3а-814/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2023 года г.Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретарях Герасимовой О.П., Лоблевской Н.В.,
с участием прокурора Филипповской О.Н.,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО2,
представителя административных ответчиков Правительства Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области ФИО3 – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании нормативных правовых актов Оренбургской области недействующими
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими Закона Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области», постановления Правительства Оренбургской области от 24 января 2023 года №61-п «О порядке индексации пенсий за выслугу лет государственным гражданским служащим».
В обоснование требований административный истец указал, что с 13 марта 2021 года является получателем пенсии за выслугу лет как государственный служащий в соответствии с Законом Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» от 27 ноября 1996 года. По состоянию на 01 января 2023 года размер ее пенсии составил 2 693 рубля 80 копеек. Полагает, что такой низкий размер пенсии сложился в связи с внесенными Законом Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ изменениями в статью 12 Закона Оренбургской области от 27 ноября 1996 года, предусматривающую порядок индексации размера пенсий, а именно установлено, что пенсии индексируются при индексации месячного оклада денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Оренбургской области в соответствии с нормативным правовым актом Оренбургской области. В целях реализации данного положения Правительством Оренбургской области принято постановление от 24 января 2023 года №61-п «О порядке индексации пенсий за выслугу лет государственным гражданским служащим».
Полагает, что оспариваемые ею нормативные правовые акты Оренбургской области противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушают принцип равноправия всех перед законом, поскольку в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлена индексация пенсий при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, установив дату вступления в законную силу изменений в парвовое регулирование, ответчики фактически разделили государственных служащих на две категории: тех, кто либо вообще не будет получать пенсию за выслугу лет или будет ее получать в минимальному размере, и на тех, кто вышел на пенсию после 1 января 2023 года и будет получать ее в размере, в 5-6 раз больше служащих, ушедших на пенсию до 1 января 2023 года.
Административный ответчик Законодательное Собрание Оренбургской области с требованиями не согласился, в письменном возражении указал, что Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7).
Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должность высшего должностного лица Оренбургской области, государственные должности и должности государственной гражданской службы Оренбургской области, определен порядок и условия ее назначения и выплаты.
В соответствии с частью 4 статьи 50 Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-II-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области» указом Губернатора Оренбургской области от 27.09.2022 года № 487-ук «Об оплате труда государственных гражданских служащих Оренбургской области» с 01.01.2023 года определена новая система оплаты труда государственных гражданских служащих Оренбургской области в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2023 год.
Расходы по выплате пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года, осуществляются министерством социального развития Оренбургской области за счет средств областного бюджета (статья 3).
Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года реализовано предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса РФ право Оренбургской области самостоятельного определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.
Тогда как финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ).
Законом Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ новая редакция статьи 12 изложена с учетом части 2 статьи 46 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 № 2893/518-III-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области», части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Учитывая изложенное, возможность определения пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Оренбургской области с учетом возможностей бюджета Оренбургской области не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных гражданских служащих Оренбургской области.
Во исполнение ст.12 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года постановлением Правительства Оренбургской области от 21.05.2010 года № 348-п утвержден порядок индексации пенсии за выслугу лет. Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что индексация пенсии за выслугу лет производится путем индексации размера пенсии за выслугу лет, установленного получателю пенсии на дату индексации, на коэффициент индексации размера месячного оклада денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Оренбургской области, установленный указом Губернатора Оренбургской области.
Пунктом 3 статьи 28 Законом Оренбургской области от 15.12.2022 года №636/237-VII-O3 «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» установлено, что размеры окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Оренбургской области индексируются с 1 октября 2023 года с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Указом Губернатора Оренбургской области от 06.09.2023 года № 450-ук «Об индексации» размеры окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Оренбургской области проиндексированы с 1 октября 2023 года на 5,5 процента, планируется очередная индексация и с 1 января 2024 года.
По состоянию на 01.01.2023 года коэффициент индексации размера месячного оклада денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Оренбургской области не устанавливался, в связи с чем индексация размера пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области с 01.01.2023 года не предусмотрена, а соответственно не производилась всем получателям данной пенсии.
Отсутствие у истца права на индексацию пенсии за выслугу лет при централизованном повышении денежного содержания не означает, что она лишена государственного пенсионного обеспечения и что тем самым нарушаются её конституционные права. Пенсионное обеспечение ФИО1 осуществляется в общем порядке, т.е. в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» и др. законами, она получает пенсию по старости в размере 28 337,02 рубля (аналогичная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 № 348-О по жалобе гражданина ФИО5, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 1998 года № 29-О по жалобе гражданина ФИО6.
Просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Административные ответчики Правительство Оренбургской области и Губернатор Оренбургской области ФИО3 в письменном отзыве также просили отказать в удовлетворении требований административного истца. Сослались на самостоятельность законодательного регулирования условий предоставления пенсионного обеспечения государственным служащим Оренбургской области за счет областного бюджета, предоставленную Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Указали, что редакция статьи 12 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года, действовавшая до 01.01.2023 года, ограничивала возможность индексации размера пенсии за выслугу лет предельными значениями размера пенсии и среднемесячного заработка, из которого исчисляется данный размер, указанными в статьях 6, 11 Закона. В редакции статьи 12 Закона, введенной Законом Оренбургской области от 26.12.2022 № 671/260-VII-O3 «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области», данное ограничение устранено. Согласно действующей редакции данной нормы пенсия за выслугу лет, назначенная в соответствии с Законом, индексируется при индексации размера месячного оклада денежного содержания по должностям гражданской службы Оренбургской области в соответствии с нормативным правовым актом Оренбургской области.
Положения статьи 12 Закона полностью соответствуют федеральному законодательству (в том числе части 12 статьи 50 федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), учитывают положения законодательства Оренбургской области, определяющие условия оплаты труда государственных гражданских служащих Оренбургской области, и направлены на улучшение положения лиц, занимавших должности государственной гражданской службы Оренбургской области, максимальное обеспечение их права на получение дополнительной региональной меры социальной поддержки.
Обоснование необходимости принятия Закона Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» изложено в пояснительной записке к законопроекту от 02.12.2022 года № 250/6498-22, размещенной на официальном сайте Законодательного Собрания Оренбургской области. Перед внесением на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области на данный законопроект даны положительные заключения прокуратуры Оренбургской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, Счетной палаты Оренбургской области.
Доводы административного истца о противоречии Закона положениям Федерального закона № 166-ФЗ являются ошибочными. Положения Федерального закона№ 166-ФЗ, на которых административный истец основывает свои требования, подлежат применению к правоотношениям с участием лиц, замещавших должности федеральной гражданской службы.
Определение же условий предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 21.05.2010 года № 348-п «О порядке индексации пенсии за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Оренбургской области» реализовано полномочие Правительства Оренбургской области, предусмотренное статьей 12 Закона.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.01.2023 года 61-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 21 мая 2010 года № 348-п» порядок индексации пенсии за выслугу должности лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Оренбургской области, приведен в соответствие с актуальной редакцией Закона.
Доводы административного истца о том, что данным постановлением Правительства Оренбургской области была изменена система оплаты труда, также являются ошибочными. Предметом регулирования данного постановления является приведение постановления Правительства Оренбургской области от 21.05.2010 года № 348-п «О порядке индексации замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Оренбургской области» в соответствие с Законом в части определения правил индексации пенсии за выслугу лет, назначенной лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Оренбургской области.
Вопреки доводам административного истца вступление оспариваемых нормативных правовых актов в силу с 01.01.2023 года обусловлено положениями законодательства о вступлении нормативных правовых актов в силу после их официального опубликования (пункт 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 7 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», статья 39 и пункт 2 статьи 44 Устава (Основного Закона) Оренбургской области, статьи 46, 55 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 года № 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области»), положениями бюджетного законодательства (пункт 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и сроками вступления в силу Закона Оренбургской области от 15.12.2022 года № 636/237-VII-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», предусматривающего соответствующие бюджетные ассигнования.
Доводы административного истца о необходимости пересчета размера пенсии за выслугу лет не основаны на положениях действующего законодательства Оренбургской области.
Механизм индексации размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Оренбургской области, определен статьей 12 Закона и Порядком индексации пенсии за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 21.05.2010 года № 348-п. Иной механизм увеличения размера указанной пенсии законодательством не предусмотрен.
Позиция административного истца основана на неверном толковании положений законодательства и не учитывает сложившейся судебной практики (в частности, определений Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1999 года № 189-0, от 11.05.2006 года № 88-О, от 03.04.2007 года № 332-О-П, от 15.01.2008 года № 107-O-O, от 15.01.2008 года № 108-О-О, определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2005 года № № 86-Г05-28).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции органов государственной власти Оренбургской области, не противоречат федеральному законодательству, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца и иных лиц.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по указанным в нем основаниям. Отметила, что, по ее мнению, закон не разделяет гражданских служащих на федеральных и гражданских служащих субъекта Российской Федерации. Особенности есть, субъект Российской Федерации может определять условия предоставления права на пенсию. Условия перечислены в статье 11 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области». Вопрос индексации регламентирован статьей 12 этого же закона. Из Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не усматривается право субъекта вмешиваться в вопросы индексации, перерасчета, пересмотра пенсии.
