоративная компания» признано виновным в совершении правонарушения в сфере недропользования по 4.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде пользования недрами без лицензии на право пользования недрами на участке левого берега реки Сакмара, расположенном в 4 км от Сакмарской ТЭЦ, в 200 м. от п. им.<адрес>.
Постановлением управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ директор ООО «Мелиоративная компания» ФИО1 признан виновным в правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.13 КоАП РФ, совершенного на территории прибрежной защитной полосы реки Сакмара, в 4 км от Сакмарской ТЭЦ.
Постановлением старшего государственного инспектора по <адрес> по охране природы управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ директора ООО Мелиоративная компания» ФИО1 был привлечен к административной ответственности за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ «Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы» и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Данное нарушение было совершено ДД.ММ.ГГГГ на территории 3 квартала 15 расположенном на левом берегу реки Сакмара, в 4 км. От Сакмарской ТЭЦ и 200 метрах от п. им. Ленина производился комплекс работ спецтехникой (экскаваторы, погрузчики и пр.) по выемке ила и песчано-гравийной смеси из русла реки Сакмара на границе перехода намывной косы в лесную зону было произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 150 кв.м.
Постановлением государственного инспектора по <адрес> по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО8, от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Мелиоративная компания» привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ «Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий» к наказанию в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Данное нарушение было совершено в 4-х км. от Сакмаркой ТЭЦ на административной территории <адрес>, где ООО «Мелиоративная компания» осуществляло дноуглубительные работы, связанные с изменением дна и берегов водного объекта с попутной добычей ПГС. Береговая линия и дно <адрес> в результате осуществления указанных работ изменены на площади 3000 кв.м. работы по добыче и вывозу ПГС осуществлялись с помощью спецтехники: 2 экскаваторов и 2 грузовиков «Урал».
Постановлением государственного инспектора по Оренбургской области по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО8, от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Мелиоративная компания» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ «незаконная добыча песка, гравия, глины, и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапореля, на водных объектах, осуществление малого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов». Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Данное нарушение было совершено в 4-х км. от Сакмаркой ТЭЦ на административной территории <адрес>, где ООО «Мелиоративная компания» осуществляло дноуглубительные работы, связанные с изменением дна и берегов водного объекта с попутной добычей ПГС. Береговая линия и дно <адрес> в результате осуществления указанных работ изменены на площади 3000 кв.м. работы по добыче и вывозу ПГС осуществлялись по заданию директора ООО Мелиоративная компания ФИО1 с помощью спецтехники: 2 экскаваторов и 2 грузовиков «Урал».
Постановлением государственного инспектора по <адрес> по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО8, от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Мелиоративная компания» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ « использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта в нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности» ему назначено наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Данное нарушение было совершено ДД.ММ.ГГГГ в 4-х км. от Сакмарской ТЭЦ на административной территории <адрес>, где ООО техника «Мелиоративная компания» при осуществлении работ по добыче песчано-гравийной смеси и ее вывозу, строительная и грузовая техника осуществляла движение и стоянку на территории непосредственно примыкающей к водному объекту, в пределах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны <адрес>. Также государственным лесным инспектором ГУ «Оренбургское лесничество» был зафиксирован факт самовольного снятия и уничтожения почвы в результате добычи ПГС на площади 27562 кв.м.
Постановлением заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Мелиоративная компания» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов» и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мелиоративная компания» без договора аренды и получения лицензии на право пользования недрами на участке левого берега <адрес> расположенной в 4 км. От Сакмарской ТЭЦ в 200 м. от пос. им. <адрес> осуществляет выемку, добычу и отгрузку из естественной толщи залегания полезных ископаемых песчано-гравийной смеси с последующим вывозом с ДД.ММ.ГГГГ. Работы ведутся ежедневно.
Постановлением заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Мелиоративная компания» ФИО1 было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов» и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. Постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мелиоративная компания» без договора аренды и получения лицензии на право пользования недрами на участке левого берега <адрес> расположенной в 4 км. От Сакмарской ТЭЦ в 200 м. от пос. им. <адрес> осуществляет выемку, добычу и отгрузку из естественной толщи залегания полезных ископаемых песчано-гравийной смеси с последующим вывозом с ДД.ММ.ГГГГ. Работы ведутся ежедневно.
Данное постановление в законную силу не вступило и было отменено Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе ООО «Мелиоративная компания».
Постановлением главного государственного инспектора <адрес> по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «СтройЛесКонтракт» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ «Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» и ему назначено административное наказание виде штрафа в сумме 10000 рублей. Постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ грузовой транспорт ООО «СтройЛесКонтракт» в прибрежной полосе озера Крестовое, расположенного в 1 км. от поселка <адрес> осуществляет движение и расположен в прибрежной полосе озера Крестовое в ходе осуществления мелиоративных работ.
Постановлением заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СтройЛесКонтракт» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов» и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мелиоративная компания» без договора аренды и получения лицензии на право пользования недрами на участке левого берега <адрес> расположенной в 4 км. от Сакмарской ТЭЦ в 200 м. от пос. им. <адрес> осуществляет выемку, добычу и отгрузку из естественной толщи залегания полезных ископаемых песчано-гравийной смеси с последующим вывозом с ДД.ММ.ГГГГ. Работы ведутся ежедневно.
Проанализировав вышеуказанные доказательства суд приходит к объективному выводу о доказанности того обстоятельства, двум природным водным объектам - руслу и прибрежной полосе водохранной зоны <адрес> в 4х км. от Сакмарской ТЭЦ и в 200 метрах от <адрес>, а также водоохраной полосе озера <данные изъяты> расположенному в 1 км. от <адрес> был причинен ущерб, связанный с незаконной добычей, погрузкой и транспортировкой песчано-гравийной смеси. Виновными в данном ущербе признаны как юридические лица непосредственно осуществлявшие добычу ПГС ООО «Мелиоративная компания» и ООО «СтройЛесКонтракт», так и директор обоих юридических лиц ФИО1
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 1 л.д. 28-31, 142-148; т.2 л.д.96-112) единственным учредителем обоих организаций является ФИО1, он же является директором обоих организаций.
Как установлено кассационным определением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску <адрес> к ООО «Стройлесконтракт» о запрещении добычи грунта и глинистых песчано-гравийных смесей, данное общество в прибрежной полосе озера Крестовое мелиоративные работы не выполняло, а осуществляемые им дно-углубительные работы с выемкой ПГС не являлись подготовкой зимовальной ямы.
Указанное доказательство объективно подтверждает то, что добыча ПГС на озере <данные изъяты> велась ООО «Стройлесконтракт» незаконно без получения необходимой лицензии на пользование недрами и умышленно.
Согласно ч 1, 3 ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации.
Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают помимо прочего вследствие причинения вреда другому лицу;
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1068ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Проверив доводы исков о том, что ООО «Мелиоративная компания», ООО «СтройЛесКонтракт» и ФИО1 должны нести именно солидарную ответственность за вред, причиненный природным объектам <адрес> и озера Крестовое незаконной добычей песчано-гравийной смеси в полосе водоохраны реки и озера, а также и в русле реки Сакмара. Суд считает их необоснованными, поскольку ФИО1 действовал как работник обоих организаций, непосредственно деньги от реализации песчано-гравийной смеси не получал, непосредственно данную смесь не добывал, а руководил созданными им предприятиями, заключал гражданско-правовые сделки с другими юридическими лицами на аренду техники, участвовавшей в добыче, погрузке и транспортировке ПГС.
Исходя из изложенного, суд находит, что обязанность по возмещению вреда должна быть возложена только на ООО «Мелиоративная компания» и ООО «СтройЛесКонтракт» поскольку их вина в незаконной добыче песчано-гравийной смеси доказывается постановлениями по делам об административных правонарушениях.
Решая вопрос о размере причиненного природным водным объектам вреда и размере возмещения суд исходит из следующего:
Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 3 Закона РФ «О недрах» к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
Пунктом 7 ч. 2 ст.4 Закона Оренбургской области от 19.03.2005 №1924/361-111- 03 «О предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Оренбургской области» определено, что к полномочиям органов исполнительной власти Оренбургской области в сфере регулирования отношений пользования участками недр местного значения относятся подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В рамках полномочий, определенных п. 6.1 ст. 3 Закона РФ «О недрах», распоряжением от 13.05.2005 Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 330р и Администрации Оренбургской области № 202-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Оренбургской области, в который в частности включены пески (кроме фосфатного, стекольного, абразивного, для форфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные материалы в промышленных концентрациях), известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно- бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы), галька, гравий валуны, песчаногравийные, гравийно - песчаные, валунно - гравийно-песчаные, валунно - глыбовые породы.
Основанием возникновения права пользования участками недр местного значения, согласно 4.1 ст.11 Закона Оренбургской области «О предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Оренбургской области», является решение уполномоченного Губернатором области органа исполнительной власти Оренбургской области.
В соответствии со ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Статьей 12 Закона Оренбургской области «О предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Оренбургской области» определено, что предоставление участков недр местного значения в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные положения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия на пользование участками недр местного значения подписывается уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и недропользователем.
Частью 1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающее среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» определено, что вред, причинный нарушением экологического законодательства в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подлежат возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Частью 2 статьи 15 ГК РФ установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, согласно и ст. 1064 ГК РФ, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд, согласно ст. 1082 ГК РФ, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «О недрах» вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов.
Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр.
Подлежит возмещению также вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование.
Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр.
Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Распоряжением Правительства РФ от 22.08.1998 №1214-р определено, что МПР России и МНС России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах следует применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, следует исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно расчету Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, в ходе незаконной добычи ПГС в прибрежной полосе озера Крестовое по данным маркшрейдерского исследования, проведенного ООО «Оренбургская горная компания» объем добытого полезного ископаемого составил 39,169 тыс.м3, реальный ущерб, выраженный в стоимости добытого полезного ископаемого, составил <данные изъяты> руб.
В судебном заседании никем не оспаривался приведенный в иске расчет ущерба причиненного в прибрежной полосе озера <данные изъяты> в связи с чем, суд принимает его за правильный и кладет в основу решения.
Расчет убытка, причиненного государству в результате самовольного пользования недрами составлен в соответствие со ст. 15 ГК РФ и распоряжением Правительства РФ от 22.08.1998 г. № 1214-р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами» исходя из суммы реального ущерба, выраженного в стоимости добытого полезного ископаемого и убытков Оренбургской области в лице МПР области, на поведение маркшейдерских замеров.
Расчет осуществлен по формуле:
(С х V)+ VхСхN + М, где
100%
V- объем добытого сырья в куб метрах,
С- стоимость 1 куб метра добытого полезного ископаемого,
N- ставка налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых (ПГС)%
М- убытки МПР области на проведение маркшейдерских замеров.
Согласно данным маркшейдерских замеров проведенных ООО «Оренбургская горная компания» от 27.05.2011 года объем добытого ПГС составил 39,160 тыс. куб м.
Стоимость 1 куб м. ПГС принята равной 167,4 рублей - средней стоимости реализации ПГС в 2011 году другими предприятиями недропользователями на основании лицензий.
Ставка налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых (ПГС) согласно ч. 2 ст. 342 НК РФ составляет 5,5%
Таким образом, реальный ущерб, выраженный в стоимости добытого полезного ископаемого составляет <данные изъяты> Х 41038 куб м. = <данные изъяты> рублей.
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых в областной бюджет составляет:
39160 куб. м. <данные изъяты> руб. Х5.5% = <данные изъяты> рублей,
100%
Реальный ущерб, выраженный в стоимости добытого полезного ископаемого, <данные изъяты> куб.м. = <данные изъяты> рублей
Затраты Министерства природных ресурсов на проведение маркшейдерских замеров составляют <данные изъяты> рублей.
Сумма, подлежащая взысканию с ООО «Мелиоративная компания» составляет <данные изъяты> рублей.
По предъявленному иску сумма подлежащая взысканию с ответчиков по данному иску составляет <данные изъяты> рублей, то есть только реальный ущерб.
Исходя из этого, суд удовлетворяет исковые требования по предъявленному иску в сумме <данные изъяты> рублей и не выходит за пределы исковых требований в данной части.
Решая вопрос о размере ущерба причиненного добычей ПГС ООО «Мелиоративная компания» без получения лицензии на право пользования недрами на участке левого берега <адрес> расположенной в 4 км. от Сакмарской ТЭЦ в 200 м. от пос. им. <адрес> суд также кладет в основу окончательный расчет взыскиваемой суммы, сделанный истцом в уточненном исковом заявлении, поскольку он никем не оспорен и принимается за верный.
Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту при его использовании для добычи полезных ископаемых с нарушением условий водопользования или без наличия документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, осуществляется в соответствии со ст. 69 Водного кодекса РФ, а также п. 21 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 г. № 87.
Размер вреда водному объекту в вышеуказанном случае производится по следующей формуле:
Удс х Кин х Нпг, где
Удс - размер вреда, причиненного водным объектам при добыче полезных ископаемых, тыс. руб.;
Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), определяемый в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства;
КИН - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую зкономического развития, определяемый как произведение индексов - дефляторов погодам по строке «инвестиции (капитальные вложения) за счет всех источников финансирования» в соответствии с Основными показателями прогноза социально- экономического развития Российской Федерации до 2014 года;
Нпг - такса для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам при добыче полезных ископаемых в зависимости от массы их добычи, тыс. руб. При пассе свыше 5 000 тонн Нпг определяется по формуле: 4,2 (тыс. руб./т) х М (т).
Согласно данным маркшейдерских исследований, проведенных ООО Оренбургская горная компания» (лицензия № ПМ-49-001545 (О) от ДД.ММ.ГГГГ) Объем добытого полезного ископаемого непосредственно из водного объекта составил 8 649 м3. При средней плотности песчано-гравийной смеси, равной 1,6 т/м3, масса добытого полезного ископаемого составляет - 13 838 тонн.
Кв = 1,60
Кин = 1,49
Нпг = <данные изъяты> (тыс. руб./т) х 13 838 (т) = <данные изъяты> руб.
Удс = <данные изъяты> X 1,49 х 58 119 600 (руб.) = <данные изъяты> руб.
2. Расчет ущерба, причиненного недрам в результате безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых на участке реки Сакмара в 4 км от Сакмарской ТЭЦ в 200 м от пос. им. <адрес>.
В настоящее время МПР РФ - органом, уполномоченным на принятие методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде (п. 5.2.44. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации») не утверждена методика (таксы) расчета убытка, причиненного в результате деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих безлицензионную добычу полезных ископаемых.
Согласно данным маркшейдерских исследований, проведенных ООО «Оренбургская горная компания (лицензия № ПМ-49-001545 (О) от 27.05.2011), объем полезного ископаемого, добытого за пределами русла реки составил 32389 тыс. м3
Стоимость 1 куб. м. добытой ПГС принята равной (средняя арифметическая) <данные изъяты> рублей, согласно справок о средней стоимости реализации ЕТС в 2011 году, вставленных предприятиями-недропользователями, осуществляющими добычу и реализацию ПГС на основании лицензий на месторождениях в <адрес>: Каргалинское (ООО «Римит»), Кармалинское (ООО «Оренбургская Горная компания»), оз.Круглое (КФХ «Пригородный»), Южно-Двориковское (ООО Недра»), расположенных в непосредственной близости от рассматриваемого объекта.
Реальный ущерб, выраженный в стоимости добытого полезного ископаемого составил:
<данные изъяты> руб. х 32 389 м3 = <данные изъяты> рублей
ИТОГО: сумма ущерба, причиненного окружающей среде (водному объекту и недрам) ООО «Мелиоративная компания» в результате самовольного пользования участком недр, расположенным на левом берегу реки шара в 4 км от Сакмарской ТЭЦ, в 200 м. от пос. <адрес> Оренбургского жона, составляет:
<данные изъяты> копеек
Проанализировав все добытые доказательства в совокупности суд находит, что имеются все элементы состава материальной ответственности обоих юридических лиц ответчиков по делу, а именно наличие ущерба, наличие противоправного поведения обоих субъектов, наличие причинной связи между противоправным поведением субъектов и причиненным вредом и наличие вины обоих субъектов в противоправных деяниях.
Решая вопрос об ответственности за тот же причиненный вред директора ФИО1, суд находит, что для возложения в солидарном порядке, наряду с возглавляемыми им юридическими лицами, на него обязанности по возмещению вреда отсутствуют правовые основания, поскольку судом достоверно установлено, что он, непосредственно как руководитель фирм, ПГС не добывал, средства от реализации ПГС не получал, поскольку все обозначенные функции выполняли именно юридические лица.
Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Оренбургской области в защиту интересов РФ удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стройлесконтракт» в пользу муниципального образования <адрес> в возмещение вреда, причиненного незаконной добычей песчано-гравийной смеси денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мелиоративная компания» в пользу муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в возмещение вреда, причиненного незаконной добычей песчано-гравийной смеси денежную сумму в размере <данные изъяты>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стройлесконтракт» государственную пошлину в размере <данные изъяты> копейки в доход государства.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мелиоративная компания» государственную пошлину в размере <данные изъяты> (шестьдесят тысяч) рублей в доход государства.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации Оренбургской области, к ФИО3, обществу с ограниченной ответственностью «Стройлесконтракт», обществу с ограниченной ответственностью «Мелиоративная компания» о взыскании суммы ущерба, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В.Куликовский