НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край) от 12.03.2021 № 2-341/2021

Дело № 2-341/2021

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 марта 2021 года г. Пермь

Орджоникидзевский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Молостовой М.Ю.,

при секретаре судебного заседания Колоколовой А.Г.,

с участием представителя истца и третьего лица Челпанова С.Н.Колчановой Н.Н., действующей на основании доверенностей от (дата), (дата),

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Челпановой Л. Т. к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми о признании права собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л :

Челпанова Л.Т. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <АДРЕС>.

В заявлении указала, что в <.....> году ФИО1 с сыном ФИО9 и снохой Л.Т. купили у ФИО9 жилой дом с холодным пристроем и верандой. Сын с женой состояли в браке с (дата), проживали в квартире.

Жилой дом по <АДРЕС> было разрешено приобрести, так как ФИО1 на момент приобретения была вдовой. Ее супруг ФИО2, (дата) года рождения, пропал без вести в декабре <.....> года.

В <.....> году была проведена инвентаризация спорного жилого дома.

В техническом паспорте допущены орфографические ошибки в фамилии и отчестве ФИО1 (ФИО3), что привело к отказу в исковом заявлении Челпанову С.Н..

Налоги на спорный объект недвижимости оплачивались ФИО1, что также подтверждает тот факт, что в техническом паспорте на момент инвентаризации домовладения были допущены орфографические ошибки в имении и отчестве собственника. После смерти ФИО1 налоги оплачивали Челпановы Л. Т. и ФИО9. Челпанова Л.Т. несет бремя содержания дома.

На сегодняшний день спорный жилой дом используется Челпановой Л. Т., ее сыном Челпановым С. Н. и его семьей.

Домовладение является ранее учтенным, проходило инвентаризацию в БТИ, до <.....> года относился к Лядовской с/администрации. По материалам БТИ, согласно техническому паспорту от (дата), на день обследования дома, обследовался и земельный участок, его площадь составляла <.....> кв.м. Год постройки дома <.....>.

Для учета принадлежности жилых домов собственники обязаны предоставить и зарегистрировать правоподтверждающие документы в БТИ, по месту нахождения домовладения этих строений, каждый владелец это знал, кроме того обследование было обязательным.

Сведения об объекте недвижимости содержатся в ЕГРН, ему присвоен кадастровый №... и участок по адресу: <АДРЕС>, является ранее учтенным. Факт владения Челпановой Л.Т. подтверждается сведениями в текущих документах БТИ и сохранившимися платежными документами в виде обязательных сборов на жилой дом и налогов на строение и земельный участок, страхование имущества, а также ее семья несла другие расходы по содержанию домовладения.

Законодательство, действовавшее до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, не относило к самовольным постройкам нежилые сооружения, а также построенные жилые дома.

В соответствии со статьей 71 ГК РСФСР 1922 года договоры о предоставлении городских участков под застройку заключаются коммунальными отделами с юридическими и физическими лицами на сроки: для каменных (кирпичных) и железобетонных строений - до 65 лет, для смешанных - до 60 лет, для деревянных строений - до 50 лет.

Постановлением Экономического совещания РСФСР «Об утверждении Положения об инвентаризации имущества местных советов» от (дата) предусматривалось про ведение государственного учета по единой методике всеми организациями технического учета, объединяемыми в единую систему. Инвентаризация имущества должна была обеспечить выявление его принадлежности, описание по основным признакам, определение технического состояния и оценку. На основании статей 7 и 8 «Положения о земельных распорядках в городах» (С.У., 1925, №..., ст. 188) и в соответствии с «Положением об инвентаризации имущества местных Советов», утвержденном ЭКОСО РСФСР (С.У., 1927, № 55, ст. 379), и дополнительным Постановлением ЭКОСО РСФСР по докладу НКВД об инвентаризации имущества местных Советов (С.У., 1930, № 4, ст. 43) местные органы коммунального хозяйства должны произвести инвентаризацию земельного имущества, а также находящихся на этих землях строений: муниципализированных, кооперативных и частных.

Согласно Инструкции по инвентаризации коммунального имущества (утв. ГУКХ НКВД РСФСР (дата)№...), на местные органы коммунального хозяйства было возложено непосредственное проведение работ по инвентаризации земель и строений. Инвентаризация земель и строений производится в целях выяснения наличия, состава и состояния имущества; определения размеров налога и земельной ренты.

В <.....> году было издано Постановление Президиума Пермского городского Совета РК и КД «О порядке проведения и оплате работ по технико-экономическому учету земель и строений в г. Перми», согласно которого была установлена обязательная для всех пользователей домового фонда и земель в г. Перми и рабочих поселках Пермского района регистрацию этих имуществ в Бюро технической инвентаризации при Управлении Городского Коммунального хозяйства (при этом пользователями домового фонда и земель понимались организации, учреждения или частные лица, которые к моменту регистрации фактически пользуются регистрируемым имуществом).

В послевоенный период службы технической инвентаризации начали проводить сплошную регистрацию строений в городах, рабочих и дачных поселках. В этот период организации БТИ получили полномочия выдавать регистрационные удостоверения тем собственникам, у которых отсутствовали правоустанавливающие документы, но имелись «косвенные» подтверждения прав на строения.

В соответствии с Инструкцией НККХ РСФСР №..., Наркомюста РСФСР № Б-И-7 от (дата) «О порядке восстановления документации на право владения строениями и пользования земельными участками в местностях, где указанная документация утрачена в связи с условиями военной обстановки», при отсутствии документов на строения или заверенных копий с них, непосредственно подтверждающих право владения строениями и право пользования земельными участками, косвенно подтверждающими это право могут служить следующие документы: платежные документы (земельная рента и налоги со строений); страховые полисы; инвентаризационные документы; домовые книги (п. 2 Инструкции). При этом в пункте 4 Инструкции указывалось, что при отсутствии данных документов право владения и пользования землей может быть установлено судом на основании свидетельских показаний.

Согласно Постановлению Президиума Пермского городского совета РК и КД №... от (дата) «О введении местных налогов на <.....> год по частному сектору», оценка строений и земельных участков проходила для обложения налогами и обязательного страхования.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от (дата) «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.

Указом ПВС РСФСР от (дата) ст. 71 ГК РСФСР <.....> была признана утратившей силу.

В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от (дата)№... «О порядке применения указа ПВС РСФСР от (дата).», передача земельного участка застройщику на основании решения исполкома Совета депутатов трудящихся оформляется договором в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

В соответствии с Порядком, утвержденным Роскомземом (дата), документами в отношении земельных участков являлись, прежде всего, государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и Похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.

До принятия указанного Порядка в письме Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР <.....> года №... разъяснено, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.

В соответствии с инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР (дата) в целях уточнения права владения строениями и учета строений по фондам бюро технической инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов местных советов вели по установленным формам реестры и производили регистрацию строений. Параграф 5 указанной инструкции говорит о том, что объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения. Регистрации подлежат строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке указанной инструкции отдельно не регистрируется. Для составления реестров и регистрации строений за владельцами, бюро инвентаризации обязаны, в том числе, выявить самовольно возведенные строения для принятия в отношении последних мер, установленных Постановлением СНК РСФСР от (дата)№..., и к регистрации их в соответствии с решением местных Советов по данному строению. На основании материалов инвентаризации при участии представителей городских и поселковых жилищных управлений производят проверку документов и составляют письменные заключения, в том числе и о фактах самовольной застройки.

Нормативно-правовые акты, в частности, Инструкция о порядке заполнения справок, выдаваемых бюро технической инвентаризации собственникам индивидуальных жилых домов (частей домов) для представления в государственные нотариальные конторы при оформлении сделок, утвержденная Приказом по министерству коммунального хозяйства РСФСР от (дата)№..., приложение к Инструкции о проведении учета самовольно возведенных или переоборудованных зданий» (Приказ Минземстроя РФ от (дата)№... (в ред. Приказа Госстроя РФ от (дата)№...), Письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от (дата)№... «Об отражении в материалах инвентаризации фактов самовольного строительства и самовольного захвата земли», также содержали требования о выявленных случаях самовольных построек или самовольного захвата земли в десятидневный срок представлять сведения органам местного самоуправления. При наличии самовольных построек на оригиналах инвентаризационных планов (земельного участка и поэтажных), технических паспортов и копиях этих документов на свободном от записей месте, с лицевой стороны проставлять штампы установленного образца в инвентарном деле должен находиться акт обследования.

(дата) были приняты Решение №... исполнительного комитета Молотовского городского Совета депутатов трудящихся г. Молотова «О мерах борьбы с самовольным строительством и самовольным заселением», (дата) Постановление СНК РСФСР №... «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках», (дата) Постановление Совета Министров РСФСР №... «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих, курортных и дачных поселках».

В соответствии с Решением №... от (дата) Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся было постановлено провести регистрацию домовладений в г. Перми в период с (дата) по (дата).

В течение всего срока владения и пользования строением никто никаких претензий к заявителю не предъявлял, не предпринимал никаких мер по его изъятию, о правах собственности на данный объект недвижимости не заявлял, освободить строение не требовал.

Платежи осуществлялись как за земельный участок, так и за жилой дом.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от (дата) «О местных налогах и сборах» устанавливал, что городские Советы депутатов трудящихся, а в поселках и в сельских местностях районные Советы депутатов трудящихся проводят местные налоги и сборы, к которым относятся - налог со строений и земельная рента. В соответствии со статьей 4 данного Указа налогом со строений облагаются жилые дома (.. . ) и всякого рода другие строения (с обслуживающими их постройками), принадлежащие (.. . ) отдельным гражданам.

Указом Президиума ВС СССР от (дата)№... «О местных налогах и сборах» утверждено Положение о местных налогах. Согласно подпунктов 1, 2 пункта 1 раздела 1 Положения о местных налогах к местным налогам относятся среди прочих налог с владельцев строений и земельный налог.

Пунктом 2 раздела 1 Положения о местных налогах налог с владельцев строений уплачивают граждане СССР за находящиеся в их собственности на территории СССР строения.

Пунктом 3 раздела 1 Положения о местных налогах земельный налог уплачивается гражданами СССР за земельные участки, отведенные им в пользование в установленном порядке.

Вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусматривалось взимание местных налогов и сборов с граждан, имеющих в пользовании самовольные постройки либо неотведенные им земельные участки.

Анализ правовых актов г. Перми и федеральных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что проведенная инвентаризация является не только одной из основ надлежащего осуществления мероприятий по землеустройству, то есть не только материалами технического характера. Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Данный вывод вытекает также из оценки данных документов в совокупности с Решением Пермского городского совета народных депутатов №... от (дата) «О переоформлении земельных участков на территории г. Перми», в соответствии с которым городскому комитету по земельной реформе было разрешено оформление <.....> (п. 2 Решения). Таким образом, признавалась возможность отвода земельных участков гражданам, у которых отсутствовали документы на земельные участки и домовладения. Таким образом, результаты проведенной инвентаризации земель стали основанием закрепления земель в собственность граждан в условиях переходного периода становления земельного законодательства.

При этом городскому комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено оформлять землеотводные документы физическим лицам, не прошедшим перерегистрацию, документы приводить в соответствии с результатами инвентаризации и проектами детальной планировки, землепользователям, прошедшим перерегистрацию - документы приводить в соответствие с результатами инвентаризации (п. 2.1., 2.2 Постановления Главы города Перми №... от (дата)). Вместе с тем, никакие правоустанавливающие документы на землю Администраций гражданам так и не были выданы (данный факт признается Администрацией в Письме №... от (дата)), хотя должны были быть выданы в силу вышеуказанных нормативных документов федерального и местного уровней.

В итоге на сегодняшний день Истец не имеет возможности получить документы установленного образца, удостоверяющие его право на жилой дом. Вместе с тем, составленные органами инвентаризации списки землепользователей, на основании которых Администрацией должны были выдаваться правоустанавливающие документы на землю, сохранились и однозначно позволяют установить принадлежность земельных участков конкретному лицу. Включение граждан в данный список являлось подтверждением официального признания за ними права на землю, поскольку в противном случае земли должны были учитываться в категории самозахваченных, без указания фамилий землепользователей и вида права пользования. Как правовой акт органа местного самоуправления, данный документ, утвердивший результаты инвентаризации, влечет юридически значимые последствия, носит властно распорядительный характер, порождает права и обязанности субъектов в сфере земельных отношений и является основанием для выдачи документов, удостоверяющих права на землю. Иными словами, список землепользователей, утвержденный уполномоченным муниципальным органом, устанавливает факт предоставления земельных участков фактическим землепользователям, указанным в этом списке. Следовательно, Истец является законным собственником жилого дома, так как у него есть право не только на сам дом, но и на земельный участок.

Просит признать право собственности в силу приобретательной давности на жилой дом, площадью <.....> кв.м, с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС> за Челпановой Л. Т..

Истец Челпанова Л.Т. в судебное заседание не явилась, извещена, ранее просила дело рассмотреть без ее участия, заявленные требования поддерживает.

Представитель истца Колчанова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила признать за Челпановой Л.Т. право собственности в силу приобретательной давности на домовладение, расположенное по адресу: <АДРЕС>.

Представитель ответчика администрации города Перми в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом. Ранее представитель Шардакова С.Н., действующая по доверенности, в отзыве, ссылаясь на действующее законодательство, указала, что совокупность оснований для признания истцом права собственности на спорное строение в силу ст. 234 ГК РФ, отсутствует. Истцом не указано, с какого момента она пользуется спорным объектом. Платежные квитанции по оплате земельного налога представлены только за <.....> и <.....> год, по оплате налога на имущество за период с <.....> по <.....> год, а также за <.....> год. Иных документов, подтверждающих владение и пользование Истцом спорного объекта к исковому заявлению не приложено.

Истец, заявляя настоящие требования, говорит о том, что на протяжении всех лет им предпринимались меры по сохранению имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, что производились расходы на содержание спорного объекта. При этом указанные обстоятельства не подтверждаются материалами дела.

Согласно исковому заявлению, имеется домовая книга и квитанция об оплате обязательного окладного страховании, но в материалах дела данные документы отсутствуют. Оценить данные доказательства не представляется возможным.

В представленном техническом паспорте имеется запись от (дата), где указано что документы, устанавливающие право собственности, с указанием, когда и за каким номером выданы, не предъявлены.

Истец приобщает к материалам дела схему расположения земельного участка, но границы земельного участка не зарегистрированы, на кадастровый учет не поставлены.

Решением Пермской городской Думы от (дата)№... утверждены Правила землепользования и застройки города Перми (далее - Правила). Территория города Перми была разбита на территориальные зоны, каждая из которых имеет свой градостроительный регламент, который определяет виды разрешенного использования.

Согласно Правилам, спорный объект недвижимости располагается в территориальной Р-3 (Зона садовых и дачных участков).

Зона садовых и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. В данной зоне не создаются объекты социальной инфраструктуры.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

Основные виды разрешенного использования:

садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводство,

помещения для охраны,

детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий,

стоянки легковых автомобилей на открытых площадках,

зеленые насаждения,

объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и пр.),

Вспомогательные виды разрешенного использования:

хозяйственные, надворные постройки,

стоянки, гаражи на садово-огородном участке вместимостью на 1-2 автомобиля,

емкости для хранения воды на индивидуальном участке,

общественные резервуары для хранения воды,

скважины для забора воды, индивидуальные колодцы (при условии организации зоны санитарной охраны не менее 30-50 м выше по потоку грунтовых вод),

объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы),

площадки для сбора мусора,

ЦТП, ТП, РП.

Условно разрешенные виды использования:

жилые дома при соблюдении требований к индивидуальной жилой застройке как в части самих строений, так и в части планировки территории, а также при обеспеченности в соответствии с требованиями законодательства объектами социальной инфраструктуры,

строения для содержания домашнего скота и птицы,

физкультурно-оздоровительные сооружения,

магазины,

киоски, лоточная торговля,

временные (сезонные) объекты общественного питания и бытового обслуживания населения,

пункты оказания первой медицинской помощи,

культовые здания и сооружения, объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества); объекты благотворительного назначения религиозных организаций,

ветлечебницы без постоянного содержания животных (при условии создания санитарно-защитной зоны не менее 50 м),

ЭП, РС, РП, ВНС, КНС, ЦТП, ТП, ГРУ,

антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи.

Минимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства - 100 кв.м.

Максимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства - 600 кв.м.

В основных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны Р-3 не поименован такой вид, как «индивидуальный жилой дом», следовательно, возведение спорного объекта на данном земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, противоречит требованиям действующего законодательства в указанной части. Также, информация о направлении Истцом заявление, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в комиссию по землепользованию и застройки города Перми отсутствует.

Кроме того, согласно сведениям из автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - АИСОГД), земельный участок по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Заводская, д. 8а, расположен:

в зоне ограничений:

водоохранная зона, утвержденная Приказом министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от (дата)№... «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговых полос малых рек, впадающих в камское водохранилище на территории Пермского края»;

прибрежная защитная полоса, утвержденная Приказом министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от (дата)№... «Об утверждении установленных границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и границ береговых полос малых рек, впадающих в камское водохранилище на территории Пермского края».

Информации о согласовании строительства дома со службой МЧС России по Пермскому краю Истцом в материалы дела не пред ставлено.

Не предоставлено допустимых и относимых доказательств безопасности спорного объекта и его соответствия градостроительным нормам и правилам.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от (дата)№... кадастровый номер спорного объекта был присвоен в связи с передачей информации из МУ «Бюро технической инвентаризации города Перми» в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю, право собственности не зарегистрировано.

По мнению департамента, вышеуказанные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о возможности признания за истцом права собственности на спорный объект в силу приобретательной давности, поскольку в данном случае истцу должно было быть известно об отсутствии у неё права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <АДРЕС>.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие права собственности на земельный участок, на котором расположено спорное недвижимое имущество.

Доводы Истца о том, что она в течение длительного времени открыто и добросовестно пользуется указанным строением, несет расходы по его содержанию, не могут быть приняты во внимание, поскольку сам по себе факт длительного пользования имуществом в отсутствие прав на земельный участок, не влечет возникновения на него права собственности.

По мнению департамента, спорный объект недвижимости является самовольной постройкой.

Для признания объекта самовольной постройкой достаточно наличия хотя бы одного из признаков, предусмотренных ст. 222 ГК РФ.

В соответствии с материалами дела ни на одном из вышеперечисленных прав Истцу земельный участок не принадлежит.

Согласно сведениям АИСОГД, информация о направлении застройщиком заявления о выдаче разрешения (уведомления о планируемых строительстве или реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о выдаче разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию (уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) по вышеуказанному адресу отсутствует.

В виду этого возведённый жилой дом, по мнению администрации города, в силу ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой.

Согласно исковому заявлению, ни на одном из вышеперечисленных прав земельный участок ни истцу, ни иным лицам не принадлежит.

Кроме того, право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Документы, подтверждающие, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозы жизни и здоровью граждан, также отсутствуют в материалах дела.

Учитывая, что спорное строение является самовольной постройкой, основания для признания на него за истцом права собственности в силу ст. 234 ГК РФ отсутствуют.

Истцом не представлены доказательства тех обстоятельств, на которые он ссылается как в основание своих требований.

Считают, что оснований для признания права собственности на спорное домовладение за Челпановой Л.Т. не имеется.

Просила в удовлетворении требований Челпановой Л.Т. отказать, судебные заседания провести в отсутствие представителя администрации города.

Часть 1 ст. 233 ГПК РФ предусматривает, что в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица администрация Орджоникидзевского района города Перми в судебное заседание не явился, извещены. Ранее представитель администрации района Сафарова М.А., действующая по доверенности, в отзыве указала, что уполномоченным органом в сфере градостроительной деятельности является Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ДГА). Уполномоченным органом в сфере управления и распоряжения земельными участками является департамент земельных отношений администрации города Перми (ДЗО). В ходе подготовки к судебному заседанию главным специалистом сектора Градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации было проведено обследование земельного участка по адресу: <АДРЕС>). При осуществлении обследования территории установлено, что земельный участок расположен в территориальной зоне Р-З (зона садовых и дачных участков). Земельный участок по всему периметру огорожен деревянным-забором. Согласно справочной информации по объектам в режиме онлайн Федеральной службы государственно регистрации и кадастра Пермского края земельный участок не поставлен на кадастровый учет, государственная регистрация прав не проведена. На земельном участке расположены: одноэтажное деревянное строение из бруса с мансардным этажом, одноэтажное деревянное строение из бруса с холодным пристроем и с мансардным этажом, хозяйственные строения: caрай (2 штуки), теплица. Согласно справочной информации по объектам в режиме онлайн Федеральной службы государственно регистрации и кадастра Пермского края индивидуальный жилой дом общей площадью <.....> кв.м. с кадастровым номером №..., <.....> года постройки, количеством этажей 1, в том числе подземных 0, материал наружных стен: каркасно-засыпные, поставлен на кадастровый учет, государственная регистрация прав не проведена. Согласно справочной информации по объектам в режиме онлайн Федеральной службы государственно регистрации и кадастра Пермского края земельный участок не поставлен на кадастровый учет, государственная регистрация прав не проведена. В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (АИСОГД) информация о выданных разрешениях на строительство (реконструкцию) по данному адресу отсутствует. Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) по гражданскому делу №... по иску Челпанова С. Н. к Челпановой Л. Т., Челпанову А. Н. о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, Челпанову С. Н. о признании права на жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <АДРЕС>) отказано. Просила судебное заседание провести в отсутствие представителя администрации района.

Представитель третьего лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в отзыве на иск представитель Шардакова С.Н., действующая на основании доверенности, привела доводы, аналогично изложенным в отзыве администрации города Перми.

Представитель третьего лица Департамента земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание не явился, извещен. Ранее представитель Вяткина А.А., действующая по доверенности, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя департамента. В отзыве на иск указывала, что согласно данным информационной системы управления землями, сведения о предоставлении земельного участка по адресу: <АДРЕС> отсутствуют.

Третьи лица Челпанов А.Н., Челпанов С.Н. в судебное заседание не явились, извещены. В предварительном судебном заседании исковые требования поддержали, пояснили, что ФИО7 являлась им бабушкой, в ее имени и фамилии были неточности в документах. Спорным домом изначально владела и пользовалась их бабушка ФИО7, оплачивали налоги.

Представитель третьего лица Челпанова С.Н.Колчанова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты права является признание права.

По правилам п. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Статьей 11 Федерального закона от (дата) № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действие ст. 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до (дата) и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.

Согласно п. п. 15, 16, 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №..., Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №... от (дата) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», для приобретения права собственности в силу приобретательной давности необходимо наличие одновременно нескольких условий: владение должно осуществляться в течение установленного законом времени, владеть имуществом необходимо как свои собственным, владение должно быть добросовестным, открытым и непрерывным.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности. Кроме того, в силу вышеуказанной нормы Закона, с учетом положений ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу. Однако в этом случае может быть признано добросовестным владение имуществом, имеющим собственника, когда лицо, владеющее таким имуществом, не знает и не должно знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности и соответственно о незаконности своего владения, поскольку предполагает. что собственник от данного имущества отказался.

По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею. Это относится к случаям, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от (дата) «О нраве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.

В соответствии с постановлением Совмина РСФСР от (дата)№... «О порядке применения указа ПВС РСФСР от (дата)» передача земельного участка застройщику на основании решения исполкома Совета депутатов трудящихся оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

Выдача государственных актов на земельные участки была предусмотрена ст. 31 ЗК РСФСР 1991 года.

В соответствии с инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР (дата), в целях уточнения права владения строениями и учета строений по фондам бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов местных советов вели по установленным формам реестры и производили регистрацию строений. Параграф 5 указанной инструкции указывал на то, что объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения. Регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке указанной инструкции отдельно не регистрируется. Для составления реестров и регистрации строений за владельцами бюро инвентаризации обязаны, в том числе, выявить самовольно возведенные строения для принятия в отношении последних мер, установленных Постанов пением СНК РСФСР от (дата)№..., и к регистрации их в соответствии с решением местных Советов по данному строению. На основании материалов бюро инвентаризации при участии представителей городских и поселковых жилищных управлений производят проверку документов и составляют письменные заключения, в том числе и о фактах самовольной застройки.

Нормативно-правовые акты, в частности, Инструкция о порядке заполнения справок, выдаваемых бюро технической инвентаризации собственникам индивидуальных жилых домов (частей домов) для представления в государственные нотариальные конторы при оформлении сделок, утвержденная Приказом по министерству коммунального хозяйства РСФСР от (дата)№..., приложение к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации «О порядке учета самовольно возведенных или переоборудованных зданий» (Приказ Минземстроя РФ от (дата)№... (в ред. Приказа Госстроя РФ от (дата)№...), письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от (дата)№... «Об отражении в материалах инвентаризации фактов самовольного строительства и самовольного захвата земли», также содержали требования о выявленных случаях самовольных построек или самовольного захвата земли в десятидневный срок представлять сведения органам местного самоуправления. При наличии самовольных построек на оригиналах инвентаризационных планов (земельного участка и поэтажных), технических паспортов и копиях этих документов на свободном от записей месте, с лицевой стороны проставлять штампы установленного образца.

В соответствии с п. 6 письма от (дата) гола №... Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР «Об отражении в материалах инвентаризации фактов самовольного строительства и самовольного захвата земли», инвентаризуя впервые находящиеся в эксплуатации жилые дома, расположенные на территории бывшего сельского населенного пункта, преобразованного в город (поселок) или включенного в черту города (поселка), следует исходить из положения, что все эти строения были в свое время возведены при наличии надлежащего разрешения.

Пунктами 8–10 Постановления Совета народных комиссаров РСФСР от (дата)№... «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» прописка жильцов, вселившихся в строения, возведенные без надлежащего письменного разрешения, не допускается. Выдача домовых книг для прописки жильцов в этого рода домах запрещается. При этом постройки, возведенные или начатые без надлежащего разрешения до издания указанного Постановления, в случае, если они нарушают утвержденную планировку города, мешают проезду, представляют опасность в пожарном или санитарном отношении, должны быть по требованию местного исполнительного комитета перенесены застройщиком за свой счет на другой земельный участок, отведенный исполнительным комитетом соответствующего городского или поселкового Совета депутатов трудящихся.

Материалами дела установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о правах на земельный участок и здание – жилой дом по адресу: <АДРЕС>. Участку присвоен кадастровый №..., является ранее учтенным (л.д. 138-142).

Согласно справке ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от (дата), домовладение по адресу: <АДРЕС> на праве собственности не зарегистрировано (л.д. 49). Строения по адресу: <АДРЕС> не поставлены на технический учет (л.д. 264).

Из инвентарного дела на домовладение <АДРЕС> следует, что дом одноэтажный, <.....> года постройки, строение с назначением под жилье, состоит из: жилого дома (лит. А) площадью <.....> кв.м (жилая комната <.....> кв.м, кухня – <.....> кв.м (л.д. ).

Судом установлено, что ФИО4 родилась (дата) (л.д. 31).

(дата) зарегистрирован брак между ФИО2 и ФИО5, после регистрации брака жене присвоена фамилия «Челпанова» (л.д. 188, 238).

(дата) родился ФИО6, его родителями являются ФИО2 и ФИО7 (л.д. 187).

ФИО2 пропал без вести (дата) (л.д. 32).

(дата) зарегистрирован брак между ФИО6 и ФИО8, после регистрации брака жене присвоена фамилия «Челпанова» (л.д. 31).

(дата) родился С.Н., его родителями являются ФИО6 и Челпанова Л. Т. (л.д. 189).

ФИО1 умерла (дата) (л.д. 30 оборот).

ФИО6(дата) года рождения умер (дата) (л.д. 30).

Решением <.....> суда <.....> от (дата) в удовлетворении исковых требований Челпанова С. Н. к Челпановой Л. Т., Челпанову А. Н. о признании права собственности на спорный жилой дом в порядке наследования, признании земельного участка ранее учтенным в определенных границах отказано (л.д. 57-59).

Как следует из предоставленного инвентарного дела на домовладение <АДРЕС> дом по указанному адресу возведен в <.....> года, пользователем записан ФИО9 по состоянию на (дата) (л.д. 24-29).

Согласно записи в техническом паспорта от (дата) пользователем дома указана ФИО10 (л.д. ).

В заявлении указано, что Челпанов С. Н. является сыном ФИО6, умершего (дата), мать Челпанова С. Н.Челпанова Л. Т., отец - ФИО6. Родителями ФИО6, (дата) года рождения, записаны ФИО2 и ФИО11. Бабушкой Челпанова С. Н. является ФИО11.

Из архивной выписки, предоставленной МКУ «Архив Пермского района», следует, что дом по адресу: <АДРЕС><.....> года возведения, землянка <.....>. Глава семьи – ФИО9(дата) года рождения, его жена – ФИО12(дата) года рождения, дочь – ФИО13(дата) года рождения (л.д. 22).

По сведениям Управления ЗАГС администрации г. Перми, ФИО9 умер (дата) (л.д. 235).

(дата) главным специалистом сектора Градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации было проведено обследование земельного участка по адресу: <АДРЕС>). При осуществлении обследования территории установлено, что земельный участок расположен в территориальной зоне Р-З (зона садовых и дачных участков). Земельный участок по всему периметру огорожен деревянным-забором. Согласно справочной информации по объектам в режиме онлайн Федеральной службы государственно регистрации и кадастра Пермского края земельный участок не поставлен на кадастровый учет, государственная регистрация прав не проведена. На земельном участке расположены: одноэтажное деревянное строение из бруса с мансардным этажом, одноэтажное деревянное строение из бруса с холодным пристроем и с мансардным этажом, хозяйственные строения: caрай (2 штуки), теплица. Согласно справочной информации по объектам в режиме онлайн Федеральной службы государственно регистрации и кадастра Пермского края индивидуальный жилой дом общей площадью <.....> кв.м. с кадастровым номером №..., <.....> года постройки, количеством этажей 1, в том числе подземных 0, материал наружных стен: каркасно-засыпные, поставлен на кадастровый учет, государственная регистрация прав не проведена. Согласно справочной информации по объектам в режиме онлайн Федеральной службы государственно регистрации и кадастра Пермского края земельный участок не поставлен на кадастровый учет, государственная регистрация прав не проведена. В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (АИСОГД) информация о выданных разрешениях на строительство (реконструкцию) по данному адресу отсутствует (л.д. 53).

Доводы ответчика о том, что спорный объект является самовольной постройкой, суд признает несостоятельными ввиду следующего.

Согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 26 Постановления №..., рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Из заключения о техническом состоянии здания, расположенного по адресу: <АДРЕС> (ранее <АДРЕС>), составленного ООО «<.....>», следует, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ здание, расположенное на земельном участке является объектом капитального строительства. В административном отношении земельный участок согласно карте градостроительного зонирования г. Перми находится в зоне Р-3 «Зона садовых и дачных участков». Обследуемый объект - садовый дом является основным видом разрешенного использования земельного участка. Нарушения разрешенного вида использования земельного участка в соответствии со статьями 35, 37 Градостроительного кодекса РФ и ПЗЗ города Перми не выявлено. Состав и площади помещений соответствуют нормативным требованиям: площади жилых комнат - <.....> кв.м и <.....> кв.м (при минимально установленных п. 6.1 СП 55.13330.2016 - <.....> кв.м). Конструктивные решения жилого дома соответствуют общим требованиям нормативных документов и нормам проектирования малоэтажных зданий индивидуального жилищного строительства. Инженерные системы жилого дома смонтированы с учетом требований безопасности, содержащихся в соответствующих нормативных документах органов государственного надзора, и инструкций заводов-изготовителей оборудования. Возможность доступа к оборудованию, приборам инженерных систем дома и их соединениям для осмотра, технического обслуживания и ремонта - обеспечена. Техническое состояние здания по результатам визуального осмотра характеризуется как работоспособное в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Обследуемый объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Предоставление земельного участка и эксплуатация садового дома не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц (владельцев смежных земельных) и других объектов недвижимости (л.д. ).

По сведениям Департамента земельных отношений администрации г.Перми информация о предоставлении земельного участка по адресу: <АДРЕС>, отсутствует (л.д. 163).

По информации Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, (дата) было принято решение Исполнительного комитета Пермского областного Совета депутатов трудящихся №... «Об уточнении границы между г. Пермь и Пермским районном», согласно которому населенные пункты <.....>, …, были включены в состав Орджоникидзевского района города Перми. Согласно решению Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от (дата)№... «О наименовании микрорайона и улиц» включенным в состав города Перми поселкам <.....>, …, присвоено наименование – микрорайон <.....>, <АДРЕС> и <АДРЕС> переименованы в <АДРЕС>. В адресном реестре города Перми адрес: <АДРЕС> не зарегистрирован. Сведениями об объектах по указанному адресу, о присвоении и смене адреса с «<АДРЕС>» на «<АДРЕС>» департамент не располагает (л.д. 198).

Решением Пермского городского Совета народных депутатов Президиума Совета от (дата)№... установлены ставки и сроки уплаты земельного налога на территории, административно-подчиненной Пермского городскому Совету народных депутатов, в том числе в отношении Малых рек (л.д. 86-89).

Постановлением администрации города Перми от (дата)№... утверждено временное положение о порядке приведения землеотводных документов пользователей с результатами инвентаризации земель (л.д. 90).

Постановлением Главы города Перми от (дата)№... утверждены результаты инвентаризации земель в Орджоникидзевском районе, в том числе в отношении микрорайона Малые реки (л.д. 121).

По смыслу ст. 11, ст. 12, ст. 218, ст. 234 ГК РФ, разъяснений, изложенных в п. 15-19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от (дата) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь. Причины, по которым сложилась такая ситуация, когда лицо длительно как своим владеет имуществом, на которое у него отсутствуют права, сами по себе значения не имеют при условии добросовестности давностного владельца, открытости и непрерывности такого владения. Целью института приобретательной давности является возвращение имущества в гражданский оборот (данная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от (дата) N 117-КГ18-25). Добросовестность истца, открытость и непрерывность владения ею спорным домом судом под сомнение не поставлены, лиц, претендующих на данный дом, не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Челпанова Л.Т. открыто, непрерывно и добросовестно более 15 лет пользуется жилым домом, несет бремя расходов на его содержание, что подтверждается квитанциями об оплате земельного и имущественного налога ФИО6, Челпановой Л.Т. по указанному адресу (л.д. 33-35).

Само по себе отсутствие разрешения на строительство не может препятствовать признанию права собственности. При этом владение спорным жилым домом и земельным участком никем, в том числе администрацией города Перми, не оспаривалось. Каких-либо требований о сносе дома либо его безвозмездном изъятии по правилам ст. 109 Гражданского кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также требований об истребовании земельного участка, необходимого для обслуживания дома, не заявлялось.

Доказательства того, что сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о признании за Челпановой Л.Т. права собственности на домовладение, расположенное по адресу: <АДРЕС>, в силу приобретательной давности.

Согласно ст. 14 Федерального закона от (дата) № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного, вступившее в законную силу решение суда будет являться основанием для регистрации права собственности на указанный жилой дом за Челпановой Л.Т..

Руководствуясь ст. ст. 194 -199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Челпановой Л. Т. к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми о признании права собственности на жилой дом – удовлетворить.

Признать право собственности в силу приобретательной давности на домовладение, расположенное по адресу: <АДРЕС>, за Челпановой Л. Т..

Ответчик вправе в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения, подать заявление об отмене этого решения в Орджоникидзевский районный суд.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 19 марта 2021 года

Судья М.Ю. Молостова