НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орехово-зуевского городского суда (Московская область) от 15.10.2020 № 2-1929/2020500033-2020-002826-35

№ 2-1929/2020 50RS0033-2020-002826-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Щипанова И.Н., при помощнике судьи Диденко Ю.И.,

с участием истца Попова М.С. и его представителя на основании доверенности и ордера адвоката Дорошенко В.А.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области Прокофьевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова М,С, к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Попов М.С. обратился в суд, оспаривая решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Истец считает, что ответчик необоснованно не назначил ему страховую пенсию с момента обращения, не засчитав в специальный стаж период работы в ГБУ <адрес> «Автомобильные дороги» в должности спасателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В спорный период он осуществлял спасательную деятельность именно в аварийно-спасательном формировании, а сам по себе факт отсутствия в Списке наименования учреждения вовсе не означает различия выполняемых функций, условия и характера трудовой деятельности. Также ответчик указал, что в указанный период работодателем не производилась уплата дополнительного тарифа страховых взносов.

В судебном заседании сторона истца заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. При этом пояснила, что истец не обязан отвечать за действия работодателя, который не проставил код льготы и не уплачивал дополнительный тариф страховых взносов. Спорный период работы подлежит включению в его специальный трудовой стаж, который подтвержден представленными документами, в том числе книжкой спасателя.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что отказ в назначении пенсии является обоснованным по основаниям, указанным в оспариваемом решении и письменном отзыве на иск. Также отмечает, что в выписках из индивидуального лицевого счета не указан код льготы, а также в спорный период работодателем не производилась уплата дополнительного тарифа страховых взносов. В связи с этими обстоятельствами у органов пенсионного фонда отсутствует возможность засчитать в специальный стаж истца спорный период.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора –ГБУ <адрес> «Автомобильные дороги» - в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав доводы искового заявления и материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно пункту 16 части 1 статьи 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).

Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности «спасатель», установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Исходя из анализа приведенных норм, следует, что в соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено:

- независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях;

- по достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1, 2, 3 класса, спасателям международного класса.

Таким образом, круг лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, определен законодательством, к таким лицам относятся спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов, спасатели международного класса, руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

Судом установлено, что истец в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ГБУ <адрес> «Автомобильные дороги» в должности спасателя (водителя) в аварийно-спасательном отряде .

В организационную структуру МЧС России ГБУ <адрес> «Автомобильные дороги» не входит, что участниками процесса не оспаривается.

Руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», суд установил, что Попов М.С. в спорный период работал в должности спасатель (водитель), не поименованной в Перечнях должностей и специальностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на что правильно указал в своем решении ответчик.

Также необходимо учесть, что частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные, в том числе пунктом 19 части 1 статьи 30 указанного Закона, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.

Между тем, работодатель – ГБУ <адрес> «Автомобильные дороги» - соответствующие сведения об особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному истцом основанию, в пенсионный орган не предоставлял, дополнительные страховые взносы за истца не уплачивал, а представленной в материалы дела справкой от ДД.ММ.ГГГГ лишь подтвердил факт работы Попова М.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности спасатель (водитель), также без указания на код льготы и без доказательств уплаты за истца дополнительного тарифа страховых взносов.

Представленные в подтверждение льготного характера работы документы – трудовая книжка, книжка спасателя – основанием для удовлетворения иска также не являются, т.к. выполнение истцом в спорный период ряда функций спасателя при работе в должности спасателя (водителя), не поименованной в Перечнях должностей и специальностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, само по себе не является основанием для досрочного назначения пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Поскольку на дату обращения к ответчику у истца отсутствовал необходимый 15-летний стаж работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах в соответствие с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ему обоснованно отказано в установлении пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11, 195-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Попова М,С, об оспаривании решения ГУ-УПФ РФ по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж период работы в ГБУ <адрес> «Автомобильные дороги» в должности спасателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.Н. Щипанов

Мотивированное решение составлено 21 октября 2020 года