НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край) от 01.08.2018 № 2А-1755/18

Дело № 2а-1755/2018 <.....>

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

01 августа 2018 года г. Пермь

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Ладейщиковой М.В.,

при секретаре Куклиной О.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дзержинском районе города Перми к Дёминой М.А. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, суд

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дзержинском районе города Перми (далее УПФ в Дзержинском районе г. Перми) обратилось в суд с исковыми требованиями к Дёминой М.А., в которых просит взыскать с административного ответчика в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации недоимку по страховым взносам за (дата) в том числе:

107 697 рублей 43 копейки - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии КБК 39210202140061000160;

2 640 рублей 66 копеек - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования КБК 39210202101081011160;

а также пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, в том числе:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 031,71 рублей КБК 39210202140062000160,

2 370 рублей 45 копеек - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии КБК 39210202100062000160;

776 рублей 62 копейки - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования КБК 39210202101082011160,

88 рублей 30 копеек - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования КБК 39210202101082012160

Всего 121 605 рублей 17 копеек.

Заявленные требования административный истец мотивировал следующим.

Административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по Дзержинскому району г. Перми (дата) и прекратила предпринимательскую деятельность (дата).

Согласно письму ИФНС по Дзержинскому району г. Перми, ответчиком Дёминой М.А. налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за (дата) не представлена.

Таким образом, задолженность по страховым взносам за (дата) ответчика Дёминой М.А. составила:

5 554 * 8 * 26% * 12:12 * 9 + 3726,55 (октябрь) = 107 697 рублей 43 копеек - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии. Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам, задолженность за (дата) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляет- 2 640,66 рублей

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов ответчику, в соответствии со ст.25 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 10 402,16 рублей, из них 5 271,79 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 2 759,92 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 1 222,48 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 1 147,97 рублей - пени за (дата) за период c (дата) по (дата).

По страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 776,62 рублей, из них 129,26 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 270,69 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 239,79 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 136,88 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата).

По страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 88,3 рублей, из них 88,3 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата).

Процентная ставка пени применена равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

(дата) административному ответчику направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам за (дата)

До настоящего времени уплата задолженности по страховым взносам и пеням ответчиком не произведена.

Одновременно с подачей административного иска истцом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, поскольку срок на обращение с административным иском истекал (дата).

Первоначально истец обратился с административным истцом в установленные законом срока – (дата), однако, заявление было оставлено без движения, истцу был предоставлен срок для исправления недостатков (л.д.6).

Просит заявленные требования удовлетворить.

Административный истец извещался о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Явку своего представителя на судебное разбирательство не обеспечил.

Административный ответчик Дёмина М.А. в суд не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.

Ее представитель просил дело рассмотреть в его отсутствие, ранее суду был представлен письменный отзыв на иск, из которого следует, что заявленные требования не признает (л.д.105-107). Дёмина М.А. действительно была зарегистрирована (дата) как индивидуальный предприниматель в качестве страхователя по месту жительства Управлением ПФР в Дзержинском районе г. Перми с присвоением регистрационного номера №... и являлась плательщиком до момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (дата).

По сведениям, имеющимся в предоставленном административным истцом требовании №... на (дата), за административным ответчиком числится задолженность по взносам в ПФР и ОМС в размере 50 758 рублей 77 копеек, рассчитанным по повышенному тарифу страховых взносов. Основанием для применения повышенного тарифа страховых взносов явилось не представление Дёминой М.А. в ИФНС налоговой отчетности за 2014 год.

Однако налоговая декларация на доходы физических лиц за (дата) Административным ответчиком представлена в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет (дата).

Также, в связи с исполнением обязанности по сдаче налоговой отчетности, Дёминой М.А. направлено заявление в Управление Пенсионного фонда России в Дзержинском районе г. Перми с требованием провести перерасчет страховых взносов, подлежащих уплате административным ответчиком на (дата), исключив применение повышенного тарифа страховых взносов.

В ответе на указанное требование Дёминой М.А. указано, что наличие вступившего в законную силу решения Дзержинского районного суда г. Перми (дата) препятствует производству перерасчета.

Вместе с тем, органы Пенсионного фонда России обязаны производить перерасчет обязательств по уплате страховых взносов индивидуальных предпринимателей исходя из суммы фактически полученного ими дохода. Сумма страховых взносов подлежит перерасчету независимо от даты представления плательщиком страховых взносов отчетности в налоговые органы.

Таким образом, административный истец обязан руководствоваться при определении подлежащих взысканию с Дёминой М.А. сумм недоимки и пеней реально полученным доходом административного ответчика за (дата)

Согласно налоговой декларации в (дата) доходы у административного ответчика отсутствовали. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена (дата). Следовательно, взыскиваемая недоимка не может превышать 16 070 рублей 94 копеек.

Кроме того считает, что административным истцом был пропущен шестимесячный срок обращения в суд за взысканием недоимки по страховым взносам и пеням.

Требование об уплате страховых взносов и пеней от (дата) предусматривало обязанность административного ответчика оплатить задолженность в срок до (дата).

С учетом того, что предлог «до» имеет значение «не включительно», шестимесячный срок для Пенсионного фонда России для подачи искового заявления в суд о взыскании обязательных платежей и санкций с Дёминой М.А. начал течь с (дата) и истекал в соответствии с ч. 1 ст. 93 Кодекса Административного судопроизводства РФ (дата) (пятница).

Однако административное исковое заявление было подано Пенсионным фондом России в Дзержинский районный суд г. Перми только (дата) (понедельник), то есть по истечении установленного срока.

Суд, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 указанной нормы закона, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 6 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся и индивидуальные предприниматели.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ), плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

На момент возникновения спорных правоотношений действовал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 212-ФЗ, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов - индивидуальными предпринимателями, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 указанного Закона.

По смыслу части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, в случае, если отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (МРОТ на (дата) х 8 х тариф страховых взносов х 12).

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, увеличенное в 12 раз (МРОТ на (дата) х тариф страховых взносов х 12).

В соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней, с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии со статьей 25 Закона № 212-ФЗ, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неоплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Частью 2 статьи 21 ФЗ-212 предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

Дёмина М.А. была зарегистрирована МИФНС № 17 по Пермскому краю в качестве индивидуального предпринимателя с (дата). Согласно выписке из ЕГРИП Дёмина М.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (дата) (л.д.8-10).

Поскольку Дёминой М.А. не была представлена в срок налоговая декларация за (дата), страховые взносы рассчитаны по повышенному коэффициенту и составили 107 697 рублей 43 копейки на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ. Задолженность страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования составила 2 640 рублей 66 копеек (л.д.7).

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, Дёминой М.А. начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 10 402,16 рублей, из них 5 271,79 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 2 759,92 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 1 222,48 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 1 147,97 рублей - пени за (дата) за период c (дата) по (дата). По страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 776,62 рублей, из них 129,26 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 270,69 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 239,79 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), 136,88 рублей - пени за (дата) за период с (дата) по (дата), что подтверждается подробным расчетом (л.д.15-17).

(дата) Дёминой М.А. направлено требование №... об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со сроком уплаты до (дата) (л.д.11,12).

(дата) УПФ РФ (ГУ) в Дзержинском районе города Перми подан в Дзержинский районный суд административный иск к Дёминой М.А. (л.д.2).

Решением Дзержинского районного суда г. Перми от (дата) исковые требования удовлетворены (л.д.27-30). Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от (дата) решение Дзержинского районного суда г. Перми от (дата) отменено, дело направлено на новое рассмотрение (л.д.83-84).

Согласно входящему штампу, налоговая декларация Дёминой М.А. за (дата) была представлена в налоговую инспекцию (дата) (л.д.47-51).

(дата) в УПФ в Дзержинской районе г. Перми подано заявление произвести перерасчет страховых взносов, исключив применение повышенного тарифа страховых взносов (л.д.52).

Ответом от (дата) в перерасчете страховых взносов за (дата) отказано, в связи с имеющимся решением суда (л.д.72).

Определением Дзержинского районного суда г. Перми от (дата) дело по подсудности направлено в Орджоникидзевский районный суд г. Перми (л.д.109-110).

Разрешая заявленные административным истцом требования и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Суд учитывает, что в требовании об уплате страховых взносов и пеней от (дата) административному ответчику был предоставлен срок для оплаты задолженности в срок до (дата).

Таким образом, срок для подачи административного иска истекал (дата) (пятница).

Административное исковое заявление было подано Пенсионным фондом России в Дзержинский районный суд г. Перми только (дата) (л.д.2) с пропускам установленного законом срока.

Доказательств того, что административный истец обращался ранее в суд с иском, а именно – (дата), материалы административного дела не содержат.

Оснований для восстановления процессуального срака суд не усматривает, в связи с чем не подлежит удовлетворению ходатайство административного истца о его восстановлении.

Пропуск срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, суд учитывает, что согласно позиции ФНС России, изложенной в Письме от 13.09.2017 N БС-4-11/18282@, по мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены, поскольку норма ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не содержит ограничения относительно периода, за который налоговыми органами направляются указанные сведения о доходах. Принимая во внимание, что редакция ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, действовавшая с (дата), была направлена на определение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц, именно исходя из величины полученного ими дохода, в случае, если плательщиком страховых взносов была представлена отчетность в налоговые органы (независимо от даты ее предоставления), размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование у такого плательщика определяется в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ исходя из суммы годового дохода, указанного в такой отчетности, и, соответственно, в случае взыскания с плательщика органами Пенсионного фонда Российской Федерации суммы страховых взносов исходя из 12 минимальных размеров оплаты труда такая сумма подлежит перерасчету. Нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ позволяют осуществлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации перерасчет обязательств упомянутых плательщиков исходя из суммы фактически полученного ими дохода.

Поскольку Дёминой М.А. в 2017 году представлена налоговая декларация за (дата), решение Дзержинского районного суда г. Перми отменено судом апелляционной инстанции, административный истец обязан произвести перерасчет суммы страховых взносов.

Доказательств исполнения данной обязанности административным истцом суду не представлено.

Руководствуясь ст. 290, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований административному иску Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дзержинском районе города Перми к Дёминой М.А. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, - отказать.

На решение суда по административному делу может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено (дата).

Судья <.....> М.В.Ладейщикова

<.....>