НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 13.03.2018 № 3А-80/2018

Дело № 3а-80/2018

Р Е Ш Е Н И Е

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2018 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

при секретаре Тамазян А.А.

с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Нефёдовой О.Н.,

представителя Правительства Оренбургской области и лица Губернатора Оренбургской области Берга Ю.А. Евдокимовой Т.Н.,

представителя Правительства Оренбургской области Макаровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оренбургской области о признании недействующими в части пунктов 13, 14, 17, 22, 23 Порядка предоставления из областного бюджета микрофинансовым организациям субсидий на выделение микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 26 октября 2012 года № 912-п,

установил:

постановлением Правительства Оренбургской области от 26 октября 2012 года № 912-п утвержден Порядок предоставления из областного бюджета микрофинансовым организациям субсидий на выделение микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Оренбургской области (далее – Порядок предоставления субсидий). Нормативный правовой акт действует в редакции с учётом изменений, внесённых постановлением Правительства Оренбургской области от 6 февраля 2018 года № 48-п.

Постановление Правительства Оренбургской области от 26 октября 2012 года № 912-п опубликовано в газете «Оренбуржье» от 1 ноября 2012 года № 177, на интернет-портале http://www.pravo.gov.ru.

Оспариваемый Порядок определяет механизм и условия предоставления некоммерческим микрофинансовым организациям субсидий на выделение микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Оренбургской области в целях обеспечения их доступа к финансовым ресурсам за счет средств областного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета.

Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 13 и 17, абзаца 2 и 5 пункта 14, пунктов 22 и 23 Порядка предоставлений субсидий, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 года N 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», на содержание в них коррупциогенных факторов, а также несоответствие требованиям правовой определенности.

В судебном заседании прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Нефёдова О.Н. административное исковое заявление поддержала.

Представитель Правительства Оренбургской области и лица Губернатора Оренбургской области Берга Ю.А. Евдокимова Т.Н., представитель Правительства Оренбургской области Макарова О.А. полагали доводы административного иска необоснованными, в удовлетворении требований просили отказать.

Выслушав в судебном заседании участников процесса, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных выше субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 42 Устава Оренбургской области высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области является Правительство Оренбургской области.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Правительством Оренбургской области в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.

Обращаясь к доводам административного истца о несоответствии Порядка предоставления субсидий в оспариваемой части нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, ввиду противоречия требованиям правовой определенности и наличия коррупциогенных факторов, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 оспариваемого Порядка, предоставление субсидий осуществляется по итогам конкурса по предоставлению из областного бюджета микрофинансовым организациям субсидий на выделение микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Оренбургской области, который организуется и проводится Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство). Министерство является органом государственной власти, до которого в соответствии с бюджетным законодательством как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств по предоставлению субсидий на соответствующий финансовый год.

В силу пункта 13 Порядка после опубликования протокола комиссия в течение 20 рабочих дней осуществляет проверку заявок на предмет соответствия пункту 4 настоящего Порядка, оценку в соответствии с критериями, указанными в пункте 19 настоящего Порядка, и принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий.

Согласно пункту 17 Порядка на основании протокола министерство в течение 30 календарных дней со дня его размещения на официальном сайте министерства заключает соглашения о предоставлении субсидий по форме, утвержденной министерством финансов Оренбургской области (далее - соглашение), с участниками - победителями конкурса (далее - получатель).

Согласно статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 4 статьи 17 названного Федерального закона в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Высшим должностным лицом Оренбургской области является Губернатор Оренбургской области (статья 42 Устава Оренбургской области).

Указом Губернатора Оренбургской области от 5 июля 2010 года № 128-ук утверждена структура органов исполнительной власти Оренбургской области, в которую включено, в том числе Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Между тем из содержания оспариваемых пунктов 13 и 17 Порядка предоставления субсидий следует, что решение о предоставлении субсидии принимает Комиссия, положение о которой и состав утверждается Министерством.

