НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орехово-зуевского городского суда (Московская область) от 27.01.2021 № 2-2680/20

Дело № 2-66/2021

50RS0033-01-2020-004250-04

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2021 года

Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Доброва Г.Г.,

при секретаре судебного заседания Степановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогулиной Е.С., Рогулина Н.М., Лопатиной В.Е., Лопатина А.Е., Анашкиной Н.А. к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов о возмещении убытков;

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов о возмещении убытков.

Свои требования мотивируют тем, что Анашкина Н.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Лопатина В.Е., Лопатин А.Е. являются собственниками по 1/2 доле каждый жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Рогулина Е.С., Рогулин Н.М. являются собственниками по 1/2 доле каждый жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

С 30.06.2016 г. Управляющей организацией многоквартирного дома, в котором она проживаем, является ООО «Объединённая Компания» (ранее ООО «Орехово-Зуевская районная объединенная компания»).

17.09.2016 г. подписан Протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся по адресу: <адрес> форме очно-заочного голосования по вопросу проведения капитального ремонта мягкой рулонной кровли, проводимого в рамках реализации региональной программы капитального ремонта на 2017 год.

Управляющей организацией в адрес Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов было направлено обращение от 05.10.2018 г. № исх./об/1911 по вопросу проведения капитального ремонта кровли многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>

В ответ на обращение Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов 31.10.2018 года сообщил, что в рамках реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы», данный многоквартирный дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы на 2017 год.

В вышеуказанном ответе Фонд капитального ремонта, указал, что по итогам проведенного электронного аукциона между Фондом и ООО «Строймир» заключен договор от 21.07.2018 г. №1413-К на проведение работ по капитальному ремонту кровли МКД...».

На сайте reformagkh.ru размещена информация, о том, что ремонт крыши многоквартирного <адрес> был произведен в 2017 году.

В результате залива квартиры Анашкина Н.А. понесла материальный ущерб в размере 74 957,88 рублей, который подтверждается: Актом обследования от 28.05.2020 года, составленным Управляющей организацией, Локальной сметой № ОК Дав ПР 20-10.

Лопатина В.Е., Лопатин А.Е. понесли материальный ущерб в размере 25 812,02 рублей, который подтверждается: Актом обследования от 01.06.2020 года, составленным Управляющей организацией, Локальной сметой № ОК Дав ПР 20-11.

Рогулина Е.С., Рогулин Н.М. понесли материальный ущерб в размере 66 998,87 рублей, который подтверждается: Актом обследования от 28.05.2020 года, составленным Управляющей организацией, Локальной сметой № ОК Дав ПР 9.

17.06.2020 года, 23.06.2020 года истцами в адрес Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов направлены претензии, на которую ответа не последовало.

Анашкина Н.А. просит суд взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в счет возмещения ущерба 74 957,88 рублей, взыскать штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом, компенсацию причиненного морального вреда в размере 10 000 рублей.

Произвести ремонт мягкой рулонной кровли по адресу: <адрес>

Лопатина В.Е., Лопатин А.Е. просят суд взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в счет возмещения ущерба 25 812,02 рублей, взыскать штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом, компенсацию причиненного морального вреда в размере 10 000 рублей.

Произвести ремонт мягкой рулонной кровли по адресу: <адрес>

Рогулина Е.С., Рогулин Н.М. просят суд взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в счет возмещения ущерба 66 998,87 рублей, взыскать штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом, компенсацию причиненного морального вреда в размере 10 000 рублей.

Произвести ремонт мягкой рулонной кровли по адресу: <адрес>

Истицы Рогулина Е.С., Анашкина Н.А. поддержали заявленные требования, просили об удовлетворении иска.

Истцы Рогулин Н.М., Лопатина В.Е., Лопатин А.Е. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Поддерживают заявленные требования.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Ежакова Л.И. исковые требования не признала, в возражении на иск пояснила, что договор на проведение капитального ремонта кровли <адрес> был заключен между ответчиком и ООО «Строймир» 21.07.2017 года. Подрядная организация ООО «Строймир» к выполнению работ не приступала.

В связи с тем, что они к работам не приступали, 21.07.2020 года был заключен договор с другой подрядной организацией ООО «Эконом-Строй». Выполнение работ по капитальному ремонту <адрес> планируется с 01.05.2021 года по 31.07.2021 года.

Размер ущерба по каждой из квартир ответчиком не оспаривается.

Считает, что на отношения между истцами и ответчиком Закон о защите прав потребителей не распространяется. В связи с чем не подлежат удовлетворения требования о взыскании штрафа и компенсации причиненного морального вреда.

Представитель третьего лица ООО «Объединенная компания» Кузнецов А.В. считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Ответчиком не представлено доказательств опровергающих размер причиненного истцам ущерба. С момента получения претензий ответчиком не предпринималось никаких действий для установления размера ущерба. Ответы на претензии не направлялись.

Ответчик не направлял в адрес ООО «Строймир» обращений с требованием устранить протечки кровли <адрес>.

Перенос ранее установленных региональной программой капитального ремонта на 2017 г. сроков выполнения капитальных работ Ответчик мотивирует действиями Администрации Орехово-Зуевского городского округа (постановлением Московской области от 13.11.2019 № 124 исх-3866) об исключении вышеуказанного жилого дома из кратковременного плана реализации региональной программы Московской области.

В данном случае, решение о переносе сроков проведении капитальных работ мягкой рулонной кровли работ должно было быть согласованно с собственниками помещений многоквартирного <адрес>, путем принятия ими соответствующего решения о переносе сроков в порядке требований, а не в одностороннем порядке.

Считает, что ответчик пытается уйти от ответственности перекладывая свою вину за срыв проведения капитальных работ которые он должен был организовать и контролировать на недобросовестных субподрядчиков.

Определением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 01.10.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена Администрации Орехово-Зуевского городского округа и ООО «Эконом-Строй».

Представитель третьего лица Администрации Орехово-Зуевского городского округа Александров А.Ю., пояснил, что работы по проведению капитального ремонта проводятся в соответствеии с Постановлением Правительства МО, так как в 2017 году дом был внесен в план на 2017 год. Ответчик просил перенести ремонтные работы на 2018 года. В 2018 ремонт не производился, поэтому было письмо администрации Орехово-Зуевского муниципального района в Фонд капитального ремонта о том, что работы не проводятся, просили заменить подрядчика. В 2019 году было письмо администрации Ликино-Дулевского г.о.. Ответа не последовало.

Срок действия программы 3 года истекал, поэтому появилось письмо администрации 2020 года, так как работы не были проведены. Администрация подписывает акт приемки дома после проведения капитального ремонта. Стороной договора она не является.

Считает, что ответчик должен был контролировать проведение работ подрядчиком.

Представитель третьего лица ООО «Эконом-Строй» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отзыве, направленном в адрес суда, пояснил, что между заказчиком Фондом капитального ремонта и подрядчиком ООО «Эконом-Строй» заключен договор от 06.07.2020 года № 1736-К предметом которого является проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Согласно адресного перечня объектом капитального ремонта является, в том числе жилой дом по адресу: <адрес>

Срок выполнения работ с 01.05.2021 года по 31.07.2021 года. Наименование работ: капитальный ремонт кровли, дверей.

Определением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 23.12.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен ООО «Строймир».

Представитель третьего лица ООО «Строймир» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, о причинах неявки не сообщил, возражений не представил.

Суд, изучив объяснение сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.

Установлено, что Рогулина Е.С., Рогулин Н.М. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги по состоянию на 07.102020 года л/д 245 т.1.

Указанное жилое помещение принадлежит им на праве общей долевой собственности по 1/2 доле каждому, что подтверждается выпиской из ЕГРН л/д 24-27 т.1

Лопатина В.Е., Лопатин А.Е. проживают по адресу: <адрес>

Жилое помещение принадлежит им на праве общей долевой собственности по 1/2 доле каждому, что подтверждается выпиской из ЕГРН л/д 24-27 т.3

Анашкина Н.А. зарегистрирована вместе с Анашкиным А.И. и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги по состоянию на 07.102020 года л/д 246 т.1.

Жилое помещение принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН л/д 21-24 т.2.

Управляющей компанией по отношению к дому <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от 30.06.2016 года л/д 198-213 т.1 является ООО «Орехово-Зуевская районная объединенная компания», (ООО «Объединенная компания») именуемая в договоре как «Управляющая организация».

Внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> оформленного протоколом от 17.09.2016 года л/д 214-216 т.1 решено провести капитальный ремонт мягкой рулонной кровли в рамках реализации региональной программы капительного ремонта.

Утверждена стоимость работ по капитальному ремонту мягкой рулонной кровли в соответствии с предельной стоимостью утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 07.03.2014 года № 142/7.

Утвержден срок проведения работ по капитальному ремонту мягкой рулонной кровли в соответствии с региональной программой 2017 года.

Определен источник финансирования работ по капитальному ремонту мягкой рулонной кровли за счет средств собственников помещений многоквартирного дома, сформированных на счете регионального оператора.

На сайте reformagkh.ru размещена информация, что в 2017 году был произведен ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с Уставом Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов л/д 71-84 т.1 Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является не имеющей членства организацией, созданной в целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области.

Фонд создан в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.07.2013 № 559/24 «О Фонде капитального ремонта общего имущества огоквартирных домов». Учредителем Фонда является Московская область, от имени которой выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В соответствии с п. 13 Устава целью деятельности Фонда является обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области.

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов как юридическое лицо зарегистрирован 02.10.2013 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 10.09.2020 года л/д 89-101 т.1.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства МО от 30.07.2013 N 559/24 «О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» целью создания Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области.

Согласно части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так согласно ч. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем ч. 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Согласно ч. 1,2 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации…

Согласно статьи 10 Закона Московской области № 66/2013-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области» краткосрочный план реализации региональной программы утверждается Правительством Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области.

14.03.2017 года Постановлением Правительством Московской области № 157/8 л/д 24-26 т. 4 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2017-2019 года.

В приложении к Постановлению л/д 28 т.4 дом № 4 по ул. 2-й микрорайон д. Давыдово включен в план реализации региональной программы капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

21.07.2017 года между заказчиком Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и генеральным подрядчиком ООО «Строймир» был заключен договор № 1413-К л/д 33-76.

В соответствии с предметом договора заказчик поручает, а генеральный подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, указанных в приложении № 17.2.

В соответствии с приложением № 17.2 л/д 184 т. 1 по адресу: <адрес> указаны виды согласованных работ: Замена входных дверей в подъезды стоимостью работ 772 294,39 рублей; Ремонт мягкой рулонной кровли, без утепления стоимостью 1 889 596,28 рублей.

Согласно графика производства работ (приложение 17.5) л/д 186 т.1 дата начала робот по ремонту мягкой рулонной кровли без утепления по адресу: <адрес>, была согласована 24.07.2017 года, дата окончания работ – 17.09.2017 года.

Между тем ни в указанные сроки, ни в последствии, согласованные с генеральным подрядчиком работы по ремонту мягкой рулонной кровли без утепления по <адрес> выполнены не были.

Региональным оператором контроль качества и сроков оказания услуг и выполнение работ подрядными организациями не осуществлялся.

25.09.2017 года л/д 192 т.1 по акту открытия объекта по адресу: д. <адрес> указанный объект управляющей организацией был передан генеральному подрядчику ООО «Строймир» для начала работ по капитальному ремонту в рамках договора подряда № 1413-К от 24.07.2017 года.

Таким образом, объект для проведения работ по капитальному ремонту мягкой рулонной кровли передан генеральному подрядчику с нарушением сроков графика производства работ (приложение 17.5).

Как установлено в ходе рассмотрения дела представитель ООО «Орехово-Зуевская районная объединенная компания» передал представителю генерального подрядчика ООО «Строймир» ключи для доступа на крышу.

После подписания акта мягкая кровля была вскрыта, но ремонтные работы по капитальному ремонту мягкой рулонной кровли не проводились.

В конце сентября 2017 года стали возникать массовые протечки кровли дома, в результате чего возникли повреждения квартир истцов, а им был причинен материальный ущерб.

Представитель ответчика не отрицает, что Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов не надлежащим образом контролировал выполнение работ генеральным подрядчиком ООО «Строймир».

В актах обследования выполненных членами комиссии ООО «Объединенная компания» 28.05.2020 года <адрес> принадлежащей Рогулиной Е.С. и Рогулину Н.М. на праве долевой собственности л/д 221 т.1, ДД.ММ.ГГГГ<адрес> принадлежащей Лопатиной В.Е. и Лопатину А.Е. на праве долевой собственности л/д 217 т.1, ДД.ММ.ГГГГ<адрес> принадлежащей Анашкиной Н.А. на праве собственности л/д 226 т.1 приведены описания повреждений квартир истцов.

Согласно локальной смете ООО «Объединенная компания» от 05.06.2020 года л/д 222-223 т. 1 стоимость проведения ремонтных работ по <адрес>, для устранения повреждений имущества составляет 66 998 рублей 87 копеек.

Как следует из локальной сметы от 05.06.2020 года л/д 218-219 т. 1 стоимость проведения ремонтных работ по <адрес>, для устранения повреждений имущества составляет 25 812 рублей 02 копейки.

В локальной смете, изготовленной от 05.06.2020 года л/д 227-228 т. 1 стоимость проведения ремонтных работ по <адрес>, для устранения повреждений имущества составляет 74 957 рублей 88 копеек.

Представителем ответчика размер причиненного истцам ущерба не оспаривается.

Суд приходит к выводу, что причинно-следственная связь между не надлежащим исполнением своих обязанностей ответчиком по осуществлению контроля качества и сроков оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и причинением истцам ущерба установлена в ходе судебного разбирательства.

По факту причинения ущерба истцы обращались в Администрацию Орехово-Зуевского городского округа, на что Администрацией от 03.11.2020 года был дан ответ л/д 241 т.1, согласно которому подрядная организация ООО «Строймир» не выполнила в срок работы и Фонд капитального ремонта расторг договор с этой организацией.

Работы по капитальному ремонту кровли дома перенесены на 2020-2022 года, определена подрядная организация ООО «Экономстрой».

В соответствии со статьей 16 Закона Московской области определение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется конкурентным способом в порядке, установленном уполномоченным органом.

После проведения конкурса по отбору подрядной организации на проведение капитального ремонта кровли по адресу: <адрес>, Фонд заключил договор о проведении капитального ремонта с ООО «Эконом - Строй» от 06.07.2020 № 1736-К л/д 42-68 т.1.

В настоящее время в соответствии с указанным договором идет разработка проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту указанного дома.

Согласно приложения № 2 к договору л/д 70 т.1 в адресном перечне объектов указан в том числе и <адрес>. В наименовании работ указан ремонт мягкой рулонной кровли без утепления.

Как указывается в объяснении ООО «Эконом-Строй» капитальный ремонт кровли в <адрес> будет произведен в срок с 1.05.2021 года по 31.07.2021 года.

В адрес ответчика истцами направлялись претензии, в которых предлагали в добровольном порядке возместить причиненный ущерб, взыскать компенсацию причиненного морального вреда и произвести капитальный ремонт кровли дома.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Как указано в п. 11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 23.06.2015 года применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.

В силу закрепленного в статье 15 ГК РФ принципа полного возмещения причиненных убытков лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также возмещения неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В абз. 1 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно ст.15, 393, 400 ГК РФ убытки должны возмещаться в полном объеме, если право на полное возмещение убытков не ограничено законом или договором (ограниченная ответственность).

Поскольку ч.6 ст.182 ЖК РФ ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, не установлено, региональный оператор отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков (Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2018) утв. Президиумом ВС РФ 04.07.2018).

Размер ущерба причиненного истцам ответчиком не оспорен.

Поскольку <адрес> находятся в долевой собственности Рогулиных и Лопатиных, возмещение ущерба в их пользу должно производиться пропорционально размеру долей в праве собственности – по ? доле в пользу каждого.

Таким образом, с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в пользу Рогулиной Е.С., Рогулина Н.М. в счет оплаты стоимости восстановительного ремонта квартиры, расположенной по адресу: <адрес> подлежит взысканию 66 998 рублей 87 копеек ( по 33 499 рублей 44 копейки в пользу каждого);

В пользу Лопатиной В.Е., Лопатина А.Е. в счет оплаты стоимости восстановительного ремонта квартиры, расположенной по адресу: <адрес> подлежит взысканию 25 812 рублей 02 копейки ( по 12 906 рублей 01 копейки в пользу каждого;

В пользу Анашкиной Н.А. в счет оплаты стоимости восстановительного ремонта квартиры, расположенной по адресу: <адрес> подлежит взысканию 74 957 рублей 88 копеек.

Требования истцов о проведении ответчиком капитального ремонта мягкой рулонной кровли <адрес> не могут быть исполнены, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а не осуществляет ремонт.

С учетом изложенного, учитывая объяснения ООО «Эконом-Строй», суд считает необходимым обязать ответчика Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обеспечить проведение капитального ремонта кровли жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования истцов о взыскании с ответчика в их пользу компенсации причинного морального вреда, штрафа в размере 50 % от взысканной суммы, удовлетворению не подлежат исходя из следующего.

В соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей», данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

При этом потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пп. "г" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

В рассматриваемом случае региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет фонда капитального ремонта. При этом, ответчиком Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов указанные функции по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме осуществляются в силу закона безвозмездно.

Поскольку спорные деликтные правоотношения по возмещению региональным оператором ущерба возникли на основании норм Жилищного Кодекса РФ, то к разрешению данного спора положения Закона «О защите прав потребителей» не применимы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Рогулиной Е.С., Рогулина Н.М., Лопатиной В.Е., Лопатина А.Е., Анашкиной Н.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в пользу Рогулиной Е.С., Рогулина Н.М. в счет оплаты стоимости восстановительного ремонта квартиры, расположенной по адресу: <адрес> - 66 998 рублей 87 копеек ( по 33 499 рублей 44 копейки в пользу каждого);

Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в пользу Лопатиной В.Е., Лопатина А.Е. в счет оплаты стоимости восстановительного ремонта квартиры, расположенной по адресу: <адрес> - 25 812 рублей 02 копейки ( по 12 906 рублей 01 копейки в пользу каждого);

Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в пользу Анашкиной Н.А. в счет оплаты стоимости восстановительного ремонта квартиры, расположенной по адресу: <адрес> - 74 957 рублей 88 копеек.

Обязать Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обеспечить проведение капитального ремонта кровли жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> срок до 01.08.2021 года.

В удовлетворении требований о взыскании в пользу Рогулиной Е.С., Рогулина Н.М., Лопатиной В.Е., Лопатина А.Е., Анашкиной Н.А. штрафа в размере 50 % от взысканной суммы, взыскании компенсации причинного морального вреда отказать.

Мотивированное решение изготовлено 2 февраля 2021 года.

На решение суда может быть подана апелляционные жалоба в Московский Областной Суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья : Добров Г.Г.