Судья Щербакова Е.К. Дело № 21-49-2013
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург 21 февраля 2013 года
Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретарях Ширяевой Ю.А., Баловневой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Оренбургской таможни от 19 ноября 2012 года, решение судьи Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 18 декабря 2012 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника Оренбургской таможни от 19 ноября 2012 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ***.
В соответствии с данным постановлением ФИО1 в нарушение ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст.ст. 8, 17 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", не задекларировал ввезенный из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации подлежащий таможенному декларированию автомобиль «---», 2001 года выпуска, VIN: ***, регистрационный знак ***, ввезенный на территорию Республики Беларусь после 1 января 2010 года из третьей страны, в отношении которого таможенная пошлина была уплачена по ставкам, отличающихся от установленных приложением 5 к вышеуказанному Соглашению.
Решением судьи Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 18 декабря 2012 года указанное постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Оренбургской таможни от 19 ноября 2012 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО1 просит постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Оренбургской таможни от 19 ноября 2012 года, решение судьи Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 18 декабря 2012 года отменить, считая их незаконными.
В возражениях на жалобу, названных отзывом, представитель Оренбургской таможни по доверенности М.И.И. просит постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Оренбургской таможни от 19 ноября 2012 года, решение судьи Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 18 декабря 2012 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, возражений (отзыва) на нее, выслушав ФИО1, его защитника по доверенности ФИО2, поддержавших доводы жалобы, мнение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, П.А.В., представителей Оренбургской таможни по доверенностям М.И.И. и Н.Н.В., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.
С 6 июля 2010 года порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования регулируется гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС).
18 июня 2010 года между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан заключено Соглашение "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
С 29 декабря 2010 года порядок взимания таможенных сборов определяется Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон № 311-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 17 Соглашения иностранными товарами признавались автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению.
Пунктом 3 ст. 17 Соглашения предусматривалось, что в отношении автомобилей, которые признавались иностранными товарами, при их ввозе на территорию РФ, производился таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершались таможенные операции в порядке, установленном законодательством РФ, с учетом п.п. 3 – 5 ст. 17 Соглашения.
В случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, которые признавались иностранными товарами, не были уплачены в бюджет Республики Беларусь или Республики Казахстан в размере, указанном в приложении 5 к Соглашению, до ввоза на территорию Российской Федерации, такие таможенные пошлины, налоги должны были уплачиваться в федеральный бюджет РФ при их таможенном декларировании таможенному органу РФ, в регионе деятельности которого находятся пункты пропуска и (или) места пересечения на российско-казахстанском или российско-белорусском участках государственной границы РФ (п. 4 ст. 17 Соглашения).
В соответствии с п. 5 ст. 17 Соглашения автомобили, указанные в п. 1 настоящей статьи, зарегистрированные на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, могли временно ввозиться на территорию Российской Федерации только лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь или Республике Казахстан, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территории Российской Федерации таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территории Российской Федерации допускался только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах Российской Федерации и уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Статьей 321 Закона № 311-ФЗ определено, что на переходный период в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств - членов Таможенного союза, подлежали уплате ввозные таможенные пошлины по ставкам, действующим в Российской Федерации, а также подлежали соблюдению запреты и ограничения, применяемые в Российской Федерации при ввозе товаров.
В силу этой же статьи Закона № 311-ФЗ Правительство Российской Федерации могло устанавливать дополнительные условия и порядок пользования и (или) распоряжения, а также регистрации на территории Российской Федерации автомобилей, ввезенных физическими лицами после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги были уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза.
Исходя из требований п. 4 ч. 2 ст. 355 ТК ТС (ст. 8 Соглашения), транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом через таможенную границу, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию, подлежат таможенному декларированию в письменной форме.
Как усматривается из материалов дела, автомобиль «---», 2001 года выпуска, VIN: ***, регистрационный знак ***, был ввезен в Республику Беларусь из ФРГ после 1 января 2010 года, оформлен в таможенном органе Республики Беларусь 20 марта 2010 года по ставке 0,40 евро за куб. см. рабочего объема двигателя, 1 ноября 2011 года приобретен гражданином Республики Беларусь П.Д.А., 2 ноября 2011 года по доверенности передан во владение, пользование, распоряжение гражданину РФ ФИО1
Из объяснения ФИО1 следует, что он ввез данный автомобиль на территорию Российской Федерации 4 ноября 2011 года, где использовал его без таможенного оформления в таможенных органах РФ.
