НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 31.08.2016 № 2А-2574/2016

Дело № 2а-2574/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2016 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Цивилевой Е.С.,

при секретаре Кожиной Е.В.,

с участием представителей административного истца Титовой С.А., Гавриловой О.Ю., административного ответчика Астанина К.Ю., представителя административного ответчика Астаниной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области к Астанину К.Ю. о взыскании задолженности по налогам и соответствующей сумме пени,

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточненных требований Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области (далее по тексту МИФНС России № 16 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Астанину К.Ю. о взыскании задолженности по налогам и соответствующей сумме пени, указывая, что Астанин К.Ю. является собственником имущества, указанного в налоговом уведомлении. Ответчиком не была исполнена обязанность по уплате налогов, в связи с чем Астанину К.Ю. выставлены требования, которые исполнены частично. Просит взыскать с Астанина К.Ю. недоимку в сумме 16256 рублей 54 копейки, в том числе: налог на имущество физических лиц за период с 2012 года по 2014 год – 61280 рублей 58 копеек, пени на налог на имущество физических лиц – 4276 рублей 27 копеек, пени на транспортный налог по начисленному транспортному налогу за 2012 год – 116 рублей 32 копейки.

Представители административного ответчика Титова С.А., Гаврилова О.Ю. в судебном заседании поддержали уточненные административные исковые требования. Пояснили, что налог на имущество физических лиц рассчитывается с помощью специальной программы исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, представленных ФГУП «Ростехинвентаризция – Федеральное БТИ». Сотрудники инспекции не имеют право самостоятельно вносить сведения об имуществе. Полагают, что Астанин К.Ю. должен был обратиться в БТИ, сотрудники которого определяют инвентаризационную стоимость объектов недвижимости, после чего представляют сведения в ИФНС.

Административный ответчик Астанин К.Ю. в судебном заседании административные исковые требования признал частично. Пояснил, что налог на имущество, а именно на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, рассчитан из неверной инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, а также включает в себя стоимость не только дома, но и иных объектов недвижимости, расположенных на земельному участке, в связи с чем неверно была применена налоговая ставка и неправильно рассчитана сумма исчисленного налога на имущество физических лиц.

Представитель административного истца Астанина О.Н. в судебном заседании поддержала позицию Астанина К.Ю.

Представитель заинтересованного лица ФГУП «Ростехинвентаризция – Федеральное БТИ» Челябинский филиал извещен, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отзыве на административный иск представитель заинтересованного лица Трефилов А.В. указал, что поддерживает заявленные требования. 23 мая 2007 года в ФГУП «Ростехинвентаризция – Федеральное БТИ» обратился Астанин К.Ю. с заявлением о проведении первичной технической инвентаризации на объект, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. По результатам проведенной инвентаризации был составлен технический паспорт. Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета обязательны при составлении государственной статистической и бухгалтерской отчетности, определении технического состояния и физического износа жилых строений и помещений, исчислении и контроле базы налогообложения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Указал, что при расчете инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего Астанину К.Ю., допущена арифметическая ошибка, она составляет 3657978 рублей, а не 3114412 рублей. Административным ответчиком неверно указывается методика определения восстановительной стоимости объектов капитального строительства для налогообложения. С 01 января 2011 года законодательно была исключена обязанность организаций технической инвентаризации по передаче сведений для расчета налогооблагаемой базы налога на имущество физических лиц в налоговый орган. Налог начисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года с учетом коэффицента-дефлятора. Проведение технической инвентаризации осуществляется строго на основании заявления собственника за плату. От Астанина К.Ю. соответствующего заявления не поступало. Таким образом, при отсутствии данных об инвентаризации жилого дома за 2012-2014 годы, которая могла быть проведена по заявлению административного ответчика, расчет инвентаризационной стоимости жилого дома произведен с учетом первичной инвентаризации 2007 года и предусмотренных коэффициентов. В заключении эксперта Кондрух Ю.В. инвентаризационная стоимость объекта недвижимости проведена на основании данных технического паспорта, включает в себя произведенный расчет инвентаризационной стоимости жилого дома с учетом износа на 2012, 2013 и 2014 годы. Но физический износ дома определяется только при проведении технической инвентаризации на основании заявления собственников имущества или других заинтересованных лиц.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно требованию <номер обезличен> Астанину К.Ю. начислен штраф по состоянию на 09 декабря 2013 года в сумме 200 рублей (т. 1 л.д. 23).

Согласно требованию <номер обезличен> Астанину К.Ю. начислены пени по состоянию на 21 мая 2013 года в сумме 87 рублей 88 копеек (т. 1 л.д. 27)

Согласно требованию <номер обезличен> Астанину К.Ю. начислены пени по состоянию на 10 июня 2013 года в сумме 47 рублей 77 копеек (т. 1 л.д. 30).

Согласно требованию <номер обезличен> Астанину К.Ю. начислена недоимка по транспортному налогу в сумме 42300 рублей, пени в сумме 22 рубля 95 копеек по состоянию на 08 ноября 2013 года (т. 1 л.д. 35).

Согласно требованию <номер обезличен> Астанину К.Ю. начислена недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме 46572 рубля, пени в сумме 76 рублей 46 копеек по состоянию на 12 ноября 2014 года (т. 1 л.д. 37).

10 февраля 2015 года налоговым органом принято решение <номер обезличен> о взыскании с Астанина К.Ю. в судебном порядке налога в сумме 46572 рубля 26 копеек, пени в сумме 122 рубля 44 копейки, штрафов в сумме 200 рублей, всего – 46894 рубля 70 копеек (т. 1 л.д. 21).

В материалах дела имеются налоговые уведомления:

<номер обезличен>, из которого усматривается, что налог на имущество Астанина К.Ю. – жилой дома по адресу: <адрес обезличен>, подлежащий уплате до 05 ноября 2014 года, составляет 47163 рубля 26 копеек (т. 1 л.д. 39),

<номер обезличен>, из которого усматривается, что Астанину К.В. начислены и подлежат уплате в срок до 05 ноября 2014 года: транспортный налог на автомобиль <данные изъяты> в сумме 7600 рублей, земельный налог на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в сумме 1071 рубль, налог на имущество физических лиц – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в сумме 591 рубль (т. 1 л.д. 40);

<номер обезличен>, из которого усматривается, что Астанину К.В. начислены и подлежат уплате в срок до 05 ноября 2013 года: транспортный налог на автомобили <данные изъяты> в сумме 42300 рублей, земельный налог на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в сумме 1070 рублей 92 копейки, налог на имущество физических лиц – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в сумме 394 рубля 40 копеек (т. 1 л.д. 41);

На основании договора купли-продажи от 07 августа 2014 года Астанин К.Ю. является собственником 9/11 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 367,5 кв.м, инвентарный <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, о чем 07 августа 2014 года выдано свидетельство о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 58).

Согласно техническому паспорту, год постройки указанного жилого дома – 1999, инвентаризационная стоимость жилого дома площадью 259,3 кв.м в ценах на дату составления паспорта (23 мая 2007 года) составляет 1303363 рубля, подвала, площадью 108,2 кв.м – 325397 рублей (т. 1 л.д. 59-67).

Как следует из ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области на интернет-обращение Астанина К.Ю., согласно сведениям, предоставленным регистрирующим органом на жилой дом, расположенный по адресу: г. Магнитогорск Челябинской области, ул. Абрикосовая, д. 9, его инвентаризационная стоимость на 01 января 2012 гола составляла 3658002 рубля; на 01 января 2013 года – 3658002 рубля (т. 1 л.д. 71).

Из платежных поручений от 14 сентября 2015 года усматривается, что Астаниным К.Ю. уплачено в счет погашения налогов 6123 рубля 81 копейка, 6682 рубля 45 копеек, 4492 рубля 75 копеек (т. 1 л.д. 75-77).

Решением <номер обезличен> Магнитогорского городского собрания депутатов от 28 апреля 2010 года «Об установлении налога на имущество физических лиц в городе Магнитогорске» установлены следующие налоговое ставки на (жилые) строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества: до 300000 рублей (включительно) – 0,1 %, свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) – 0,1001 %, свыше 500000 рублей – 0,3001 % (т. 1 л.д. 92).

Решением <номер обезличен> от 30 октября 2012 года Магнитогорского городского собрания депутатов Челябинской области «О внесении изменений в Решение Магнитогорского городского собрания депутатов <номер обезличен> от 28 апреля 2010 года «Об установлении налога на имущество физических лиц в городе Магнитогорске» установлены следующие налоговое ставки на (жилые) строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества: до 300000 рублей (включительно) – 0,1 %, свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) – 0,15 %, свыше 500000 рублей до 1500000 рублей – 0,45%, свыше 1500000 рублей – 1,0 %. Указанное решение вступило в силу с 01 января 2013 года (т. 1 л.д. 93).

Челябинским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное-БТИ» Магнитогорское отделение выдана справка, согласно которой инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в ценах 2012 года составляет 1956605 рублей, в ценах 2013 года – 1934799 рубля, в ценах 2014 года – 1913057 рублей (т. 1 л.д. 176).

Согласно расчету инвентаризационной стоимости жилого дома и вспомогательных строений, сооружений на 2012 год, стоимость спорного жилого помещения составила 3293674 рубля; на 2013 год – 3256975 рублей; на 2014 год – 3220499 рублей (т. 1 л.д. 191-197).

10 февраля 2015 года налоговым органом принято решение <номер обезличен> о взыскании с Астанина К.Ю. в судебном порядке налога в сумме 12166 рублей 19 копеек, пени в сумме 4316 рублей 13 копеек, всего – 16482 рубля 32 копейки (т. 2 л.д. 10).

Согласно требованию <номер обезличен> от 05 октября 2015 года у Астанина К.Ю. выявлена недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме 18290 рублей, по транспортному налогу – 41956 рублей, по земельному налогу – 625 рублей, на общую сумму 60871 рубль (т. 2 л.д. 11).

Согласно требованию <номер обезличен>, по состоянию на 12 октября 2015 года Астанину К.Ю. начислены пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 4199 рублей 81 копейка, по транспортному налогу – 116 рублей 32 копейки, на общую сумму 4316 рублей 13 копеек (т. 2 л.д. 12).

Из налогового уведомления <номер обезличен> от 19 апреля 2015 года усматривается, что Астанину начислен транспортный налог на автомашину <данные изъяты> – 38500 рублей, <данные изъяты> – 1900 рублей, <данные изъяты> – 1556 рублей, на общую сумму 41956 рублей; земельный налог на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, – 625 рублей; на имущество физических лиц – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>,– 18290 рублей (т. 2 л.д. 15).

Указанное налоговое уведомление направлено в адрес Астанина К.Ю. 07 мая 2015 года (т. 2 л.д. 16).

01 августа 2016 года ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» по делу проведена строительно-техническая экспертиза для определения расчета инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: <данные изъяты> на 2012, 2013, 2014 года, согласно заключению которой инвентаризационная стоимость указанного жилого дома с подвалом с учетом накопленного износа в 2012 году составила 2585445 рублей, в 2013 году – 2602424 рубля, в 2014 году – 2498427 рублей.

Согласно письму Кондрух Ю.Н. от 10 августа 2016 года, в заключении <номер обезличен> от 01 августа 2016 года содержится техническая опечатка, в связи с чем прилагается исправленное заключение.

В ответе на запрос суда и.о. директора Магнитогорского отделения Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Челябинской области сообщил, что 23 мая 2007 года в Магнитогорское отделение Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» обратился Астанин К.Ю. с заявлением о проведении первичной технической инвентаризации на объект, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, участок строительный <номер обезличен>. К заявлению были и приложены следующие документы:

- свидетельство о государственной регистрации права <номер обезличен> от 02 мая 2007 года на земельный участок;

- договор купли-продажи па земельный участок от 02 апреля 2007 года;

- выписка <номер обезличен> из протокола 532 заседания комиссии по наименованию улиц, присвоению почтовых номеров жилым домам и объектам соцкультбыта от 21 мая 2007 года <номер обезличен>. По результатам проведенной первичной технической инвентаризации был составлен техничсекий паспорт на объект, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда, утвержденной приказом Минземстроя России от 04 августа 1998 года <номер обезличен>, единица технической инвентаризации - домовладение или отдельно стоящее основное здание. В соответствии с Инструкцией домовладение – это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке. Фактически домовладение представляет собой учитываемый под одним адресом и под одним инвентарным номером комплекс, включающий земельный участок с элементами благоустройства и другие объекты недвижимого, а иногда и движимого имущества. В настоящее время форма технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядок его оформления утверждены приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2006 года № 244. Согласно этому документу, технический паспорт оформляется на жилой дом (тип объекта учета) – объект индивидуального жилищного строительства. В паспорте объекта индивидуального жилищного строительства должны содержаться:

1. Наименование ОТИ, адрес объекта (<адрес обезличен>) и дата его обследования (23.05.2007);

2. Общие сведения об объекте – фактическое использование (жилой дом), год постройки (1999 год, со слов правообладателя), общая (367,5 кв.м) и жилая площадь дома (96,8 м.кв.), этажность (надземной части 2, подземной части 1), отсутствие разрешения на строительство и имеющиеся нарушения градостроительных и строительных норм и правил;

3. Состав объекта – наименование, буквенное (литера) или цифровое обозначение и характеристики частей объекта ил и вспомогательных строений, сооружений (жилой дом, жилая пристройка, баня, гараж, веранда, сарай, ворота, калитка, заборы и т.д.);

Литера А – жилой дом;

Литера А – подвал в жилом доме;

Литера Г – баня;

Литера 1 – ворота;

Литера 2 – калитка;

Литера 3 – забор;

Крыльцо.

4. Сведения о правообладателях объекта;

5. Ситуационный план земельного участка с нанесением всех имеющихся зданий, сооружений, границ угодий (двор, сад, огород, зеленые насаждения и д.п.);

6. Благоустройство объекта (водопровод, канализация, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение);

7. Поэтажный план;

8. Экспликация к поэтажному плану;

9. Расчетно-инвентаризационная ведомость;

10. Исчисление площадей и объемов (форма 1);

11. Техническое описание и определение физического износа (форма 2);

12. Расчет инвентаризационной стоимости жилого дома и вспомогательных строений, сооружений (форма 3). Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета обязательны при составлении государственной статистической и бухгалтерской отчетности, определении технического состояния и физического износа жилых строений и помещений, исчислении и контроле базы налогообложения, если иное не предусмотрено законодательством РФ (Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденням Постановлением правительства РФ 13.10.1997 № 1301п). Объектами налогообложения признаются: - жилые дома со служебными постройками и сооружениями, расположенными на участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (с указанием, в том числе, самовольно возведенных строений), т.к. жилой дом с хозяйственными постройками и сооружениями может рассматриваться как главная вещь и принадлежность. Постройки следуют судьбе жилого дома, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 ГК). Приобретение и государственная регистрация права на жилой дом влечет приобретение прав и на хозяйственные постройки по тому же основанию (правоустанавливающему документу). 18 мая 2016 года в Магнитогорское Отделение ЧФ ФГУА «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» поступил запрос МИФНС № 16 России о предоставлении сведений об инвентарной стоимости жилой дом, общая площадь 367,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. По данному запросу была дана инвентаризационная стоимость 3114412 рублей. Позднее при расчете выяснилось, что была допущена арифметическая ошибка и данная оценка неверная. Верная оценка составляет 3657978 рублей. Административным ответчиком Астаниным К.IО. неверно указывается методика определения восстановительной стоимости объектов капительного строительства для налогообложения. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится в порядке, утвержденном Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 № 87 по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости и с применением коэффициентов, утверждаемых ежегодно органами исполнительной власти субъектов РФ. Действительно, инвентаризационная стоимость строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину физического износа. Но физический износ здания определяется при обследовании объекта по оценки физического износа жилых зданий, утвержденных Приказом Госгражданстроя от 24.12.1986 № 446. При обследовании определяется износ каждого конструктивного элемента (фундамента, стен и т.д.), а затем по формуле вычисляется износ здания в целом на момент обследования. Первичная инвентаризация жилого дома проводилась 23 мая 2007 года, износ составил 2%. Так как износ может быть изменен только при проведении технической инвентаризации жилого дома, при определении инвентаризационной стоимости жилого дома Астанина К.IО., для целей налогообложения 2012 года, 2013 года, 2014 года износ брался из инвентарного дела. Переоценить инвентаризационную стоимость жилого дома без обследования здания не предоставляется возможным. С 01 января 2011 года законодательно была исключена обязанность организаций технической инвентаризации по передаче сведений для расчета налогооблагаемой базы налога на имущество физических лиц в налоговые органы. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», налог исчисляется ежегодно па основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года с учетом коэффициента-дефлятора. На основании Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 № 921, п. 6 в редакции Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 № 388, проведение технической инвентаризации осуществляется строго по заявлениям собственников или других лиц, указанных в законодательстве, и за плату, размер которой устанавливается законодательством РФ. Заявлений от административного ответчика Астанина К.Ю. или других заинтересованных лиц о проведении технической инвентаризации жилого дома по адресу <адрес обезличен>, не поступало. Таким образом, при отсутствии данных об инвентаризации жилого дома за 2012 год, 2013 год, 2014 год, которая могла быть проведена но заявлению Астанина К.1О. или других заинтересованных лиц, расчет инвентаризационной стоимости жилого дома административного ответчика произведен с учетом первичной инвентаризации 2007 года и предусмотренных коэффициентов. Экспертиза, проведенная 01 августа 2016 года ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», проведена на основании данных технического паспорта, включает в себя произведенный расчет инвентаризационной стоимости дома с учетом износа на 2012 год, 2013 год и 2014 год. Однако, как указывалось выше, физический износ дома определяется только при проведении технической инвентаризации на основании заявления собственников или других заинтересованных лиц.

В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Размер образовавшейся задолженности, факт не исполнения требований об уплате пени подтверждается информацией о задолженности. Расчет задолженности проверен судом, произведен законно и обоснованно.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования обоснованы, сумма задолженности подлежит взысканию с административного ответчика.

Технический паспорт является документом, отражающим технические характеристики объекта на момент проведения технической инвентаризации, и содержит учетно-оценочные данные инвентаризации, фиксирует наличие объекта в натуре, его фактическое местоположение (адрес), границы, состав, назначение, использование, технические характеристики, стоимость и другие сведения об объекте. Технический паспорт не является правоустанавливающим (правоподтверждающим) документом.

Доводы административного ответчика о несогласии с инвентаризационной стоимостью имущества, исчисленной, как он полагал, без учета износа, являются несостоятельными и не могут быть рассмотрены в рамках административного дела о взыскании задолженности по налогам и соответствующей сумме пени.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», налог исчисляется налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Согласно ч. 9.1. ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (утратила силу 01 января 2015 года) сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представляются в налоговые органы, осуществляющими государственный технический учет, ежегодно до 01 марта по состоянию на 01 января текущего года.

Согласно п. 3 Инструкция МНС Российской Федерации от 02.11.1999 № 54 (в редакции от 27.02.2003) «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Оценивая доводы административного ответчика о том, что инвентаризационная стоимость принадлежащего ему на праве собственности имущества должна быть определена с учетом износа, суд исходит из того, что исполнителем работ по оценке объектов обложения налогом является ФГУП «Ростехинвентаризция – Федеральное БТИ».

Налоговым законодательством не предусмотрено право территориальных органов ФНС России производить перерасчет инвентаризационной стоимости имущества, сведения о которой предоставляются в налоговый орган предприятиями технической инвентаризации, либо производить проверку данных сведений.

Стороной административного ответчика не представлено доказательств обращения в ФГУП «Ростехинвентаризция – Федеральное БТИ» по вопросу определения инвентаризационной стоимости объекта недвижимости после 2007 года, также не представлено доказательств признания в установленном порядке незаконными действий ФГУП «Ростехинвентаризция – Федеральное БТИ» по определению инвентаризационной стоимости объектов.

Первичная инвентаризация жилого дома проведена в 2007 году, впоследствии инвентаризация данного объекта недвижимости не производилась, Астанин К.Ю. с заявлением о проведении инвентаризации жилого дома после 2007 года в ФГУП «Ростехинвентаризция – Федеральное БТИ» не обращался.

При этом, административный ответчик, как собственник недвижимого имущество и соответственно плательщик налогов, являясь заинтересованным лицом в оценке своего жилого дома с учетом износа, не лишен права обратиться с заявлением в органы технической инвентаризации для проведения технической инвентаризации изменений характеристик объекта недвижимости, связанных с его износом.

При таких обстоятельствах, отсутствие данных об инвентаризации строения после 2007 года, которая могла быть проведена по заявлению Астанина К.Ю., расчет инвентаризационной стоимости правильно произведен с учетом данных последней инвентаризации и предусмотренных коэффициентов.

Административный истец в силу закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, административный иск удовлетворен, государственная пошлина подлежит взысканию в административного ответчика в сумме 2170 рублей 20 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области к Астанину К.Ю. о взыскании задолженности по налогу и соответствующей сумме пени удовлетворить.

Взыскать с Астанина К.Ю. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области задолженность в сумме 65673 (шестьдесят пять тысяч шестьсот семьдесят три) рубля 17 копеек, в том числе:

- налог на имущество физических лиц за период с 2012 года по 2014 год – 61280 рублей 58 копеек;

- пени на налог на имущество физических лиц – 4276 рублей 27 копеек;

- пени по транспортному налогу – 116 рублей 32 копейки.

Взыскать с Астанина К.Ю. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 2170 (две тысячи сто семьдесят) рублей 20 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий:

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 05 декабря 2016 года решение суда в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 13717 рублей 33 копейки и госпошлины в размере 2179 рублей 20 копеек отменено, в указанной части принято новое решение.

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области к Астанину К.Ю. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 13717 рублей 33 копейки отказано. С Астан на К.Ю. в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 1716 рублей 90 копеек. В остальной части это же решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Астанина К.Ю. – без удовлетворения.