дело № 2-2854/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2018 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи | Ж.В. Афанасьевой, |
при секретаре | ФИО2, |
С участием:
представителя истца помощника прокурора Н.В. Тютиной,
ответчика ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
третьего лица ФИО5,
представителя третьего лица
Администрации МО Оренбургский район ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданскоедело по исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области к главе муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО3 о взыскании неправомерно выплаченных из бюджета муниципального образования денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд
с вышеуказанным иском, ссылаясь в обоснование на следующее.
Порядок и расчет денежного содержания главы муниципального образования и муниципальных служащих МО Никольский сельсовет в период с 21.12.2012 года – 20.03.2015 года регламентирован решением Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 21.12.2012 года №159.
Вместе с тем, глава администрации МО Никольский сельсовет Оренбургского района ФИО3 в нарушение ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч. 2 ст.15 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 №1611/339- IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области» утвердила штатные расписания на 17.05.2014 года, на 01.12.2014 года, на 01.01.2015 года, противоречащие указанному решению Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 21.12.2012 года №159.
В результате указанных недобросовестных и противоправных действий со стороны главы МО Никольский сельсовет ФИО3, ею неправомерно получено из бюджета МО Никольский сельсовет в качестве зарплаты за период с 01.11.2014 года – 20.03.2015 года 80554 руб. 61 коп., которые подлежат возврату на основании ст. 1102 ГК РФ, а также неправомерно выплачено муниципальным служащим администрации МО Оренбургский район за период с 01.11.2014 года – 20.03.2015 года 164028 руб. 87 коп., которые также подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 1064 ГК РФ.
На основании изложенного истец просит суд взыскать с ФИО3 сумму неосновательного обогащения за период с 01.11.2014 года – 20.03.2015 года в пользу бюджета МО Никольский сельсовет Оренбургского района 80554руб. 61 коп., а также причиненный ущерб в размере 164028руб. 87 коп.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании ответчик и ее представитель возражали относительно исковых требований, ссылаясь на то, что нарушений использования норматива формирования расходов на оплату труда в 2014 и 2015 годы не было. Действительно зарплата в спорный период начислялась в соответствии со штатными расписаниями, утвержденными не на основании решения Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 21.12.2012 года №159, а на основании решения Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 29.10.2010 года №4. При утверждении решения Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 21.12.2012 года №159 ошибочно были взяты оклады и надбавки, установленные для муниципальных служащих МО администрации Оренбургского района, в результате чего зарплата главы МО Никольский сельсовет и иных муниципальных служащих уменьшилась, что являлось бы нарушением трудовых прав работников. Проект указанного решения был подготовлен специалистом МО Никольский сельсовет и ею надлежащим образом проверен не был. Полагает, что в ее действиях отсутствует недобросовестность, следовательно, выплаченная ей зарплата за спорный период на основании ст. 1109ГК РФ не подлежит возврату в бюджет МО Никольский сельсовет, а также отсутствует ущерб МО Никольский сельсовет.
Третье лицо ФИО5, одновременно представляя интересы Администрации МО Никольский сельсовет, с иском также не согласилась, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области также полагала необходимым оставить требования Оренбургского прокурора без удовлетворения ввиду их необоснованности.
Третьи лица ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 в судебном заседании показал, что является депутатом Совета депутатов МО Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области двух созывов с 2010 года. В 2012 году на заседании Совета депутатов было принято решение о том, что по фонду оплаты труда никаких изменений не должно быть, если будет увеличение зарплаты, то будут уменьшать премии.
Суд, выслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных тужащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч. 2 ст.15 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 №1611/339- IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством Оренбургской области.
Судом установлено, что главой Администрации МО Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и одновременно членом Совета депутатом является ответчик.
Порядок и расчет денежного содержания главы муниципального образования и муниципальных служащих МО Никольский сельсовет в период с 21.12.2012 года – 20.03.2015 года регламентирован решением Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 21.12.2012 года №159.
Согласно ст. 2, ст. 3 Приложения №1 к Решению денежное содержание лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и муниципальных служащих состоит из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К ежемесячным выплатам относятся:
- должностной оклад;
- надбавки к должностному окладу за: выслугу лет на муниципальной службе; особые условия службы; ежемесячное денежное поощрение.
