НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орехово-зуевского городского суда (Московская область) от 24.01.2022 № 2-117/2022

Дело № 2-117\2022

50RS0033-01-2020-007456-32

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2022 года <адрес>

Орехово-Зуевский городской суд <адрес> в составе

В составе федерального судьи Барабановой М.Е., при секретаре Бураковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коробова Александра Валентиновича к Управлению социальной защиты населения по <адрес> городскому округу, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов,

УСТАНОВИЛ:

Коробов А.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по <адрес> городскому округу, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов.

Свои требования мотивировал тем, что Коробов Александр Валентинович ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился через портал государственных услуг МФЦ <адрес> на основании соответствующего пакета документов в УСЗН по городскому округу <адрес> за предоставлением бесплатного изготовления зубных протезов (зубопротезирования) согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ МО «<адрес> ЦГБ» Стоматологической поликлиники <адрес>.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН по городскому округу <адрес> Коробову А.В. отказано в государственной услуге по предоставлению бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов по основанию того, что он не соответствует категориям лиц, имеющим право на получение государственной услуги, так как является инвали<адрес> группы.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН по городскому округу <адрес> истец считает незаконным и необоснованным.

Коробов А.В. является малоимущим пенсионером, ветераном/участником боевых действий в <адрес>, что подтверждается удостоверением серии БК - от ДД.ММ.ГГГГ Он имеет право на льготы, указанные в ст. 16 ФЗ РФ «О Ветеранах» и ФЗ РФ «О государственной социальной поддержке ветеранов и пенсионеров РФ».

Кроме того, он является инвали<адрес> группы по общему заболеванию, что подтверждает справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная МТЭК по <адрес>.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН по городскому округу <адрес> основано на нарушениях применения ст. 41 Конституции РФ, ст. 13 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 1 ст. 16 ФЗ РФ «О ветеранах», ФЗ РФ «О социальной помощи в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 8 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>».

Истец просил признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социального развития <адрес> в лице Управления социальной защиты населения по <адрес> городскому округу <адрес> об отказе Коробову Александру Валентиновичу 04.07.1965года рождения в предоставлении бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов.

Обязать Министерство социального развития населения <адрес> предоставить Коробову Александру Валентиновичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на бесплатное ортопедическое лечение в ГБУЗ МО «<адрес> ЦГБ» Стоматологическая поликлиника <адрес> на изготовление\установку и ремонт зубных протезов (л.д. 3-4, 62-63, 86-88).

В судебное заседание истец Коробов А.В. не явился, представил письменные пояснения по иску (л.д. 113-116).

Представитель истца Нургалиев С.А. иск подержал. Пояснил, что истцу должно быть предоставлено право на зубопротезирование как инвалиду 2 группы, федеральному льготнику в соответствии в ФЗ «О социальной поддержке инвалидов». Истец нуждается в зубопротезировании, это предусмотрено медицинскими показаниями, справками. Денежных средств у него на установку протезов нет. Он основывает свои требования на ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что именно соцзащита должна предоставлять эту льготу истцу. Именно соцзащита дает согласие на предоставление этой услуги. В ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ДД.ММ.ГГГГ касаемо его доверителя никаких изменений не вносилось. Статья 11.1 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ДД.ММ.ГГГГ регулирует право истца. Она точно также трактуется, как в 1995 году.

Представитель ответчиков Управления социальной защиты населения по <адрес> городскому округу, Министерства социального развития <адрес> Платошин В.П. (по доверенности л.д. 47-48, 49- 51, поддержал представленные возражения, согласно которым Коробов А.В. состоит на учете в УСЗН по <адрес> г.о. <адрес> как инвалид 2 группы, ветеран боевых действий, пенсионер. Он получает меры социальной поддержки в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О ветеранах».

Он не относится к лицам, которым установлены меры социальной поддержки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» как бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, так как ему установлена социальная поддержка законодательством Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ граждане, имеющие группу инвалидности, меры социальной поддержки которым установлены законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) взамен льгот, которые ранее предоставлялись в натуральном виде. Мера социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию гражданам, имеющим группу инвалидности, в соответствии с действующим законодательством предоставлена быть не может (л.д. 65-66, 130).

Представитель третьего лица ГУ-ГУ ПФРФ по <адрес> и <адрес> Прокофьева А.И. (по доверенности л.д. 77, 134) представила возражения на исковые требования Коробова А.А. (л.д. 133).

Пояснила, что он ДД.ММ.ГГГГ подал заявление об отказе от получения в натуральной форме набора социальных услуг, предусмотренных ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» - дополнительная бесплатная медицинская помощь – лекарственные средства по назначению врача, изделия медицинского назначения…). Поскольку он уже получает ЕДВ на основании федерального законодательства как инвалид 2 группы, он не имеет права на получение социальных льгот в виде зубопротезирования на основании <адрес>. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГБУЗ МО «<адрес> центральная городская больница» Комлева С.В. (по доверенности л.д. 76) в судебное заседание не явилась. Ранее пояснила, что готовы оказать услугу по зубопротезированию Коробову А.В., если он предоставит документы на законных основаниях.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.

В соответствии с пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, … военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; 4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.

Согласно п. 1 пп.1, п. 1.1 ст. 6. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как установлено в судебном заседании, Коробов Александр Валентинович ДД.ММ.ГГГГ года рождения (57 лет), является инвали<адрес> группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы (л.д. 15, 16).

Коробову А.В. выдан полис ОМС ООО «РОСНО» (л.д. 26).

Коробов А.В. освидетельствован в бюро филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ При освидетельствовании разработана и выдана ИПРА инвалида, в соответствии с которой он нуждается в медицинской реабилитации, протезировании и ортезировании. У него установлены нарушение функций нижних конечностей, нарушении функции сердечно-сосудистой системы. Ему рекомендованы ТСР и услуги по реабилитации – трость 4-х опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, лечение и зубопротезирование полости рта за счет средств федерального бюджета (л.д. 112, 117-123).

Коробов А.В. обратился через портал государственных услуг МФЦ <адрес> на основании соответствующего пакета документов в УСЗН по городскому округу <адрес> за предоставлением бесплатного изготовления зубных протезов (зубопротезирования) согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ МО «<адрес> ЦГБ» Стоматологической поликлиники <адрес> (л.д. 28).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ. УСЗН по городскому округу <адрес> Коробову А.В. отказано в государственной услуге по предоставлению бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов по основанию того, что он не соответствует категориям лиц, имеющим право на получение государственной услуги, так как является инвали<адрес> группы (л.д. 18-21).

Коробов А.В. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии БК - от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).

В соответствии со справкой ГУ-ГУ ПФР по <адрес> и <адрес> Коробову А.В. установлена пенсия по государственному пенсионному обеспечению социальная в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Ежемесячная денежная выплата ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации установлена в соответствии с пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере 3212 руб. 04 коп. на оплату предоставления набора социальных услуг (НСУ), предусмотренного ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». ДД.ММ.ГГГГ Коробов А.В. подал заявление об отказе от получения в натуральной форме набора социальных услуг (п.1, п. 1.1 ст. 6. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ) (л.д. 27, 74, 131, 132).

Согласно свидетельству о заключении брака Коробов А.В. и ФИО8 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ Коробов А.В. установил свое отцовство в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Коробова А.А. обучается в 5 классе МОУ СОШ (л.д. 17, 22-23, 64).

Средний доход ФИО9 за ДД.ММ.ГГГГ г. составляет 244668 руб. 03 коп. с учетом налога, средний доход в месяц – 34952 руб. 58 коп. (л.д. 24-25).

Коробов А.В. зарегистрирован по адресу <адрес>. Вместе с ним зарегистрирована дочь ФИО10 Ее среднемесячный доход составляет 21111 руб. 11 коп. (л.д. 32, 33-34).

Статьей 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции (до ДД.ММ.ГГГГ) инвалиды имели право за счет средств федерального бюджета на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая ортопедическую обувь и специальную одежду), а также иных протезных изделий (включая глазные протезы и слуховые аппараты), кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам.

