НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 29.01.2020 № 3А-37/20

Дело № 3а-37/2020 (3а-617/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 29 января 2020 года

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К.

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием прокурора Губаревой О.А.,

представителей административного истца публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» Черковой Т.П., Шарапова А.А.,

представителя административного ответчика департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Стаценко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» об оспаривании приказов департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27 сентября 2019 года №144-э/э «О внесении изменений в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э», от 27 сентября 2019 года №145-э/э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области», от 27 сентября 2019 года №146-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»,

установил:

по результатам плановой выездной проверки Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - департамент), проведенной в 2018 году на основании приказа ФАС России от 19 ноября 2018 года № 1598/18, выдано предписание от 9 августа 2019 года № ВК/69394/19, согласно которому департамент признан нарушившим пункты 17, 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, пункт 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, пункты 7, 26, 28, 29, 30, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в отношении филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» на 2016 - 2018 годы, которым предписано:

1. департаменту в срок до 1 сентября 2019 года (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

1.1. исключить из базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» на 2018 год расходы по статьям затрат:

«Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам» в размере 86 650,97 тыс. рублей.,

«Прочие расходы из прибыли» в размере 69 287,63 тыс. рублей.,

1.2. исключить из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МPCK Волги» - «Оренбургэнерго» расходы по статьям затрат:

«Погашение заемных средств на 2018 год» в размере 512,0 тыс. рублей;

2. произвести дополнительный экономический анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «МPCK Волги» - «Оренбургэнерго», на основании мотивировочной части предписания и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета/неучета представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 по следующим статьям:

«Базовый уровень подконтрольных расходов на 2012 год»;

«Материальные затраты (ГСМ, прочие вспомогательные материалы)» на 2018 год;

«Затраты на оплату труда» на 2018 год;

«Работы и услуги непроизводственного характера» на 2018 год;

«Отчисления на социальные нужды (ЕНС)» на 2012-2018 годы;

«Плата за аренду имущества и лизинг» на 2016-2018 годы;

«Корректировка НВВ/экономия средств» на 2016-2018 годы;

3. по результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания департаменту пересмотреть базовый уровень операционных расходов 2012 года, базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» на 2012-2018 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний № 228-э и № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 предписания департаменту принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год в отношении филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», а также единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Оренбургской области не позднее 1 сентября 2019 года.

В исполнении предписания ФАС России от 9 августа 2019 года № ВК/69394/19 департаментом внесены изменения в приказ от 29 декабря 2017 года № 230-э/э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций». Департаментом приняты приказы от 27 сентября 2019 года №144-э/э «О внесении изменений в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э» (далее – Приказ №144-э/э), от 27 сентября 2019 года №145-э/э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области» (далее – Приказ №145-э/э), от 27 сентября 2019 года №146-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее – Приказ №146-э/э).

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» (далее - ПАО «МРСК Волги»), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Оренбургской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приказов департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27 сентября 2019 года №144-э/э, №145-э/э, №146-э/э.

Требования мотивированы тем, в нарушении требований действующего законодательства единые котловые тарифы, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями, действующие на территории Оренбургской области, а также долгосрочные параметры регулирования в части базового уровня операционных расходов и размер необходимой валовой выручки на долгосрочный период, установленные в отношении административного истца, пересмотрены в течении периода регулирования. Указывают, что предписание ФАС России от 9 августа 2019 года № ВК/69394/19 не может являться основанием для пересмотра тарифно - балансовых решений общества, а вновь установленная необходимая валовая выручка рассчитана в экономически необоснованном размере. Данные обстоятельства влекут образование убытков для общества. Считает, что департаментом нарушены требования законодательства при составлении экспертного заключения и протокола к Приказу №144-э/э, указывает, что административный ответчик, нарушив требования законодательства, необоснованно исключил из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года в части расходов на материальные затраты, горюче-смазочные материалы, затраты в сумме 1 516, 57 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 105 129,82 тыс. рублей. Департамент необоснованно исключил из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года в части расходов на оплату труда затраты в сумме 102 467,00 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 2 250 527,99 тыс. рублей; необоснованно исключил из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года по статье «Работы и услуги непроизводительного характера» расходы на страхование затраты в сумме 23 349,27 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 19 982,86 тыс. рублей; необоснованно исключил из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года общесистемные (общехозяйственные) расходы (расходы на управление ПАО «МРСК Волги») в сумме 357 107,00 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 0 тыс. рублей; необоснованно исключил из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в сумме 86 650,97 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 0 тыс. рублей; необоснованно исключил из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года в части прочих расходов из прибыли не учитываемые в целях налогообложения затраты в сумме 69 287,63 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 0 тыс. рублей; необоснованно установил уровень подконтрольных расходов на 2019 год в размере 3 453 898,06 руб.; необоснованно исключил из базового уровня неподконтрольных расходов 2018 года в части оплаты за аренду имущества и лизинг затраты в сумме 5 868,09 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 201 318,81 тыс. рублей; необоснованно исключил из уровня неподконтрольных расходов 2018 года в части отчислений на социальные нужды (ЕСН) затраты в сумме 31 149,97 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 684 160,51 тыс. рублей; необоснованно исключил из уровня неподконтрольных расходов 2018 года в части налога на прибыль затраты в сумме 17 449,9 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 13 043,50 тыс. рублей; необоснованно исключил из базового уровня неподконтрольных расходов 2019 года в части оплаты за аренду имущества и лизинг затраты в сумме 295,98 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 218 255,02 тыс. рублей; необоснованно исключил из уровня неподконтрольных расходов 2018 года в части отчислений на социальные нужды (ЕСН) затраты в сумме 31 989,63 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 702 602,42 тыс. рублей; необоснованно исключил из уровня неподконтрольных расходов 2018 года в части налога на прибыль затраты в сумме 17 788,83 тыс. рублей, установив новый уровень расходов в размере 13 395,09 тыс. рублей.

Административный истец просит суд признать недействующими с момента принятия с 1 октября 2019 года:

1. приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27 сентября 2019 года № 144-э/э «О внесении изменений в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года №230-э/э» в части установления:

1.1 базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», утверждённых на 2018 - 2022 годы в размере 3 363 240,12 тыс. рублей;

1.2 размера подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», учтенного в НВВ 2018 года в размере 3 363 240,12 тыс. рублей:

1.2.1 расходов на ГСМ в размере 105 129,82 тыс. рублей,

1.2.2 расходов на оплату труда в размере 2 250 527,99 тыс. рублей,

1.2.3 расходов на страхование в размере 19 982,86 тыс. рублей,

1.2.4 общесистемных (общехозяйственных) расходов (расходов на содержание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги») в размере 0 тыс. рублей,

1.2.5 расходов на формирование резервов по сомнительным долгам в размере 0 тыс. рублей,

1.2.6 прочих расходов из прибыли в размере 0 тыс. рублей,

1.3 размера подконтрольных расходов на 2019 год в размере 3 453 898,06 тыс. рублей;

1.4 размера неподконтрольных расходов на 2018 год в размере 4 681 821,74 тыс. рублей:

1.4.1 платы за аренду имущества и лизинг в размере 201 318,81 тыс. рублей,

1.4.2 отчислений на социальные нужды (ЕСН) в размере 684 160,51 тыс. рублей,

1.4.3 налог на прибыль в размере 13 043,50 тыс. рублей;

1.5 размера неподконтрольных расходов на 2019 год в размере 4 797 515,69 тыс. рублей,

1.5.1 платы за аренду имущества и лизинг в размере 218 255,02 тыс. рублей,

1.5.2 отчислений на социальные нужды (ЕСН) в размере 702 602,42 тыс. рублей,

1.5.3 налог на прибыль в размере 13 395,09 тыс. рублей;

2. приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27 сентября 2019 года № 145-э/э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области»;

3. приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27 сентября 2019 года № 146-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями».

В ходе рассмотрении дела административный истец подал письменное заявление, в котором просил не применять при рассмотрении дела предписание ФАС России от 9 августа 2019 года № ВК/69394/19, противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представители административного истца ПАО «МРКС Волги» Черкова Т.П., Шарапов А.А., действующие на основании доверенностей, административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Стаценко А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска.

Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Оренбургской областной прокуратуры, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Таких оснований для признания оспариваемых приказов департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов незаконными судом не установлено.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике).

Закон об электроэнергетике устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1).

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике в силу положения части 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу положения части 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее – Правила регулирования), определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными этим же постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 35 указанных Правил регулирования цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.

В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).

В соответствии с подпунктами 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Оренбургской области в соответствии с положением о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, утверждённым указом Губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2015 года № 141-ук, является названный департамент.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ПАО «МРСК Волги» зарегистрировано 29 июня 2007 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, основным видом деятельности является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Приказом ФСТ России от 27 июня 2008 года № 237-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии и является субъектом естественных монополий.

В связи с осуществлением филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» регулируемого вида деятельности в 2019 году в отношении филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» в период с 1 января 2019 года по 30 сентября 2019 года действовали следующие приказы:

- приказ департамента от 27 сентября 2019 №145-э/э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области», срок действия приказа – до 31 декабря 2019 года;

приказ департамента от 27 сентября 2019 года № 146-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», срок действия приказа до 31 декабря 2019 года.

- приказ департамента от 27 сентября 2019 № 144-э/э «О внесении изменений в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э».

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования данные приказы опубликованы на сайте департамента и на портале официального опубликования нормативных актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области www.pravo.orb.ru.

Согласно статье 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

В силу статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике являются, в том числе:

- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);

- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;

- учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);

Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности течение расчетного периода регулирования.

Из положений пункта 7 Основ ценообразования следует, что регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

Федеральная антимонопольная служба в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулированию цен (тарифов) на виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

В силу пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать (направлять) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе, законодательством о государственном оборонном заказе, законодательством об электроэнергетике, законодательством о государственном регулировании тарифов и законодательством о естественных монополиях.

Таким образом, предписание ФАС России от 9 августа 2019 года № ВК/69394/19, выданное департаменту по результатам выездной плановой проверки, вынесено в пределах установленных законодательством полномочий, сторонами не оспаривалось, является законным основанием для пересмотра департаментом принятых решений об установлении цен (тарифов) в целях приведения решений в соответствие с законодательством Российской Федерации. В связи с этим оснований для неприменения данного ненормативного акта при рассмотрении настоящего дела не усматривается.

Из пояснений представителя административного ответчика и материалов дела следует, что на основании предписания ФАС Росси 27 сентября 2019 года состоялось заседание коллегии, что подтверждается протоколом № 48, департаментом проведен дополнительный анализ обоснованности затрат, по результатам которого были исключены расходы, признанные необоснованными. Экспертное заключение содержит полную информацию с указанием мотивов исключения необоснованных затрат. В связи с изложенным ссылки административного истца на то, что единые котловые тарифы, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также долгосрочные тарифы регулирования пересмотрены в течении периода регулирования, а предписание ФАС России не является основанием для пересмотра тарифа, являются несостоятельными, не соответствуют нормам законодательствам и обстоятельствам дела.

Пунктом 8 Основ ценообразования установлено, что регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями.

Из пояснений административного ответчика следует, что тарифы для филиала ПАО «МРСК Волги» - Оренбургэнерго» установлены департаментом с применением метода индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания 98-э).

До перехода к регулированию тарифов, устанавливаемых с помощью долгосрочной индексации, до 2018 года деятельность филиала «Оренбургэнерго» регулировалась методом доходности инвестиционного капитала в период 2011-2017 годов. Согласно пункту 39 Основ ценообразования при изменении метода регулирования корректировка производится в соответствии с теми методическими указаниями, в соответствии с которыми была установлена НВВ, то есть в соответствии с приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э «Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением доходности инвестиционного капитала».

Согласно пункту 12 Основ ценообразования в отношении территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, не допускается.

Поскольку филиал «Оренбургэнерго» не является организацией территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, регулирование филиала осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности.

В силу пункта 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

При этом расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе: расходы на оплату труда и страховые взносы (подпункт 6 пункт 18 Основ ценообразования), прочие расходы (подпункт 8 пункт 18 Основ ценообразования).

Подпунктом 4 пункта 19 Основ ценообразования установлено, что расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

В состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются: расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования); расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов; расходы на обучение персонала; иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из указанного следует, что в необходимую валовую выручку включается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования; размер необходимой валовой выручки, относимой к конкретному филиалу.

Согласно Приказу № 144-э/э базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год составил 3 363 240,12 тыс. рублей в связи с исключением департаментом расходов на сумму 640 378,44 тыс. рублей по следующим статьям:

Горюче-смазочные материалы (далее по тексту - ГСМ)– 1 516,57 руб.;

расходы на оплату труда 102 467 тыс. рублей;

расходы на страхование 23 349,27 тыс. рублей;

общесистемные расходы (расходы на содержание исполнительного аппарата «МРСК Волги» 357 107 тыс. рублей;

расходы на формирование резервов по сомнительным долгам 86 650,97 руб.;

прочие расходы из прибыли 69 287,63 рублей.

Расходы на ГСМ.

Обращаясь с административным исковым заявлением, общество указало, что экономически обоснованными расходами на ГСМ, подлежащими к учету в базовом уровне подконтрольных расходов на 2018 год, являются расходы в размере 106 646,39 рублей, так как возможность их учета в тарифных решениях подтверждена действующим законодательством, расходы обязательны для ведения деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии, размер расходов подтвержден документально.

Суд не может согласиться с данным доводом заявления по следующим основаниям.Как следует из пунктов 24, 29 Основ ценообразования, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть получены из предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации. В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).

При разрешении спора в этой части суд исходит из того, что поскольку отсутствуют указанные данные, то расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Согласно первоначальному расчету департамента расчетная величина расходов административного истца на ГСМ составила 106 646,39 тыс. рублей.

Между тем, предложение ПАО «МРСК Волги» согласно тарифной заявки на 2018 год в потребности объема расходов на ГСМ на 2018 год составляло 105 129,82 тыс. рублей, что на 1 516,57 тыс. рублей меньше величины, учтенной департаментом, которые подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года, о чем было указано в предписании ФАС России.

Проведенным экспертами департамента анализом предоставленной обществом информации установлено, что документов, подтверждающих необходимость увеличения расходов на ГСМ в целях осуществления регулируемой деятельности, свидетельствующих об увеличении объема обслуживаемого электрооборудования сверх заявленной величины объема условных единиц, филиалом не представлено.

Между тем законодательством на предприятие возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

При таких данных, суд приходит к выводу о том, что включение затрат на ГСМ с превышением над заявленной потребностью организации в размере 1 516,57 рублей при отсутствии в тарифном деле документов, подтверждающих необходимость увеличения указанных затрат, ведет к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей, в том числе на население Оренбургской области, и является экономически необоснованными расходами.

Кроме того, судом принято во внимание, что в соответствии с заявлением от 27 апреля 2017 года филиал «Оренбургэнерго» перешел на метод установления тарифов с использованием долгосрочной индексации НВВ. В соответствии с положениями пункта 11 Методических указаний 98-э корректировка базового уровня подконтрольных расходов 2018 года, в котором учтены, в том числе затраты на ГСМ, в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов должна производится начиная с установления тарифов на 2021 года.

Расходы на оплату труда.

Общая численность работников ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» составляет 4 561 человек, регулирующим органом указанная численность определена в 4 219 человек, разница составляет 210 человек.

Суд при разрешении заявленных требований административного истца в указанной части исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. По смыслу пунктов 12, 17 Правил такие расходы также должны быть подтверждены обосновывающими документами.

Согласно данным таблицы П 1.16, представленной в материалах дела, в соответствии с требованиями Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее Методические указания №20-э/2), а также данным формы статистической отчетности №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», данным раздельного учета, фактическая численность в 2016 году филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» составляет 4 351 человек.

При установлении величины расходов на 2018 год приказом департамента от 29 декабря 2017 года № 230-э/э в части размера Фонда оплаты труда (далее по тексту - ФОТ) департаментом было учтено увеличение затрат на ФОТ в части заполнения вакансий по действующему штатному расписанию в количестве 210 человек (с 4 351 до 4 561) в объеме денежных средств 102 467,00 рублей.

Штатное расписание, подтверждающее увеличение численности до 4561 человек, на дату установления необходимой валовой выручки на 2018 год приказом от 29 декабря 2017 года № 230-э/э, было предоставлено.

Согласно протоколу от 29 декабря 2017 года № 54 следует, что представитель филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» присутствовал на заседании коллегии, выразил согласие с предлагаемыми к установлению долгосрочными параметрами регулирования и необходимой валовой выручкой на 2018-2022 годы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго, в том числе с увеличением затрат на ФОТ в части заполнения вакансий по действующему штатному расписанию в количестве 210 человек (до 4 561 человека) в объеме денежных средств 102 467,00 тыс. рублей.

Однако на дату проведения анализа расходов по фонду оплаты труда по предписанию ФАС России, установленных ранее приказом от 29 декабря 2017 года № 230-э/э, организацией уже были предоставлены данные письмом от 17 мая 2019 года № МР6/125/01.3/138 о фактической численности за 2018 год в количестве 4 219 человек.

Таким образом, ожидаемая численность в 2018 года 4 561 человек не подтвердилась фактическими данными.

Согласно экспертному заключению к Приказу № 144-э/э размер среднемесячной заработной платы составляет 42 911,2 тыс. рублей.

