Дело № 2а-4551/2023
74RS0031-01-2023-004826-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2023 года г.Магнитогорск
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Калинина Э.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области к Белых В.В. о взыскании недоимки по налогам и сборам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области обратились в суд с административным иском к Белых В.В. о взыскании недоимки по налогам и сборам, указывая, что налогоплательщик является собственником:
- автомобилей <данные изъяты> Задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 8 553 руб. не оплачена, с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года начислена пени в размере 142,70 руб., с 04 декабря 2018 года по 15 июня 2020 года начислена пени в размере 962,34 руб.; задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 8 378 руб. не оплачена, с 02 декабря 2020 года по 07 февраля 2021 года начислена пени в размере 80,71 руб.
-квартиры, расположенной по адресу: г<адрес обезличен> Задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 575 руб. не оплачена, за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) начислена пени в размере 9,59 руб., с 04 декабря 2018 года по 15 июня 2020 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) начислена пени в размере 64,70 руб.; за 2018 год пени за период с 03 декабря 2019 года по 28 октября 2020 года в размере 16,70 руб.
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 349 руб. не оплачена, за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) начислена пени в размере 5,82 руб., за период с 04 декабря 2018 года по 15 июня 2020 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) начислена пени в размере 39,26 руб.; за 2018 года пени за период с 03 декабря 2019 года по 28 октября 2020 года в размере 15,79 руб.; за 2019 год в размере 349 руб., пени за период с 02 декабря 2020 года по 07 февраля 2021 года в размере 3,36 руб.
Просят взыскать с Белых В.В. недоимку в размере 19 544,97 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В силу ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке, судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Суд, исследовав материалы дела и оценив их, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п.1 ст.400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ регламентировано, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
В силу п.1 ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Установлено, что Белых В.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г.<адрес обезличен> и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 35, оборот).
На основании п.3 ст.356 Налогового кодекса РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п.1 ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 N 114-ЗО «О транспортном налоге» установлены ставки транспортного налога.
Судом установлено, что налогоплательщик является собственником автомобилей <данные изъяты> (л.д. 35).
Согласно ст.31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.
Статья 32 Налогового кодекса РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст.52 Налогового кодекса РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием сумма налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.3 и п.4 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику Белых В.В. административным истцом выставлены налоговые уведомления:
- № 20931554 от 16 июля 2017 года о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога за 2016 год, налога на имущество за 2015 год и 2016 год (л.д. 18).
- № 32177373 от 14 июля 2018 года о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога, налога на имущество за 2017 год (л.д. 19).
- № 77842319 от 23 августа 2019 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год (л.д. 38).
- № 25705950 от 03 августа 2020 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год (л.д. 39).
Подтверждений направления налоговых уведомлений административным истцом не представлено.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Пункт 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ предусматривает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Как следует из представленных материалов, административному ответчику выставлены требования:
- № 6227 об уплате недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год (л.д. 21, 22) в срок до 27 марта 2018 года. Требование направлено почтовым отправление, срок предъявления которого налоговым органом пропущен.
- № 51383 об уплате недоимки по земельному налогу за 2017 год (л.д. 23). Подтверждения направления данного требования суду не представлено.
- № 12073 об уплате недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2018 год (л.д. 24, 25). Требование направлено почтовым отправлением.
- № 26779 об уплате недоимки по пени по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц (л.д. 40-42). Требование направлено почтовым отправлением.
- № 54017 об уплате недоимки по пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (л.д. 43).
- № 4560 об уплате недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2019 год (л.д. 47, 48). Требование направлено почтовым отправлением.
Требования об уплате налогов административным ответчиком не исполнены.
Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С декабря 2020 года сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, при которой налоговый орган имеет право обратиться в суд, составляет 10 000 руб.
Как следует из материалов дела, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Белых В.В. недоимки по налогу, пени, налоговый орган обратился к мировому судье в июне 2019 года. Судебный приказ вынесен 07 июня 2019 года. Определением мирового судьи, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 27 марта 2023 года, вышеуказанный судебный приказ отменен.
