№3а-463/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Оренбург 11 апреля 2022 года
Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Трифоновой О.М.,
при секретарях Мустафиной А.В., Лексиковой Е.А.,
с участием прокурора Филипповской О.В.,
при участии административного истца Абакумова Н.И., его представителя Маниной Л.И., представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Леоновой Ю.А., представителя ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» Гончаровой И.Б., представителя администрации г. Оренбурга Ереминой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абакумова Н.И. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим пункта 295 Приложения к Распоряжению Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области №3042-р от 25 декабря 2019 года «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год»,
У С Т А Н О В И Л:
в соответствии со статьей 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года №613/70-III-ОЗ «О налоге на имущество организаций» распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года №3042-р, размещенным на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным 25 декабря 2019 года на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее Перечень).
Данный Перечень является Приложением к Распоряжению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года №3042-р.
Согласно пункту 295 Перечня административное здание с жилыми помещениями с кадастровым номером 56:44:0453013:73, расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Пионерская, д. 1 (далее – спорное здание), является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Абакумов Н.И., являясь собственником спорного здания, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 295 Перечня, указав в обоснование требований, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку площадь помещений, которые фактически используются для размещения офисов, составляет менее 20% от общей площади здания. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, - «земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии и для размещения домов многоэтажной жилой застройки, с размещением административного здания с жилыми помещениями» - также не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень на 2020 год нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
В ходе рассмотрения дела определением суда от 21 марта 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», администрация г. Оренбурга.
Административный истец Абакумов Н.И., его представитель Манина Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Леонова Ю.А., представители заинтересованных лиц ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» Гончарова И.Б., администрации г. Оренбурга Еремина Е.Е., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали, ссылаясь на их необоснованность.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Филипповской О.В., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт - Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино - место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01 января 2021 года, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 Налогового кодекса российской Федерации).
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения).
Федеральным законом от 23 ноября 2020 года №374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 402 Налогового кодекса Российской Федерации признана утратившей силу с 01 января 2021 года.
Таким образом, с 01 января 2021 года налог на имущество физического лица, владеющего на праве собственности зданием, исчисляется только из кадастровой стоимости, инвентаризационная стоимость здания при исчислении налога на имущество физических лиц с указанной даты не применяется.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (перечень).
Законом Оренбургской области от 12 ноября 2015 года №3457/971-V-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Оренбургской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2017 года.
Решением Оренбургского городского Совета от 30 октября 2015 года №24 установлен и введен в действие на территории г. Оренбурга налог на имущество физических лиц, налоговая ставка по которому в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2,0 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого Кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно - деловые центры и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Оспариваемой в настоящем деле правовой нормой спорный объект недвижимости Министерством включен в Перечень в связи с использованием не менее 20 процентов общей площади спорного здания для размещения офисных помещений.
Из материалов дела следует, что Абакумов Н.И. с (дата) является собственником административного здания с жилыми помещениями, назначение: нежилое, общей площадью *** кв. метров, с кадастровым номером 56:44:0453013:73, расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Оренбург, ул. Пионерская, д. 1.
Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0453013:59, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии и для размещения домов многоэтажной жилой застройки, с размещением административного здания с жилыми помещениями.
В соответствии с вышеприведенными нормами закона вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, подлежащий включению в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, имеет значение для административно – деловых центров и торговых центров (комплексов) (пункт 1 части 1, части 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
По виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, здание с кадастровым номером 56:44:0453013:73 не может быть отнесено к административно – деловому центру, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, тогда как разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 56:44:0250002:15 не предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Таким образом, по виду разрешенного использования земельного участка спорное здание не могло быть включено в Перечень.
Согласно акту о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения № от 02 сентября 2019 года в спорном здании расположены офисные административные помещения на площади *** кв. метров; доля административных помещений составляет 100%.
Из технического паспорта спорного здания, экспликации к поэтажному плану строения следует, что оно включает в себя помещения с наименованиями: основное помещение, подсобное помещение, коридор, жилая, ванная, туалет, кухня, коридор.