Согласно ст. 4 Приложения №1 к Решению размеры должностных окладов лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и должности муниципальной службы устанавливаются единой схемой должностных окладов, утверждаемой решением Совета депутатов муниципального образования Никольский сельсовет.
Согласно Приложению 2 к Решению должностной оклад главы муниципального образования составляет 6870 руб., заместителя главы администрации 5498 руб., ведущего специалиста 5498 руб., специалиста 1 категории 4122 руб., специалиста 2 категории - 3435 руб.
В нарушение указанных норм, штатными расписаниями администрации МО Никольский сельсовет, утвержденными главой муниципального образования ФИО3 на 17.05.2014, на 01.12.2014, на 01.01.2015, установлены должностные оклады: главе муниципального образования - 7247 руб., заместителю главы администрации - 5800 руб., ведущему специалисту 5800 руб., специалисту 1 категории 4349 руб., специалисту 2 категории - 4349 руб. и 3624 руб.
Согласно п. 1. Приложения к Положению размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы устанавливается:
- лицам, замещающим выборные муниципальные должности до 60% должностного оклада,
- лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы до 50% должностного оклада (в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 №1599/344-IV-03 «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области» должность заместителя главы местной администрации отнесена к высшим должностям муниципальной службы)
- лицам, замещающим главные должности муниципальной службы до 45%
- лицам, замещающим старшие должности муниципальной службы до 35 % должностного оклада, (соответствует должностям ведущий и главный специалист);
- лицам, замещающим младшие должности муниципальной службы до 30% должностного оклада (соответствует должностям специалист 1. 2 категории)
В нарушение указанных норм, штатными расписаниями администрации МО Никольский сельсовет, утвержденными главой муниципального образования ФИО3 на 17.05.2014, на 01.12.2014, 01.01.2015, установлены размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы главе муниципального образования - 170 %, заместителю главы администрации - 50 % руб., ведущему специалисту 55%, специалисту 1 категории 50 %, специалистам 2 категории - 55 и 84 %.
Согласно п. 1 раздела «Ежемесячное денежное поощрение» Приложения к решению ежемесячное денежное поощрение может быть установлено до 25 % должностного оклада.
В нарушение указанных норм, штатными расписаниями администрации МО Никольский сельсовет, утвержденными главой муниципального образования ФИО3 на 17.05.2014, на 01.12.2014, 01.01.2015, установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 120%.
Таким образом, судом установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что расчет и выплата денежного содержания главы администрации МО Никольский сельсовет и муниципальных служащих в период: 01.11.2014 по 20.03.2015 производился исходя из штатных расписаний администрации, которые противоречили решению Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 21.12.012 №159.
С 20.03.2015 вопросы денежного содержания муниципальных служащих регламентированы решением Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 20.03.015 №237.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в результате утверждения главой администрации МО Никольский сельсовет ФИО3 указанных штатных расписаний на 17.05.2014 года, на 01.12.2014 года, 01.01.2015 года, которые заведомо противоречат решению представительного органа от 21.12.2012 года №159, ею неправомерно получено из бюджета МО Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области за период с 01.11.2014 года-20.03.2015 года - 80554 руб. 61 коп.
Данная сумма заявлена прокурором к взысканию в качестве неосновательного обогащения.
Согласно ст. 1101 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Непременным условием возникновения неосновательного обогащения является то, что перераспределение имущества или денежных средств происходит без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
В силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Аналогичные положения закреплены в ч. 4 ст. 137 Трудового кодекса РФ заработная плата, в силу которой, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
На лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений ст. 56 ГПК РФ лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.
Под недобросовестностью понимаются прежде всего противоправные действия или бездействие участников правоотношений. Недобросовестными могут быть признаны лишь граждане, которые, совершая противоправные действия или бездействие, знали или должны были знать о характере этих действий и их последствиях.
Применительно к положениям ст. 1109 ГК РФ получателя денежных сумм следует считать недобросовестным лишь в том случае, когда он достоверно знал о неправомерности получения им денежных средств.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что утверждая штатное расписание, заведомо для ответчика, противоречащее решению Совета депутатов МО Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 21.12.2012 года №159, получая денежные средства из бюджета МО Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области за период с 01.11.2014 года-20.03.2015 года в размере 80554 руб. 61 коп., ФИО3 действовала недобросовестно, поскольку знала, что в соответствии с решением Совета депутатов не должна была получать зарплату в спорный период в размере, установленном штатном расписании.
