50RS0033-01-2023-004550-52
№2а-3969/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2023 года г.Орехово-Зуево
Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капраренко А.В.
при секретаре судебного заседания Караваевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО7 к Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области, Управлению ФНС России по Московской области о признании незаконными решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 ФИО8 обратился в суд с уточненным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области, Управлению ФНС России по Московской области о признании незаконным и отмене решения об отмене решения № 240 от 18.01.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ№@ по жалобе ФИО1 ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ на решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области от 18.01.2023 № 240 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Мотивирует свои требования тем, что 18.01.2023 МРИ ФНС России № 10 по Московской области в отношении административного истца принято решение № 240 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившееся в доначисление НДФЛ в размере 334 158 руб., а также наказаний в виде штрафов в размере <данные изъяты> 27.02.2023 вышеназванное решение обжаловано административным истцом в Управление ФНС России по Московской области путем подачи жалобы. Жалоба была отменена в части неправильного расчета суммы НДФЛ, подлежащего уплате налогоплательщиком, что подтверждается решением №@. Также считает, что решение МРИ ФНС России № 10 по Московской области № 240 о привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившееся в доначисление НДФЛ в размере <данные изъяты> а также наказание в виде двух штрафов в размере <данные изъяты>. и решение Управление ФНС России по Московской области №@ незаконными и необоснованными в связи с отсутствием обязанности по уплате НДФЛ. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указана дата регистрации права 08.11.2018. Право собственности на недвижимость возникаем с момента его государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним№, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Такие случаи регламентируются в том числе ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» признание ранее возникших прав, возникающих в силу закона на ранее учтенные объекты недвижимости является правом, а не обязанностью собственника. На основании приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», в соответствии с распоряжением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.05.2011 за номером Р/48, 08.11.2018 был поставлен на кадастровый учет жилой дом с кадастровым номером № со статусом «актуальные, ранее учтенные», на основании договора дарения от 27.11.2017, сведения о произведенной постановке на кадастровый учет ОТИ инвентарный № присвоенной на основании технического паспорта от 03.03.2011. Таким образом, при камеральной проверке не правильно определен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества для освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества.
В последствии к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В судебное заседание административный истец ФИО1 ФИО10 не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представлял ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административных ответчиков Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области, Управлению ФНС России по Московской области, действующий по доверенностям ФИО2 ФИО11 в судебном заседании возражал против административного иска по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9,11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации установлены виды федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, среди которых значится налог на доходы физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
К доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ).
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период, от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса (пункт 17.1 статьи 217 НК РФ).
В силу пункта 4 этой же статьи в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Статьей 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (пункт 2); обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3); обязаны уплатить общую сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.
За невыполнение требований налогового законодательства и совершение налоговых правонарушений Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В частности, пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
Суд, исследовав материалы дела приходит к следующему выводу.
Согласно выписки из ЕГРН явствует, что право собственности на недвижимое имущество (объект индивидуального жилищного строительства, расположенное по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, правообладателем которого является ФИО1 ФИО12 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16-17)
Из выписки из ЕГРН следует, что на основании договора купли-продажи от 20.09.2021, здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> было продано ФИО3 ФИО13 (л.д. 25)
Актуальная кадастровая стоимость жилого дома составляет <данные изъяты>Таким образом, сумма дохода, исходя из кадастровой стоимости с учетомпонижающего коэффициента 0,7, составила <данные изъяты>
Межрайонной ИФНС России №10 по Московской области в связи с непредставлением ФИО1 ФИО14 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи недвижимого имущества за 2021 год, на основе имеющихся у налогового органа документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах, проведена камеральная налоговая проверка в соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 НК РФ. По результатам камеральной налоговой проверки МРИ ФНС России № 10 по Московской области установлены обстоятельства, свидетельствующие о занижении налогоплательщиком налоговой базы при исчислении НДФЛ, что повлекло неуплату налога, в связи с чем, в соответствии со статьей 100 НК РФ, составлен акт налоговой проверки от 27.10.2022 № 7195. Инспекцией 18.01.2023 принято решение № 240 о привлечении ФИО1 ФИО15 к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ФИО1 ФИО16 доначислен налог в размере <данные изъяты>
Налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 4 177 руб., а также п. 1 ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Заявитель, не согласившись с Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области с жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы №@ от ДД.ММ.ГГГГ решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части доначисления налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> а также пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Согласно Решению от ДД.ММ.ГГГГ№ налогоплательщику доначисленНДФЛ в сумме <данные изъяты> Вместе с тем налоговая база для расчета НДФЛсоставила 2 <данные изъяты> с учетом налогового вычета, предусмотренногоподпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, налоговая база составляет <данные изъяты><данные изъяты>
При таких обстоятельствах, сумма НДФЛ, подлежащая уплате Б.О., составляет <данные изъяты>
Положениями пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Из приведенных норм следует, что при регистрации права собственности, возникает право владения имуществом.
Таким образом, срок нахождения в собственности недвижимого имущества с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> следует исчислять с момента регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т.е. с 08.11.2018 года.
Допущенное ФИО1 ФИО17 нарушение обязанности уплаты налога в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, в соответствии со ст. 75 НК РФ влечет начисление пени на сумму неуплаченного налога.
Сведений о том, что ФИО1 ФИО18 оплатил задолженность по налогу, штрафам не имеется.
На основании изложенного, суд, проверив расчеты налога, штрафов, суд признает их правильными, в связи с чем, оспариваемые решения № 240 от 18.01.2023, вынесенное Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области и решение от ДД.ММ.ГГГГ№@ по жалобе ФИО1 ФИО19 от 01.03.2023 приняты уполномоченным органом, в установленные сроки и с соблюдением требований закона.
С учетом вышеизложенного, административный иск ФИО1 ФИО20 удовлетворению не подлежит в полном объеме.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ч.2 ст.174, 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 ФИО21 к Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области, Управлению ФНС России по Московской области об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ№@ по жалобе ФИО1 ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ на решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области от 18.01.2023 № 240 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Капраренко А.В.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2023 года.