НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 27.09.2023 № 2А-4534/2023

УИД 74RS0031-01-2023-005049-98

Дело № 2а-4534/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2023 года г.Магнитогорск

Судья Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Калинина Э.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области к Воробьевой С.Ю. о взыскании недоимки по налогам и сборам,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области обратились в суд с административным иском к Воробьевой С.Ю. о взыскании недоимки по налогам и сборам, указывая, что налогоплательщик является собственником:

-квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. Задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016 год в размере 314 руб. не оплачена, за период с 02 декабря 2017 года по 25 ноября 2018 года (пенеобразующая недоимка 2016 год) начислена пени в размере 28 руб., за 2017 год в размере 369 руб. не оплачена, за период с 04 декабря 2018 года по 07 июля 2019 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) начислена пени в размере 20,49 руб., за 2018 год в размере 406 руб. не оплачена, за период с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года (пенеобразующая недоимка 2018 год) начислена пени в размере 16,54 руб., за 2019 год в размере 446 руб. не оплачена, за период с 02 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года (пенеобразующая недоимка 2019 год) начислена пени в размере 13,17 руб.

Просят взыскать с Воробьевой С.Ю. недоимку в размере 1 265,72 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

В силу ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке, судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Суд, исследовав материалы дела и оценив их, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу п.1 ст.400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ регламентировано, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Установлено, что Воробьева С.Ю. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. (л.д. 17).

Согласно ст.31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.

Статья 32 Налогового кодекса РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст.52 Налогового кодекса РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием сумма налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п.3 и п.4 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, налогоплательщику Воробьевой С.Ю. административным истцом выставлены налоговые уведомления:

- № 20187572 от 16 июля 2017 года о необходимости уплаты налога на имущество за 2016 год (л.д. 18);

- № 32465199 от 14 июля 2018 года о необходимости уплаты налога на имущество за 2017 год (л.д. 19).

Материалы не содержат сведений о направлении указанных уведомлений.

Налогоплательщику Воробьевой С.Ю. административным истцом направлены почтой налоговые уведомления:

- № 77354901 от 23 августа 2019 года о необходимости уплаты налога на имущество за 2018 год в размере 406 руб. (л.д. 21, 22);

- № 25436396 от 03 августа 2020 года о необходимости уплаты налога на имущество за 2019 год в размере 446 руб. (л.д. 23, 24);

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Пункт 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ предусматривает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Как следует из представленных материалов, административному ответчику выставлено требование № 332256 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год (л.д. 25). Доказательств направлений указанного требования административным истцом не представлено.

Административному ответчику почтой направлены требования:

- № 43538 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 369 руб. и пени 20,49 руб. (л.д. 27, 28).

- № 42220 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 406 руб. и пени 16,54 руб. (л.д. 29, 30).

- № 32998 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 446 руб. и пени 13,17 руб. (л.д. 31, 32).

Требования об уплате налогов административным ответчиком не исполнено.

Также в материалах дела имеется требование №33356 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, однако отсутствуют документы, подтверждающие направление данного требовния административному ответчику.

Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

С декабря 2020 года сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, при которой налоговый орган имеет право обратиться в суд, составляет 10 000 руб.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Воробьевой С.Ю. недоимки по налогу, пени, налоговый орган обратился к мировому судье 22 апреля 2022 года. Судебный приказ вынесен 28 апреля 2022 года. Определением мирового судьи судебного участка № 5 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 27 апреля 2023 года, вышеуказанный судебный приказ отменен.

Судом установлено, что мировым судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления, проверка законности и обоснованности вынесенного судебного приказа относится в соответствии с ч.3 ст.123.8 КоАП РФ к полномочиям кассационного суда и районный суд не вправе проверять указанный судебный акт.

Административным истцом не предоставлено доказательств направления налоговых уведомлений об уплате налога за 2016 год и 2017 год и требования требование №33356. А в связи с чем, налог и пени по указанным налоговым уведомлениям и требованию взысканию не подлежат. С административного ответчика следует взыскать задолженность за 2018 и 2019 года.

Задолженность за 2018 год составляет 406 руб.

797312 х 2/3х0,10% х 12/12 х 0,6 = 406 руб.

Пени за период с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года

406 руб. х 6,50%/300 х 13 дн. = 1,14 руб.

406 руб. х 6,25%/300 х 56 дн. = 4,74 руб.

406 руб. х 6,00%/300 х 77 дн. = 6,25 руб.

406 руб. х 5,50%/300 х 45дн. = 4,17 руб.

406 руб. х 4,50%/300 х 13 дн. = 0,24 руб.

Всего 16,54 руб.

Задолженность за 2019 год составляет 446 руб.

797312 х 2/3х0,10% х 12/12 = 406 руб.

Расчет пени с 02 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года:

446 руб. *4,25%/300*110 дней = 6,95 руб.

446 руб. *4,50%/300*35 дней = 2,34 руб.

446 руб. *5,00%/300*50 дней = 3,72 руб.

446 руб. *5,50%/300*2 дней = 0,16 руб.

Итого: 6,95 руб. + 2,34 руб. + 3,72 руб. + 0,16 руб. = 13,17 руб.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с Воробьевой С.Ю. недоимки по налогу подлежат удовлетворению в части.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С Воробьевой С.Ю. следует взыскать госпошлину в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области удовлетворить частично.

Взыскать с Воробьевой С.Ю., <данные изъяты> в пользу Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области недоимку:

по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год в размере 406 руб., за период с 03 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года пени в размере 16,54 руб.,

-по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за 2019 год в размере 446 руб., за период с 02 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года пени в размере 13,17 руб.

Всего взыскать задолженность 881,71 руб. (восемьсот восемьдесят один руб. 71 коп.).

В удовлетворении административного иска о взыскании с Воробьевой С.Ю. в пользу Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016 год в размере 314 руб., за период с 02 декабря 2017 года по 25 ноября 2018 года (пенеобразующая недоимка 2016 год) пени в размере 28 руб., за 2017 год в размере 369 руб., за период с 04 декабря 2018 года по 07 июля 2019 года (пенеобразующая недоимка 2017 год) пени в размере 20,49 руб. отказать.

Взыскать с Воробьевой Светланы Юрьевны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись.