Дело № 3а-226/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2019 года г.Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Слиповичевой Н.А.,
с участием представителя административного истца Пчела Ю.А. и представителя административного ответчика Ахмерова Э.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к местной мусульманской религиозной организации с.Линевка Соль-Илецкого района Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) о ликвидации юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЛЮ),
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что местная мусульманская религиозная организация (адрес) Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области 11 мая 2000 года. Однако религиозной организацией сведения для внесения записи в ЕГРЛЮ не представлены, что является грубым нарушением законодательства.
В связи с неисполнением требований федерального законодательства административный истец просит ликвидировать и исключить местную мусульманскую религиозную организацию (адрес) Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) из ЕГРЮЛ.
В судебное заседание не явился представитель МИФНС России № по (адрес), извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица, извещенного надлежащим образом.
Представитель административного истца Пчела Ю.А. в судебном заседании поддержала требования административного иска, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Ахмеров Э.Х. признал требования административного иска.
Исследовав материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений пункта 5 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской рассматриваются областным судом в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ), а также Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона №125-ФЗ, религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц, порядок и основания ее применения предусмотрены статьей 14 Федерального закона №125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац третий пункта 1, пункт 3).
Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что местная мусульманская религиозная организация (адрес) Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) была зарегистрирована Управлением юстиции Оренбургской области 11 мая 2000 года, приказ № 19.
О государственной регистрации религиозной организации Управлением юстиции Оренбургской области выдано свидетельство от 11 мая 2000 года №.
Согласно информационному письму Оренбургского областного комитета государственной статистики от 1 марта 2001 года № местная мусульманская религиозная организация (адрес) Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) включена в состав Единого государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена обязательная государственная регистрация религиозной организации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При государственной регистрации религиозной организации сведения о ней, перечисленные в п. 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ, должны быть внесены в ЕГРЮЛ.
Как следует из пункта 3 статьи 26 Федерального закона № 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Как следует из справки № о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 17 марта 2019 года последняя отчетность административным ответчиком представлена в налоговый орган 1 июля 2013 года (единая упрощенная налоговая декларация за 6 месяцев 2013 года), расчетные счета, открытые в кредитных организациях, отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что административным ответчиком грубо нарушены нормы федерального законодательства, что является основанием для удовлетворения административного искового заявления.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области удовлетворить.
Ликвидировать местную мусульманскую религиозную организацию (адрес) Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда О.В.Хакимова
Полный текст решения изготовлен (дата)