НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 08.06.2009 № 02/13-271

                                                                                    Оренбургский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 3-27/2009

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Имамова Ю.М.

при секретаре Курбанаевой Ю.Г.,

с участием прокурора Горнике Н.В.,

представителя Правительства Оренбургской области Никишенковой С.М., действующей по доверенности от 8 июня 2009 года № 02/13-271,

рассмотрев 23 июня 2009 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области о признании недействующими и не подлежащими применению:

пунктов 1, 2, 3, 5, 6 постановления Администрации Оренбургской области от 4 июля 2002 года № 96-п «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и (или) негабаритные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Оренбургской области» (в редакции постановления Администрации Оренбургской области от 23 декабря 2004 года № 261-п, и постановления Правительства Оренбургской области от 1 декабря 2008 года № 442-п);

Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и (или) крупногабаритными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области (с приложениями № 1 и № 2), утвержденного постановлением Администрации Оренбургской области от 4 июля 2002 года № 96-п «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и (или) негабаритные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Оренбургской области» (в редакции постановления Администрации Оренбургской области от 23 декабря 2004 года № 261-п, и постановления Правительства Оренбургской области от 1 декабря 2008 года № 442-п),

установил:

исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением сославшись на то, что 4 июля 2002 года принято постановление Администрации Оренбургской области № 96-п «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и (или) негабаритные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Оренбургской области», которое в настоящее время действует в редакциях постановления Администрации Оренбургской области от 23 декабря 2004 года № 261-п, и постановления Правительства Оренбургской области от 1 декабря 2008 года № 442-п (далее - постановление № 96-п).

Данное постановление является нормативным правовым актом и соответственно было опубликовано для всеобщего сведения в газете «Оренбуржье» от 16 июля 2002 года № 130, от 28 декабря 2004 года № 197 и от 11 декабря 2008 года № 188.

В соответствии с пунктом 1 постановления № 96-п введена система весового контроля и предусмотрено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы.

Пунктом 2 постановления утверждено Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и (или) крупногабаритными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области, которое является приложением к постановлению.

Пунктом 3 постановления Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» поручено осуществлять сбор с владельцев и (или) пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области.

Согласно пункта 5 постановления контроль за его исполнением возложен на заместителя главы Администрации Оренбургской области - начальника Управления администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах.

Пунктом 6 постановления установлен срок вступления его в силу.

Указанные нормы постановления Администрации Оренбургской области № 96-п, а также само Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и (или) крупногабаритными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению, поскольку, как указал прокурор, в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляя контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, определяют лишь размер вреда, причиняемого транспортными средствами, перевозящих тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы.

В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона № 257-ФЗ у субъектов Российской Федерации нет полномочий на установление порядка возмещения указанного вреда владельцами транспортных средств, перевозящих тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы и порядка выдачи специальных разрешений.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Горнике Н.В. уточнил заявленные требования и просил признать недействующими и не подлежащими применению пункты 1, 2, 3 Постановления Администрации Оренбургской области, пункт 5 - в части возложения контроля за его исполнением на заместителя главы Администрации Оренбургской области - начальника Управления администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах, от требований о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 6 постановления прокурор отказался.

Представитель Правительства Оренбургской области Никишенкова С.М. с заявлением прокурора не согласилась и пояснила, что оспариваемое постановление Администрации Оренбургской области было принято в соответствие с действующими постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и 14 октября 1996 года № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы», а также в соответствие с Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Минтрансом РФ 30 апреля 1997 года, в связи с чем оно не может противоречить нормам Федерального закона № 257-ФЗ.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что 4 июля 2002 года принято постановление Администрации Оренбургской области № 96-п «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и (или) негабаритные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Оренбургской области», которое в настоящее время действует в редакциях постановления Администрации Оренбургской области от 23 декабря 2004 года № 261-п, и постановления Правительства Оренбургской области от 1 декабря 2008 года № 442-п.

Согласно пункта 1 данного постановления на территории Оренбургской области вводится система весового контроля автомобильного транспорта и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы.

Пунктом 2 постановления утверждено Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и (или) крупногабаритными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области, согласно приложению.

Пунктом 3 постановления Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» поручено осуществлять сбор с владельцев и (или) пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области.

Согласно пункта 5 постановления контроль за его исполнением возложен на заместителя главы Администрации Оренбургской области - начальника Управления администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах.

Пунктом 6 постановления установлен срок вступления его в силу.

Суд считает, что пункты 1, 2, 3 постановления Администрации Оренбургской области подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению по следующим основаниям.

Согласно части 2 ст.253 ГПК РФ суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с пунктом «а» части 1 ст.72 Конституции РФ обеспечение соответствия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями частей 2, 5 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации, в противном случае действуют федеральные законы.

В силу вышеуказанных конституционных норм субъекты Российской Федерации обязаны обеспечить соответствие принимаемых ими законов и иных нормативных правовых актов требованиям федерального законодательства, изданным в соответствие с полномочиями Российской Федерации.

В ст.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также предусмотрено, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации, в противном случае действуют федеральные законы.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (статья 1).

В статьях 4, 5 данного Федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

В силу пункта 1 ст.6 указанного Федерального закона в ведении Российской Федерации находятся вопросы формирования и проведения на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ст.11 которого установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление общих требований к осуществлению контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог (пункт 2); установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда (пункт 11); определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункт 12); установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

При этом согласно пункта 7 ст.12 вышеуказанного Федерального закона № 257-ФЗ полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

С учетом изложенного суд считает, что в связи с принятием Федерального закона № 257-ФЗ и с учетом принципа верховенства федерального законодательства по предмету ведения Российской Федерации, и предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по регулированию вопросов об определении порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и установления порядка выдачи специальных разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.

Следовательно, заявление прокурора о признании недействующими и не подлежащими применению пунктов 1, 2, 3 постановления Администрации Оренбургской области № 96-п является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и (или) крупногабаритными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области, утвержденное пунктом 2 постановления Администрации Оренбургской области № 96-п, также подлежит признанию недействующим, поскольку оно в целом (с приложениями № 1 и № 2, л.д.10-26) регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, размер и порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, а также организацию работы постов весового контроля, и устанавливает методику расчета платы за провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, что к полномочиям Оренбургской области не относится.

Суд не соглашается со ссылками представителя Правительства Оренбургской области на постановления № 962 Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и № 1211 от 14 октября 1996 года «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы», а также на иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, поскольку в силу ст.62 Федерального закона № 257-ФЗ со дня вступления его в силу и до приведения в соответствие с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящего Федеральному закону. Кроме того, указанные нормативные акты действуют в отношении федеральных дорог, а имеющиеся в них рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, организовать службы весового контроля, не содержат необходимых элементов реализации и стали противоречить нормам Федерального закона № 257-ФЗ.

Требования о признании недействующим пункта 5 постановления № 96-п не подлежат удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения дела в структуре Правительства Оренбургской области нет Управления администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйстве, соответственно нет должности начальника данного управления, кому было поручено осуществлять контроль за исполнением постановления. В соответствии со ст.3 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года № 2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» в эту систему входит министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Таким образом, с принятием вышеуказанного Закона Оренбургской области, пункт 5 постановления № 96-п фактически утратил силу и является недействующим.

Требование прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 6 постановления № 96-п также не может быть удовлетворено, поскольку на момент его принятия оно не противоречило федеральному законодательству. Кроме того, согласно данного пункта постановление № 96-п вступает в силу со дня его опубликования, а прокурор просит признать недействующими оспариваемые нормы, с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области удовлетворить частично и признать недействующими и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу:

пункты 1, 2, 3 постановления Администрации Оренбургской области от 4 июля 2002 года № 96-п «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и (или) негабаритные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Оренбургской области» (в редакции постановления Администрации Оренбургской области от 23 декабря 2004 года № 261-п, и постановления Правительства Оренбургской области от 1 декабря 2008 года № 442-п);

Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и (или) крупногабаритными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области (с приложениями № 1 и № 2), утвержденного постановлением Администрации Оренбургской области от 4 июля 2002 года № 96-п «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и (или) негабаритные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Оренбургской области» (в редакции постановления Администрации Оренбургской области от 23 декабря 2004 года № 261-п, и постановления Правительства Оренбургской области от 1 декабря 2008 года № 442-п).

В остальной части в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области - отказать.

Поручить Правительству Оренбургской области опубликовать в газете «Оренбуржье» соответствующее сообщение о решении суда после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.

Судья Оренбургского

областного суда Имамов Ю.М.