Однако указанная Комиссия в структуру органов исполнительной власти Оренбургской области не входит. То обстоятельство, что Комиссия создана на основании положения, разработанного и утверждённого Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, в состав Конкурсной комиссии входят сотрудники Министерства и возглавляет комиссию заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, не имеет значения, поскольку закон наделяет правом принятия решения о предоставлении субсидии исключительно орган власти субъекта Российской Федерации, в данном случае, с у чётом приведённых положений закона, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Комиссия не может наделяться полномочием по принятию носящих обязательный характер решений о предоставлении субсидий вместо органа, являющегося распорядителем средств областного бюджета по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к компетенции органов исполнительной власти Оренбургской области как субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, пункты 13 и 17 Порядка предоставления субсидий в части наделения созданной Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Комиссии полномочием по принятию решения о предоставлении субсидии, следует признать несоответствующими требованиям закона и недействующими.

В пункте 14 Порядка предоставления субсидий перечислены основания для отказа в предоставлении субсидий, к которым относится в том числе и наличие у участника на дату подачи заявления задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что установленный субъектом Российской Федерации порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации должен соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Такие требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 года № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями».

Согласно абзацу 2 подпункта «е» пункта 4 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются требования, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, или на иную дату, определенную правовым актом, либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов), не предусмотрено заключение соглашения, в том числе у получателя субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае если такое требование предусмотрено правовым актом).

Следовательно, пункт 14 Правил предоставления субсидий противоречит установленных федеральным актом Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, поскольку не содержит таких оснований к отказу в предоставлении субсидии, как отсутствие неисполненной обязанности по уплате страховых взносов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В пункте 23 Порядка предоставлений субсидий определены основания возврата получателями субсидий и его порядок.

Абзац 3 пункт 23 предусматривает, что при выявлении факта нецелевого использования субсидий (несоблюдения условий, установленных при их предоставлении) министерство в течение месяца направляет получателю письменное уведомление о возврате субсидий в областной бюджет с указанием оснований возврата.

Между тем абзац 2 подпункта «б» пункта 6 Общих требований устанавливает, что к требованиям об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение относятся установление субъектом порядка и сроков возврата субсидий в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидий в соответствии с правовым актом.

Поскольку оспариваемым Порядком предоставления субсидий такой срок не установлен, пункт 23 Порядка нельзя признать соответствующим требованиям федерального законодательства.

В силу абзаца 2 пункта 2 Общих требований исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее 1 июня 2018 года.

В оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области от 26 октября 2012 года № 912-п вносились изменения постановлением Правительства Оренбургской области от 6 февраля 2018 года № 48-п, однако оспариваемые прокурором положения не были приведены в соответствие с действующим законодательством, в связи с чем суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании недействующими пунктов 13, 17, 14, 23 Порядка предоставления субсидий.

Раздел III Порядка предоставления субсидий «Контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушение» содержит пункт 22, который оспаривает прокурор.

Согласно этому пункту получатели несут ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, несоблюдение условий, установленных при их предоставлении, и недостоверность представляемых сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд полагает, что эта часть Порядка не противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 6 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, определены требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

По мнению прокурора, в Порядке предоставления субсидий отсутствует установленный федеральными органами контроль и ответственность за нарушение порядка предоставления субсидий. Однако этот довод несостоятелен, поскольку пункт 24 раздела III Порядка предоставления субсидий предусматривает обязанность министерства и органов государственного финансового контроля в соответствии с установленными полномочиями проведение проверки соблюдения получателями условий, целей и порядка предоставления субсидий. В этой части требования прокурора не подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд считает возможным признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до настоящего времени применяется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу положения Порядка предоставления из областного бюджета микрофинансовым организациям субсидий на выделение микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Оренбургской области, утверждённый постановлением Правительства Оренбургской области от 26 октября 2012 года №912-п:

пункты 13 и 17 в части наделения созданной Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Комиссии по реализации мер государственной поддержки, полномочием по принятию решения о предоставлении субсидии;

абзац 2 пункта 14 в части отсутствия основания для отказа в предоставлении субсидии в виде наличия у участника конкурса на дату подачи заявления задолженности по уплате страховых взносов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

пункт 23 в части отсутствия указания срока возврата субсидий в областной бюджет в случае выявления фактов нецелевого использования субсидий, несоблюдение условий, установленных при их предоставлении.

В удовлетворении остальной части административного иска заместителя прокурора Оренбургской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда И.Ф. Селютина