дело № 21-436/2015
РЕШЕНИЕ
07 августа 2015 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Бобылевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления товарищества собственников жилья № ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области № от 03 апреля 2015 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 22 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении товарищества собственников жилья №,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области № от 03 апреля 2015 года товарищество собственников жилья № (далее по тексту – ТСЖ №) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 22 мая 2015 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области № от 03 апреля 2015 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, председатель правления ТСЖ № ФИО1 просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, заслушав председателя ТСЖ № ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и ст. 5.27.1 настоящего Кодекса.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
В соответствии с ч. 4 ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В силу ст. 189 ТК РФ трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Из материалов дела усматривается, что на основании обращения Администрации города Оренбурга по вопросу задержки выплаты заработной платы работникам ТСЖ № государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области 20 марта 2015 года на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Оренбургской области (по правовым вопросам) от 02 марта 2015 года проведена внеплановая документарная проверка с целью защиты прав и интересов работников, в том числе рассмотрение письменной информации Администрации города Оренбурга № от 16 февраля 2015 года, в отношении ТСЖ №, расположенного по адресу: (адрес). По результатам проверки выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно:
- в нарушение ст.ст. 22, 136 ТК РФ по состоянию на 20 марта 2015 года правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами ТСЖ № не установлены дни выплаты заработной платы, работодателем не утверждена форма расчетного листка, работники не извещаются в письменной форме о составных частях заработной платы, о размерах и об основаниях произведенных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате, по состоянию на 01 марта 2015 года имеется задолженность по заработной плате 6 работникам за декабрь 2014 года, январь и февраль 2015 года на общую сумму 78, 8 тысяч рублей;
- в нарушение ч. 4 ст. 91 ТК РФ по состоянию на 20 марта 2015 года работодателем не ведется учет рабочего времени отработанного каждым работником;
- в нарушение ст. 189 ТК РФ по состоянию на 20 марта 2015 года правилами внутреннего трудового распорядка ТСЖ № не регламентирован порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Факт совершения ТСЖ № указанного правонарушения подтверждается достаточной совокупностью доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ: обращением Администрации города Оренбурга; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 02 марта 2015 года; актом проверки от 20 марта 2015 года; предписанием от 20 марта 2015 года; протоколом об административном правонарушении от 27 марта 2015 года; постановлением о назначении административного наказания от 03 апреля 2015 года; справкой о финансовом положении предприятия; правилами внутреннего трудового распорядка; положениями об оплате труда в ТСЖ №; трудовыми договорами с работниками ТСЖ № и другими материалами дела.
Таким образом, ТСЖ № не приняло всех мер для соблюдения трудового законодательства. Нарушение требований ст. 22, ст. 136, ч. 4 ст. 91, ст. 189 ТК РФ является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Должностное лицо правильно установило фактические обстоятельства дела и на основании исследованных доказательств установило вину ТСЖ № в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Законность и обоснованность постановления о назначении ТСЖ № административного наказания в полном объеме проверены судьей районного суда с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ. Все доводы представителя юридического лица были проверены судьей районного суда и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Таким образом, выводы должностного лица, судьи первой инстанции о нарушении юридическим лицом трудового законодательства является правильным. Порядок привлечения ТСЖ № к административной ответственности не нарушен.
В жалобе ФИО1 указывает на нарушение должностным лицом порядка привлечения ТСЖ № к административной ответственности, поскольку о времени и месте составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо извещено не было.
Данный довод жалобы нельзя признать состоятельным. Из материалов дела и информации сайта Почта России усматривается, что в адрес ТСЖ № должностным лицом государственной инспекции труда направлялось извещение о составления протокола об административном правонарушении 27 марта 2015 года в 16 часов 30 минут по адресу: (адрес). Данное извещение было вручено ТСЖ № 25 марта 2015 года. Таким образом, ТСЖ № о времени и месте составления протокола было извещено надлежащим образом, в связи с чем составление протокола в отношении ТСЖ № в отсутствие его представителя не противоречит требованиям КоАП РФ и свидетельствует о соблюдении должностным лицом порядка привлечения ТСЖ № к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что у Государственной инспекции труда в Оренбургской области отсутствовали законные основания для проведения внеплановой проверки, основан на неверном толковании закона.
Перечень оснований для проведения внеплановой проверки приведен в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ).
При этом согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в частности, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
В ч. 7 ст. 360 ТК РФ приведены основания для проведения внеплановой проверки работодателей, одним из которых является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Приведенные положения ТК РФ являются специальной нормой по отношению к Федеральному закону № 294-ФЗ, поскольку регулируют правоотношения при проведении проверок государственной инспекцией труда за соблюдением трудового законодательства работодателями. Соответственно, положения ТК РФ расширяют перечень оснований для проведения внеплановых проверок государственной инспекцией труда.
Как следует из распоряжения государственной инспекции труда от 02 марта 2015 года целью проверки ТСЖ № является защита прав и интересов работников, в том числе рассмотрение письменной информации Администрации города Оренбурга.
Таким образом, основание, послужившее причиной проведения внеплановой проверки ТСЖ №, предусмотрено законом.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы ФИО1 показал, что несвоевременная выплата заработной платы обусловлена отсутствием финансовой возможности по причине неоплаты собственниками жилья коммунальных услуг. Между тем затруднительное финансовое положение ТСЖ не исключает необходимость выполнять требования положений Трудового кодекса РФ о выплате заработной платы, отпуска и всех причитающихся денежных сумм работнику при увольнении.
Доказательств того, что соблюдение требований трудового законодательства было невозможно в силу обстоятельств, которое предприятие не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат.
В жалобе заявитель указывает о необходимости применения к ТСЖ № положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку действия ТСЖ № формально хотя и содержали признаки административного правонарушения, но не повлекли наступления каких-либо вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, были приняты меры к устранению нарушений.
Данный довод жалобы не является основанием к отмене обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи.
В соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Данное административное правонарушение затрагивает права работников ТСЖ №. Нарушение трудовых прав является нарушением конституционных прав граждан. Поэтому административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, совершенное ТСЖ № нельзя признать малозначительным.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы служить основанием для отмены постановления и решения судьи первой инстанции, не установлено.
Постановление о привлечении ТСЖ № к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области № от 03 апреля 2015 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 22 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении товарищества собственников жилья № оставить без изменения, а жалобу председателя правления товарищества собственников жилья № ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина