НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край) от 11.11.2020 № 2А-2356/20

Дело № 2а-2356/2020

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

11 ноября 2020 года г. Пермь

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Ладейщиковой М.В.,

При секретаре Липилиной А.С.,

С участием представителя МИФНС России №9 по Пермскому краю – ФИО1, действующей на основании доверенности от 20 мая 2020 года,

Представителя административного ответчика ФИО2 – адвоката Горобец И.Л., действующей на основании ордера №2002 от 24 августа 2020 года,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России №9 по Пермскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №9 по Пермскому краю (далее – Инспекция) обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО2, в которых просит взыскать с ответчика:

199 784 рубля – недоимку по налогу на доходы физических лиц;

476 рублей 15 копеек – пени по налогу на доходы физических лиц.

Заявленные требования административный истец мотивировал следующим.

На основании пункта 1 статьи 207 НК РФ, ФИО2 является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

Согласно статье 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 225 НК РФ).

Налоговым периодом по НДФЛ, согласно статье 216 НК РФ, признается календарный год.

26 февраля 2018 года ФИО2 представлена первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в которой указано, что общая сумма дохода составляет 1 905 236 рублей 53 копейки. Общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, определена в 1 905 236,53 рублей.

По представленной декларации сумма налоговых вычетов равна 1 612 177 рублям, из которых: 1 576 800 рублей – имущественный налоговый вычет по приобретению квартиры; 24 177 рублей – налоговый вычет по уплаченным процентам.

Имущественный налоговый вычет заявлен ответчиком в связи с приобретением квартиры №158 в доме №96 по ул. Бушмакина в городе Перми, на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома №Б96/158 от 10 марта 2017 года и акта приема-передачи квартиры от 27 октября 2017 года.

В соответствии с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ за 2017 год из бюджета подлежит возврату налог в размере 208 127 рублей.

17 апреля 2019 года ФИО2 представлена первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в которой отражено:

377 234 рубля 75 копеек – общая сумма дохода;

377 234 рубля 75 копеек – общая сумма дохода, подлежащая налогообложению;

36 113 рублей 11 копеек – сумма налоговых вычетов, в том числе, имущественный налоговый вычет по уплаченным процентам по займам (кредитам) 20 713,11 рублей.

По налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год возврату из бюджета подлежит налог в сумме 4 695 рублей, в том числе, по имущественному вычету 2 693 рубля.

На основании представленных ответчиком деклараций за 2017, 2018 годы ФИО2 возвращен из бюджета НДФЛ в общем размере 212 822 рубля (по имущественному вычету- 210 820 рублей), что подтверждается карточками расчета с бюджетом – 14 июня 2018 года за 2017 год в размере 74 393 рубля; 18 июня 2018 года за 2017 год в размере 133 734 рубля; 26 июля 2019 года за 2018 год в размере 4 695 рублей.

При проверке правомерности заявленного и предоставленного налогоплательщику имущественного налогового вычета Инспекцией установлено, что 18 марта 2003 года ответчиком была представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2002 год, в которой заявлен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением 07 февраля 2002 года <АДРЕС>.

На основании указанной декларации за 2002 год ответчику возвращен из бюджета НДФЛ в сумме 15 383 рубля, что подтверждается выпиской из лицевого счета.

Таким образом, ФИО2 реализовано в 2003 году право на получение имущественного налогового вычета в полном объеме.

По декларациям по форме 3-НДФЛ за налоговые периоды 2017, 2018 годов ФИО2 ошибочно возвращен из бюджета НДФЛ в общей сумме 210 820 рублей.

Инспекцией направлено уведомление о вызове, в котором до налогоплательщика доведена информация о выявленном нарушении законодательства, предложено ответчику представить уточненные налоговые декларации по НДФЛ.

02 сентября 2019 года ФИО2 представлены уточненные налоговые декларации по форме 3-НДФЛ – за 2017 год, согласно которой сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила 3 143 рубля (по уплаченным процентам по займам (кредитам) 24 177 рублей); за 2018 год, согласно которой сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила 9 895 рублей.

Сумма излишне возмещенного ранее налога из бюджета равна 204 984 рублям, из которых: 71 250 рублей (ОКТМО 57701000), 133 734 рубля (ОКТМО 4539700).

На 02 сентября 2020 года у налогоплательщика образовалась задолженность по НДФЛ в размере 199 784 рубля.

Инспекцией сформировано ответчику требование №56710 от 13 сентября 2019 года со сроком исполнения до 22 октября 2019 года на уплату недоимки по НДФЛ в сумме 199 784 рубля, пени в размере 476,15 рублей за период с 03 по 12 сентября 2020 года. Требование направлено заказной корреспонденцией, ФИО2 не исполнено.

18 ноября 2019 года мировым судьей судебного участка №1 Орджоникидзевского судебного района города Перми вынесен судебный приказ в отношении ответчика.

27 декабря 2019 года на основании определения мирового судьи судебный приказ отменен.

Инспекция просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель МИФНС России №9 по Пермскому краю в суде поддержала доводы и требования административного иска.

В материалы дела представлены дополнительные письменные пояснения (л.д.99-100), в которых административным истцом указано, что в первичной налоговой декларации в 2017 году ФИО2 получен доход в общем размере 1 891 445,93 рублей, из которых:

-по налоговому агенту ПАО Сбербанк (ОКТМО 45397000) сумма дохода – 1 321 781,50 рублей; сумма облагаемого дохода – 1 307 990,90 рублей; сумма налога – 170 039 рублей;

-по налоговому агенту Западно-Уральский банк ПАО Сбербанк (ОКТМО 57701000) сумма дохода – 583 455,03 рублей; сумма облагаемого дохода – 572 255,03 рублей; сумма налога – 74 393 рубля.

Общая сумма налога за 2017 год, удержанная и перечисленная бюджет налоговыми агентами, составила 244 432 рубля.

В первичной налоговой декларации за 2017 год ответчиком заявлен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры по адресу: <АДРЕС>, в сумме 1 576 800 рублей, по уплаченным процентам по приобретению жилья – 24 177 рублей.

Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, определена в сумме 208 127 рублей, из которых: 204 984 рубля по расходам на приобретение квартиры; 3 143 рубля по расходам на погашение процентов по кредиту на приобретение квартиры.

Денежная сумма 208 127 рублей возмещена налогоплательщику.

В уточненной налоговой декларации за 2017 год ФИО2 уменьшены суммы налоговых вычетов. Налог, подлежащий возврату из бюджета, указан в размере 3 143 рубля (имущественный налоговый вычета по уплаченным процентам 24 177 рублей).

Сумма излишне возмещенного ранее налога из бюджета за 2017 год определена в 204 984 рубля.

В 2018 году налогоплательщиком получен доход в сумме 584 278,26 рублей, из которых:

-по налоговому агенту Волго-Вятский банк ПАО Сбербанк (ОКТМО 57701000) сумма дохода – 378 314,90 рублей; сумма облагаемого дохода – 378 314,90 рублей; сумма налога – 49 181 рубль;

-по налоговому агенту филиал №7 Государственного учреждения Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ОКТМО 36701325) сумма дохода – 205 963,36 рубля; сумма облагаемого дохода – 205 963,36 рубля; сумма налога – 26 775 рублей.

Общая сумма налога за 2018 год, удержанная и перечисленная бюджет налоговыми агентами, составила 75 956 рублей.

В первичной налоговой декларации за 2018 год ответчиком заявлен имущественный налоговый вычет по уплаченным процентам по приобретению жилья – 20 713,11 рублей; стандартный налоговый вычет на ребенка в размере 15 400 рублей.

Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, определена в 4 695 рублей, из которых: 2 693 рубля по расходам на погашение процентов по кредиту на приобретение квартиры; 2 002 рубля стандартный налоговый вычет на ребенка.

Денежная сумма 4 695 рублей возмещена налогоплательщику.

В уточненной налоговой декларации за 2018 год отражены налоговые вычеты – 20 713,11 рублей имущественный налоговый вычет по уплаченным процентам на приобретение жилья; 15 400 рублей стандартный налоговый вычет на ребенка; 40 000 рублей социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного пенсионного страхования.

Налог, подлежащий возврату из бюджета, составил 9 895 рублей. Сумма, подлежащая возврату из бюджета, с учетом первичной декларации, равна 5 200 рублям.

Таким образом, на 02 сентября 2019 года недоимка по НДФЛ составила 199 784 рубля, из расчета: 133 734 рубля + 71 250 рублей – 5 200 рублей.

ФИО2 в суд не явилась, извещалась о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в суде исковые требования не признала.

Ранее, суду представлены письменные возражения (л.д.154-155), из которых следует, что согласно уточненной налоговой декларации за 2017 год сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 0 рублей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за 2018 год составляет 0 рублей.

Кроме того, представительФИО2 пояснила, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок для взыскания недоимки.

Инспекцией фактически взыскивается неосновательное обогащение, а взыскание таких денежных сумм не регулируется положениями Налогового кодекса РФ.

Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, а также материалы административного дела №2а-334/2018, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

10 марта 2003 года ответчиком представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2002 год, в которой заявлен имущественный налоговый вычет на приобретение <АДРЕС>, указана сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, в размере 15 383 рублей (л.д.106-111).

26 февраля 2018 года ФИО2 оформлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2017 год (л.д.28-49).

В декларации ответчик отразила доходы от источников выплаты:

От Западно-Уральского Банка ПАО Сбербанк, ОКТМО 57701000 – 583 455,03 рублей (сумма дохода), 572 255,03 рубля (сумма облагаемого дохода), 74 393 рубля (сумма налога, исчисленная и удержанная) (л.д.35 оборот);

От ПАО Сбербанк, ОКТМО 45397000 – 1 321 781,50 рублей (сумма дохода), 1 307 990,90 рублей (сумма облагаемого дохода), 170 039 рублей – сумма налога исчисленная и удержанная) (л.д.36).

Общая сумма доходов по декларации зафиксирована в 1 905 236,53 рублей, сумма облагаемого дохода - 1 880 245,93 рублей, общая сумма налога, исчисленная и удержанная – 244 432 рубля (л.д.36 оборот).

Ответчиком отражен имущественный налоговый вычет в общей сумме 1 600 977 рублей, из которых: 1 576 800 рублей по строительству, приобретению жилья; 24 177 рублей по погашению банковских кредитов и процентов по ним (л.д.39).

Сумма налога, исчисленная к уплате по данным налогоплательщика и налогового органа, равна 36 305 рублям (л.д.49), сумма налога, подлежащая возврату из бюджета – 208 127 рублей (л.д.35).

17 апреля 2019 года ФИО3 предъявлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2018 год (форма 3-НДФЛ) (л.д.50-55).

В декларации отражен доход от источника выплат Волго-Вятский Банк ПАО Сбербанк (ОКТМО 57701000) в размере 377 234,75 рублей; сумма налога удержанная – 49 041 рубль, сумма налоговых вычетов – 36 113 рублей, сумма налога, подлежащая возврату из бюджета – 4 695 рублей.

Как следует из карточки «Расчеты с бюджетом»:

-по декларации от 26.02.2018 года уменьшен налог по доходу за 2017 год от налогового агента (ОКТМО 45397000) на 133 734 рубля, 15 июня 2018 года возмещен налог на расчетный счет налогоплательщика в размере 133 734 рублей (л.д.58);

-по декларации от 26.02.2018 года уменьшен налог по доходу за 2017 год от налогового агента (ОКТМО 57701000) на 74 393 рубля, 14 июня 2018 года возмещен налог на расчетный счет налогоплательщика в размере 74 393 рубля (л.д.59);

-по декларации от 17.04.2019 года уменьшен налог по доходу за 2018 год от налогового агента (ОКТМО 57701000) на 4 695 рублей, 26 июля 2019 года возмещен налог на расчетный счет налогоплательщика в размере 4 695 рублей (л.д.59).

02 сентября 2019 года в Инспекцию ФИО2 представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ) за 2017 год (л.д.12-18).

В представленной декларации ФИО2 отражены следующие сведения по источнику выплаты Западно-Уральский Банк ПАО Сбербанк (ОКТМО 57701000):

-585 025,85 рублей – общая сумма дохода;

-573 825,85 рублей – сумма облагаемого дохода;

-71 454 рубля – общая сумма налога, исчисленная к уплате;

-74 597 рублей – общая сумма налога, удержанная у источника выплаты;

-3 143 рубля – сумма налога, подлежащая возврату из бюджета.

Ответчиком заявлен имущественный вычет в размере 24 177 рублей по фактически оплаченным процентам по займам (кредитам), а также, сумма стандартного налогового вычета на ребенка родителю в размере 11 200 рублей.

02 сентября 2019 года в Инспекцию ФИО2 представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ) за 2018 год (л.д.19-25).

В декларации ФИО2 отражены следующие сведения по источнику выплаты Волго-Вятский Банк ПАО Сбербанк (ОКТМО 57701000):

-378 314,90 рублей – общая сумма дохода;

-302 201,79 рубль – налоговая база для исчисления налога;

-39 286 рублей – общая сумма налога, исчисленная к уплате;

-49 181 рубль – общая сумма налога, удержанная у источника выплаты;

-9 895 рублей – сумма налога, подлежащая возврату из бюджета.

Ответчиком заявлен имущественный вычет в размере 20 713,11 рублей по фактически оплаченным процентам по займам (кредитам), сумма стандартного налогового вычета на ребенка родителю в размере 15 400 рублей, сумма пенсионных и страховых взносов, уплаченная по договору добровольного пенсионного страхования в размере 40 000 рублей.

13 сентября 2019 года Инспекцией оформлено требование №56710 со сроком исполнения до 22 октября 2019 года на уплату ответчиком (л.д.7):

199 784 рублей – недоимки по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент;

476,15 рублей – пени по НДФЛ.

13 сентября 2019 года требование направлено ФИО2 заказной корреспонденцией, что подтверждено реестром требований об уплате (л.д.9).

18 ноября 2019 года Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №1 Орджоникидзевского судебного района города Перми с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ФИО2 о взыскании с последней недоимки по НДФЛ в сумме 199 784 рубля, пени по НДФЛ в размере 476,15 рублей (административное дело №2а-7212/2019 л.д.1,2).

(дата) мировым судьей судебного участка №1 Орджоникидзевского судебного района города Перми вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 недоимки по НДФЛ в сумме 199 784 рубля, пени по НДФЛ в размере 476,15 рублей (административное дело №2а-7212/2019 л.д.11).

27 декабря 2018 года от ответчика поступили возражения относительно принятого судебного приказа от 18 ноября 2019 года, в которых ФИО2 указала, что налоги и иные платежи оплачивались работодателем, пропущен срок исковой давности для предъявленных ко взысканию сумм (административное дело №2а-7212/2019 л.д.12,13).

27 декабря 2019 года на основании определения мирового судьи судебный приказ от 18 ноября 2019 года отменен (административное дело №2а-7212/2019 л.д.17).

26 июня 2020 года Инспекция обратилась с настоящим административным иском в Орджоникидзевский районный суд города Перми (л.д.2-4).

Разрешая заявленные административным истцом требования, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Требование о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 указанной нормы закона предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Положениями статьи 216 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на спорный период) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей:

-имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (подпункт 3 пункта 1);

-имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (подпункт 4 пункта 1).

Повторное предоставление налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не допускается (пункт 11).

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, ФИО2 по налоговой декларации за 2002 год заявлен имущественный налоговый вычет, в связи с приобретением квартиры по адресу: <АДРЕС>, ответчику возвращен из бюджета НДФЛ в размере 15 383 рублей.

Согласно декларации 3-НДФЛ за 2017 год ФИО2 заявила повторно имущественный налоговый вычет на сумму фактически произведенных расходов на новое строительство или приобретение объекта (без учета процентов по кредиту) в размере 1 576 800 рублей.

В связи с информацией по декларации ответчику предоставлен возврат налога на доходы физических лиц за 2017 год в общем размере 208 127 рублей, из которых: 3 143 рубля по уплаченным процентам, 204 984 рубля по приобретению квартиры.

17 апреля 2019 года ФИО2 представлена налоговая декларация за 2018 год, по которой подлежит возврату из бюджета налог в размере 4 695 рублей по уплаченным процентам на приобретение жилья и стандартному налоговому вычету на ребенка.

После чего, 02 сентября 2019 года ФИО2 в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации формы 3-НДФЛ за 2017, 2018 годы, в которых сумма налога к вычету за 2017 год составила 3 143 рубля по уплаченным процентам; за 2018 год определена в размере 9 895 рублей – по имущественному вычету (уплаченные проценты на приобретение жилья); по стандартному налоговому вычету на ребенка; по социальному налоговому вычету (страховые взносы по договорам добровольного пенсионного страхования).

ФИО2 возвращен НДФЛ за 2017, 2018 годы в общем размере 212 822 рубля (204 984 + 3 143 + 4 695).

С учетом уточненных налоговых деклараций 03 сентября 2019 года ответчику из бюджета подлежит возврату НДФЛ за 2017, 2018 годы в общей сумме 13 038 рублей, из которых: 3 143 рубля за 2017 год, 9 895 рублей за 2018 год.

За 2018 год возврат налог произведен в сумме 4 695 рублей, оставшаяся часть равна 5 200 рублям.

Таким образом, у ФИО2 образовалась недоимка по НДФЛ за 2017 год в размере 199 784 рублей, исходя из расчета: 204 984 рубля (недоимка по НДФЛ за 2017 год) – 5 200 рублей (подлежащая возврату часть НДФЛ за 2018 год).

Судом не может быть принят во внимание довод представителя ответчика в той части, что налоговым органом фактически взыскивается сумма неосновательного обогащения, что не допускается налоговым законодательством.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 24.03.2017 года N 9-П, то обстоятельство, что налогоплательщик мог добросовестно заблуждаться относительно законности основания получения имущественного налогового вычета, а налоговый орган по тем или иным причинам не опроверг правомерность заявленных им требований, не может служить основанием для невозврата задолженности перед бюджетной системой, образовавшейся в результате неправомерного предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Довод о пропуске Инспекцией срока для обращения судом отклоняются, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права. В данном случае налоговым органом взыскивается недоимка по налогу, а не сумма неосновательного обогащения, имеющие различный порядок взыскания.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей (пункт 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации).