Факт отсутствия таможенного оформления названного автомобиля в таможенных органах РФ подтвержден и информационным ресурсом КПС «Правоохрана-Поиск».
В соответствии с приложением 5 к Соглашению от 18 июня 2010 года таможенная пошлина автомобиля «---», 2001 года выпуска, VIN: ***, в Российской Федерации составляла 4,8 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя.
27 сентября 2012 года сотрудниками ГИБДД УМВД России по Оренбургской области на стационарном посту ДПС № 222 по адресу: <...> по информации оперативно-розыскного отдела Оренбургской таможни был остановлен управляемый гражданином РФ ФИО1 автомобиль «---», 2001 года выпуска, VIN: ***, и в этот же день он со свидетельством о регистрации, доверенностью на право владения, пользования, распоряжения в порядке ст. 27.10 КоАП РФ сотрудником Оренбургской таможни был изъят у ФИО1
По завершении административного расследования указанным выше постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника Оренбургской таможни от 19 ноября 2012 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ указанные автомобиль и документы были возвращены законному владельцу.
Изложенные обстоятельства в полном объеме подтверждены собранными по делу доказательствами и никем не оспариваются.
Таким образом, исходя из приведенных выше таможенных правил, ФИО1 мог ввезти и использовать на территории Российской Федерации указанный автомобиль до 1 января 2013 года только при условии таможенного декларирования его в таможенных органах Российской Федерации.
Невыполнение ФИО1 данной обязанности правомерно в ходе административного производства по делу должностными лицами административного органа и судьей районного суда квалифицировано по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Недекларирование товаров является оконченным правонарушением в момент истечения срока на подачу таможенной декларации.
В соответствии с ч. 1 ст. 185 ТК ТС срок подачи таможенной декларации исчисляется сроком временного хранения товаров (не более 4 месяцев - ст. 170 ТК ТС). Указанный автомобиль ФИО1 на территорию РФ был ввезен 4 ноября 2011 года. Следовательно, таможенная декларация им должна была быть подана не позднее 4 марта 2012 года и правонарушение считается оконченным с истечением этой даты соответственно.
Установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, явившихся основанием для возбуждения настоящего дела, годичный срок давности привлечения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ на день вынесения постановления по делу от 19 ноября 2012 года вопреки мнению автора жалобы не истек.
Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 года было официально опубликовано только 3 сентября 2012 года ("Собрание законодательства РФ", № 36, ст. 4866) и в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 27 марта 2012 года № 8-П, оно подлежало применению в Российской Федерации именно с этой даты.
Однако данное обстоятельство не устраняло противоправный характер бездействия ФИО1 – недекларирования автомобиля «---», 2001 года выпуска, VIN: ***, в таможенных органах РФ в указанный выше период использования его на территории РФ до применения Соглашения, поскольку соответствующая обязанность по декларированию названного автомобиля на ФИО1 как на декларанта возлагалась также и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", официально опубликованном 29 ноября 2010 года ("Собрание законодательства РФ", № 48, ст. 6252).
Вместе с тем, нахожу жалобу ФИО1 подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Часть 2 ст. 1.7 КоАП РФ устанавливает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отмены закона, установившего административную ответственность.
Подлежащее применению в Российской Федерации с 3 сентября 2012 года Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 года содержит нормы, исключающие после 1 января 2013 года административную ответственность за недекларирование в таможенных органах РФ автомобилей, ввезенных после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены были по ставкам, отличающихся от установленных приложением 5 к Соглашению, (абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 8 ст. 17 Соглашения).
Постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Оренбургской таможни от 19 ноября 2012 года, которым ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в связи с его пересмотром в порядке ст.ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ еще не вступило в законную силу и не исполнено.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Оренбургской таможни от 19 ноября 2012 года, решение судьи Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 18 декабря 2012 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, устанавливающего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Оренбургской таможни от 19 ноября 2012 года, решение судьи Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 18 декабря 2012 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Оренбургского областного
суда В.И. Солопьев