Федеральный законодатель, изменив редакцию статьи 11.1 данного Федерального закона, с ДД.ММ.ГГГГ исключил из перечня мер социальной поддержки инвалидов указанную льготу, представлявшуюся в натуральной форме.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» в целях замены ряда натуральных льгот денежной компенсацией была ведена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

Статьей 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за инвалидами признано право на ежемесячную денежную выплату, размер которой устанавливается в зависимости от группы инвалидности и индексируется один раз в год исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

Как указывалось Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 513-0-0, ежемесячная денежная выплата, введенная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, по своей правовой природе есть элемент механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот, поэтому отмена определенных льгот не может рассматриваться как нарушение социальных прав граждан.

В силу части 7 статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг, установлена статьей 6.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и подлежит ежегодной индексации. Эта сумма удерживается из состава начисленной гражданину (инвалиду) ежемесячной денежной выплаты если гражданин не отказался от получения набора социальных услуг полностью.

Таким образом, сумма средств, направляемая на оплату предоставления инвалиду набора социальных услуг, составляет лишь часть ЕДВ, следовательно, другая часть суммы ЕДВ является денежной компенсацией тех льгот, которые до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись инвалидам в натуральном виде. Не включение зубопротезирования в состав набора социальных услуг предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не означает того, что такая мера социальной поддержки истцу не предоставляется, поскольку он является получателем ежемесячной денежной выплаты.

Согласно сведениям от ДД.ММ.ГГГГ за Коробов А.В., как федеральный льготник в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на государственную социальную помощь в виде предоставления гражданину набора социальных услуг и может получать социальные услуги в натуральной форме или денежный эквиваленте.

Статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» гласит, что настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся: инвалиды, имеющие I, II, III группу инвалидности (п. 22).

П. 5 ст. 10 Закона предусматривает, что лицам, указанным в пунктах 22, 22.1 статьи 1 настоящего Закона, индивидуальными программами реабилитации или абилитации которых предусмотрены технические средства реабилитации (изделия), не входящие в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Правительством Российской Федерации, устанавливается выплата на приобретение технических средств реабилитации (изделий), не входящих в указанный перечень.

Перечень технических средств реабилитации (изделий), на приобретение которых в соответствии с настоящим Законом устанавливается выплата, размер выплаты, а также сроки пользования техническими средствами реабилитации (изделиями) устанавливаются <адрес>.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 16 Закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение протезами (кроме зубных протезов).

П. 10 ст. 4 Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относит утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

П. 4, 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р) предусматривает реабилитационные мероприятия - Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, технические средства реабилитации - Протезы и ортезы.

Согласно Приказу от ДД.ММ.ГГГГ N 106н Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» предусматривает (8-09-03) зубные протезы (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам), но при этом устанавливает конкретные медицинские показания к их установлению (врожденная адентия (полная или частичная), постоперационные дефекты зубных рядов с резекцией челюсти, атрофия альвеолярного отростка).

Ссылка истца на Порядок предоставления меры социальной поддержки по бесплатным изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1255/37) безосновательна, поскольку в соответствии с п.п. «б, з» п. 2 к категории лиц, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по зубопротезированию (получатель) относятся: ветераны военной службы - лица, имеющие статус ветерана военной службы в соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", по достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже двух с половиной кратной величины прожиточного минимума, установленного в <адрес> для пенсионеров

В соответствии с п. 2.1 указанного Порядка мера социальной поддержки по зубопротезированию не предоставляется получателям, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в подпунктах "е", "и" - "р" пункта 2 настоящего Порядка.

Согласно пункту 3 статьи 28.1 Закона N 181-ФЗ, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3061-1), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Соответственно, истец Коробов А.В. уже получает ЕДВ как инвалид 2 группы на основании федерального законодательства и права на получение бесплатного зубопротезирования на основании <адрес> не имеет.

Указание в решении УСЗН по <адрес> городскому округу <адрес> на инвалидность истца 3, а не 2 группы, в данном случае не имеет значения при оценке его права на получения социальных услуг по зубопротезированию. Данный вопрос с учетом имеющейся у Коробова А.В. инвалидности 2 группы обсуждался в ходе рассмотрения дела, ответчиком даны письменные пояснения на судебный запрос (л.д. 129, 131).

Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Коробова А.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коробова Александра Валентиновича к Управлению социальной защиты населения по <адрес> городскому округу, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Барабанова М.Е.