Судом установлено, что мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления по причине пропуска срока, проверка законности и обоснованности вынесенного судебного приказа относится в соответствии с ч.3 ст.123.8 КоАП РФ к полномочиям кассационного суда и районный суд не вправе проверять указанный судебный акт.
Вместе с тем, поскольку административным истцом не представлены подтверждения направления налоговых уведомлений ответчику, суд полагает обоснованным отказать в исковых требованиях о взыскании налога на имущество физических лиц и пени за 2017 год, о взыскании транспортного налога и пени за 2017 и 2019 год, о взыскании земельного налога за 2017 и 2019 год.
Относительно требований о взыскании пени по налогу на имущество за 2018 год и пени по земельному налогу за 2018 год суд учитывает следующее.
Налог на имущество физических лиц за 2018 год был начислен в размере 369 руб. и взыскан судебным приказом №2а-2211/2020 год, на сумму налога начислена пени в размере 16,70 руб., об уплате данной пени было выставлено требование №54017, которое должнику было направлено почтовым отправлением.
Поскольку налог взыскан судебным приказом, имеется подтверждение направления требования, суд полагает правильным взыскать сумму пени.
Расчет пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 28 октября 2020 года
369 руб. х 6,50%/300 х 13 дней = 1,04 руб.
369 руб. х 6,25%/300 х 56 дней = 4,30 руб.
369 руб. х 6,00%/300 х 77 дней = 5,68 руб.
369 руб. х 5,50%/300 х 56 дней = 3,79 руб.
369 руб. х 4,50%/300 х 35дней = 1,94 руб.
369 руб. х 4,25%/300 х 94 дней = 4,19 руб.
Всего 21,66 – 4,96 руб.= 16,70
Земельный налог за 2018 год был начислен в размере 349 руб. и взыскан судебным приказом №2а-2211/2020 год, на сумму налога начислена пени в размере 15,79 руб., об уплате данной пени было выставлено требование №54017, которое должнику было направлено почтовым отправлением.
Поскольку налог взыскан судебным приказом, имеется подтверждение направления требования, суд полагает правильным взыскать сумму пени.
Расчет пени по земельному налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 28 октября 2020 года
349 руб. х 6,50%/300 х 13 дней = 0,98 руб.
349 руб. х 6,25%/300 х 56 дней = 4,07 руб.
349 руб. х 6,00%/300 х 77 дней = 5,37 руб.
349 руб. х 5,50%/300 х 56 дней = 3,58 руб.
349 руб. х 4,50%/300 х 35дней = 1,83 руб.
349 руб. х 4,25%/300 х 94 дней = 4,65 руб.
Всего 20,48 – 4,96 руб.= 15.79 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска, с ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области удовлетворить частично.
Взыскать с Белых В.В., <данные изъяты>, в пользу Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области недоимку:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год пени за период с 03 декабря 2019 года по 28 октября 2020 года в размере 16,70 руб.;
- по земельному налогу за 2018 года пени за период с 03 декабря 2019 года по 28 октября 2020 года в размере 15,79 руб.;
Взыскать с Белых В.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 8 553 руб., с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года пени в размере 142,70 руб., с 04 декабря 2018 года по 15 июня 2020 года пени в размере 962,34 руб.; за 2019 год в размере 8 378 руб., с 02 декабря 2020 года по 07 февраля 2021 года пени в размере 80,71 руб.; задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 575 руб., за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) пени в размере 9,59 руб., с 04 декабря 2018 года по 15 июня 2020 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) пени в размере 64,70 руб.; задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 349 руб., за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) пени в размере 5,82 руб., за период с 04 декабря 2018 года по 15 июня 2020 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) пени в размере 39,26 руб.; за 2019 год в размере 349 руб., пени за период с 02 декабря 2020 года по 07 февраля 2021 года в размере 3,36 руб. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись.