НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оренбургского районного суда (Оренбургская область) от 12.02.2020 № 2-236/20

Дело № 2-236/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 февраля 2020 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Солдатковой Р.А.

при секретаре Плужниковой Н.А.

с участием представителя истца Ефременко С.Б.

представителя ответчика Савченко Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иткуловой Фариды Жадитовны к администрации муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты, взыскании незаконно удержанной денежной суммы, денежной компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратилась в суд с указанным иском к администрации МО Бродецкий сельсовет, обосновывая требования тем, что работала у ответчика специалистом 1 категории в период с 10.12.2018 года по 03.10.2019 года включительно, уволена по собственному желанию. Истец считает, что при увольнении с ней не произвели полный расчет, не выплатили денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. В соответствии с расчетом, учитывая, что её выслуга на момент принятия на работу составляет 10 лет 7месяцев 19 дней, с учетом данного стажа положен отпуск за выслугу лет продолжительностью 7 календарных дней. Учитывая,что отработала 9 месяцев 25 дней, то за отработанное время ей положен отпуск продолжительностью 33.33 дня. За период работы истец использовала только 21 день основного отпуска, следовательно, неиспользованный период отпуска составит 12.33 дня отпуска. Согласно расчету истца ей полагается компенсация за 12.33 неиспользованных дней отпуска в размере 7611рублей 04 копейки. Поскольку указанная сумма ответчиком не выплачена, то в её пользу подлежит взысканию в соответствии с требованиями ст.236 Трудового кодекса РФ, денежная компенсация за задержку выплат при увольнении, с учетом уточнения в судебном заседании в размере 383 рубля 22 копейки. Кроме того, из зарплаты произведён вычет денежной суммы в размере 300 рублей, основания вычета ей неизвестны. Указанными действиями работодателя, выразившимися в нарушении её трудовых прав, ей причинен моральный вред, размер компенсации морального вреда оценивает в 5000 рублей Указанные суммы истец просит взыскать с работодателя, возложив на последнего обязанность по компенсации расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.

Истец, действуя лично и через представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Ефременко С.Б. на удовлетворении уточненных требований настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д.43).

Ответчик, действуя через представителя Савченко Т.А.(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на л.д.42) возражал против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск

Суд, выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно статье 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время фактической работы.

В соответствии со статьей 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) муниципального служащего регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ(в редакции от 16.12.2019 года) «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Согласно статье 21 названного закона муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы(часть 1).

Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (часть 2).

Закон Оренбургской области от 10.10.2007 №1611/339- IV -ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области" регулирует отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы в Оренбургской области.

Согласно норме статьи 16 указанного Закона муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы(часть 1).

Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков(часть2).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней(часть 3).

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет продолжительностью не более 10 календарных дней, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Оренбургской области (часть 4).

Муниципальному служащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня (часть 4.1).

Судом установлено, что Иткулова Ф.Ж. на день увольнения состояла на младшей муниципальной должности – специалист 1 категории администрации МО Бродецкий сельсовет с 10.12.2018 года, уволена с занимаемой должности 03.10.2019 года по собственному желанию(распоряжение от 27.09.2019 года №36-л) (л.д.38).

В соответствии решением Совета Депутатов №112 от 14.06.2019 года на специалиста 1 категории администрации МО Бродецкий сельсовет Иткулову Ф.Ж. возложено исполнение полномочий главы муниципального образования.

Распоряжением №37-л от 27.09.2019 года Иткулова Ф.Ж. сложила полномочия по исполнению обязанности главы муниципального образования.

Распоряжение об увольнении принимала сама истец, поскольку замещала муниципальную должность - главы муниципального образования.

Из приобщённого в материалы дела журнала регистрации распоряжений главы муниципального образования Бродецкий сельсовет, номенклатурное дело №02-07-10 следует, что истец сначала издала распоряжение о своём увольнении за №36, затем распоряжение №37 от 27.09.2019 года « О сложении полномочий исполняющей обязанностей главы муниципального образования Бродецкий сельсовет Оренбургского района Оренбургской области» (л.д.65-67).

Таким образом, при издании распоряжения истец не отразила в распоряжении выплату полагающейся компенсации за неиспользованный отпуск.

Материалами дела подтверждается, что истец на момент увольнения отработала 9 месяцев 25 дней. За отработанное время истцу положен отпуск продолжительностью 29.69 дней (основной отпуск 30 дней + 3 дня за ненормированный рабочий день +дополнительный за выслугу лет 5 календарных дней (стаж муниципальной службы 8 лет 5 месяцев 21 день). Установлено, что истец использовала 21 день отпуска, что не оспаривалось ответчиком. Неиспользованная часть отпуска составила 8, 69 дней.

