Оренбургский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-2/2009
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.
с участием прокурора Горнике Н.В.,
при секретаре Межуевой А.А.,
рассмотрев 12 января 2009 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 3 статьи 11 Закона Оренбургской области от 27 ноября 1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» (с изменениями и дополнениями),
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению абзацев 1-7 статьи 11 Закона Оренбургской области от 27 ноября 1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» (с изменениями и дополнениями) сославшись на то, что в соответствии с указанными положениями Закона Оренбургской области в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, включаются: должностной оклад; ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере до 30 процентов; премии по результатам работы; районный коэффициент.
Указанные нормы Закона Оренбургской области противоречат Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями) и Закону Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области» (с изменениями и дополнениями), в которых установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).
Согласно Закона Оренбургской области в денежное содержание гражданского служащего включается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, хотя в соответствии с частью 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона № 79-ФЗ в денежное содержание гражданского служащего включается месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином (оклад за классный чин).
Аналогичные нормы содержатся в статье 46 Закона Оренбургской области «О государственной гражданской службе в Оренбургской области».
В соответствии с измененными положениями федерального законодательства новая система оплаты труда государственных гражданских служащих Оренбургской области также установлена указами Губернатора Оренбургской области от 17 июля 2007 года № 89-ук «О должностных окладах лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Оренбургской области» и от 8 августа 2007 года № 99-ук «О ежемесячных дополнительных выплатах лицам, замещающим должности государственной гражданской службы в Оренбургской области», согласно которых ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд также не включается в состав среднемесячного денежного содержания при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности.
В ходе подготовки дела к рассмотрению прокурор обратился в суд с дополнительным заявлением, в котором изменил свои требования и просил признать недействующим и не подлежащим применению только абзац 3 статьи 11 вышеуказанного Закона Оренбургской области, т.е. в части включения в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности - ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Горнике Н.В. просил уточненные требования удовлетворить, указывая на то, что в соответствии с новой системой оплаты труда в состав денежного содержания гражданского служащего не входит ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, взамен этого в состав денежного содержания гражданского служащего при определении ему пенсии за выслугу лет может быть включен оклад за классный чин.
Представитель Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО1 признал уточненные требования прокурора и пояснил, что в соответствии с новой системой оплаты труда работающего гражданского служащего в состав его денежного содержания не включается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд. В связи с этим при назначении пенсии за выслугу лет гражданского служащего включение в состав его денежного содержания ежемесячную надбавку к должностному окладу за квалификационный разряд является незаконным. С учетом этого представление прокурора Оренбургской области постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 апреля 2008 года № 2127 было удовлетворено.
Представитель Правительства Оренбургской области ФИО2 пояснил, что оспариваемая прокурором норма в настоящее время не применяется в связи с установлением новой системы оплаты труда государственного гражданского служащего, однако с требованиями прокурора не согласился, указывая на необходимость сохранения этой нормы в интересах государственных гражданских служащих, которые согласно старой системе оплаты труда имели надбавку к должностному окладу за квалификационный разряд, но в силу различных причин до изменения законодательства не оформили пенсию за выслугу лет.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.253 ГПК РФ суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Установлено, что 27 ноября 1996 года принят Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области», который действует в настоящее время с внесенными изменениями и дополнениями, в том числе изменено название данного нормативного правового акта. Первоначальный текст Закона и вносимые изменения и дополнения опубликовывались в газете «Южный Урал».
В соответствии с абзацем 3 ст.11 Закона в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, в том числе, включается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд.
Согласно пункта «ж» части 1 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2, 5 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации, в противном случае действуют федеральные законы.
Согласно положений части 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется законодательством Российской Федерации, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом, в силу пункта 2 ст. 4 указанного Федерального закона единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации является одним из принципов гражданской службы.
Следовательно, Закон Оренбургской области от 27 ноября 1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области», а также внесенные в него изменения и дополнения приняты Оренбургской областью в пределах предоставленных полномочий.
Вместе с тем уточненное заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).
Таким образом, федеральным законодательством установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего зависит от размера его денежного содержания во время прохождения государственной гражданской службы, состоящей из должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат. В соответствии с действующим законодательством в состав денежного содержания государственного служащего не входит ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд. Соответственно, такая надбавка не может учитываться и при определении размера пенсии за выслугу лет государственного служащего.
В соответствии с такими требованиями федерального законодательства в Оренбургской области 30 декабря 2005 года принят Закон № 2893/518-III-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области», в части 2 статьи 46 которого установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).
В развитие этого Закона губернатором Оренбургской области изданы указы от 17 июля 2007 года № 89-ук «О должностных окладах лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Оренбургской области» и 8 августа 2007 года № 99-ук «О ежемесячных дополнительных выплатах лицам, замещающим должности государственной гражданской службы в Оренбургской области», согласно которых ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд также не включается в состав среднемесячного денежного содержания при определении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности.
При таких обстоятельствах суд считает, что абзац 3 статьи 11 Закона Оренбургской области от 27 ноября 1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» (с изменениями и дополнениями) противоречит федеральному законодательству, не согласуется с иными нормативными правовыми актами Оренбургской области, в связи с чем заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Вышеуказанный Закон принят в пределах полномочий Оренбургской области и его нормы действительно регулируют лишь отношения пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Оренбургской области. Вместе с тем даже принятые в пределах своих полномочий нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству, в связи с чем суд не соглашается с доводами представителя Правительства Оренбургской области ФИО2, в этой части.
Суд также не соглашается с доводами о том, что исключение оспариваемой нормы может привести к нарушению прав отдельных государственных служащих, работавших при старой системе оплаты труда и имевших ежемесячную надбавку к должностному окладу за квалификационный разряд, а также о том, что это может создать условия недоверия и правовой нестабильности, поскольку порядок расчета, назначения и последующей индексации пенсии законодательно определены и при назначении пенсии за выслугу лет такому государственному служащему будет учитываться не размер оклада за классный чин (если он не работал при новой системе оплаты труда), а размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области удовлетворить и признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу абзац 3 статьи 11 Закона Оренбургской области от 27 ноября 1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» (с изменениями и дополнениями).
Поручить Законодательному Собранию Оренбургской области опубликовать соответствующее сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в газете «Южный Урал».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского
областного суда Имамов Ю.М.