Фактическим, изменив правовое регулирование, ответчики одну категорию государственных служащих разделили на две категории: на тех, кто ушел на пенсию до 1 января 2023 г. и тех, кто ушел после 1 января 2023 г. Для первой категории право на пенсию фактически утрачено либо сохранено в незначительном размере. Вместе с тем, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 11.05.2006 года №88-О, от 03.04.2007 года №332-О-П при изменение правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации не обладает неограниченной свободой усмотрения и не может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельной категории граждан социальных гарантий. Между тем административные ответчики никак не обосновали отмену получения пенсии за выслугу лет более чем 270 служащим, значительное различие в размере получаемой пенсии более, чем 400 получателям.
Полагает, что административными ответчиками нарушен принцип равенства всех перед законом и запрет нарушения прав человека.
Представители административных ответчиков Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО2, Правительства Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области ФИО3 – ФИО4 возражали против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно требованиям части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Сторонами не оспаривалось, что ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области».
С учетом изложенного ФИО1 является субъектом отношений, составляющих предмет регулирования оспариваемых нормативных правовых актов, а потому она наделена правом на обращение с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя порядок и полномочия по изданию оспариваемого нормативного правового акта, суд руководствуется следующим.
Статьей 30 Устава (Основного Закона) Оренбургской области определено, что Законодательная власть в Оренбургской области осуществляется, в том числе, Законодательным Собранием Оренбургской области.
Законодательное Собрание осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Оренбургской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области в пределах полномочий Оренбургской области (статья 34 Устава (Основного Закона) Оренбургской области).
В соответствии со статьей 42 Устава (Основного Закона) Оренбургской области высшим должностным лицом Оренбургской области является Губернатор Оренбургской области. В систему органов исполнительной власти Оренбургской области входят Губернатор Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, иные органы исполнительной власти Оренбургской области. Губернатор Оренбургской области возглавляет Правительство Оренбургской области.
Правительство Оренбургской области в пределах своих полномочий принимает постановления. Постановления Правительства Оренбургской области подлежат обязательному исполнению на территории Оренбургской области. Постановления Правительства Оренбургской области нормативного характера вступают в силу после дня их официального опубликования (статья 44 Устава (Основного Закона) Оренбургской области).
Согласно статье 4 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 года № 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области» Законодательное Собрание области, Губернатор области, Правительство области вправе осуществлять правовое регулирование по вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Оренбургской области и договором о разграничении предметов ведения и полномочий:
к предметам ведения Оренбургской области;
к предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области.
По предметам ведения Оренбургской области правовое регулирование самостоятельно в полном объеме осуществляют органы государственной власти Оренбургской области.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области органы государственной власти Оренбургской области осуществляют правовое регулирование в соответствии с федеральными законами, принятыми по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения.
В соответствии с абз. 2, 3 п.2 ст. 44 Устава (Основного Закона) Оренбургской области постановления Правительства Оренбургской области нормативного характера вступают в силу после их официального опубликования. Постановления Правительства Оренбургской области ненормативного характера вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не указан иной срок вступления их в силу.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 55 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 года № 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области».
Источником официальной публикации правовых актов Правительства Оренбургской области являются «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на Портал официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (www.pravo.orb.ru) (ст. 54 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 года № 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области»).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 5 Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 68 Устава (Основного Закона) Оренбургской области порядок поступления на государственную гражданскую службу, ее прохождения и прекращения, правовой статус гражданских служащих органов государственной власти Оренбургской области и требования, предъявляемые к ним, определяются федеральным и областным законодательствами.
Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» предусмотрено право на назначение пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области, работавшим на 13 марта 1996 года и позднее на должностях, предусмотренных реестром государственных должностей государственных гражданских служащих органов государственной власти Оренбургской области, утвержденным распоряжением председателя Законодательного Собрания Оренбургской области и администрации Оренбургской области от 25.03.1996 года № 248-р/10-рс и Законом Оренбургской области от 27 июня 2006 года N 186/45-IV-ОЗ «О реестре государственных должностей и реестре должностей государственной гражданской службы Оренбургской области» (далее - Реестр), а также отдельным лицам, работавшим до 13 марта 1996 года в органах государственной власти и управления Оренбургской области на должностях согласно перечню (приложение 1) и уволенным с государственной службы по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной гражданской службе, трудовым законодательством, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.
Статья 12 вышеуказанного Закона в редакции Закона Оренбургской области от 30.04.2010 года №3546/817-IV-ОЗ устанавливала, что пенсии за выслугу лет, предусмотренные настоящим Законом, индексируются при централизованном повышении денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области с учетом положений, предусмотренных статьями 6 и 11 настоящего Закона, в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
Оспариваемым Законом Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» статья 12 Закона изложена в новой редакции, определено, что пенсия за выслугу лет, назначенная в соответствии с настоящим Законом, индексируется при индексации размера месячного оклада денежного содержания по должностям гражданской службы Оренбургской области в соответствии с нормативным правовым актом Оренбургской области. Порядок индексации пенсии за выслугу лет устанавливается Правительством Оренбургской области.
В целях реализации предусмотренного статьей 12 Закона механизма Правительством Оренбургской области принято постановление от 24.01.2023 года № 61-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 21 мая 2010 года № 348-п «О порядке индексации пенсии за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Оренбургской области», которым приложение «Порядок индексации пенсий за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» изложен в новой редакции. Так, пунктом 2 Порядка определено, что пенсия за выслугу лет индексируется при индексации размера месячного оклада денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Оренбургской области в соответствии с законодательством Оренбургской области.
Анализ приведенных нормативных правовых актов в их системном единстве свидетельствует о том, что оспариваемые Закон Оренбургской области и постановление Правительства Оренбургской области приняты уполномоченными государственными органами Оренбургской области, в пределах предоставленной им законодательством компетенции, в надлежащей форме и с соблюдением порядка принятия.
Требование об официальном обнародовании также соблюдено: Закон Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ опубликован на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru 27.12.2022 года, постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2023 года № 61-п опубликовано на том же портале 27.01.2023 года.
С учетом изложенного доводы административного истца о превышении административными ответчиками своей компетенции при принятии (издании) оспариваемых нормативных правовых актов судом отклоняются как необоснованные.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд руководствуется следующим.
В соответствии с пп. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Правовой статус государственных гражданских служащих Оренбургской области урегулирован Законом Оренбургской области от 30.12.2005 года № 2893/518-III-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области», а также в части пенсионного обеспечения Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» предусмотрено право на назначение пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области.
Последним нормативным правовым актом предусмотрено право на пенсию за выслугу лет гражданских служащих.
В соответствии со статьей 60 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 года № 2893/518-III-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области» финансирование гражданской службы Оренбургской области осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законом Оренбургской области.
Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Данные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Оренбургской области, осуществляемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти Оренбургской области. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области осуществляется за счет собственных доходов соответствующего субъекта Российской Федерации, то он с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии гражданским служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет гражданским служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами государственной власти субъекта Российской Федерации правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение гражданских служащих Оренбургской области, в том числе и административного истца ФИО1
Указанные выводы суда подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 13 октября 2009 года №1190-О-О, а также позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Обзоре судебной практики за 2021 год №2, пункт 46.
Доводы административного истца о противоречии Закона Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области положениям статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» суд отклоняет как несостоятельный, поскольку указанный Федеральный закон не регулирует вопросы пенсионного обеспечения гражданских служащих субъекта Российской Федерации, а предусматривает в статье 7 условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим, к которым административный истец не относится.
Доводы административного истца о нарушении принципа равноправия по отношению к гражданским служащим, вышедши на пенсию до 1 января 2023 года по сравнению с теми, чье право на пенсию за выслугу лет возникло после этой даты, суд также отклоняет, поскольку норма оспариваемого закона применяется одинаково к обеим категориям служащих, то есть индексация размера назначенной пенсии осуществляется с применением одного механизма всем категориям служащих. При этом вопросы размера назначенной пенсии, а также изменения системы оплаты труда, индексации должностных окладов гражданских служащих предметом настоящего спора не являются и во внимание приниматься не могут.
Суд не соглашается и с утверждением административного истца о том, что изменением правового регулирования административные ответчики произвольно отказались от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению социальных гарантий гражданским служащим Оренбургской области. Данные доводы противоречат ранее приведенным выводам суда о том, что индексация размера пенсий применяется в отношении всех гражданских служащих.
Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что установленная дата вступления в законную силу Закона Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ – 1 января 2023 года – сама по себе не может нарушать права административного истца. Указанная дата обусловлена положениями законодательства о вступлении нормативных правовых актов в силу после их официального опубликования (пункт 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 7 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», статья 39 и пункт 2 статьи 44 Устава (Основного Закона) Оренбургской области, статьи 46, 55 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 года № 455/380-ІІ-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области»), а также положениями бюджетного законодательства (пункт 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и сроками вступления в силу Закона Оренбургской области от 15.12.2022 № 636/237-VII-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов, предусматривающего соответствующие бюджетные ассигнования.
Таким образом, оспариваемый Закон Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» не противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а потому не может быть признан недействующим по доводам административного искового заявления.
Постановление Правительства Оренбургской области от 24 января 2023 года №61-п «О порядке индексации пенсий за выслугу лет государственным гражданским служащим» фактически дублируют положения статьи 12 Закона Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» в части механизма и порядка индексации, а потому доводы административного истца о незаконности указанного нормативного правового акта также несостоятельны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующими Закона Оренбургской области от 26.12.2022 года № 671/260-VII-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области», постановления Правительства Оренбургской области от 24 января 2023 года №61-п «О порядке индексации пенсий за выслугу лет государственным гражданским служащим» отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Р.Р. Кучаев
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2023 года.
Судья Р.Р. Кучаев