Согласно статье 2 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 N 1582/326-IV-ОЗ (ред. от 01.09.2017)"О порядке и условиях предоставления муниципальным служащим Оренбургской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска" продолжительность отпуска за выслугу лет исчисляется исходя из стажа муниципальной службы в следующем порядке:

при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;

при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней.

При этом, при расчете муниципального стажа суд принимает во внимание положения части 3 статьи 12 ТК РФ, в соответствии с которыми закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Соответственно, в стаж муниципальной службы Иткуловой Ф.Ж. начинает исчисляться с 17.03.2008 года.

Согласно ч. 4 ст. 139 Трудового кодекса РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). Аналогичные особенности порядка исчисления средней заработной платы установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Пунктом 2 Положения установлено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Данный пункт также содержит перечень таких выплат.

Согласно приведенным нормам, расчет среднего заработка истицы за отработанный период не соответствует указанному в справке от 13.11.2019 года. В силу принципа диспозитивности гражданского процесса и положений статьи 39 ГПК РФ, в соответствии с которой истец формирует исковые требования, при расчете подлежащей выплате компенсации суд принимает во внимание средний заработок, подтверждённый ответчиком в справке от13.11.2019 года (л.д.21). Соответственно, компенсации подлежит:18518,34 :29,3*8,69=5555, 50 рублей.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав, а также судебную защиту права работника на компенсацию морального вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац четвертый пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Таким образом, определяя размер компенсации, суд не может действовать произвольно.

Компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Принимая во внимание установление нарушения трудовых прав истца, вместе с тем, истец сама издавала распоряжение о своем увольнении, в котором не предусмотрела полный расчет. Установлено, что письменно истец не обращалась к работодателю за компенсацией, соответственно, у ответчика обязанность по выплате компенсации возникла с момента получения искового заявления, т.е. с 26.11.2019 года (л.д.24). Эта обязанность ответчиком не исполнена на момент рассмотрения судом спора. При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, что является разумным и справедливым.

Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса РФ, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса РФ.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса РФ).

Размер компенсации составит: 5555, 50 х 7% х1/150(с 4.10.по 27.10.2019 года + 5555, 50 х 6,5% х1/150 (28.10 по 27.01.2020 ) =261.40 рублей. Таким образом, исковое требование в этой части подлежит частичному удовлетворению.

Разрешая требования, в части незаконного удержания из заработной платы 300 рублей, суд принимает во внимание следующее. Из материалов дела следует, что в период работы в подотчет на приобретение принтеров и картриджей истица по расходному кассовому ордеру №97 от 18.12.2018 года получила 24598 рублей, отчиталась не полностью, за 300 рублей отчет не представила (л.д47-51).

Перечень случаев возложения на работника материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба приведен в статье 243 ТК РФ. К таким случаям отнесена и недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (подпункт 2 части первой статьи 243 ТК РФ).В рассматриваемом случае оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности не имеется, поскольку отчет о расходовании основной части суммы представлен и работодателем учтен. За сумму 300 рублей истец на момент увольнения не отчиталась, указанная сумма была выявлена и удержана ответчиком.

Обращаясь с указанным иском, истец ссылается на понесенные им расходы в размере 10000 рублей, оплаченных представителю Ефременко С.Б., подтверждая понесённые расходы договором возмездного оказания услуг от 21.11.2019 года, распиской от 21.11.2019 года о получении денежной суммы 10000 рублей.

Поскольку спор разрешен по существу в пользу истца, следовательно, обоснованно заявляет требование о компенсации судебных расходов.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований, в силу ст.98 ГПК РФ судебные расходы возмещаются пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.

Из материалов дела следует, что в рамках данного дела Ефременко С.Б. выступал представителем истца, участвовал в 3-х судебных заседаниях, в том числе в одном совместно с истцом.

Согласно положению пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов.

Учитывая, что основное требование истца удовлетворено на 73%(5555,50х100/7611,04, 10000 х73%=7300), то с учетом требования разумности и справедливости, исходя из характера рассмотренного спора, суд считает необходимым установить разумный предел для компенсации в 5000 рублей.

Истец в силу закона(статья 393 Трудового кодекса РФ ) был освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с требованиями статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.100, 103, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Иткуловой Фариды Жадитовны удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального образования Бродецкий сельский совет Оренбургского района Оренбургской области в пользу Иткуловой Фариды Жадитовны денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5555 рублей 50 копеек, в счет компенсации морального вреда 500 рублей, денежную компенсацию за задержку выплаты окончательного расчета в размере 261 рублей 40 копеек, в счет компенсации расходов по оплате услуг представителя 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать администрации муниципального образования Бродецкий сельский совет Оренбургского района Оренбургской области в доход бюджета администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судом 19.02.2020 года.

Судья: Р.А.Солдаткова