В связи с чем, денежная сумма в качестве зарплаты в размере 80554 руб. 61 коп. за период с 01.11.2014 года-20.03.2015 года, полученная сверх сумм, определенных Решением Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 21.12.2012 года №159, является неосновательным обогащением ответчика, которая подлежит возврату в бюджет МО Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
При таких обстоятельствах, иск прокурора Оренбургского района Оренбургской области в части требований о взыскании с ФИО3 неосновательно полученных ею денежных средств в размере 80554 руб. 61 коп. за период с 01.11.2014 года-20.03.2015 года законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы ФИО3 об отсутствии недобросовестности в ее действиях являются несостоятельными, поскольку, являясь главой администрации, участвуя в принятии решения Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 21.12.2012 года №159, она в последствие утверждает штатные расписания, где устанавливаются иные должностной оклад и надбавки, противоречащие указанному решению, влекущие за собой уплату зарплаты в размере большем, чем установлено указанным решением представительного органа.
Ссылки ответчика на то, что в результате данных выплат администрацией муниципального образования не превышены нормативы формирования расходов на оплату труда, как и фонд оплаты труда, при взыскании неосновательного обогащения не имеют значения, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является факт необоснованно полученных ответчиком из бюджета МО Никольский сельсовет денежных средств, который судом установлен.
Разрешая требования прокурора Оренбургского района о взыскании с ответчика ущерба в виде выплаченной работникам администрации МО Никольский сельсовет Оренбургского района зарплаты за период с 01.11.2014 года-20.03.2015 года в размере 164028 руб. 87 коп., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в указанной части ввиду следующего.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Общими условиями гражданско-правовой ответственности являются противоправность нарушения, наличие вреда или убытков, прямая причинно- следственная связь между противоправным поведением и вредом (убытками), а также вина правонарушителя.
Под противоправностью понимается такое поведение лица (действие, бездействие), которое нарушает нормы действующего законодательства.
Судом установлено, что в результате утверждения главой МО Никольский сельсовет ФИО3 штатных расписаний на 17.05.2014, на 01.12.2014, 01.01.2015, не соответствующих решению Совета депутатов МО Никольский сельсовет от 21.12.012 №159 работникам администрации МО Никольский сельсовет за период с 01.11.2014 по 20.03.2015 было выплачено: 164028,87 руб.
Вместе с тем, доказательств того, что в результате данных выплат администрацией муниципального образования превышены нормативы формирования расходов на оплату труда, как и фонд оплаты труда, то есть бюджету МО Никольский сельсовет был причинен вред (ущерб), прокурором не представлено.
Напротив судом установлено, что результате данных выплат администрацией муниципального образования не превышены нормативы формирования расходов на оплату труда, как и фонд оплаты труда.
Из материалов дела следует, что норматив формирования расходов на оплату труда в 2014 году для МО Никольский сельсовет оставил 1781 000 руб., фактически исполнено 1736 000 руб., норматив формирования расходов на оплату труда и фактически израсходовано в 2015 году – 1569 000 руб.,
При этом средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств фонда оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое расходование бюджетных средств.
Таким образом, довод истца о причинении ответчиком ущерба муниципальному образованию, материалами дела не подтверждается, отсутствует одна из его составляющих, а именно причинение вреда (ущерба) бюджету МО Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
На основании ст. 198 ГПК РФ с ответчика в бюджет МО Оренбургский район Оренбургской области подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 2616 руб. 63 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области к главе муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО3 о взыскании неправомерно выплаченных из бюджета муниципального образования денежных средств, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3 в бюджет МО Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в качестве неосновательного обогащения денежную сумму, выплаченную за период с 01.11.2014 года – 20.03.2015 года в размере 80554 (восемьдесят тысяч пятьсот пятьдесят четыре) руб. 61 коп.
В удовлетворении остальной части иска прокурора Оренбургского района Оренбургской области, отказать.
Взыскать с ФИО3 в доход бюджета МО Оренбургский район Оренбургской области госпошлину в размере 2616 (две тысячи шестьсот шестнадцать) руб. 63 коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Афанасьева Ж.В.
В окончательной форме решение изготовлено 10.04.2018 года