В ходе анализа, проведенной департаментом по предписанию ФАС России, было учтено увеличение фактического процента премирования по индексу роста потребительских цен на 2017 год 1,047 в соответствии с прогнозом социально – экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

При определении процента вознаграждения по итогам работы за год 11,5 % департаментом приняты во внимание фактические данные о проценте вознаграждения по итогам работы филиала ПАО «МРСК Волги» без учета фактического процента в связи с ограничением предельного роста тарифов на 2018 год.

Таким образом, установленный при пересмотре размер ФОТ по предписанию ФАС России определен в соответствии с Основами ценообразования, является экономически обоснованным, а доводы общества, приводимые им в административном исковом заявлении, о том, что размер расходов подтвержден документально, подлежат отклонению ввиду несостоятельности.

Расходы на страхование.

Административный истец полагает, что департамент необоснованно исключил из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года по статье «Работы и услуги непроизводительного характера», в части расходов на страхование затраты в сумме 23 349,27 рублей, установив новый уровень расходов в размере 19 982,86 рублей.

Доводы административного иска в данной части суд находит необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности.

В ходе дополнительного анализа расходов на страхование департаментом были рассмотрены и проанализированы представленные письмами Филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» №МР6/125/01.3/203 от 28 апреля 2017 года и №МР6/125/01.3/588 от 21 декабря 2017 года документы, обосновывающие затраты на страхование: расшифровка расходов на страхование по филиалу ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» 2016-2018 годы, расшифровка страховых взносов исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги» по факту 2016 года и за период 2017 – 2018 годы, реестры договоров страхования за 2016 год, договоры страхования филиала за 2016 год, страховые выплаты, полученные филиалом за 2015-2016 годы, положение о филиале ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», коллективный договор ПАО «МРСК Волги» о распространении на всех работников филиала трудовых и социальных гарантий, в том числе по страхованию сотрудников в соответствии с Программой страховой защиты, принятой в ПАО «МРСК Волги».

В ходе дополнительного анализа вышеперечисленных документов, учитывая наличие высоковольтного оборудования, департаментом по статье расходов «Страхование» учтены расходы: на страхование зданий, сооружений и оборудования в сумме 13 206,20 тыс. руб., на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в сумме 6 347,69 тыс. рублей, на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО) в сумме 427,95 тыс. рублей, прочие виды страхования гражданской ответственности в сумме 1,02 тыс. рублей.

Таким образом, департаментом включены в состав базового уровня подконтрольных расходов затраты на страхование, обеспечивающее безопасное осуществление регулируемой деятельности.

Расходы на добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО), добровольное медицинское страхование персонала (ДМС) не являются обязательными и возложены на предприятие не в силу закона, а в связи с заключением соответствующего коллективного договора на добровольной основе, соответственно, оказывают дополнительную необоснованную тарифную нагрузку на потребителей Оренбургской области, в том числе на население.

Суд не находит оснований не согласиться с указанными выводами административного ответчика, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.

Общесистемные расходы.

Согласно пункту 17 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ПАО «МРСК Волги» учреждено по решению Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 27 апреля 2007 года в рамках реформирования Российской энергетической отрасли в целях эффективного управления распределительным электросетевым комплексом Волги и представляет собой единую операционную Компанию, центр управления которой расположен в городе Саратове.

ПАО «МРСК Волги» является юридическим лицом и исполняет все функции, присущие публичному обществу. Филиал «Оренбургэнерго» является одним из обособленных подразделений общества и не наделено правом юридического лица.

Перечень основных функций исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги», аппарата управления филиала, ПО и РЭС филиала определяется функциональной структурой ОАО «МРСК Волги», которая разработана и утверждена Советом директоров ПАО «МРСК Волги» (Протокол № 16 от 7 апреля 2009 года).

Как усматривается из материалов экспертного заключения, департаментом рассмотрены и проанализированы представленные письмами филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» № МР6/125/01.3/203 от 28 апреля 2017 года и № МР6/125/01.3/489 от 17 октября 2017 года документы, подтверждающие наличие общесистемных расходов в тарифной заявке (т. 1 л.д. 208-2012).

Фактические расходы на содержание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги» за 2016 год, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы, в данном случае - относящиеся на деятельность по передаче и распределению электрической энергии, составили 321 727,72 рублей (таблица № 21 Экспертного заключения).

С учетом представленных в материалах тарифного дела расчета процента распределения затрат исполнительного аппарата по виду деятельности «Передача электроэнергии», расчета затрат исполнительного аппарата и прибыли на 2018 год в доле, приходящейся на филиал ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», затраты на 2018 год расходы по статье «Общесистемные расходы» были установлены в сумме 357 107 тыс. рублей, в том числе: расходы, относимые на себестоимость услуг по передаче 331 495 тыс. рублей, по сумме обязательных платежей по налогу на прибыль, подлежащей распределению 25 612 тыс. рублей, что было отражено в экспертном заключении к приказу департамента от 27 декабря 2017 года № 230-э/э.

Из материалов дела следует, что орган регулирования провел анализ численности персонала с изучением и сопоставлением функциональных обязанностей работников. Установлено, что большинство подразделений исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги» дублируют подразделения аппарата филиала «Оренбургэнерго». Выполняемые персоналом указанных подразделений функции также идентичны. Фактический размер заработной платы исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги» за период 2016 год значительно - до 213,99% превышает размер среднемесячной заработной платы по филиалу «Оренбургэнерго», а также уровень заработной платы по региону присутствия компании, с учетом пункта 29 Основ ценообразования, предусматривающего возможность использования официальной статистической информации при определении расчетных значений расходов, что влечет дополнительную тарифную нагрузку на потребителей Оренбургской области, в том числе население.

Довод административного истца о том, что обоснованность действующей в ПАО «МРСК Волги» структуры и соответственно обоснованность затрат, подтверждена решениями Правительства Российской Федерации, является необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, тарифный орган при установлении регулируемых цен (тарифов) обязан принимать меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, вне зависимости от вида этих расходов. Данный подход исключает возможность включения в НВВ экономически необоснованных расходов поставщиков электроэнергии, соответствует принципу достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, которым тарифный орган обязан руководствоваться в своей деятельности.

При таких данных при принятии оспариваемых приказов тарифный орган был вправе оценить экономическую обоснованность предложения гарантирующего поставщика, в том числе по основаниям соответствия фактической численности персонала реально необходимой численности для выполнения фактического и прогнозируемого объема работ (функций) предприятия.

При этом суд отмечает, что департамент провел анализ штатного расписания, согласно которому персонал филиала может быть привлечен к исполнению функций исполнительного аппарата в виду наличия высококвалифицированных специалистов в части управления, ведения бухгалтерского учета и налогового учета, юридического, информационного сопровождения, закупочной деятельности и иных видов деятельности общества в ходе осуществления регулируемой деятельности.

Учитывая выявленное дублирование выполняемых функций в связи с этим удвоением по ряду основных статей общесистемных расходов, суд соглашается с доводом департамента, что административным истцом не представлено доказательств экономической оправданности указанного вида расходов, получения по итогам использования данных затрат какого-либо дохода (или возможности его получения) при одновременной дополнительной тарифной нагрузке на потребителей Оренбургской области.

Расходы на создание резерва по сомнительным долгам.

Оспаривая приказы, административный истец ссылается на то, что Департамент необоснованно исключил из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в сумме 86 650,97 рублей, установив новый уровень расходов в размере 0 рублей.

Разрешая спор в этой части, суд соглашается с выводами, содержащимися в экспертном заключении, о соответствии выполненных регулирующим органом расчетов по статье «Резерв по сомнительным долгам» требованиям Основ ценообразования и Методическим указаниям.

Согласно абзацу двадцатому пункта 65(1) Основ ценообразования и подпункту «г» пункта 11 Методических указаний при расчете сбытовых надбавок в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также при определении размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, в составе расходов, связанных с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика в отношении соответствующих групп (подгрупп) потребителей (покупателей), учитываются, в том числе, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, а в отсутствие такого резерва - расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в период регулирования, предшествующий расчетному периоду регулирования.

Как следует из пункта 30 Основ ценообразования, в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведения на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (часть 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (часть 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, в необходимую валовую выручку включается разница между размером сформированного на очередной период регулирования резерва по сомнительным долгам и суммы остатка резерва, сформированного в предыдущем периоде регулирования.

На 2017 год в составе НВВ общества резерв по сомнительным долгам сформирован в отношении ОАО «***», ООО «***», АО «***».

Как следует из представленных в материалы дела документов, конкурсное производство:

в отношении ОАО «***» и сомнительные долги признаны безнадежными в 2017 году, а также списаны в соответствии с бухгалтерской справкой от 31 декабря 2017 года № Бух04-2577 в размере 148 935 тыс. рублей;

в отношении ООО «***» (далее по тексту – ООО «***») и сомнительные долги признаны безнадежными в 2017 году, а также списаны в соответствии с бухгалтерской справкой от 31 марта 2018 года № Бух04-439 в размере 115 829 тыс. рублей. В отношении остальной части мораторной задолженности ООО «***» документы о списании отсутствуют.

В отношении АО «***» в материалах дела представлены документы, подтверждающие утрату статуса гарантирующего поставщика от 23 декабря 2016 года № 1399. Однако в отношении АО «***» не представлены определения судов о завершении конкурсного производства. Документов, подтверждающих списание дебиторской задолженности по АО «***» в 2017 году в размере 85 746,87 рублей, не представлено.

Таким образом, при расчете необходимой валовой выручки на 2017 год по данной статье расходов департаментом учтены названные выше законоположения, оснований для признания их экономически необоснованными не имеется.

Довод административного истца о том, что исключение расходов на формирование резервов по сомнительным долгам на 2018 год является незаконным и противоречит пункту 2 статьи 23, статье 20 Закона об электроэнергетике, пунктам 7, 16, 17, 18, 28, 30 Основ ценообразования, пункту 28 Правил государственного регулирования, подпункту 18 пункта 1 статьи 264, пунктами 1 и 2 статьи 266 Налогового кодекса РФ и ущемляет права регулируемой организации на получение средств для покрытия экономически обоснованных расходов, судом отклоняется, поскольку включение указанных расходов ведет к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей, в том числе на население Оренбургской области, и является экономически необоснованными расходами.

Кроме того согласно экспертному заключению на 2019 год сумма резерва по сомнительным долгам в сумме 88 986,69 тыс. руб. была исключена при корректировке НВВ в связи с представленным расчетом по факту создания данного резерва в 2017 году и учтенной величиной резерва при тарифном регулировании 2018 года.

Следовательно, данные расходы были включены департаментом в 2017 году в тариф 2018 года, и, соответственно, были возмещены филиалу «Оренбургэнерго» за счет тарифа.

С учетом предписания ФАС России в силу положений пункта 30 Основ ценообразования сумма расходов 88 986,69 тыс. рублей по статье «резерв по сомнительным долгам» в 2019 году исключена из подконтрольных расходов, потому не фигурировала в расчете компенсации незапланированных расходов и полученного убытка при установлении размера НВВ на 2019 год в соответствии с Приказом № 144-э/э.

Прочие расходы из прибыли.

Обращаясь с административным исковым заявлением общество указало, что департамент необоснованно исключил из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года в части прочих расходов из прибыли, не учитываемые в целях налогообложения затраты в сумме 69 287,63 рублей, установив новый уровень расходов в размере 0 рублей.

Суд не может согласиться с данным доводом заявления по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 19, пунктом 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются другие расходы из прибыли после уплаты налогов.

Как установлено выше, общество, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств. Таких материалов не представлено.

Учитывая данный факт, департаментом в связи с отсутствием обосновывающих материалов в полном объеме сумма прочих расходы из прибыли 69 287,63 рублей в ходе дополнительного анализа признана экономически необоснованной.

Суд соглашается с выводы административного ответчика в указанной части, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.

Доводы административного истца о том, что ФАС России и департамент не провели анализ затрат, учтенных ранее Департаментом в соответствии с Приказом № 230-э/э в составе прочих расходов из прибыли, не обосновали их экономическую нецелесообразность, судом отклоняются, поскольку в ходе анализа балансовой прибыли, принимаемой при установлении тарифов на электрическую энергию по филиалу ПАО «МРСК «Волги» - «Оренбургэнерго», экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования филиала ПАО «МРСК Волги - «Оренбургэнерго» как организации, осуществляющей регулируемую деятельность, департаментом рассмотрены на основании представленных документов.

Согласно приказу департамента от 27 сентября 2019 года №144-э/э уровень подконтрольных расходов на 2019 год с учетом индексации установленного уровня подконтрольных расходов 2018 года составляет 3 435 898,06 тыс. рублей.

Административный истец в исковом заявлении указывает на то, что департамент необоснованно изменил уровень подконтрольных расходов на 2019 год в сторону снижения, который с учетом индексации должен составлять 4 003 618,56 тыс. руб.

В соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э, тарифы на услуги по передаче электрической энергии ежегодно устанавливаются департаментом на период 2018 – 2022 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Следовательно, базовым годом долгосрочного периода регулирования является 2018 год. Соответственно, изменение значений параметров расчета 2018 года влечет изменение и величины подконтрольных расходов 2019 года.

В административном исковом заявлении указано о необоснованном исключении из уровня неподконтрольных расходов 2018 года затрат в сумме 54 979,97 тыс. рублей, в том числе связанных с арендой имущества, отчисления на социальные нужды, налог на прибыль.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, включаются расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности.

Расходы на аренду согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования определяются регулирующим органом исходя и величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

Проведя в соответствии с предписанием ФАС России дополнительный анализ суммы арендной платы, департамент в связи с непредставлением документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов по аренде, исключил указанные расходы из состава неподконтрольных расходов филиала «Оренбургэнерго».

Кроме того, в ходе дополнительно проведенного анализа регулирующим органом установлено, что за аренду земельных участков и имущества, находящихся в муниципальной (государственной) собственности, налоги не уплачиваются, амортизационные отчисления не производятся, в связи с этим правомерно исключил расходы из состава неподконтрольных.

По результатам дополнительного анализа затрат на социальные нужды и обязательные платежи от несчастных случаев, департамент, исключив экономически необоснованные затраты в сумме 31 149,97 тыс. руб., правомерно установил размер данных расходов в сумме 684 160,51 тыс. рублей.

Департаментом также обоснованно по статье «налог на прибыль» установлены затраты в размере 13043,50 тыс. руб., поскольку согласно принятой в расчет экономически обоснованной налоговой базы по налогу на прибыль на 2018 год регулирующим органом учтены расходы по налогу на прибыль в соответствии со статьей 284 Налогового кодекса РФ по ставке 20% от налогооблагаемой базы 52 173,98 тыс. руб.

При установлении размера необходимой валовой выручки на 2019 год в ходе анализа итогов деятельности работы филиала за 2018 год в соответствии с Методическими указаниями 98-э департаментом учтена компенсация фактически понесенных в 2016 году неподконтрольных расходов, не учтенных при установлении тарифов, в том числе по налогу на прибыли в сумме 267 834,30 тыс. рублей.

Аналогичный подход департаментом принят в отношении не подконтрольных расходов на 2019 год, исключив экономически необоснованные расходы из числа неподконтрольных расходов.

Учитывая изложенное, департаментом правильно применены нормативные акты, регулирующие расчёты установленных тарифов.

Суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, противоречий федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» о признании недействующими с момента принятия с 1 октября 2019 года:

1. приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27 сентября 2019 года № 144-э/э «О внесении изменений в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года №230-э/э» в части установления:

1.1 базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», утверждённых на 2018 - 2022 годы в размере 3 363 240,12 тыс. рублей;

1.2 размера подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», учтенного в НВВ 2018 года в размере 3 363 240,12 тыс. рублей:

1.2.1 расходов на ГСМ в размере 105 129,82 тыс. рублей,

1.2.2 расходов на оплату труда в размере 2 250 527,99 тыс. рублей,

1.2.3 расходов на страхование в размере 19 982,86 тыс. рублей,

1.2.4 общесистемных (общехозяйственных) расходов (расходов на содержание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги») в размере 0 тыс. рублей,

1.2.5 расходов на формирование резервов по сомнительным долгам в размере 0 тыс. рублей,

1.2.6 прочих расходов из прибыли в размере 0 тыс. рублей,

1.3 размера подконтрольных расходов на 2019 год в размере 3 453 898,06 тыс. рублей;

1.4 размера неподконтрольных расходов на 2018 год в размере 4 681 821,74 тыс. рублей:

1.4.1 платы за аренду имущества и лизинг в размере 201 318,81 тыс. рублей,

1.4.2 отчислений на социальные нужды (ЕСН) в размере 684 160,51 тыс. рублей,

1.4.3 налог на прибыль в размере 13 043,50 тыс. рублей;

1.5 размера неподконтрольных расходов на 2019 год в размере 4 797 515,69 тыс. рублей,

1.5.1 платы за аренду имущества и лизинг в размере 218 255,02 тыс. рублей,

1.5.2 отчислений на социальные нужды (ЕСН) в размере 702 602,42 тыс. рублей,

1.5.3 налог на прибыль в размере 13 395,09 тыс. рублей;

2. приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27 сентября 2019 года № 145-э/э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области»;

3. приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27 сентября 2019 года № 146-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда В.К. Кудряшов

Мотивированное решение суда изготовлено 7 февраля 2020 года.

Судья Оренбургского

областного суда В.К. Кудряшов