НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 09.02.2022 № 3А-1966/2021

Дело № 3а-71/2022 (3а-1966/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 февраля 2022 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Червонной А.В.,

с участием прокурора Филипповской О.Н.,

представителя административного истца ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» - Саакян А.Р., представителей административных ответчиков правительства Оренбургской области – Кречетова Е.И., министерства здравоохранения Оренбургской области – Кистанкина Т.А., территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области – Леоновой Е.В., АО «Страховая компания «Согаз-Мед» - Петровой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» о признании не законными, недействующими в части постановлений правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. № 971-пп, от 24 декабря 2020 года № 1161-пп, от 29 декабря 2021 года № 1314-пп, а также Тарифные соглашения в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2020, 2021 и на 2022 годы,

установил:

абзацем 2 пункта 3 раздела IV. Территориальная программа обязательного медицинского страхования, приложения № 1 к постановлению правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 971-пп «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции, действующей с 1 января 2020 года), установлено:

«Тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях включает в себя в том числе расходы на транспортировку пациентов до мест проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования».

Постановление правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 971-пп опубликовано на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 года, а также на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, 30 декабря 2019 года.

Абзацами 2 и 3 пункта 3 раздела IV. Территориальная программа обязательного медицинского страхования, приложения № 1 к постановлению правительства Оренбургской области от 24 декабря 2020 года № 1161-пп «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (в редакции, действующей с 7 июля 2021 года), установлено:

«В дополнение к видам и условиям оказания медицинской помощи, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, в структуру тарифа входят расходы на транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места лечения и обратно.

Тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях включает в себя в том числе расходы на транспортировку пациентов до мест проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования».

Постановление правительства Оренбургской области от 24 декабря 2020 года № 1161-пп опубликовано на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2020 года, а также на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, 30 декабря 2020 года, изменения опубликованы 1 сентября 2021 года.

Абзацами 2 и 3 пункта 3 раздела IV. Территориальной программы обязательного медицинского страхования, приложения № 1 к постановлению правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 1314-пп «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», установлено:

«В дополнение к видам и условиям оказания медицинской помощи, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, в структуру тарифа входят расходы на транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места лечения и обратно.

Тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях включает в себя в том числе расходы на транспортировку пациентов до мест проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования».

Постановление правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 1314-пп опубликовано на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 января 2022 года, а также на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, 4 января 2022 года.

Абзац 10 подпункта 4.1 раздела II. Способы оплаты медицинской помощи «Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год» от 30 декабря 2019 года предусматривал:

«Оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа в амбулаторных условиях осуществляется за законченный случай, которым является один календарный месяц (или период(ы) в рамках календарного месяца) по тарифу, рассчитанному с учетом количества сеансов за период лечения, и утвержденных Тарифным соглашением стоимости сеанса и средней стоимости (тарифа) транспортировки пациента к месту проведения диализа и обратно. Применение двух тарифов (за сеанс и транспортировку) одномоментно является обязательным условием предъявления на оплату услуг гемодиализа».

Абзац 3 пункта 12 раздела III. Размер, структура тарифов на оплату медицинской помощи вышеуказанного Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год», заключенного 30 декабря 2019 года предусматривал:

Тариф (средняя стоимость) транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно, обеспеченный за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное страховое обеспечение по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с приложением 7.

В приложении 7 к Тарифному соглашению установлен тариф на заместительную терапию методом гемодиализа и перитонеального диализа с 1 января 2020 года, код номенклатуры NА001 «Тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в размере 242,97 рублей (т.1 л.д.35).

30 сентября 2020 года принято соглашение о внесении изменений и дополнений в тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования на 2020 года, пункт 2.7 которого предусматривал:

«В приложении 7 изменить стоимость позиции NA001 Тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно с 242,97 рублей на 549,20 рублей» (т.1 л.д.36).

30 декабря 2020 года в тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхование на 2020 год вновь внесены изменения. Пункт 2.3 раздела 2. Вносимые изменения и дополнения предусматривал:

«В приложении 7 изменить стоимость позиции NA001 Тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно с 549,20 рублей на 731,5 рублей» (т.1 л.д.37).

Тарифное соглашение на 2020 год и вносимые в него изменения опубликованы на сайте министерства здравоохранения Оренбургской области, а также на сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области.

Абзац 10 подпункта 4.1 раздела II. Способы оплаты медицинской помощи. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 год, заключенного 30 декабря 2020 года предусматривал:

Оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа в амбулаторных условиях осуществляется за законченный случай, которым является один календарный месяц (или период(ы) в рамках календарного месяца) по тарифу, рассчитанному с учетом количества сеансов за период лечения, и утвержденных Соглашением стоимости сеанса и средней стоимости (тарифа) транспортировки пациента к месту проведения диализа и обратно. Применение двух тарифов (за сеанс и транспортировку) одномоментно является обязательным условием предъявления на оплату услуг гемодиализа.

Абзац 3 пункта 12 раздела III Размер, структура тарифов на оплату медицинской помощи Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 года от 30 декабря 2021 года устанавливал:

«Тариф (средняя стоимость) транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно, обеспеченный за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с приложением 7».

В приложении 7 к Тарифному соглашению установлен тариф на заместительную терапию методом гемодиализа и перитонеального диализа с 1 января 2021 года, код номенклатуры NА001 «Тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в размере 333,00 рублей.

30 сентября 2021 года в Тарифное соглашение на 2021 год внесены изменения. В пункте 2.4. соглашения о внесении изменений установлено: «В приложении 7 к Тарифному соглашению стоимость позиции «NА001» изменить с 333,00 рублей на 391,00 рублей.

Тарифное соглашение на 2021 год и вносимые в него изменения опубликованы на сайте министерства здравоохранения Оренбургской области, а также на сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области.

Подпункт 4.9.18 раздела II. Способы оплаты медицинской помощи Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год, подписанный сторонами соглашения 29 декабря 2021 года, установил:

«Оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа в амбулаторных условиях осуществляется за законченный случай, которым является один календарный месяц (или период(ы) в рамках календарного месяца) по тарифу, рассчитанному с учетом количества сеансов за период лечения, и утвержденных Соглашением стоимости сеанса и средней стоимости (тарифа) транспортировки пациента к месту проведения диализа и обратно. Применение двух тарифов (за сеанс и транспортировку) одномоментно является обязательным условием предъявления на оплату услуг гемодиализа.

Абзац 3 пункта 12 раздела III.Размер, структура тарифов на оплату медицинской помощи Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год от 29 декабря 2021 года установил:

«Тариф (средняя стоимость) транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно, обеспеченный за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с приложением 7.

В приложении 7 к Тарифному соглашению установлен тариф на заместительную терапию методом гемодиализа и перитонеального диализа с 1 января 2022 года, код номенклатуры NА001 «Тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно установлен в размере 345,36 рублей.

Абзац 7 пункта 15 раздела III.Размер, структура тарифов на оплату медицинской помощи Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год от 29 декабря 2021 года установил:

«Тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа включает в себя, в том числе, расходы на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования».

Тарифное соглашение на 2022 год опубликовано на сайте министерства здравоохранения Оренбургской области, а также на сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области.

ООО «Б.Браун Авитум Руссланд Клиникс» обратилось в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом неоднократных уточнений просило признать частично недействующими (незаконными) вышеуказанные нормативные правовые акты.

По мнению административного истца, оспариваемые нормы не соответствуют части 1 и части 2 статьи 30, части 7 статьи 35, части 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2020 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункту 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», подпункту 4 пункта 4 Приложения № 1 к приказу Минздрава России от 28 февраля 2019 года №108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», нарушают права административного истца, принося убытки.

Административный истец полагает, что включение в тариф на заместительную почечную терапию дополнительной составляющей в виде «тарифа транспортировки пациентов, от места жительства до места проведения гемодиализа и обратно», оплата которого производится из средств областного бюджета Оренбургской области, вменение медицинской организации обязанности одномоментно применять два тарифа (за сеанс и за транспортировку больных) при выставлении счета на отплату услуг гемодиализа, установление экономически необоснованного размера тарифа не соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права административного истца.

Административный истец также полагает, что установленный тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно явно занижен, объективно не обеспечивает фактическое покрытие (возмещение) расходов медицинской организации на приобретение транспортных услуг по перевозке пациентов и, как следствие, нарушает права общества, поскольку происходит необоснованное отнесение (межтарифной) разницы на финансовые результаты общества.

Определением Оренбургского областного суда от 1 декабря 2021 года к участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков привлечены правительство Оренбургской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области, министерство здравоохранения Оренбургской области.

Определением Оренбургского областного суда от 15 декабря 2021 года к участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков привлечены Оренбургская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Оренбургское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация», Акционерное общество «Страховая компания «Согаз-Мед», общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» в г. Оренбурге.

В судебном заседании представитель ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» - Саакян А.Р., поддержал требования административного иска по изложенным доводам.

Правительством Оренбургской области в ходе рассмотрения дела поданы письменные ходатайства о передаче дела в арбитражный суд и о прекращении производства по делу. В судебном заседании представитель правительства Оренбургской области Кречетов Е.И. ходатайства поддержал, также просил в удовлетворении требований административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1 л.д.223-235).

Представитель министерства здравоохранения Оренбургской области – Кистанкин Т.А., в судебном заседании ходатайства о прекращении производства по делу и передаче дела в арбитражный суд поддержал, в удовлетворении административного иска просил отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.2 л.д.15-32)

Представитель территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области – Леонова Е.В. в судебном заседании также полагала, что административное дело следует передать в арбитражный суд, а в части нормативных актов, утративших силу, производство прекратить. С требованиями истца не согласилась, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д.1-6)

Представитель АО «Страховая компания «Согаз-Мед» - Петрова С.В. с требованиями административного иска не согласились, полагала, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований нет, представила письменные возражения (т.1 л.д.203-209). Ходатайства о прекращении производства по делу и передаче дела в арбитражный суд поддержала.

Представитель Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации просил рассмотреть дело без его участия (т.1 л.д.211).

Представители других лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Прокурор отдела прокуратуры Оренбургской области Филипповская О.Н. в судебном заседании дала заключение о том, что в удовлетворении ходатайства о прекращении производства в части актов, утративших силу, следует отказать. В удовлетворении ходатайства административных ответчиков о передаче дела в арбитражный суд, также следует отказать. Полагала, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, поэтому признанию недействующим не подлежат.

Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Суд не установил правовых оснований для удовлетворения ходатайства административных ответчиков о передаче дела в арбитражный суд Оренбургской области, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемые в части административным истцом постановления правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 971-пп, от 24 декабря 2020 года № 1161-пп, от 29 декабря 2021 года № 1314-пп, а также Тарифные соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020, 2021 и 2022 годы отвечают признакам, характеризующим нормативный правовой акт, поскольку они являются обязательными для исполнения территориальным фондом обязательного медицинского страхования Оренбургской области, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, которые могут меняться, рассчитаны на неоднократное применение, оснований для передачи административного дела в арбитражный суд Оренбургской области, суд не установил.

Ходатайство о прекращении производства по делу в части нормативных актов, утративших свое действие, также не подлежит удовлетворению на основании следующего.

В силу пункта 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В абзаце 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 разъяснено, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Из материалов дела следует, что в период действия оспариваемых нормативных актов административный истец являлся непосредственным участником правоотношений в сфере обязательного медицинского страхования, применял оспариваемые нормативные акты, а экономическая необоснованность установленных тарифов, по его утверждению, привела к нарушению прав административного истца. Доводы административного истца подлежат судебной проверке, поэтому оснований для прекращения производства по делу у суда нет.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Оренбургской области и оказывает в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи лечение пациентов, нуждающихся в заместительной почечной терапии, методами гемодиализа и перитонеального диализа в амбулаторных условиях на базе центров амбулаторного диализа обособленных подразделений г. Оренбурга, г. Орска, г. Бузулука, следовательно, является участником правоотношений в сфере обязательного медицинского страхования, применяет оспариваемые нормативные правовые акты и в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе их оспорить.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном медицинском страховании) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 81 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Согласно статье 9 Закона об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.

Согласно части 9 статьи 36 Закона об обязательном медицинском страховании, для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.

Деятельность комиссии регулируется Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о комиссии), являющимся приложением 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года № 108н.

Персональный состав комиссии утверждается правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 15 Положения о комиссии).

На территории Оренбургской области такая комиссия сформирована постановлением Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2011 года № 1237-п «О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования».

Сторонами не оспаривалось, что Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год, на 2021 год и на 2022 год, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, утвержденные вышеуказанными постановлениями правительства Оренбургской области, приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3); базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8 статьи 3 Федерального закона № 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 9 статьи 3, часть 1 статьи 36).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в данной части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 2 статьи 36).

Из анализа приведенных норм следует, что объемы и границы, осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ограничены и должны соответствовать Федеральной программе.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее Базовые программы, Федеральные программы) указывают, что порядок формирования и структура тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом об обязательном медицинском страховании.

