3а-661/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2022 года г.Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,
с участием прокурора Филипповской О.Н.,
при секретаре Толкачевой М.С.,
представителя административного истца Юнусова М.М.,
представителем административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Леоновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «НСПЛАВ» к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
Распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года №-р, размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным 25 декабря 2019 года на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Согласно пункту 498 Перечня на 2020 год, нежилое здание - административно-бытовой корпус с кадастровым номером №, расположенное по адресу: (адрес), является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база на налоговый период 2020 года определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года №-р, размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным 29 декабря 2020 года на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Согласно пункту 806 Перечня на 2021 год, нежилое здание - административно-бытовой корпус с кадастровым номером №, расположенное по адресу: (адрес), является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база на налоговый период 2021 года определяется как его кадастровая стоимость.
ООО «НСПЛАВ», являясь собственником нежилого здания - административно-бытового корпуса с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 498 Перечня на 2020 год, а также пункта 806 Перечня на 2021 год, указав, что законных и обоснованных оснований для отнесения нежилого здания с кадастровым номером № к офисным помещениям у административного ответчика не имелось. Все помещения здания административно-бытового корпуса используются для размещения собственных сотрудников, в том числе административного персонала, которые непосредственно обеспечивают деятельность организации. Следовательно, данное здание не является коммерческой недвижимостью. Поскольку включение объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество организаций, распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области №-р от 25 декабря 2019 года, и №-р от 25 декабря 2020 года в оспариваемой части, являются незаконными и нарушают их права и законные интересы.
Представитель административного истца Юнусов М.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Леонова Ю.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора Филипповской О.Н., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года №-III-ОЗ (в редакции от 29 июня 2020 года) «О налоге на имущество организаций» налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и является обязательным к уплате на территории Оренбургской области.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого Кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года №613/70-III-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что ООО «НСПЛАВ» на праве собственности принадлежит нежилое здание - административно-бытовой корпус с кадастровым номером №, площадью 1214 кв.м., расположенное по адресу: (адрес)
На момент принятия распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года №-р и распоряжения Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года №-р спорный объект недвижимости:
имел площадь 1 214 кв. м;
имел назначение «нежилое здание», наименование «Здание административно-бытового корпуса» (Выписка из ЕГРН от 14 марта 2019 г., от 28 марта 2020 г.), согласно техпаспорту здание, назначение «Административно-бытовой корпус»;
располагался на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «Эксплуатация расположенных на участке зданий, в том числе с кадастровым номером №).
Анализируя вид разрешенного использования земельного участка, суд приходит к выводу о том, что он не предполагает однозначного размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2020 и 2021 года включено быть не могло.
Согласно техпаспорту на здание, назначение нежилого строения в котором определено как «Административно-бытовой корпус», помещения в здании имеют следующие назначения: 1. техподполье (помещения подвала №2-8), кабинет (помещения первого этажа №5-9, 24, 27, 29, 30, помещения второго этажа: 1-7, 15-22), душевая (помещения первого этажа 11-22), умывальник, туалет, что так же не позволяет отнести его к объекту для размещения в нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из позиции административного ответчика, спорное здание было включено в Перечни на 2020 и 2021 года как «административно-деловое», исходя из того, что под офисные помещения используется более 20 % от общей площади здания.
Так, в материалы дела представлен акт осмотра № от 6 сентября 2019 года фактического использования спорного объекта, который содержит в графе 5 «описание нежилой площади», наименование помещения «Административное», вид фактического использования «офисное» - площадь – 1 214 кв. м, какие-либо фактические замеры площади, используемой под офисы и другую офисную инфраструктуру не проведены.
Согласно акту осмотра № от 6 ноября 2020 года фактического использования спорного объекта, в графе 5 «описание нежилой площади», наименование помещения «здание административно-бытового корпуса, вид фактического использования «офисное» - площадь – 1 214 кв. м, какие-либо фактические замеры площади, используемой под офисы и другую офисную инфраструктуру не проведены.
Наличие в здании кабинетов недостаточно для отнесения здания к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Согласно пояснениям представителя административного истца, которые объективно подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, здание административно-бытового корпуса используется собственником для производственных целей ООО «НСПЛАВ», обеспечивает производственную деятельность предприятия, в помещениях здания расположены собственные подразделения истца: 1 этаж: Лаборатория, кабинет кладовщика, кабинет начальника ремонтной службы, главного метталурга, начальника участка подготовки производства, начальника участка по производству хрома металлического и ферросплавов, производственные душевые; 2 этаж: Производственно-технический отдел, бухгалтерия, отдел автомазированных систем управления, коммерческий отдел, главный инженер, юрисконсульт, генеральный директор, конференц-зал. Объект недвижимого имущества расположен на охраняемой территории, на которой действует пропускной режим, что исключает свободный доступ к помещениям неограниченного числа лиц. Данные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты.
Исходя из приведенных обстоятельств, суд считает, что вышеуказанное здание не отвечает признакам, содержащимся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Документ, на который ссылается административный ответчик, который содержит расчет площади по фактическому использованию, не имеет необходимых реквизитов, таких как наименование, подписи, печать, указания на принадлежность, к какому либо документу. При таких обстоятельствах, суд, приходит к выводу, что акты осмотра № от 6 сентября 2019 года и № от 6 ноября 2020 года фактического использования спорного объекта и расчет площади, представленный представителем административного ответчика, нельзя признать надлежащими доказательствами по делу.
Таким образом, исходя из критерия фактического использования, спорное здание в Перечень на 2020 и 2021 годы включено быть не могло.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечни на 2020 и 2021 годы, не представлено.
Поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, подтверждающие соответствие спорного здания требованиями статьи 378.2 НК РФ, следовательно, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть подлежит включению указание о возложении на административного ответчика обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о нем на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу ООО «НСПЛАВ» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «НСПЛАВ» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт 498 Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года №-р «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Признать недействующим с момента принятия пункт 806 Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года №-р «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Сообщение о решении суда опубликовать на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области в информационного – телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу ООО «НСПЛАВ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина
Мотивированное решение составлено 4 мая 2022 года.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина