НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 02.03.2020 № 3А-271/20

№ 3а-271/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Оренбург 02 марта 2020 года

Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

с участием прокурора Борисовой М.А.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сундеевой Л.В. о признании недействующей в части статьи 1 Закона Оренбургской области от 02 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны»,

У С Т А Н О В И Л:

20 октября 2004 года Законодательным Собранием Оренбургской области принят и 02 ноября 2004 года Губернатором Оренбургской области подписан Закон Оренбургской области № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».

Сундеева Л.В. обратилась в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующей статьи 1 данного закона, в той части, в которой она устанавливает распространение Закона Оренбургской области № 1523/254-III-ОЗ только на ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, постоянно проживающих на территории Оренбургской области.

В обоснование заявленных требований Сундеева Л.В. ссылается на то, что она является лицом, которому (дата) присвоено звание «Ветеран труда Оренбургской области». Статьей 5 Закона Оренбургской области от 02 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ предусмотрено право ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, на ежемесячную денежную выплату, которая устанавливается взамен льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, автомобильного транспорта общего пользования пригородных и междугородных маршрутов, а также взамен проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Ежемесячная денежная выплата назначается в размере 300 рублей с 01 июля 2011 года и выплачивается государственным учреждением, подведомственным органу исполнительной власти Оренбургской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания.

В период проживания на территории Оренбургской области Сундеева Л.В. являлась получателем указанной льготы. В (дата) она переехала на постоянное место жительства в (адрес) и перестала получать льготы, связанные со званием «Ветеран труда Оренбургской области», с чем она не согласна. Полагает, что ежемесячная выплата денежных средств в соответствии с названным выше законом не может быть привязана к месту проживания получателя льготы и должна беспрепятственно предоставляться в любом месте проживания на территории Российской Федерации. Считает, что положения статьи 1 Закона Оренбургской области от 02 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ противоречат положениям Устава Оренбургской области, который гарантирует осуществление прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права.

Законодательным Собранием Оренбургской области и Губернатором Оренбургской области представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указывается на то, что Закон Оренбургской области от 02 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры; в оспариваемой части он не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав объяснения представителя административного истца Тюлькиной Ю.В., поддержавшей заявленные требования, представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Сюндюковой А.Б., представителей Губернатора Оренбургской области Верещагиной О.Н., Бороздина М.С., возражавших против удовлетворения административного иска, исследовав материалы дела, Оренбургский областной суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации социальную защиту, включая социальное обеспечение, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72).

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу пункта 2.1 этой же статьи федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

Исходя из критериев нуждаемости, субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

При этом финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3.1 названного федерального закона, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (часть 4 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

Законодатель в Федеральном законе от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» выделил следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы и ветераны труда (статья 1) и предусмотрел для них меры социальной поддержки, различающиеся как по объему, так и по условиям предоставления (статьи 14 – 22).

Федеральный закон «О ветеранах» не предусматривает в отношении ветеранов труда иных норм, регулирующих отношения с их участием, кроме статьи 7, устанавливающей основания для присвоения звания «Ветеран труда».

При этом в статье в статье 22 Федерального закона «О ветеранах» указано, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 этого же Федерального закона).

Статьей 6.1 Закона Оренбургской области от 02 ноября 2004 года №1523/254-III-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, являются расходными обязательствами Оренбургской области.

При этом в статье 1 названного Закона Оренбургской области определено, что он распространяется на ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, постоянно проживающих на территории Оренбургской области.

Статьей 5 данного Закона Оренбургской области для вышеперечисленной категории граждан предусмотрено право на ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей, которая устанавливается взамен льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, автомобильного транспорта общего пользования пригородных и междугородных маршрутов, а также взамен проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Порядок и условия предоставления указанной ежемесячной денежной выплаты установлены постановлением Правительства Оренбургской области от 26 марта 2007 года №117 – п.

На территории Оренбургской области принят и действует Закон Оренбургской области от 01 ноября 2008 года 2560/532-IV-ОЗ «О ветеранах труда Оренбургской области», который распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Оренбургской области.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Оренбургской области от 01 ноября 2008 года 2560/532-IV-ОЗ ветеранам труда Оренбургской области предоставляются меры социальной поддержки в размере и порядке, установленных для ветеранов труда Законом Оренбургской области от 2 ноября 2004 года №1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».

(дата) года Сундеевой Л.В. выдано удостоверение ветерана труда Оренбургской области, в связи с чем, до выезда на постоянное место жительства за пределы Оренбургской области она являлась получателем меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 5 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 года №1523/254-III-ОЗ.

Из системного анализа приведенных выше норм и оспариваемого административным истцом положения статьи 1 Закона Оренбургской области от 02 ноября 2004 года №1523/254-III-ОЗ следует, что региональный законодатель, определяя меры социальной поддержки для ветеранов труда Оренбургской области, а также условия и порядок их предоставления, действовал правомерно, в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.

Поскольку действующим федеральным законодательством не определены конкретные меры социальной поддержки лиц, имеющих звание «Ветеран труда», а также порядок предоставления таких мер, субъект Российской Федерации в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранам труда Оренбургской области, финансируемых исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации с учетом его возможностей, а также определять порядок и условия их предоставления, в том числе вправе установить, что меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, распространяются только на предусмотренную региональным законодателем категорию лиц, постоянно проживающих на территории Оренбургской области. Указанное направлено на уточнение адресности мер социальной поддержки, предоставляемых за счет средств областного бюджета.

Таким образом, оспариваемое правовое регулирование предоставления дополнительных мер социальной поддержки принято в пределах дискреционных полномочий регионального законодателя, который выделил из числа ветеранов труда конкретную категорию - постоянно проживающие на территории Оренбургской области.

В связи с изложенным оспариваемое административным истцом законоположение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Данные положения не ограничивают права, предусмотренные для такой категории лиц как ветераны труда, а лишь устанавливают условия предоставления мер социальной поддержки, которые в равной степени распространяются на всех проживающих на территории Оренбургской области лиц, имеющих звание «Ветеран труда», направлены на обеспечение их социальной защиты, поэтому не могут быть признаны дискриминационными и нарушающими права административного истца.

Ссылки в административном исковом заявлении на противоречие оспариваемого положения областного закона статьям 15, 19, 21 Конституции Российской Федерации не могут быть приняты судом во внимание, поскольку проверка конституционности нормативных правовых актов отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. При этом представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что данные ссылки указаны ею в связи с тем, что к соблюдению прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, отсылает Устав Оренбургской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Сундеевой Л.В. о признании недействующей в части статьи 1 Закона Оренбургской области от 02 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Оренбургского

областного суда О.М. Трифонова

Мотивированное решение составлено 06 марта 2020 года.

Судья Оренбургского

областного суда О.М. Трифонова