02 сентября 2019 года недоимка по НДФЛ за 2017 год выявлена с предъявлением ответчиком уточненной налоговой декларации.

После предъявления уточненной декларации, ФИО2 направлено требование №56710 об уплате недоимки НДФЛ за 2017 год в общей сумме 199 784 рублей, пени, предоставлен срок для добровольного исполнения до 22 октября 2019 года.

Трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, Инспекцией не нарушен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

18 ноября 2019 год Инспекцией подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по НДФЛ, пени, то есть с соблюдением шестимесячного срока со дня истечения срока требования (22.10.2019 года + 6 месяцев).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

27 декабря 2019 года на основании определения мирового судьи отменен судебный приказ, 26 июня 2020 года административный иск поступил в суд, с соблюдением установленного шестимесячного срока (27.12.2019 года + 6 месяцев).

Таким образом, процедура принудительного взыскания недоимки по НДФЛ, пени, налоговым органом соблюдена.

НДФЛ за 2017 год, излишне возвращенный из бюджета, в полном объеме ответчиком не уплачен.

Административный иск в данной части подлежит удовлетворению, с ФИО2 необходимо взыскать пени по НДФЛ за 2017 год в размере 199 784 рублей.

Требование о взыскании пени по НДФЛ.

Инспекция просит взыскать с ответчика пени по НДФЛ за 2017 год в сумме 476,15 рублей за период с 03 по 12 сентября 2019 года.

Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной - для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

В пункте 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в суд с заявлением о взыскании пеней вправе обратиться налоговый орган, направивший требование об уплате пеней, в пределах сумм, указанных в требовании.

Разрешая вопрос о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, суд полагает, что иск в данной части заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Как уже ранее указано судом, процедура принудительного взыскания недоимки по НДФЛ, пени за 2017 год, Инспекцией не нарушена.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

02 сентября 2019 года выявлена недоимка по НДФЛ за 2017 год, в связи с представлением ответчиком уточненной налоговой декларации, ФИО2 налог не оплачен, в связи с чем, подлежат взысканию пени на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом проверен представленный расчет пени.

С 29 июля по 08 сентября 2019 года включительно процентная ставка рефинансирования, установленная Банком России определена в размере 7,25% годовых, согласно Информации Банка России от 26 июля 2019 года.

Пени за период с 03 по 08 сентября 2019 года включительно равны: 199 784 (сумма недоимки) х 7,25% : 300 х 6 дней = 289,69 рублей.

С 09 сентября по 27 октября 2019 года включительно процентная ставка рефинансирования, установленная Банком России определена в размере 7,00% годовых, согласно Информации Банка России от 06 сентября 2019 года.

Пени за период с 08 по 12 сентября 2019 года включительно равны: 199 784 (сумма недоимки) х 7,00% : 300 х 4 дня = 186,46 рублей.

Общая сумма пени по НДФЛ за 2017 год с 03 по 12 сентября 2019 года составляет 476 рублей 15 копеек.

Административный иск в данной части подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно п.2 ч.2 ст. 333.17 НК РФ, указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они: выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки: плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (п.2 ч.1 ст. 333.18 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 5 202 рублей 60 копеек (5 200 + 1% от суммы в 260,15 рублей (200 260,15 – 200 000)).

Руководствуясь статьями 290, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск МИФНС России №9 по Пермскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени – удовлетворить.

Взыскать с административного ответчика ФИО2, (дата) года рождения, адрес проживания: <АДРЕС>, в пользу Межрайонной инспекции № 9 Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (ИНН <***>, КПП 590701001, УФК по Пермскому краю (Межрайонная ИФНС России № 9 по Пермскому краю), банк получателя: Отделение по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации; счет получателя: 40101810700000010003, БИК 045773001):

-199 784 рубля – недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2017 год (КБК18210102010011000110);

-476 рублей 15 копеек – пени по НДФЛ за 2017 год за период с 03 по 12 сентября 2019 года (КБК18210102010012100110);

Всего подлежит взысканию 200 260 рублей 15 копеек.

Взыскать с административного ответчика ФИО2, (дата) года рождения, адрес проживания: <АДРЕС>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 202 рубля 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято (дата).

Судья М.В.Ладейщикова