Также Федеральными программами на 2020, 2021 и 2022 год в разделе V. Финансовое обеспечение, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Письмом Минздрава России от 24 декабря 2019 года № 11-7/И/2-12330 «О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» разъяснено, что Заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Вместе с тем, утвержденная постановлением правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 971-пп приложение № 1 Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год в разделе IV. Территориальная программа обязательного медицинского страхования, пункт 3 установила, что тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях включает в себя, в том числе, расходы на транспортировку пациентов от места их проживания до места проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.

Согласно постановлению правительства Оренбургской области от 24 декабря 2020 года № 1161-пп приложение № 1 Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2021 год в разделе IV. Территориальная программа обязательного медицинского страхования, пункт 3, установила, в дополнение к видам и условиям оказания медицинской помощи, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, в структуру тарифа входят расходы на транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места лечения и обратно.

Тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях включает в себя в том числе расходы на транспортировку пациентов до мест проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования».

Аналогичные положения включены в пункт 3 раздела IV. Территориальная программа обязательного медицинского страхования. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи, утвержденной постановлением правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 1314-пп «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

В Федеральных программах обязательного медицинского страхования на 2020, 2021, 2022 годы не предусмотрена возможность включения в тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях дополнительных расходов - тарифа на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа амбулаторно и обратно.

С доводами административного истца о несоответствии оспариваемых норм Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020, 2021 и 2022 годы законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд соглашается.

Поверяя доводы административного иска о несоответствии законодательству, имеющему большую юридическую силу Тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год, 2021 год и 2022 год (далее Тарифные соглашения, соглашения) суд установил, что оспариваемые пункты соглашений определили, что оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа в амбулаторных условиях осуществляется за законченный случай, которым является один календарный месяц (или период(ы) в рамках календарного месяца по тарифу, рассчитанному с учетом количества сеансов за период лечения, и утвержденных Тарифным соглашением стоимости сеанса и средней стоимости (тарифа) транспортировки пациента к месту проведения диализа и обратно. Применение двух тарифов (за сеанс и транспортировку) одномоментно является обязательным условием предъявления на оплату услуг гемодиализа.

Тариф на транспортировку пациента с 1 января 2020 года был установлен в размере 242,97 рублей, после 30 сентября 2020 года – 549,20 рублей. 30 декабря 2020 года в тарифное соглашение на 2020 год были внесены изменения, согласно которым стоимость увеличили до 731,5 рублей.

С 1 января 2021 года тариф на транспортировку пациентов установили в размере 333,00 рублей, после 30 сентября 2021 года тариф увеличили до 391,00 рублей.

В тарифном соглашении на 2022 год размер тарифа на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно установлен в размере 345,36 рублей.

Частью 2 статьи 30 Закона об обязательном медицинском страховании предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Тарифные соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год, 2021 год и 2022 год разработаны комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, сформированной постановлением Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2011 года № 1237-п «О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования».

Тарифные соглашения заключены министерством здравоохранения Оренбургской области в лице вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике, территориальным фондом обязательного медицинского страхования Оренбургской области, профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами), страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области.

Сторонами не оспаривалось, что соглашения заключены уполномоченными лицами, с соблюдением установленной законодательством процедуры принятия и введения в действие, опубликованы в установленном порядке.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Методика расчета тарифов определена в разделе ХП Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года №108н (далее - Правила №108н).

Приложением № 1 к Правилам №108н утверждено Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, согласно подпункту 4 пункта 4 которого Комиссия наряду с другими вопросами осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленных Федеральным фондом в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается Законом об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 30 Закона № 326-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 35 Закона об обязательном медицинском страховании структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В части 8 названной статьи предусмотрено, что дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным названным федеральным законом вправе устанавливать Правительство Российской Федерации при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

В соответствии с пунктом 186 Методики расчета тарифов, раздела ХП Правил № 108н, тариф на оплату медицинской помощи включает в себя:

1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона;

2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Федерального закона;

3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.

Пунктом 192 Правил №108н определено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В соответствии с пунктом 194 Правил №108-н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

Пунктом 195 Правил определено, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в том числе затраты на приобретение транспортных услуг, которые в соответствии с пунктом 205 Правил №108-н определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

Из изложенного следует, что методикой расчета тарифов установлен порядок расчета медицинской помощи, медицинской услуги, а также порядок расчета затрат медицинской организации, которые необходимые для обеспечения ее деятельности.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи и методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в составе Правил №108н не предусматривают возможность включения в тариф медицинской помощи дополнительного тарифа, совмещения двух тарифов: тарифа на транспортировку пациентов на гемодиализ (амбулаторно) из места их жительства и обратно и тариф на оплату медицинской помощи (медицинской услуги).

Структура тарифа не содержат условие, что оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа производится за законченный случай, который включает в себя стоимость сеанса гемодиализа и стоимость транспортировки пациента к месту проведения диализа и обратно, а также условия об обязательном применении одномоментно двух тарифов (за сеанс и транспортировку).

Возложение на медицинскую организацию сопутствующих обязанностей и установление условия оплаты лишь при исполнении этой дополнительной обязанности государственными программами гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не предусмотрено.

Утверждение представителей административных ответчиков о том, что включение в тариф на заместителю почечную терапию методом гемодиализа дополнительной составляющей и установление правила о том, что оплата производится одномоментно и за гемодиализ и за доставку, это реализация полномочий предусмотренных пунктом 2 статьи 8 Федерального закона об обязательном медицинском страховании(№ 326-ФЗ), пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона об охране здоровья граждан (№ 323-ФЗ), поскольку органам государственной власти субъектов предоставлено право утверждать территориальные программы обязательного медицинского страхования и устанавливать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования за счет средств областного бюджета, суд признает необоснованным.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации своих нормотворческих полномочий в системе медицинского страхования не вправе произвольно изменять установленную федеральным законодательством методику расчета тарифов и ее структуру, включая в состав тарифов на медицинскую помощь (услугу) дополнительные тарифы, не относящиеся ни к медицинской помощи, ни к медицинской услуге.

Суд соглашается с доводами административного истца о том, что Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2012 года № 17н не предусматривает доставку пациентов до места проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратно.

Проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа входит в категорию бесплатной медицинской помощи, финансирование которой на территории Оренбургской области предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования.

Поскольку доставка пациентов от дома на гемодиализ (амбулаторно) не относится непосредственно к медицинской помощи (медицинской услуге), поэтому не может быть включена в тариф на заместительную почечную терапию.

Проверив доводы административного истца о том, что установленные решениями комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования размеры тарифов транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно, включенные в оспариваемые Тарифные соглашения на 2020, 2021 и 2022 годы не имеют экономического обоснования, суд установил.

Пунктом 3 статьи 2 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2019 года № 2023/537-VI-ОЗ «О размере и порядке уплаты платежей Оренбургской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования» установлено, что межбюджетные трансферты предоставляются на финансовое обеспечение расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи - заместительной почечной терапии методом гемодиализа в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, для организации транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа и обратно.

Из изложенного следует, что обязанность по финансированию транспортировки пациентов на гемодиализ (амбулаторно) и обратно относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и не может быть переложена на медицинские организации.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи и методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в составе Правил №108н, не устанавливают, каким образом должен производиться расчет размера тарифов на транспортировку пациентов на гемодиализ (амбулаторно) и обратно.

Представленные суду протоколы заседаний Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования правового обоснования, расчета установленных размеров тарифов на перевозку пациентов от места жительства до места проведения гемодиализа и обратно не содержат (т.2 л.д.109-120, 123-126,130-135, т.3 л.д.1-8).

Из возражений министерства здравоохранения Оренбургской области на административный иск следует, что при определении тарифа транспортировки пациентов о места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно по состоянию на 1 января 2020 комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования исходила из того, что по состоянию на 1 января 2020 года количество пациентов, получающих заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях, составляло 601 человек, затраты на перевозку которых составят 20 500 000,0 рубля (согласно прилагаемому расчёту (т.2 л.д. 15-33).

Статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признает доказательствами по административному делу полученные в предусмотренном этим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 1).

Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в названной выше статье (статья 61 КАС РФ).

Представленный расчёт (т.2 л.д.33) никем не подписан, сведений о том кем и когда составлялся, не содержит, поэтому, суд признает этот расчет недопустимым доказательством.

Вопрос о том, на каком транспорте (автобус, такси, машина скорой помощи или другое) должен быть обеспечен проезд пациентов до места оказания медицинской услуги и обратно не регламентирован. Методика расчета тарифа на перевозку пациентов на гемодиализ и обратно, осуществляемая за счет средств бюджета Оренбургской области не разработана и не утверждена.