Таким образом, данные ЕГРН и документы технического учета не подтверждают, что спорное здание представляет собой объект недвижимости, в котором предусмотрены помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В подтверждение фактического использования помещений, расположенных в спорном здании, для оказания услуг общественного питания, к акту от 02 сентября 2019 года административным ответчиком в ходе рассмотрения дела представлены фотографии помещений коридоров.
Вместе с тем, представленные административным ответчиком в материалы дела фотографии по своему содержанию не подтверждают, что не менее 20% помещений спорного здания в юридически значимый период фактически использовалось под размещение офисов, поскольку на данных фотографиях изображены двери, коридоры здания, части комнат и из них невозможно установить фактическое использование помещений и площадь, занимаемую под размещение офисов.
В судебном заседании дали пояснения специалисты ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» ФИО27 и ФИО28 из которых следует, что при составлении акта от 02 сентября 2019 года специалисты ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», делая вывод об использовании спорного здания для размещения офисов, ориентировались на вывеску с перечнем организаций, находящуюся на первой этаже здания; в каждое помещение не заходили, с арендаторами не разговаривали, замеры площади помещений не делали.
Таким образом, данный документ по содержанию не отвечает требованию достоверности.
При таких обстоятельствах акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения №44 - 322 от 02 сентября 2019 года не может служить доказательством фактического использования спорного здания для размещения офисов на площади, составляющей более 20% от общей площади здания.
Административным истцом в материалы дела представлены копии договоров аренды, заключенных ООО в соответствии с которыми в 2019 году помещения спорного здания занимали ООО (*** кв. метров), ООО (*** кв. метров), ООО (*** кв. метров).
Указанная площадь помещений (*** кв. метров) составляет 8,91% от общей от общей площади здания *** кв. метров, то есть, менее 20% здания.
Административным истцом в материалы дела представлены соглашения о расторжении договоров аренды, в соответствии с которыми договор аренды от 01 марта 2018 года, заключенный между ООО и ООО» расторгнут 31 декабря 2018 года, договор аренды с ЗАО расторгнут 31 декабря 2016 года, договор аренды с ООО расторгнут 31 марта 2018 года.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что спорное здание не подлежало включению в Перечень исходя из критерия фактического использования помещений для размещения офисных зданий.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.
Допустимым доказательством фактического использования здания (строения, сооружения) для размещения офисных зданий, является полученный в установленном порядке документ, подтверждающий реальное использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения помещений, фактически используемых под размещение офисов.
Таких доказательств административным ответчиком не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом суд также исходит из того, что административный истец вправе оспаривать пункт 295 Приложения к Распоряжению Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области №3042-р от 25 декабря 2019 года, поскольку данным Распоряжением утвержден Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, тогда как Абакумов Н.И. является обязанным к уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2020 год исходя из кадастровой стоимости здания ввиду включения его в Перечень. В случае, если спорный объект не был бы включен в указанный Перечень, то административный истец до 01 января 2021 годы был вправе претендовать на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости.
Доводы административного ответчика о пропуске Абакумовым Н.И. срока на обращение в суд, отклоняются как несостоятельные, поскольку административным истцом до настоящего времени не утрачено право на перерасчет налога на имущество физических лиц за 2020 год.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год) и признание оспариваемого положения нормативного правового акта недействующим со дня его принятия будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
В настоящее время официальным источником опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области считается сайт http://www.pravo.orb.ru. Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статьей Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (пункт 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель, разрешая в Налоговом кодексе Российской Федерации вопросы государственной пошлины, освободил от ее уплаты государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя размер и порядок уплаты государственной пошлины, не содержит норм, регламентирующих порядок возмещения судебных расходов.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации к судебным расходам относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103), предусматривает присуждение стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 111), определив в статье 107 и части 3 статьи 109 случаи освобождения исключительно от издержек.
Таким образом, выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу Абакумова Н.И. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Абакумова Н.И. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим пункта 295 Приложения к Распоряжению Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области №3042-р от 25 декабря 2019 года «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год» - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 295 Приложения к Распоряжению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года №3042 – р «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru и на официальном сайте Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области в информационного – телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу Абакумова Н.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья О.М. Трифонова
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2022 года.
Судья О.М. Трифонова