Вместе с тем, федеральное законодательство устанавливает требование экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отсутствие экономического обоснования создает правовую неопределенность в правоприменении, а как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями.

Надлежащих доказательств того, что установленные в оспариваемых соглашениях размеры тарифов на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно экономически обоснованы и позволяют исполнить возложенную на медицинскую организацию дополнительную обязанность по перевозке пациентов, суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом части нормативных актов не соответствуют части 1 и части 2 статьи 30, части 7 статьи 35, части 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2020 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункту 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года №108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», подпункту 4 пункта 4 Приложения № 1 к приказу Минздрава России от 28 февраля 2019 года №108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», то есть законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, или 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 и 2021 год, а также тарифные соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год и на 2021 год утратили силу, у суда нет оснований признавать их недействующими, поэтому суд признает их не соответствующими законодательству, имеющему большую юридическую силу - незаконными.

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год, а также Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год признаются судом недействующими.

Согласно части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

При определении момента, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которой если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Установлено, что оспариваемые административным истцом положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год, а также Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год применялись, поэтому суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть подлежит включению указание о возложении на административных ответчиков обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о нем на сайте официального опубликования нормативных правовых актов правительства Оренбургской области, министерства здравоохранения Оренбургской области, территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 20, 194, 213, 214, 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении ходатайств о прекращении производства по делу и о передаче дела в Арбитражный суд Оренбургской области - отказать.

Административные исковые требования ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» удовлетворить.

Признать не соответствующими законодательству, имеющему большую юридическую силу:

абзац 2 пункта 3 раздела IV. Территориальная программа обязательного медицинского страхования, приложения № 1 к постановлению правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года №971-пп «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции, действующей с 1 января 2020 года);

абзац 36 пункта 2 приложения № 1 к постановлению правительства Оренбургской области от 7 июля 2021 года №563-пп «О внесении изменений в постановление правительства Оренбургской области от 24 декабря 2020 года №1161-пп»;

абзац 2 и 3 пункта 3 раздела IV. Территориальной программы обязательного медицинского страхования, приложения № 1 к постановлению правительства Оренбургской области от 24 декабря 2020 года № 1161-пп «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;

абзац 10 подпункта 4.1 раздела II. Способы оплаты медицинской помощи. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год от 30 декабря 2019 года;

абзац 3 пункта 12 раздела III. Размер, структура тарифов на оплату медицинской помощи. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год от 30 декабря 2019 года;

приложение 7 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2020 год от 30 декабря 2019 года, в части строки «тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно»;

пункт 2.7 раздела 2. Вносимые изменения и дополнения. Соглашения о внесении изменений и дополнений в тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год от 30 сентября 2020 года;

пункт 2.3 раздела 2. Вносимые изменения и дополнения. Соглашения о внесении изменений и дополнений в тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год от 30 декабря 2020 года;

абзац 10 подпункт 4.1. раздела II. Способы оплаты медицинской помощи. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 год от 30 декабря 2020 года;

абзац 3 пункта 12 раздела III. Размер, структура тарифов на оплату медицинской помощи. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 год от 30 декабря 2020 года;

абзац 7 пункта 15 раздела III. Размер, структура тарифов на оплату медицинской помощи. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 год от 30 декабря 2020 года;

приложение 7 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2021 год от 30 декабря 2020 года, в части строки «тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно»;

пункт 2.4. раздела 2. Вносимые изменения и дополнения. Соглашения о внесении изменений и дополнений в тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 год от 30 сентября 2021 года.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:

абзац 2 и 3 пункта 3 раздела IV. Территориальная программа обязательного медицинского страхования» приложения № 1 к постановлению правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 1314-пп «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»;

подпункт 4.9.18 раздела II. Способы оплаты медицинской помощи» Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год от 29 декабря 2021 года;

абзац 3 пункт 12 раздела III. Размер, структура тарифов на оплату медицинской помощи. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год от 29 декабря 2021 года;

абзац 7 пункта 15 раздела III. Размер, структура тарифов на оплату медицинской помощи. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год от 29 декабря 2021 года;

приложение 7 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2022 год от 29 декабря 2021 года, в части строки «тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно».

Сообщение о решении суда опубликовать на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Оренбургской области, Министерства здравоохранения Оренбургской области, Территориального фонда обязательного страхования Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2022 года.